Онлайн-конференция с начальником управления высшего образования министерства образования сергеем касперовичем. Бгту будет готовить уникальных для беларуси ит-специалистов Касперович сергей антонович

Оборудование, техника, инвентарь 30.07.2020
Оборудование, техника, инвентарь

Родился 08.01.1976, г. Вилейка, Минская область. Экономист, специалист в области математических и инструментальных методов экономики. Кандидат экономических наук (2003), доцент (2008).
Образование: Белорусский государственный технологический университет (специальность "Экономика и управление на предприятии", 1998; аспирантура, 2001).
Научные интересы: экономика и управление народным хозяйством и его отраслями; экономика предприятия; прогнозирование и планирование динамики экономики; управление инновациями; математическое моделирование экономических процессов; обеспечение экономической безопасности.
Место работы, должность: Белорусский государственный технологический университет (2000–2016, инженерно-экономический факультет, кафедра менеджмента и экономики природопользования, в 2016 – заведующий кафедрой, 2010–2011 – декан факультета, с 2011 – проректор по учебной работе), Министерство образования Республики Беларусь (с 2016; начальник управления высшего образования, начальник главного управления профессионального образования). Информация на 2018.
Награды: Почетная грамота Министерства экономики Республики Беларусь (2010).
E-mail: [email protected]

Вариантная форма

Источники информации
Многоотраслевая модель неравновесной динамики для прогнозирования развития промышленного комплекса Республики Беларусь: диссертация... кандидата экономических наук: 08.00.13: защищена 04.04.2003: утверждена 15.10.2003 / Касперович Сергей Антонович. - Минск, 2003.
Многоотраслевая модель неравновесной диагностики для прогнозирования развития промышленного комплекса Беларуси / С. А. Касперович, В. Я. Асанович // Белорусский экономический журнал. - 2004. - № 4. - С. 65-78.
Анкета ученого.
Каспяровіч Сяргей Антонавіч // Хто ёсць хто ў Беларускім дзяржаўным тэхналагічным універсітэце. - Мінск, 2010. - С. 130.

Эдуард (Витебск, Берестеня 7-23, [email protected], +375336370030) :

Здесь два вопроса. Первый вопрос: возможно ли восстановление? Восстановление возможно, однако нужно детально изучать учебные планы, которые были 10 лет назад, по которым обучался студент, и учебные планы, которые сейчас реализуются в соответствующем учреждении образования. Отвечая на второй вопрос, могу сказать, что, конечно, вы можете обратиться в Министерство образования. И, если не найдете решения в вузе, мы поможем разобраться с этой ситуацией. Если университет, возможно, реализует образовательные программы, связанные с компетенцией другого госоргана, например, Министерства здравоохранения, мы совместно тогда будем помогать вам находить верные решения.

Добрый день! Читала, что десятиклассники не смогут сдавать ЦТ. Почему? Я сдавала в 2009 тестирование и тогда, насколько я помню, можно было сдать ЦТ всем желающим. Знаю, что некоторые шли просто из любопытства проверить свои знания (но то уже взрослые работающие люди были). И если десятиклассник сдаст хорошо ЦТ, то почему бы ему не воспользоваться сертификатом, который будет действителен 2 года?

Мария (Неизвестно) :

То, что сертификаты централизованного тестирования будут действовать на протяжении двух лет, все абсолютно верно. И абитуриенты, которые сдадут централизованное тестирование в 2017 году, смогут воспользоваться результатами в 2017 и 2018 годах, на этом срок действия сертификата закончится.

Что касается десятиклассников, действительно, на протяжении нескольких лет реализуются определенные запретные позиции. Есть барьеры для сдачи централизованного тестирования десятиклассниками, так как они не освоили в полной мере соответствующую образовательную программу среднего образования. Данные подходы будут реализовываться и далее. Они могут ходить на репетиционные тестирования и проверять свои знания. А в 2009 году, совершенно правильно здесь сделана ремарка, десятиклассники могли сдавать тестирование.

Сейчас можно будет сдавать 4 ЦТ вместо 3. Это расширит перечень специальностей, на которые может будет претендовать абитуриент. При том, ранее много было переносов документов в последний день, суматохи, беготни абитуриентов. А что будет сейчас? Вы не опасаетесь, что это может затруднить работу приемных комиссий?

Елена (Неизвестно) :

Хороший вопрос. Мы думали над последствиями такого решения, которое действительно расширяет возможности абитуриентов. В то же время мы понимаем, что грамотная и эффективная организация работы приемных комиссий позволит нам все-таки устранить проблемы, которые здесь подаются как очень серьезные. Я думаю, что эти опасения немного завышены.

Сейчас назначаются три резервных дня для сдачи ЦТ. Какие причины должны быть, чтобы можно было сдать именно в резервный день и чем подтверждать, что в основной не смог? Как будут распределены эти три дня - друг за другом или, к примеру, через день?

Влад (Неизвестно) :

Здесь, на самом деле, два вопроса. Если говорить о причинах, то должна быть исключительно уважительная причина, в первую очередь, медицинского характера, а во вторую очередь, причины, связанные с участием в международных мероприятиях. Например, спортсмены, участвующие в соревнованиях, имеющие соответствующий документ, будут допускаться к прохождению централизованного тестирования в резервные дни. Решение будет принимать учреждение образования, которое проводит централизованное тестирование в резервные дни.

Что касается графика, то предварительно, по проекту, который у нас уже сформирован совместно с Республиканским институтом контроля знаний, резервные дни будут распределены через день.

Полина (Неизвестно) :

Я могу сказать, что, во-первых, для абитуриентов, поступающих на сельскохозяйственные специальности как в вузы сельскохозяйственного профиля, так и в вузы несельскохозяйственного профиля, будет применяться единая норма, которая предполагает, что абитуриент поступает, предоставляя в приемную комиссию либо сертификаты централизованного тестирования, либо по своему выбору (это дано на откуп самого абитуриента) - сдает внутренние испытания в соответствующем учреждении образования. Т.е. он либо может принести сертификаты, либо сдать внутренние испытания по профильным предметам. По профильным. Т.е. тестирование по русскому/белорусскому языку такому абитуриенту не нужно проходить. Какие изменения произошли? Отменено тестирование по русскому или белорусскому языку, т.е. нужно всего два профильных испытания пройти. Кроме того, единый подход реализован в отношении вузов сельскохозяйственного профиля и сельскохозяйственных специальностей в вузах несельскохозяйственного профиля, чего не было.

Ведущая: Т.е. сейчас они могут поступать прямо либо принести результаты тестирования?

Сергей Касперович: Да, либо принести тесты, либо сдать вступительные испытания в университете.

Недавно был опубликован международный рейтинг вузов, где есть и наши университеты. БГУ - лучший среди белорусских. Не спорю, он хорош, но мне кажется, что БГУИР тоже очень сильный. Ведь наши программисты одни из лучших в мире, мы заслуженно можем хвастаться результатами в ИТ-сфере. А вот о выпускниках БГУ как-то не очень слышно. Почему в рейтинге не отражается БГУИР, а только БГУ и БНТУ?

Иван (Неизвестно) :

Интересный вопрос, над ним можно много размышлять. БГУИР действительно хороший университет, который пользуется заслуженным уважением на международной арене. Он имеет и международные образовательные структуры. Но здесь очень важно понимать, о каком рейтинге мы говорим. Если мы говорим о рейтинге Webometrics, то БГУИР там присутствует и занимает лидирующие позиции среди белорусских вузов. Если мы говорим о рейтинге QS, там действительно присутствует только два наших университета сейчас - это БГУ и БНТУ. БГУИРу, видимо, нужно приложить определенные дополнительные усилия, чтобы попасть туда. Там очень жесткие критерии, касаемые и научных результатов, и результатов выпускников. Поэтому БГУИР при должных усилиях руководства, профессорско-преподавательского состава, студентов, магистрантов, аспирантов, конечно, может претендовать на то, чтобы попасть и в другие рейтинги, кроме Webometrics.

Было много анонсировано об изменениях в поступлении для абитуриентов. Безусловно, есть определенные плюсы для белорусов. А что от этого выигрывают потенциальные иностранные студенты? Или может, что-то еще планируется для абитуриентов из-за рубежа?

Анна (Неизвестно) :

На самом деле есть определенные изменения, которые позволят иностранным абитуриентам получить преимущества по сравнению с тем, что было ранее. Если мы говорим об иностранных гражданах, которые могут на тех же условиях, что и белорусские граждане, даже претендовать на бюджетную форму обучения, то чаще всего это российские студенты. В их случае три резервных дня позволят вовремя зарегистрировавшимся на ЦТ россиянам, пройти централизованное тестирование. Ранее из-за ЕГЭ или по другим причинам им не всегда удавалось своевременно пройти ЦТ и претендовать на бюджетное или обучение на платной основе, как и белорусским гражданам.

Что касается дополнительных преимуществ, они также предусмотрены для белорусов зарубежья, которые также имеют дополнительные возможности поступить, в том числе и на бюджетную форму обучения. У нас созданы возможности для поступления и обучения иностранных граждан.

Пару лет назад ходили слухи, что отработку после вузов хотят увеличить с 2 лет до 5. Сейчас до 5 лет увеличили отработку только для педагогов. Скажите, увеличение срока отработки - это общий тренд или по остальным специальностям вообще не планируется что-то увеличивать?

Юлия (Неизвестно) :

Вопрос интересный, но не совсем корректно сформулирован. В данном случае нельзя говорить, что срок отработки увеличили только для педагогов. Отработка сроком 5 лет будет для выпускников педагогических специальностей, которые поступили на них будучи выпускниками профильных педагогических классов без вступительных испытаний. Это еще одно новшество правил приема, о котором многие слышали: выпускники профильных педагогических классов при наличии рекомендаций педагогического совета соответствующей школы, при успешном прохождении профессионального собеседования в учреждение высшего образования, могут поступать на соответствующие педагогические специальности без вступительных испытаний. Но в этом случае срок отработки, который для них предусмотрен - 5 лет. Абитуриент имеет право выбора: будет ли он поступать на общих или на льготных основаниях. Мы понимаем важность профессии педагога, профессиональное становление педагога и уровень его квалификации не формируются мгновенно. Несмотря на то, что у студентов педагогических специальностей есть большое количество практик, мы все же расцениваем возможность иметь гарантированно рабочее место и профессионально совершенствоваться как благо. За этот период времени специалист в области педагогики действительно станет высококвалифицированным. Поэтому данную норму нужно воспринимать и рассматривать позитивно.

Вопросы об увеличении срока отработки для других специальностей не обсуждаются.

Недавно стало известно, что если студент полностью не отрабатывает по специальности 2 года, выплачивать стипендию ему не нужно будет. Это касается и студентов педвузов? Им же отрабатывать нужно будет 5 лет.

Ольга (Неизвестно) :

В отношении выплаты стипендий речь идет о возмещении средств для тех выпускников высших учебных заведений, которые учились на бюджетной форме обучения, а затем в силу каких-либо обстоятельств не отработали положенный срок по распределению, либо отработали не весь срок.

Действительно, изменен механизм расчета суммы возмещения. В данном случае стипендия не будет приниматься в расчет. Очевидно, сумма будет ниже.

Ведущая: И будет отличаться - не отработал в принципе либо отработал частично?

Сергей Касперович: Сумма возмещения отличается и сейчас, она зависит от того срока, который остался неотработанным. Если выпускник не отработал весь срок - 2 года, то он платит полную сумму, если не отработал половину срока - то сумму, эквивалентную половине стоимости обучения.


Скажите, как будет проходить собеседование на педагогические специальности? Что нужно будет предоставить комиссии, чтобы доказать, что абитуриент может стать хорошим педагогом в будущем?

Екатерина (Неизвестно) :

Нужно представить рекомендацию педагогического совета. Это действительно важная вещь, которая будет рассматриваться неформально. Что касается профессионального собеседования, надо понимать, что это не экзамен. Будут созданы соответствующие комиссии в университетах, которые принимают выпускников педагогических классов. В ходе собеседования будет дана оценка желания абитуриента. Знания здесь не на первом месте, потому что это не экзамен.

Программа собеседования сейчас отрабатывается. Общие подходы уже сформированы. Тех вопросов, которые непосредственно изучали в школе, в педагогических классах, не будет. Будут вопросы, связанные с видением молодым человеком своего будущего на педагогическом поприще, с видением того, что нужно сделать, чтобы стать квалифицированным специалистом. Вот основные проблемные моменты, которые будут обсуждаться в ходе такого собеседования. Еще раз акцентирую внимание, что это не экзамен. Более детальная информация будет представлена позднее, ее можно будет получить в соответствующих университетах и через Министерство образования.

Знаю, что ранее журналисты в БГУ учились 5 лет, теперь обучение занимает 4 года. Оправдывает ли себя сжатое время обучения или, может, стоит вернуться на пятилетку? Для чего вообще переходят на 4-летнее образование?

Марина (Неизвестно) :

Одна из причин оптимизации сроков обучения связана с тем, что в современных условиях знания меняются очень быстро, появляются новые технологии, причем в разных сферах - в промышленных, социальных. Это обусловлено развитием IT-сферы, IT-технологий и не только. И те знания, которые студент получает в период своего обучения, могу устареть. 4-летный срок обучения помогает более оперативно изменять образовательные программы. Практика показывает, что для многих специальностей это достаточный срок...

В новой редакции Кодекса об образовании срок обучения для некоторых специальностей мы предусматриваем 6 лет. Есть технические специальности, очень сложные, связанные с ядерной энергетикой, и ряд других специальностей, где сроки обучения сокращать опасно. Та же медицина. Но некоторые направления экономики требуют, чтобы мы получали специалиста за более короткий срок. И учреждения высшего образования в состоянии подготовить квалифицированного специалиста за 4 года. По ряду специальностей у нас срок обучения 4,5 года. Данная оптимизация идет на протяжении достаточно длительного периода времени, и мы видим ее эффективность.

В последний год было много изменений в образовании - вступление в Болонский процесс, реформы поступления. Скажите, а есть и будут ли изменения в платном и бесплатном образовании? Я имею ввиду стипендии (может, повысят?) и на сколько вырастет плата за обучение и, может, появятся какие-нибудь новые льготы?

Надежда (Неизвестно) :

Министерство образования постоянно изучает ситуацию, которая складывается в учреждениях высшего образования в части финансово-экономических вопросов. Если говорить о бюджетной форме обучения и о стипендиях, то здесь общий тренд таков, как и в экономике в целом. Увеличивается валовой внутренний продукт, растет экономика, увеличиваются зарплаты, у государства повышаются возможности для увеличения стипендий. При наличии возможностей рост стипендий будет обеспечиваться. Если говорить о платном обучении, то здесь тренды также связаны с общим развитием экономики. Если растет заработная плата, а в стоимости платного обучения доля заработной платы профессорско-преподавательского состава, вспомогательных сотрудников весьма высока, то увеличивается стоимость платного обучения. И у студентов больше возможностей, чтобы осуществлять оплату за обучение. Если мы не наблюдаем динамичного роста заработной платы, расходов в системе образования, то стоимость не будет увеличиваться. Падать стоимость образования теоретически может, если будут снижаться издержки, основные статьи расходов на обучение. А что является основной статьей - это заработная плата специалистов.

Ведущая: Возможно, появятся новые льготы?

Сергей Касперович: Об одной льготе мы уже говорили. Она касается возмещения средств на обучение по бюджетной форме, когда выпускник не полный срок распределения отрабатывает. Льгота связана фактически с тем, что стипендию возвращать не нужно. Еще не многие об этом знают, поступив на платную форму, нужно четко понимать, что можно перевестись или снизить себе стоимость обучения, обеспечив это хорошей учебой, научной деятельностью, активным участием в общественной жизни факультета, университета. Вот эти льготы предусмотрены соответствующими нормативными актами. При наличии возможностей и о дополнительных льготах мы тоже сможем говорить.

Учителя и врачи - самые нужные люди в стране и должны быть самые популярные специальности в вузах. Но т. к. это сложно, платят по итогу не очень много, молодые люди идут в другие сферы. Мне кажется, что по отношению к учителям и к будущим студентам сделаны определенные шаги для популяризации профессии. Я про увеличение зарплат и про поступление. А планируются ли какие-то изменения для будущих медиков? Может, будут изменения в учебном процессе?

Наталья (Неизвестно) :

Что касается будущих медиков, то вопрос не вполне корректен. Сейчас у нас ситуация такова, что несмотря на недостаточную популярность медицинских специальностей, как сказано в вопросе, на самом деле во время вступительной кампании все наоборот. Мы наблюдаем из года в год очень высокие конкурсы на специальности медицинских университетов и очень высокие проходные баллы. Туда идут мотивированные, уже профессионально ориентированные молодые люди, которые знают о профессии врача от своих родственников, от родителей и не только. Они целенаправленно готовятся. Мы наблюдаем устойчивую тенденцию на протяжении длительного периода времени к тому, что конкурсы в медицинских вузах и проходные баллы там одни из самых высоких. Дополнительные моменты, связанные с льготами на стадии поступления не видятся целесообразными.

Что касается определенных изменений, то они в этом году намечены: целевая подготовка на медицинские специальности увеличена с 40% до 50% . Доля целиков будет составлять половину всего приема на медицинские специальности на бюджетную форму обучения. Что касается изменений в учебном процессе. Они происходят постоянно и помогают его совершенствовать. И как раз в Министерстве здравоохранения и вузах медицинского профиля с учетом лучших достижений в области подготовки медицинских кадров, заказчики вместе с университетами постоянно очень серьезно работают над учебным процессом, внося необходимые изменения в учебные программы и планы.

Добрый день. О себе: кандидат наук, доцент, преподаю на химическом факультете БГУ. Помимо прочего я читаю курс "Органическая химия" для студентов заочной формы обучения биофака БГУ. Контингент слабый, около половины студентов идут на пересдачу, которая в моем конкретном случае осуществляется в сентябре-октябре (сам экзамен - в июне). Уж не буду и спрашивать, зачем всех этих людей берут в вуз. Параллельно (сентябрь/октябрь) пересдачу экзамена по органической химии осуществляют студенты ОЧНОЙ формы обучения (у них другой лектор), непересдавшие - отправляются на комиссию, не сдавшие комиссии - отчисляются. Интересно, что отчисленные с ОЧНОЙ формы обучения ОБЫЧНО моментально "перебрасывают" документы на "заочку", и тут уже я - лектор для студентов-заочников - вдруг оказываюсь должным трижды экзаменовать/переэкзаменовывать/организовывать комиссию этих студентов, которые мало того, что ко мне не имеют ни малейшего отношения, так еще и только что были отчислены комиссией, состоящей из преподавателей нашей кафедры. Интересно, что такое вполне может происходить месяце эдак в ноябре/декабре. Выглядит это (Я ЭТО ТАК ВОСПРИНИМАЮ), как издевательство надо мной. И является это всего лишь одним из многочисленных проявлений того, что система образования - по-моим ощущениям - находится в упадке.

Ну да, у Вас там все хорошо. Я полагаю. Заранее благодарен за рассмотрение вопроса. Андрей Бекиш.

Андрей Валерьевич Бекиш (Минск, ул. Чечота, д.32, кв. 69) :

Спасибо. Я думаю, что имеет смысл нам направить этот вопрос в Министерство образования для дополнительного, более глубокого изучения, и автору вопроса мы представим ответ, более обстоятельный, нежели возможно в рамках онлайн-конференции. Поэтому я попрошу предоставить этот вопрос или обращение, и мы рассмотрим его по всем поднимаемым здесь аспектам.

Скажите, после вступления в Болонский процесс, появилось ли больше возможностей уехать на стажировку или обучение по обмену в зарубежные вузы? Какие больше пользуются популярностью у наших студентов?

Игорь (Неизвестно) :

В целом сейчас мы не видим ограничений для того, чтобы стажироваться, участвовать в программах обмена. У нас многие студенты, магистранты активно в них участвуют. Этому помогают различные программы, имеющие европейскую финансовую поддержку, т.к. обмен это еще и затраты связанные с переездами. В отдельных случаях это происходит за счет студента, иногда эти средства могут предоставляться различными организациями, которые финансируют программу мобильности. Вступив в Болонский процесс мы понимаем, что самое лучшее из него мы должны взять, но в первую очередь мы должны соблюдать свои национальные интересы и добиваться того, чтобы все самое лучшее, что у нас есть в системе высшего образования, сохранить и совершенствовать. Поэтому мобильность мы рассматриваем, как возможность получать лучший зарубежный опыт и внедрять его в нашу образовательную систему через студентов и магистрантов, через преподавателей. У нас есть ряд программ связанных с финансированием преподавательской мобильности. Наши преподаватели вузов направляются на стажировки за рубеж для того, чтобы получить те компетенции, которыми они не обладают. Они возвращаются в университет, и используют знания, полученные за рубежом в преподавании. Мы надеемся, что студенты, которые получили дополнительные компетенции, за рубежом будут использовать их в Беларуси в своей профессиональной деятельности. Именно в этом смысл Болонского процесса, чтобы получать дополнительные знания и их эффективно использовать у себя в своей экономике.

Если возвращаться к Болонскому процессу, к которому мы присоединились в мае 2015 года, то мобильность у нас существовала и до этого, но она возросла. При этом, нужно понимать, что мы смотрим на мобильность как на двунаправленный процесс. Направляя студентов за рубеж, мы готовы и сами принимать и учить студентов зарубежных вузов. Если говорить о популярности, то я могу отметить одну удивительную вещь. Можно было бы предполагать, что речь идет о европейских университетах, американских. Но, к сожалению, многие наши молодые люди, которые желают участвовать в мобильности, на недостаточном уровне владеют языком, и в итоге для них возможна стажировка или включенное обучение, например, только в российских вузах. Очень широко развивается мобильность в рамках Союзного государства, Единого экономического пространства.

Кстати, неплохо у нас сейчас развивается мобильность с Китаем. Университеты Китая предлагают такие программы, и наши вузы приглашают китайских граждан на включенное обучение, на обучение по модели "два плюс два", когда два года студент учится у себя в университете, а затем приезжает к нам. Нужно самим студентам понимать, что для того, чтобы участвовать в мобильности, нужно, во-первых, хорошо учиться, потому что иногда эти программы реализуются на конкурсной основе, во-вторых, нужно знать язык. В первую очередь - английский, неплохо - китайский, можно - испанский, французский, немецкий. Чем больше - тем лучше.

В Указе Президента сказано "Абитуриенты, поступающие для получения высшего образования, имеют право дополнительно сдать одно (по выбору абитуриента) вступительное испытание в форме ЦТ". То есть я могу сдать и русский, и белорусский. Нигде не сказано, что не могу. Разъясните этот момент, пожалуйста.

Даша (Минск) :

Уважаемый начальник. У меня в этом году диплом III степени на областной предметной олимпиаде в 11 классе.В прошлом году моя знакомая,будучи в такой же ситуации, где-то в феврале получила из Брестского педунивера официальное письмо с приглашением получать дальнейшее высшее образование у них на 1 курсе. Но она выбрала Минск. Я же хочу обучаться в своём региональном именно этом ВУЗе на педспециальности и в дальнейшем работать именно в своём регионе. Будет ли подобная преференция у меня? получу ли я подобное приглашение из Бреста? Ответ,пожалуйста, на эту электронку. Спасибо.

Владислав (Пружаны) :

Если Владислав нас услышит, мы попросим его дать нам его электронку. К сожалею, в вопросе вы никаких данных для обратной связи не указали. Обстоятельно рассмотрим это обращение вместе с университетом имени Пушкина в Бресте. Хочу отметить одно. Наши региональные университеты занимают очень активную позицию в части привлечения граждан из соответствующих регионов к себе на обучение. Брестский государственный университет имени Пушкина - не исключение. Я думаю, что такое приглашение вы можете получить, однако нам нужно изучить все обстоятельства, связанные с вашими достижениями и возможностями обучения в конкретном университете. Если Владислав предоставит нам дополнительные данные о себе, думаю, что мы поможем ему все выяснить оперативно.

Ведущая: Владислав, вы можете в любую социальной сети перейти в группы Агентства теленовостей "АТН: новости Беларуси и мира" и в комментарии к любому видео оставить ваши данные или напрямую написать сообщение в группе, указав свою фамилию, электронный адрес, обозначиться, что это вы. Мы обязательно передадим информацию в Министерство образования.

Сергей Касперович: Очень приятно такие обращения получать. Только конкретизируйте информацию о себе. Можно на сайте Министерства образования заполнить форму для электронных обращений граждан. Еще раз повторю, что мы вашу ситуацию изучим с конкретным университетом.

Здравствуйте! С этого года разрешено сдавать 4 ЦТ. Могу я сдавать английский и немецкий? Насколько знаю, в прошлом году все иностранные языки сдавались в один день. Как будет в этом году? Заранее спасибо за ответ!

Ольга (Минск) :

Вопрос вроде как подобный, но совершенно иной. Иным будет и ответ. Поскольку английский и немецкий языки - это фактически один предмет "Иностранный язык", тестирование по английскому и немецкому будет проходить в один день. Из этого понятно, что можно сдать ЦТ только по одному иностранному языку. Придется выбирать, что вы лучше знаете.

В любом случае можно поступить с сертификатом по английскому и немецкому языкам на одни и те же специальности. Важно набрать больше баллов.

Можно сдать первым предметом цт русский язык, а четвертым - белорусский язык?

Татьяна (Береза) :

Мы на этот вопрос уже отвечали. Здесь последовательность, я думаю, не принципиальна. Да, можно. Что первым, что четвертым, это не я решаю, это будет в соответствии с графиком ЦТ определяться. Я вывожу за рамки ответа последовательность (первый и четвертый), а так да, можно.

Скажите пожалуйста, за диплом и 1, и 2, и 3 степеней в областной олимпиаде дают 100 баллов на ЦТ?

Дмитрий (Гродно) :

Ведущая: То есть за все три?

Сергей Касперович: Да, но человек получит одну из степеней олимпиады, соответственно, получит 100 баллов по соответствующему предмету. Мы же понимаем, что люди, которые достигают таких результатов, это люди подготовленные. Это их заслуга, потому что победитель областной олимпиады - высокий уровень подготовки. Это просто так не дается, дается трудом, причем, основательным.

Здравствуйте! Разъясните, пожалуйста, следующий момент: если учащийся специализированного лицея МЧС заканчивает его со средним баллом 7, то он может поступать во все силовые вузы без ЦТ? Спасибо!

Иван (г.Гомель) :

По этому вопросу нам нужны дополнительные уточнения, в том числе и совместно с нашим Министерством по чрезвычайным ситуациям. Поэтому, если можно, перенаправьте этот вопрос в Министерство образования, мы его дополнительно изучим.

Сергей Касперович: Обратитесь официально через систему электронных обращений на нашем сайте.

В завершении онлайн-конференции могу сказать, что по вопросам, которые прозвучали и от наших потенциальных абитуриентов и, возможно, от их родителей, очевидно, что проблема актуальна, молодежь готовится к поступлению в университеты, изучает нормативные акты. Что касается каких-то дополнительных комментариев, конечно, они будут. Появятся и дополнительные локальные акты, в которых будут отражены изменения правил приема - мы сейчас над этим работаем. Это касается и вопросов графика централизованного тестирования, и вопросов, связанных с проведением профессионального собеседования по педагогическим специальностям, и ряда других вопросов. Мы обязательно будем информировать наших граждан о деталях нынешней приемной кампании.

Могу отметить одну важную вещь - приемная кампания 2017 года в принципе в части организации, в части основных подходов серьезно отличаться от приемных кампаний предыдущих лет не будет. Те изменения, которые внесены в правила приема, направлены на увеличение возможностей для молодых граждан самоопределиться с будущей профессией. С другой стороны, не забываем мы об интересах заказчиков кадров, ну и, естественно, совершенствуем целый ряд процедурных вопросов. Но абитуриенты в части организации в общем-то ничего принципиально нового не почувствуют.

Ведущая: Спасибо большое, что были с нами. Спасибо всем, кто подключился, слушал. Увидимся совсем скоро. До свидания!


В этом году БГТУ начнет набор студентов по трем новым ИТ-специальностям. Студенты специальности "программное обеспечение информационной безопасности мобильных систем" будут изучать технологии программирования на языках С++, Java EE, C#, ASP.NET, JavaScript. Студенты будут учиться создавать защищенные системные и прикладные приложения на базе iOS, Android и Windows Phone, а также будут работать над программированием баз данных и созданием 2D- и 3D-графики для мобильных систем. По сути выпускники будут теми же разработчиками софта, но с углубленными знаниями вопросов безопасности.

Основные организации, в которые будут направляться выпускники, это компании-резиденты Парка высоких технологий: Belhard, Itransition, EPAM, Wargaming. Всего в БГТУ рассчитывают набрать по данной специальности 30 человек на бюджетной основе и 20 на платной.

Еще одно новое ИТ-направление в вузе - это "программирование интернет-приложений" . Студенты данной специальности будут получать знания по таким языкам программирования, как С++, C#, PHP, JavaScript, Python и Ruby, по технологиям - Java EE, ASP.NET и по языкам разметки - HTML, CSS, XML. По этому направлению вуз также наберет 30 бюджетников и 20 платников.

В процессе обучения по специальности "дизайн электронных и веб-изданий" студенты научатся формировать требования к электронным и веб-изданиям, разрабатывать их дизайн и интерактивное содержание, а также продвигать информационную продукцию на рынок. Всего вуз планирует по этому направлению зачислить 25 человек на бюджетной основе и 15 на платной.

О новых специальностях и направлениях обучения, их особенностях и перспективах ИТ-образования в БГТУ IT.TUT.BY рассказали профессор, доктор технических наук, заведующий кафедрой информационных систем и технологий Урбанович Павел Павлович и проректор по учебной работе, доцент Касперович Сергей Антонович.

- Вы готовили ИТ-специалистов и до создания нового факультета?

Урбанович Павел: Мы уже более 10 лет выпускаем специалистов в рамках специальности "информационные системы и технологии". Сейчас мы сформировали необходимую базу, чтобы расширять список специальностей. Стране сегодня нужны квалифицированные программисты, и на правительственном уровне перед нами была поставлена такая задача - расширять ИТ-направление.

В течение последнего года мы разработали три новых образовательных стандарта и соответствующие учебные планы. Мы их утвердили на всех уровнях - в БГУИР как в ведущем вузе в области информатики и радиоэлектроники, в "Республиканском институте высшей школы" и в Министерстве образования. Мы получили соответствующие документы и с 1-го сентября начинаем готовить студентов по трем новым ИТ-специальностям.

Сейчас уже подписан приказ о создании новой кафедры "Информатика и компьютерная графика" и нового факультета "Информационные технологии". В течение учебного года, скорее всего, будет создана еще одна кафедра ИТ-профиля. Мы рассчитываем, что на первый курс по ИТ-специальностям зачислим всего около 200 человек. Для сравнения, в прошлом году на бюджетной основе БГТУ принял всего около 50 человек по ИТ-профилю.

ИТ-специальности, которые мы открываем - уникальны, их нет ни в одном другом белорусском вузе.

- Интересно, почему такие специальности открылись в БГТУ, а не, скажем, в том же БГУИР?

Касперович Сергей: Развитие современного университета определяется реальной ситуацией, в которой он работает. Наш вуз более 80 лет назад начал свою историю как кузница кадров для лесного хозяйства, лесной промышленности, деревообрабатывающей отрасли. Когда начала развиваться химическая и нефтехимическая промышленность, у нас была организована подготовка по соответствующим специальностям. После получения Республикой Беларусь независимости в стране появилась необходимость в собственной полиграфической базе - у нас опять же были созданы соответствующие специальности. Мы находимся в постоянном развитии.

К тому же концепция технологического университета с точки зрения самой сути понятия "технология" предполагает развитие по всем возможным направлениям, которые с ней связаны. Сейчас для нашей экономики чрезвычайно важны информационные технологии. Развитие образования по информационным технологиям с учетом наличия у нас необходимых кадров и материальной базы полностью соответствует стратегии развития БГТУ.

Урбанович Павел: Материальная база у университета есть. У нас хорошие партнерские отношения с "Гейм Стримом" (Wargaming), Itransition, BelHard. Сейчас по генеральному соглашению с компанией "Гейм Стрим" мы начинаем оборудовать специализированную научную лабораторию. Компания закупает все необходимое оборудование. Предполагается, что в этой лаборатории студенты, преподаватели и научные сотрудники будут участвовать в выполнении конкретных заказов "Гейм Стрим". В перспективе мы планируем создать филиал кафедры на базе "Гейм Стрим". Наши студенты будут там проходить практику, выполнять дипломные проекты.

Есть предложение от известной компании ZTE. В рамках выставки ТИБО мы обстоятельно обсудили вопросы подготовки кадров с представителями китайской стороны.

Если говорить о специальности "информационные системы и технологии", по которой мы уже выпустили более двухсот выпускников, то, конечно, спрос превышает предложение. Обращается много компаний: резиденты Парка высоких технологий, государственные организации. Специалистов просто не хватает. Это и было важнейшим основанием для принятия решения по развитию у нас тут ИТ-направления. Во время визита премьер-министра в БГТУ в сентябре 2013 года перед нами была поставлена такая задача.

Вообще, серьезных успехов можно добиться только в условиях конкуренции. Да, есть БГУИР, есть БГУ, но если в технологическом университете это направление будет серьезно развиваться, а оно будет развиваться, то это пойдет только на пользу белорусской экономике. Это реальная конкурентная среда, для вузов это обмен преподавателями, взаимные стажировки. Я думаю, что по многим направлениям мы уже находимся на лидирующих позициях, а новые специальности нам позволят айтишное направление иметь в качестве одного из ключевых.



Со многими выпускниками у нас остаются хорошие контакты. Многие из них имеют уже серьезный практический опыт и в свое время зарекомендовали себя как отличные специалисты. У нас есть с ними договоренности о проведении у нас практических занятий.

- Айтишные бюджетники распределяются как все?

Касперович Сергей: По белорусскому законодательству у нас все выпускники бюджетной формы обучения распределяются. Помимо этого, выпускники-платники могут быть направлены на работу по собственному желанию.

По распределению выпускникам предлагается работа в разных организациях, не обязательно в государственных. В случае наличия заявок студенты могут идти и в частные организации. В большинстве своем выпускники ИТ-профиля туда и уходят.

Зачастую наши студенты уже в период обучения в университете создают собственные предприятия, привлекая к работе своих друзей и коллег.

- Нельзя выделить кого-то? В ПВТ много ваших студентов уходит?

Урбанович Павел: Парк высоких технологий у нас в основном занимается аутсорсингом - разрабатывает ПО под заказ. Но у нас есть и продуктовые компании. В парке таких единицы. К сожалению, сегодня в Беларуси многие национальные отрасли остаются без подпитки ИТ-специалистами. Почти все кадры уходят в ПВТ, и дефицит кадров для отечественной промышленности ощущается.

Университеты борются за сильных студентов?

Вузы борются за студента различными методами - это и реклама, и профориентация, и работа над рейтингом университета, в том числе международного.

Естественно, учитывая то, что ИТ-направление сейчас у нас получает новый этап развития, нам тут придется много работать, чтобы о нас узнали как о технологическом вузе, который является серьезной базой для подготовки специалистов для ИТ-профиля.

- Университет внедряет современные технологии в образовательный процесс?

Касперович Сергей: Мы широко используем дистанционные методы обучения. В университете создана совместная с литовским университетом дистанционная магистратура с выдачей двойных дипломов - европейского образца и белорусского. Осенью 2014 года мы запустим еще две новые дистанционные программы. Для этого создаются совершенно уникальные технологии. В этой связи в рамках создания учебных мультимедийных пособий и дизайна электронных и веб-изданий мы сами почувствовали потребность в специалистах в данной сфере. Поэтому мы планируем выпускников этого направления привлекать к работе и в нашем университете.

По профилю каждого направления и каждой специальности в университете создаются специализированные лаборатории.

Помимо этого мы не жалеем средств на зарубежные стажировки преподавателей. Мы активно участвуем в государственных программах, на эти цели Министерство образования выделяет бюджетные средства. По ИТ-специальностям преподаватели стажировались в европейских университетах и Индии.

- Преподавательских кадров вам хватает?

Касперович Сергей: На данный момент у нас, наверное, одна из лучших ситуаций в стране. Почти 75% наших преподавателей имеет ученые степени, такого нет ни в одном другом вузе. У нас много молодых кандидатов наук до 35 лет. На каждой кафедре у нас есть достаточное количество опытных и молодых, перспективных преподавателей.

Учитывая то, что для формирования высококвалифицированного ИТ-специалиста в вузе нужна основательная, фундаментальная подготовка, можно сказать, что в БГТУ на всех кафедрах естественнонаучного и социально-гуманитарного профилей сформирован сбалансированный высококвалифицированный состав преподавателей.

За последние 2-3 десятилетия подходы к управлению финансовой деятельностью в университете сформировались достаточно уверенные, и наш вуз сегодня является финансово устойчивой организацией, осуществляющей кроме всего прочего значительный объем финансируемых научных исследований, в том числе и в области информационных технологий.

Урбанович Павел: Есть определенная специфика в кадровом обеспечении процесса подготовки ИТ-специалистов. В различных вузах ситуация разная. Практически любой выпускник, с различным уровнем знаний, еще будучи студентом, работает и получает достаточно хорошее материальное вознаграждение. В любом вузе, в котором готовят ИТ-специалистов, вам скажут, что учебное заведение думает, как привлечь выпускников на преподавательскую работу, поскольку есть альтернатива - оставаться на преподавательской работе и заниматься наукой или уходить на работу, например, в Парк высоких технологий.

Несмотря на то, что ИТ-направления поддерживаются материально, определенный дисбаланс в зарплате в ИТ-компаниях и в вузах существует. Это проблема государственного уровня. Государство должно задуматься над этим, так как ИТ-отрасль - это одна из "куриц", которая "несет золотые яйца" и при этом не требует больших вложений как для подготовки, так и для обустройства рабочего места программиста.

Индийский парк высоких технологий в Бангалоре за 10 лет довел объем продаж ПО до $50 млрд. Это при том, что уровень образования там уступает нашему. Нужно думать не только о том, как будут работать программисты, как их нужно финансово и материально поощрять, но в то же время надо думать о том, кто готовит этих специалистов и как обеспечивать кадрами вузы.

- Уровень знаний современного абитуриента как-то изменился?

Урбанович Павел: Наверное. Это субъективное мнение - в наше время и "вода была водянее, и солнце солнцее". Тем не менее, мы считаем, что центр тяжести подготовки первокурсника из школьного класса перемещается в "класс репетиторский". Эта тенденция имеет место быть.

В связи с этим особую роль играет преподаватель, который работает с первокурсниками, у которых по существу разный уровень знаний. У нас в вузе создаются специальные группы по базовым дисциплинам: по математике, информатике, физике, химии, чтобы дать возможность студенту, имеющему недостаточный уровень знаний после школы, усваивать знания на требуемом уровне.

Новые ИТ-направления в этом году откроют и другие ведущие белорусские вузы. На факультете компьютерного проектирования БГУИР будут открыты 3 новые специальности. На кафедре ПИКС откроется первая в Беларуси специальность "Информационные системы и технологии (в бизнес-менеджменте)" . Выпускники получат квалификацию "программист, бизнес-аналитик".

На кафедре электронной техники и технологии открываются 2 специальности: "проектирование и производство программно-управляемых электронных средств" и "программно-управляемые электронно-оптические системы" . Это многопрофильные специальности, связанные с компьютерным проектированием современных сложных систем. Студенты смогут осуществлять программирование микроконтроллеров, микропроцессоров, а также создавать программно-управляемые технологические процессы, оптические системы, писать мобильные приложения.

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.


Открыть/cкачать видео

С 2014 года на механико-математическом факультете БГУ будет открыт набор на специальности "математика и информационные технологии" по двум направлениям: "веб-программирование и интернет-технологии" и "математическое и программное обеспечение мобильных устройств".



Рекомендуем почитать

Наверх