Святые кто их делает такими. Кто такие святые. Почему православные молятся святым

Оборудование, техника, инвентарь 29.01.2024
Оборудование, техника, инвентарь

Преподобным именуется святой, который при жизни был монахом и не имел архиерейского сана - то есть, не был архиепископом, епископом, митрополитом или патриархом.

Самые известные преподобные в Русской Церкви:

  • преподобный
  • преподобный
  • преподобный Сергий Радонежский

Самые известные преподобные Русской и зарубежных Церквей, жившие в XX веке:

  • преподобный
  • преподобный
  • преподобный Серафим Вырицкий

Старец Силуан Афонский — один из самых известных святых подвижников XX века. Монах, который сподобился созерцать Нетварный Свет уже на земле.

Преподобный - означает, что жизнь этого святого в первую очередь символизирует собой глубокий молитвенный путь - подобный ангельскому. Их подвиг - молитва, и соприкосновение с внешним миром происходило лишь по течению жизни, а не по «обязанности», которую подразумевает любое священство или архиерейство (архиепископы и митрополиты могли бы святейшими людьми и иметь дар к самой глубокой молитве и подвигу, но в силу своего сана они так или иначе участвовали в мирской и управленческой стороне Церкви, поскольку несли ответственность за целый город, митрополию или - как в случае с Патриархом - целую Церковь).

Это не значит, что все преподобные были затворниками и не выходили целыми днями из храма. Жизнь живая, и многие из них, если духовно наставляли многих приходящих в монастырь мирян и живущих в миру духовных чад. Некоторые из преподобных именно что получили почитание в народе за самоотверженное пастырство - как преподобные или , к которым стекались тысячи паломников. И получали от них духовное или физическое исцеление…

Кто такие святые?

Откуда вообще возникла необходимость давать определения (лики) святым и кто такие святые?

Святой это не только и не столько подвижник - то есть человек, который внешне отдал себя служению, аскезе и трудам не для себя, но для Бога. Человек может быть подвижником, но не святым.

Святой это тот, кто стяжал Благодать Святого Духа. И в котором присутствие Святого Духа было или стало очевидным для окружавших его.

(Иногда понимание, что человек был святым, приходит уже после его смерти, а иногда уже во время жизни человека всем очевидно, что канонизация - то есть, признание его святым всей Церковью, - это вопрос времени)

Святость не означает, что человек обязательно был наделен какими-либо сверхъестественными способностями - даром прозорливости или умением исцелять - хотя, чаще всего святые как раз открывали в себе невероятные Дары. Равно как не означает, что всякий прозорливец это святой.

Причисление Церковью того или иного подвижника к лику святых несет в себе две цели:

  • отдать дань святому;
  • показать пример пути к святости, чтобы каждый живущий на земле мог найти вдохновляющий или ободряющий для себя пример.

Сонм святых - это напоминание, как разнообразен может быть путь на Небо уже здесь на земле. Это ободряющее (или отрезвляющее) напоминание, что совершенно не обязательно быть монахом, чтобы стать святым. Совершенно не обязательно быть убитым ради Христа, чтобы стать святым. Совершенно не обязательно быть бездомным блаженным, чтобы стать святым. Пути Господни неисповедимы, и святость обуславливается не внешней формой, в которую облеклась жизнь того или иного человека - а его внутренним отношением к жизни, Богу и Вечности.

Старинная икона Явление Богоматери преподобному Сергию Радонежскому

Какие бывают святые

Вот некоторые из самых известных ликов святых.

Апостолы это:

Ученики Иисуса Христа. Их было не двенадцать, а гораздо больше, хотя двенадцать из них считались Его ближайшими Учениками. При этом само по себе слово «апостол» не равнозначно слову «святой», поскольку Иуда тоже был и называется апостолом, но именно он предал Христа…

Четыре Евангелия написаны апостолами: Матфеем, Марком, Лукой и Иоанном.

Благоверные это:

Такого лика удостаивались монархи или князья, которые вместо того, чтобы укреплять свою земную власть, старались укреплять и в себе, и вокруг христианскую веру и благочестие, и именно это безоговорочно поставили в своей жизни на первое место. Например, святой благоверный князь Даниил Московский. В его честь в Москве стоит мужской Свято-Даниловский монастырь.

Блаженные (они же - юродивые) это:

Святые, вставшие на путь внешнего похождения на безумца, бездомного, глупца и чудака. Возможно, это один из самых трудных для объяснения подвигов, и он в любом случае был не их «выбором», но - Призванием…

Своей жизнью они вызывали насмешки окружающих с одной стороны (и тем самым, в конце достигали святого смирения), а с другой - многие из них помогали духовно прозреть (или просто помогали) неимущим, сирым, и тем, кто на самом деле нуждается в помощи. Например - блаженная .

Икона святой блаженной Ксении Петербургской, которая взяла на себя подвиг юродства после скоропостижной смерти мужа.

Мученики это:

  • Отдавшие свою жизнь за веру и Христа.
  • Великомученики - те, которые претерпели особо тяжелые испытания и мучения.
  • Священномученики - это убиенные за веру священники (монахи или не-монахи).
  • Преподобномученики - убиенные преподобные.
  • Новомученики - павшие в гонениях на Церковь в XX веке. В основном, речь о послереволюционной России и Сталинских репрессиях.

Преподобные это:

Об этом мы подробно говорили в начале. Преподобные - это святые, которые в земной жизни были монахами, но не получали архиерейского сана: то есть имели по призванию жизнь подобную ангелам.

Равноапостольные это:

Святые, благодаря которым крестились или уверовали большое число людей - то есть, чей подвиг был равен апостольским. Например, к лику равноапостольных причислен святой Николай Японский, который в начале XX века крестил тысячи японцев - абсолютное чудо, учитывая менталитет этого народа и его укорененность в традициях.

Святители это:

Святые, которые были при жизни священниками или монахами-архиереями.

Страстотерпцы это:

Святые, убитые не за веру (то есть за призыв отказаться от нее или от Христа), а за соблюдение Заповедей или за саму идею благочестия. Например, император Николай II.

Чудотворцы это:

Никто из святых не искал для себя сверхестественных способностей, большинство даже тяготились ими. Однако Господь щедр к людям святой жизни, и путь некоторых из них для Церкви и народа ассоциируется в первую очередь с чудотворениями: прозорливостью, исцелениями…. И в молитвах к ним обращаются с особой надеждой - чудесно изменить существующее положение вещей: неустроенность, болезни, личные слабости.

В России особо почитаем, например, святитель .

Редкое фото: преподобный старец Паисий Святогорец кормит птичку.

Святые: какие приняты сокращения

Церковью принята система сокращений, которая сейчас активно используется в духовной литературе. Не все эти слова означают святость, но они употребляются в написании имен тех или иных святых.

  • ап. - апостол
  • бесср. - бессребреник, бессребреники
  • блгв. - благоверный (благоверная)
  • блж. (блаж.) - блаженная, блаженный
  • вмц. (влкмц.) - великомученица
  • вмч. (влкмч.) - великомученик
  • ев. - евангелист
  • исп. (испов.) - исповедник, исповедница
  • кн. - князь
  • кнг. - княгиня
  • кнж. - княжна
  • мч. - мученик
  • мц. - мученица
  • новмч. (новомуч.) - новомученик
  • новосвщмч. - новосвященномученик
  • прав. - праведный
  • прор. - пророк
  • просвет. - просветитель, просветительница
  • прмч. - преподобномученик
  • прмц. - преподобномученица
  • прп. - преподобный
  • прп. исп. (прписп.) - преподобноисповедник
  • равноап. - равноапостольный, равноапостольная
  • св. - святой, святая
  • свт. - святитель
  • сщисп. - священноисповедник
  • сщмч. - священномученик
  • столпн. - столпник
  • страст. - страстотерпец
  • чудотв. - чудотворец
  • юрод. - юродивый

Этот и другие посты читайте в нашей группе во

На вопросы телезрителей отвечает иеромонах Пимен (Шевченко), насельник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры. Передача из Санкт-Петербурга.

- Кто такие святые?

- «Святой» (по-гречески «агиос») в переводе означает «избранный». Спаситель сказал Своим ученикам: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал» (Ин. 15, 16). Святые - это те люди, которых избирает Господь, в первую очередь для назидания каждого христианина в деле спасения. Для каждого из нас самый первый и главный образ ко спасению - это Господь Иисус Христос. Но не всякий человек, читающий Священное Писание, вникающий в жизнь, подвиг и проповеди Иисуса Христа, может для себя лично определить это как пример для того, чтобы следовать за Богом. Поэтому Господь собрал Своих первых учеников, которые несли эту проповедь и были живыми примерами веры во Христа. За апостолами были мужи апостольские, которые передавали традицию, свидетельствовали о вере, были мучениками. Теперь у нас много святителей, преподобных, новомучеников, являющих нам сегодня образ пути ко спасению примером своей жизни. Святые - это те, которых Господь избирает для того, чтобы они были этим образом.

Служения менялись, со временем стали появляться разные святые. Может ли человек сам выбрать для себя определенный путь к святости? Как становятся святыми?

Путь к святости определяется очень многими факторами - например, историческими, внутренним выбором и другими. Была эпоха (первые века христианства), когда не было другого примера для святости кроме мученичества. Когда прекратились гонения, появилось множество преподобных. Живя уже в новых христианских городах, они видели соблазн для себя и уходили в пустынные места для того, чтобы спасаться там. Затем появились святители - они, будучи наставленными преподобными отцами, возвращались в эти города, например Василий Великий. Они проповедовали среди людей, наставляя их на путь спасения.

В русской традиции до XX века преобладающим образцом святости были преподобные, что тоже ярко характеризует внутренний духовный стержень русского человека. Наши преподобные отличаются от первых преподобных IV-VI веков тем, что далеко от мира они не уходили, были на виду, но имели возможность молиться в уединении. Таким примером может стать Сергий Радонежский, который ушел недалеко от места своего селения, для того чтобы люди могли приходить и учиться у него.

XX век явил нам огромное количество новомучеников. Их даже не сравнить с мучениками первых веков, когда был выбор: веришь ты во Христа или нет. Если по факту ты христианин, то был врагом нового государства и тебя уничтожали. Немаловажно увидеть снова стержень нашей Церкви, верность Христу, потому что в те времена появилось много раскольников и даже отступников: небезызвестные священнослужители отрекались от Церкви и веры, просили не считать их более священнослужителями. Проявлением святости на Руси стало исповедничество, как у преподобных и новомучеников.

Чтобы стать святым, нужно, увидев Христа перед собой, почувствовать призывающую благодать и сказать: «Да, Господи, я последую за Тобой!» Нужно стать тем, кого Он изберет, всецело отдавая себя на служение Церкви и людям. Господь четко определил Своих учеников: «Если будете иметь любовь между собою, то будете Моими учениками, и так вас все узнают». Поэтому каждый, кто имеет любовь к ближнему и Богу, становится святым в ту меру благодати, которую дает Господь, потому что не каждый человек может воспринять ту степень благодати, которую может дать Господь. В тропаре Преображению Господню написано: «Он явил славу учеником Своим, якоже можаху». То есть настолько, насколько они могли на тот момент эту славу принять. Так и в нынешнее время.

Путь спасения, который предлагает Господь через Своих святых, многогранен. Можно спасаться в семье, как преподобные Кирилл и Мария Радонежские, как преподобные Петр и Феврония Муромские. Можно спасаться, будучи монахом. Каждый может назвать примеры преподобных, которые ему ближе. Можно спасаться и в одиночестве. Иоанн Русский был неженатым, попал в плен, остался один, не был преподобным, но был верен Богу и стал праведным. Также праведный Симеон Верхотурский - один из ярчайших примеров святости. Для каждого человека открыта книга святости, куда он может вписать свое имя. Для этого нужно открыть свое сердце Богу и позволить Ему вести его на протяжении всей жизни - проявить свою веру. Для каждого христианина вера - это доверие Господу. Доверившись Ему и пройдя весь путь с этой верой, люди становятся святыми.

- Означает ли, что святой - это безгрешный?

Нет, безгрешен только один Бог. Святые во всем подобны нам. У каждого святого были какие-то определенные изъяны, не указанные в житиях. Но если мы посмотрим биографию, воспоминания, то увидим какие-то свои особенности, черты характера, которые так или иначе не мешали этому человеку быть с Богом. Были люди, которые проявляли неласковость к священникам, например некоторые святители. Они были чрезмерно строги, но, несмотря на это, их любовь к людям была настолько велика, что им сразу все прощали. Были и такие, которые имели вредные привычки. В своем дневнике святитель Николай Японский очень печалился из-за привычки к табаку, от которой он никак не мог избавиться. Но он просил Бога о помощи, и Господь ему не вменил это в грех, потому что святитель сокрушался о своей страсти. И апостол Павел просил избавить его от «некоего жала», которое жалило его на протяжении жизни. Но Господь сказал: «Довлеет тебе благодать Моя» (2 Кор. 12, 9).

Безгрешность не определяет святость человека, ее определяет состояние, когда человек осознает свои грехи. Первое, что мы читаем в Священном Писании, когда его открываем, это проповедь Иоанна Крестителя либо проповедь Самого Спасителя, которая начинается со слова «Покайтесь!» Если человек видит, осознает свои грехи и пытается их искоренить (а если не получается, то встает на подвиг молитвы, чтобы Господь помог искоренить его страсти и пороки), то он на правильном пути ко спасению. Святость определяется чувством покаяния и осознания своей греховности перед Богом.

Кончина у всех святых разная: у мучеников она бывает страшной, у преподобных - спокойной. Но знаем ли мы что-нибудь о посмертной участи святых? Что их ждет сразу за порогом и до того, как они получают статус святых, могут ли они помогать людям?

Я не отвечу на первую часть вопроса, потому что не знаю, и никто этого не знает. Есть предположения, откровения тем или иным святым, но не нам судить о посмертной участи человека. Величайшая тайна Божия, которая спасительна для каждого человека, - не знать участи ближнего, который умер. Если узнаешь, что человек в раю, то можно опустить руки, перестать молиться за него, радоваться и, оставив молитву, уйти в состояние праздности и погибнуть. А если ближний в аду, то можно впасть в уныние, из которого есть опасность не выйти и также погибнуть. Господь мудро все устроил, поэтому мы не знаем участи определенного человека, кроме участи тех людей, которых называем святыми. Господь являет Свои чудеса через почитание этих святых - от их могил, вещей, святых мест, где они подвизались и где проходил их подвиг, тем самым показывая, что этот человек избран Богом.

Господь сказал: «Тот, кто соблюдает Мое слово, - тот Мой брат и друг». Поэтому святых мы называем друзьями Божиими. Если мы видим подвиг человека, засвидетельствованный в мартирологах, актах свидетельства о казни в Древнем Риме либо в следственных делах, как это было в XX веке, то мы можем засвидетельствовать верность этого человека Богу и прославить его как мученика, пример которого достоин подражания.

- Когда у Церкви возникает полная уверенность в том, что тот или иной человек святой?

Основным фактором для прославления преподобных, праведных, святителей является их народное почитание. Комиссия по канонизации определяет святость человека по нескольким критериям. Первое - это образ жизни как пример для подражания. Это должно быть безукоризненное житие, чтобы человек не смог найти для себя оправдание своим грехам, чтобы он мог взять за основу жизнь святого, подходящую ему для подражания, и последовать за ним к Богу. Второе - это народное почитание. И только потом - чудеса. Многие преподобные еще в древности всегда с осторожностью относились к чудесам, наставляя своих учеников быть внимательными и уметь рассуждать, от кого это чудо, потому что и диавол пытается соблазнить человека различными чудесами. Рассматривать эти вопросы необходимо со всей строгостью.

Когда Церковь убеждается, видит подлинное почитание, святость в житии, она являет того или иного человека как святого. У нас есть много примеров, когда человека прославляли через много лет после его кончины. Например, дивного святого Александра Свирского прославили через 14 лет после его кончины на Макарьевском Соборе. Блаженная Ксения Петербургская, скончавшаяся на рубеже XVIII - XIX веков, была прославлена только в 1988 году - почти через 200 лет после своей кончины. Бывает, что Церковь выжидает, чтобы не ошибиться в этом вопросе. Были примеры, когда она ошибалась - и применялась деканонизация. Церковь как богочеловеческий организм, безусловно, свята, а если глава свята, то и тело свято. Но это еще и человеческая составляющая, а человеку свойственно ошибаться, и признавать такие ошибки должно и нужно.

К сожалению, так бывает. Когда нам кто-то рассказывает о некоем святом, не прославленном Церковью, мы должны с глубочайшим рассуждением подойти к этому вопросу. Будет не лишним задать вопрос и священнику, который вас исповедует, как быть в той или иной ситуации. Осторожность должна быть.

Бывает почитание поистине угодников Божиих, которые еще не прославлены Церковью, но своей любовью, примером и верой привели очень многих ко Христу. И после смерти своего учителя и наставника люди будут приходить на его могилу, будут его почитать. Если это происходит здраво, то люди понимают, что нет на земле такого человека, который бы жил и не согрешил. А потому пока Церковь не прославила данного подвижника во святых, мы совершаем панихиды и литии, молимся о прощении вольных и невольных прегрешений. Мы это знаем на примере Ксении Петербургской, на могиле которой на протяжении 200 лет совершались панихиды. Люди, молящиеся за Ксению, получали просимое, потому что и Ксения молилась за них.

Составление молитв и акафистов, причем сомнительного содержания и качества, как это часто бывает сейчас, не всегда обоснованно. Мы можем вспомнить пример народного почитания Серафима Саровского. Будущий священномученик, один из покровителей нашей земли Петербургской, Серафим Чичагов в своих воспоминаниях пишет о путешествии в Дивеево, куда прибыл, чтобы поклониться могиле преподобного, еще не прославленного. Он увидел у людей переписанный акафист преподобному Серафиму и ужаснулся. Это сподвигло его на написание акафиста преподобному Серафиму Саровскому, который мы и поныне читаем. Это достойный труд, выдержанный богословски и гимнографически.

Необходимо иметь здравую долю рассуждения, когда мы сталкиваемся с подобным. Не всегда слепая вера может привести ко благу. Один постриженик Лавры, монашествующий священник, говорил о себе не совсем правду, а его биография после проверки по архивам не подтвердилась, более того, обнаружились его записи об отречении от сана и Церкви. Он все это скрыл и не принес публичного покаяния. Приходят иногда на ум мысли о том, что люди к могиле так называемого «старца» приходят с большим благоговением, нежели ко Христу. Так называемый «святой» становится вместо Бога, и это очень страшно. Владыка Антоний Сурожский предупреждал священников о том, что священник никогда не должен занимать место Христа в жизни христианина. Но зачастую лжесвятыни претендуют на то, чтобы лукавством отвести человека от Христа. К сожалению, такое бывает.

- Молитвы, акафисты, службы пишутся еще до официального прославления или после?

По-разному. Мне довелось поучаствовать в деле прославления местночтимого святого Полтавской епархии. На протяжении трех лет Господь определил мне там служить, там принять священство, иноческий постриг и потрудиться в деле прославления святителя Полтавского Илариона - дивного человека. Соприкосновение с новым святым, избранным Богом, наделяет неперестающей радостью. Я вспоминаю, как я впервые прикладывался к его мощам, когда они только были подняты, как их облачали, молились перед ними. Документы на канонизацию уже были поданы, состоялась проверка в Украинской Православной Церкви, дали добро на канонизацию по благословению правящего архиерея, митрополита Филиппа, а также председателя Богослужебной комиссии Украинской Православной Церкви (Московского Патриархата) владыки Филарета Зверева. Я начал труд над составлением службы. Цель, как у любого гимнописца, была простая - показать в данном труде (в стихирах, тропарях, каноне) путь святости этого человека. Чтобы каждый человек, стоящий в храме, читающий этот канон дома или у гробницы святого, мог для себя почерпнуть что-то. В этом случае служба была написана ко дню прославления.

Бывает так, что святые прославляются, но по ряду причин долгое время нет богослужебных текстов этим святым, но это никаким образом не мешаем нам ему молиться. Сейчас, слава Богу, есть общие минеи касательно новомучеников, их много явлено на нашей земле, нет такой области, а может быть, и города, где не почитался бы тот или иной новомученик. Послужить ему тоже есть возможность благодаря общей минее, в которую нужно только вставить имя святого. В них общими словами рассказывается о данном типе святости. Если это священномученик, то, следовательно, о мученике священнике. Если это преподобномученик, то, следовательно, о преподобном монашествующем иноке или послушнике того или иного монастыря. В данном богослужебном тексте раскрывается общий тип святости. Я надеюсь, что со временем каждому известному нам новомученику будет написан тропарь, молитва, чтобы каждый человек мог к нему обращаться.

- От кого это зависит?

Наверно, от тех, кому Господь дал знания и дар писать подобные тексты. Слава Богу, что такие люди есть - и их немало. Бывают, конечно, и ошибки в написании. Церковнославянский язык для нас сложен, и когда мы пишем на нем, не всегда четко выражаем мысли, поэтому есть редакторы, которые нам помогают исправить неточности. Это дело всей Церкви. Со временем появятся люди, которые будут это делать, естественно с благословения священноначалия. Не стоит думать, что если у вас есть святой, которому нет службы, то нужно самому сесть и написать ее. Нужно взять благословение, чтобы написать, отдать на проверку, и не всегда можно ждать положительного результата. Иногда бывает так, что необходимо существенное исправление богослужебных текстов, для того чтобы привести их в достойный для богослужения вид.

Память одного святого совершается раз в год. Целесообразно ли прилагать такие большие усилия для одного дня? Может ли служба повторяться чаще?

День памяти многих святых совершается один раз в год, у некоторых больше. Это может быть день кончины. Бывает так, что у некоторых преподобных день кончины остается неизвестен, тогда Церковь определяет день их памяти по дню памяти их небесного покровителя. Обретение мощей святых или какая-нибудь другая дата, связанная с человеком, также может быть днем его памяти. Это определяют Синодальная комиссия по канонизации и Календарная комиссия РПЦ.

Писать службу ради одного дня в году целесообразно. Богослужебный текст - это гимнография, в нее входят тропари, кондаки, стихиры, канон и житие. Сейчас у нас, к сожалению, утратилась такая форма гимнографического творчества, как житие. Чаще мы имеем биографическую справку, нежели житие. Житие - это гимнографический литературный жанр повествования о святом. Одним из прекрасных примеров может быть житие преподобного Александра Свирского. У новомучеников в основном это биографии. Мы стараемся рассказать, где и от кого рожден человек, о его образовании, специфике служения, кончине. Чаще это подано сухим языком.

Среди величайших образцов русского гимнографического творчества житие преподобного Кирилла Белоезерского. Житие составлялось для того, чтобы читать его за богослужением. В момент прославления читается житие, перед тем как возвестить Церкви о том, что человек стал святым. Мы стали по-другому воспринимать информацию, нежели те люди, которые жили до нас. Мы живем в эпоху быстрой информации, привыкли быстро получать новость, делать вывод, забывать ее и получать следующую. Поэтому сейчас житие превратилось в биографическую справку. Но мы должны сохранить литургический аспект почитания святого - богослужебные тексты. Они очень важны, благодаря им мы можем в молитве и пении вместе воздать хвалу Богу за явленного святого, праведного, чудотворца, мученика. Мы должны понимать, что та слава, которую мы воздаем святым, это слава не святым, а Богу. Господь сказал Своим ученикам: «Всякий, принимающий вас, принимает и Меня, а принимая Меня, принимает и Пославшего Меня». Воздавая почести святым, мы воздаем почести Тому, Кто их прославил.

Вопрос телезрительницы из Санкт-Петербурга: «Как должны проявляться в действии добрые дела во имя Иисуса Христа? Как правильно подавать милостыню просящему на улице?»

О всяком деле, которое мы совершаем без чувства корысти, выгоды для себя, осознавая, что это дело происходит ради любви к человеку, мы можем сказать, что дело совершается ради Господа. Это живой пример слов Спасителя: «О том, что вы Мои ученики, вас узнают по тому, если будете иметь любовь меж собою». Если любовь довлеет в вашем сердце в том или ином деле, которое вы совершаете для человека, то это дело совершено ради Господа. Всякий человек, который просит у вас милостыню ради Господа Иисуса Христа, не должен оставаться с пустой рукой. Если у вас есть возможность - помогите. Необязательно подавать милостыню, измеряемую в тысячах, но нужно подавать ее от чистоты своего сердца. Если позволяет ваше сердце дать пять рублей, дайте пять, позволяет дать десять копеек, дайте десять, но пусть это будет от вашего сердца и чтобы совесть вас не обличала. Тогда милостыня будет действительно важна.

Если выбирать, давать милостыню тому, кто просит Христа ради, или просто так, то мы все-таки должны помогать людям, являющимся нашими братьями во Христе. И уже по силам что-то распределять среди тех людей, которые далеки от веры. Но если вы уверены в том, что ваше доброе дело будет примером этому человеку и он задумается о Боге, то не стоит оставлять его без помощи. Если вас смущает, что вы подаете денежные средства людям, которые могут использовать их во вред себе, покупая алкоголь, наркотики либо каким-то другим образом тратя средства не во благо, то, возможно, стоит подавать не деньгами, а хлебом, продуктами питания, одеждой.

Проблема еще в том, что мы, проходя мимо нищих, боимся с ними заговорить. Мы чаще всего решаем, дать или не дать, а набраться решимости и спросить, для чего нужны деньги, не можем.

Безусловно. Не всякий человек, который поистине нуждается, в силу своего образования, воспитания может просить, объясняя всем, для чего ему нужны эти средства. Иногда нужно действительно подойти и спросить. Знакомая моей мамы встретила женщину на помойке, оставшуюся без жилья, и приютила ее. Эта женщина даже боялась выходить из дома, потому что боялась, что ее не пустят обратно. Так появилась возможность помочь человеку, и Господь положил на сердце поучаствовать в его судьбе, совершить величайшие дела милосердия. Иногда для того, чтобы помочь человеку, необходима не монета, а живое участие в его жизни. Даже если обнять человека, ему станет намного легче.

- Если человек подает милостыню, но видит недовольство того, кому он подавал, как относиться к такой реакции?

Мы склонны в таком случае реагировать довольно резко: «Я тебе даю, бери и молчи». Не всегда так искушает диавол, иногда и Господь так укрепляет нас в деле милосердия. Иногда необходимо смириться и сказать себе: «Действительно ли я поступил по совести, подавая такую сумму этому человеку?» Если «да», то в следующий раз подать столько же, невзирая на то, как человек отреагирует. Иногда человек, просящий милостыню, может быть психически больным, выражать недовольство какими-то словами, эмоциями. Но это эмоции, которые возникают в данный момент, порой не без участия диавола. Пройдет время, и у этого человека может возникнуть в душе мир, покой и благодарность. Наше дело - помогать и творить добро невзирая на лица.

- Как правильно относиться к святым, чтобы не забыть о Святом Причастии?

Мы должны помнить всегда, что слава святых, их помощь и чудеса - это дело Божие. Бог творит чудеса, посылает исцеление, благодатную помощь через святых, которые являются нашими молитвенниками и предстателями. Начаток всякого чуда и благодати - Бог. Человек, который стремится к святости, хочет получить просимое у Бога, обращаясь к святым угодникам Божиим, должен помнить, что без единения со Христом, которое возможно исключительно в таинстве Евхаристии, невозможно получить спасение или просимое. Только причащаясь, имея в себе покаяние, размышляя над своей жизнью, стремясь к исправлению жизни по примеру тех святых, у которых мы просим помощи и заступничества, и в соединении со Христом мы получаем то, чего желаем на земле. Никакой святой не даст больше благодати, чем Бог. Только Господь наш Иисус Христос является самым важным для каждого из нас в этом мире. Господь говорит: «Пьющий Мою Кровь и вкушающий Мою Плоть во Мне пребывает, и Аз пребываю в нем».

Святые явили в себе пребывание Бога, и если мы стремимся к этой святости (а на земле нет такого православного христианина, который бы не стремился к святости), то мы не можем не причащаться Святых Христовых Таин. Преподобный Симеон Новый Богослов в одном из своих гимнов пишет: «И рука моя - Христос, и нога моя - Христос». Это происходит в момент обожения, когда человек имеет в себе Самого Бога, то есть когда человек причастился. Мы освящаемся, а Божественная сила и предстательство святых поистине действуют в нашей жизни, когда мы становимся членами Христовыми через принятие Самого Богочеловека.

Ведущий: диакон Михаил Кудрявцев
Расшифровка: Анна Солодникова

О ткуда берутся святые? Как они помогают людям? Действительно ли это возможно, и зачем нам нужны такие Божьи «проводники», - обо всем этом я расспрашиваю священника Константина ПАРХОМЕНКО, клирика Санкт-Петербургской епархии, автора нескольких книг, выходящих сейчас в издательстве «Олма-пресс» и «Издательский дом «Нева».

Отец Константин, давайте поговорим о том, кого вообще православная церковь именует святыми. Например, протестанты считают святыми всех, кто стал учеником Христа. В подтверждение этому приводят слова из Евангелия, например: «... а теперь вы святы», и т.д.

В русском языке слово »святой» (по-славянски «святый») можно расшифровать как свыше ятый, то есть взятый свыше, с неба. Греческое «агиос» переводится как «неземной», древнееврейское «кодеш» можно перевести как «отделенный, отрезанный, иной».

Собственно, Святым всегда называли лишь Бога. Древний пророк, восхищенный на небо, видит на небесах Престол Божий, вокруг летают Ангелы и взывают: «Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф...» Человек или какой-то религиозный предмет могут быть святыми, лишь если святость им сообщит Бог, если Бог приобщит к Своей Святости.

Итак, святой - значит Божий. Это тот, в ком действует, производит Свою работу Бог. В высшем смысле это тот, в ком, как говорят Священное Писание и Предание, «изобразился» Бог.

В последнем смысле и понимают сегодня это слово православные. Едва ли вы найдете православного человека, который скажет, что он - святой. Это, по крайней мере, нескромно. Напротив, чем праведнее человек, тем очевидней для него, что его от Бога, от Божьей чистоты, праведности, святости отделяет огромная дистанция.

Но в древности, например в Ветхом Завете, святым назывался израильский народ. Не потому, что иудеи были праведными и чистыми, а потому, что это был народ Божий. Как сказал народу Бог, когда евреи вышли из египетского плена и подошли к горе Синай: «итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля, а вы будете у Меня царством священников и народом святым». И чуть позже повеление: «...освящайтесь и будьте святы, ибо Я (Господь Бог ваш) свят».

Вот то, что Израиль был народом Божиим, как бы отделенным, отрезанным от числа иных народов, позволяло ему называться Святым народом.

Позже такое именование усвоили себе и христиане. Они, как преемники Ветхого Израиля, более того, как истинные почитатели Бога, узнавшие Его Сына, называли себя народом святым, святыми. Святыми называет своих учеников и ап. Павел в своих посланиях.

И когда в Символе Веры мы называем Церковь Святой, это означает не то, что Церковь состоит из святых людей, но что это Церковь Божия. Святость Церкви и ее членам дает Бог.

Отец Константин, а какое значение на небе может иметь причисление к лику святых на земле? Неужели тут, на земле, можно решить что-то наверняка и не ошибиться?

Конечно нет. Именно для того чтобы «не ошибиться», Церковь и не спешит канонизировать, то есть официально прославлять в лике святых каких-то подвижников.

Церковная канонизация есть лишь подтверждение того, что давно свершилось на небесах. Для канонизации человека необходимо, чтобы он... уже умер. Только проследив за его жизнью, за его подвигом до самой смерти и увидев, как он умирал, можно понять - действительно ли этот человек был праведником.

А после смерти необходимо, чтобы святость этого подвижника была подтверждена... Богом.

Как это возможно? Это чудеса, исходящие от могилы или останков святого, или происходящие в ответ на молитву к нему.

Мало народного почитания. Нужно, чтобы целым рядом чудес был подтвержден факт - святой рядом с Господом, он молится о нас!

После смерти преподобного Серафима таких сообщений было очень много. То же самое можно сказать о жизни св. праведного Иоанна Кронштадского, и других святых.

Я знаю множество людей, которые рассказывали об удивительных чудесах в их жизни, совершившихся по молитвам к св. Иоанну Кронштадскому, блаженной Ксении, преподобному Серафиму Вырицкому, блаженной старице Матроне и другим святым задолго до официальной их канонизации.

В Семинарии наша преподавательница Татьяна Марковна Ковалева рассказывала такой случай из своего детства. Ее мама во время блокады очень почитала блаженную Ксению.

Был страшный голод, маме поручили забирать карточки за весь дом, и как-то раз она потеряла все эти карточки. Представляете! Потерять карточки всего дома - да это саботаж по тем временам, расстрел! Что делать? Она оставила дочку и побежала на Смоленское кладбище - помолиться блаженной Ксении. Татьяне Марковне было тогда 10 лет. Сидит она дома - и вдруг стучат. Кто там? - Открой, деточка. На пороге женщина в вязаной кофте и зеленой юбке, без верхней одежды, хоть и мороз на улице. «Это не вы потеряли?», - и отдает Тане карточки... Да и сколько еще таких случаев было в годы войны! А к лику святых блаженная Ксения причислена лишь в 1988 году.

Возникает вопрос: зачем, в таком случае, нужна церковная канонизация? Она нужна не святому, но нам! Это как подтверждение, что путь жизни святого есть путь настоящего сына православной Церкви, это верный путь!

Святых канонизируют не для того, чтобы что-то прибавить в их небесном статусе, это не некая церковная награда, от Бога они получили уже все. Святых канонизируют как пример для других христиан.

Часто можно услышать: зачем молиться Богу через посредников, через святых? Неужели милосердный Господь и так меня не услышит? И действительно, с трудом можно представить, как «строгого» Бога уговаривает, умоляет какой-то особо приближенный к Нему святой, и Господь меняет Свое решение по этим молитвам.

Лучшим ответом на этот вопрос будет мнение Самого Господа, которое мы находим в Священном Писании.

Вот Ветхий Завет. История про страдальца Иова. Все, что с ним приключилось, было проверкой его душевной крепости и доверия Богу. Но к Иову приходят друзья и обвиняют его в безнравственности, навлекшей на него скорби. И тогда Господь гневается на друзей. Их слова лживы и притворны. Эти люди своим умом пытаются измерить замыслы Божии, пытаются просчитать действия Божии. Господь, прекрасно знающий чистоту жизни Иова, гневно говорит одному из товарищей, Елифазу: «Горит гнев Мой на тебя и на двух друзей твоих за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов». И далее Господь повелевает друзьям покаяться, принести жертву и... просить молитв Иова: «И раб мой Иов помолится за вас, ибо только лицо его Я приму, дабы не отторгнуть вас» (Иов 42:8 ).

Здесь Сам Господь повелевает просить молитв праведника.

В 20-й главе книги Бытия Господь увещевает Авимелеха, царя Герарского, просить молитв Авраама: «...ибо он пророк и помолится о тебе и ты будешь жив...» (Быт. 20:7 ).

О молитве праведников недвусмысленно говорит и псалмопевец Давид: «Очи Господни обращены на праведников, и уши Его - к воплю их» (Пс. 33:16 ). А в книге пророка Иеремии мы читаем такое горькое свидетельство: «И сказал мне Господь: хотя бы предстали пред лице Мое Моисей и Самуил, душа Моя не приклонится к народу сему; отгони их (нечестивых иудеев) от лица Моего» (Иер. 15:1 ).

Да и разве есть какое сомнение, что Бог слушает Своих праведников, если Он Сам утверждает: «Я прославлю прославляющих Меня» (1 Цар. 2:30 )?..

В Новом Завете тоже есть немало указаний на силу молитвы праведников. Апостол Петр: «Очи Господни обращены к праведным и уши Его к молитве их» (1 Петр. 3:12 ). Апостол Иаков: «Много может усиленная молитва праведного» (5:16 ). И далее - примеры: «Илия был человек, подобный нам (т.е. такой же обычный человек, как и мы), и молитвою помолился, чтобы не было дождя: и не было дождя на землю три года и шесть месяцев. И опять помолился: и небо дало дождь, и земля произрастила плод свой» (Иак. 5:17–18 ). Для ап. Иакова совершенно очевидно, несомненно, что праведность жизни, скажем - святость жизни, позволяет человеку совершать чудеса.

Может ли Бог отменить приговор над людьми, народом по молитвам святых? Многие факты священного Писания и Предания свидетельствуют об этом. Помните, Авраам умолял Господа, явившегося в виде трех странников, пощадить Содом и Гоморру.

Почему так? У святых отцов находим такую мысль: Христос обещает, что Его последователям будет сообщена божественная благодать: «Отче, - славу, которую Ты дал Мне, Я дам им » (Ин. 17:22 ). Если человек трудится вместе с Богом, чтобы преобразить мир, очистить от греха, привести к Богу, можно сказать, что человек становится другом Божиим, сотрудником. Разве можно предположить, что Господь глух к человеку, который всю жизнь отдал Ему, посвятил себя Господу?.. Такой человек имеет право просить за других, причем просить настойчиво, не как раб или неверный, постоянно предающий хозяина слуга, но как сын.

Мы верим, что смерти, как исчезновения души, нет; что после физической смерти душа человека продолжает жить еще более активной в духовном отношении жизнью. А значит, что мешает и после отшествия из сего мира, по переселении на небеса, помогать почившему праведнику людям?

В книге Откровение Иоанна Богослова мы читаем о замечательном видении тайнозрителя: «Двадцать четыре старца пали пред Агнцем [то есть Христом], имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых» (Апок. 5:8 ), и, чуть позже: «И вознесся дым кадильный с молитвами святых от руки Ангела пред Богом» (Апок. 8:3–4 ).

Странным и несколько языческим кажется, на первый взгляд, обычай православной церкви молиться в каких-то особых случаях особым святым. Понятно, например, почему в семейных неурядицах прибегаешь к помощи св. Ксении Блаженной. Но почему, например, при болящей голове - к Иоанну Предтече?

В этом, несомненно, бывают перегибы. Мы можем сказать, что некоторые святые, еще при земной своей жизни помогали людям в определенных ситуациях. Это святые целители, например, великомученик Пантелеимон, бессребреники Косьма и Дамиан, мученицы Зинаида и Филонилла и др. По преставлении от земной жизни к небесной эти подвижники будут помогать больным людям. Им от Бога был дан дар, он не отнимается и по смерти. Так считает Церковь, и в древнем чинопоследовании Таинства Соборования (иначе Елеосвящения, Таинства церковного исцеления) стоят имена этих святых врачей.

Есть и иные святые, которые помогают в определенных нуждах. Воин - воину, миссионер-мореплаватель - моряку, путешественнику и др.

Но есть примеры надуманные, которые никакой здравой логике не отвечают. Считается, что Иоанн Креститель, которому отрубили голову, помогает от головной боли. Другой святой помогает от гусениц, мышей, колорадских жуков и иных гадов полей и огородов... В некоторых благочестивых брошюрах приводятся длинные списки таких узко-специальных небесных помощников. Но ни православной вере, ни опыту Церкви это не отвечает, это благочестивая самодеятельность.

Хотя, знаете, лет десять назад со мной произошел такой интересный случай. Тогда я был начинающим семинаристом, где-то усердным, в чем-то наивным. Я ехал в поезде вместе с человеком, у которого страшно болели зубы. У него было какое-то нагноение в десне, все опухло, он не спал несколько ночей. А ехал он на операцию. Вот он сидит с перевязанной щекой, раскачиваясь, и что-то мычит. Мне его так жалко стало! Я говорю: «Может, вам водички принести?» Он кивает. Пошел я к титану воды набрать, а потом вспомнил, что при зубной боли молятся св. Антипе. И помолился ему. К стыду своему скажу, что даже не особо верил в эту затею, просто очень жалко было человека, и я помолился со всей силой этой жалости. Перекрестил воду, дал ему попить... А потом - ну просто чудо произошло. Минут через пять он говорит: «Странно. Я совсем не чувствую боли». А потом лег и спокойно уснул. На следующий день опухоль спала. Не знаю, что с ним было дальше, он утром сошел... Вот так.

У каждого человека есть несколько любимых святых. К ним чаще обращаешься в молитве, им ставишь свечи. Но в храме много других икон, разных святых - еще больше. Не «обижаем» ли мы своим невниманием других? Существует мнение, что все святые вместе с Богородицей составляют на небе как бы единое тело, которое воспевает Бога и молится Ему. Какой смысл подходить именно к «своим» иконкам? Какой смысл, вообще, кроме собственной привычки, несет обычай прикладываться к иконам и зажигать перед ними свечу? Часто можно услышать: «Вот, сходила в церковь перед экзаменом, поставила свечку, и хорошо сдала».

Начну с последнего. В отношении к Богу не должно быть никакого магизма. Не поставила этому святому свечу, не сделала поклона, не поцеловала икону - накажет, перестанет помогать. Подобное отношение недостойно христианина.

Мы должны понимать, что прежде всего Богу нужно наше горячее желание быть подлинными христианами. Господь знает наши жизненные обстоятельства, кто какую имеет нагрузку, кто какую имеет возможность молиться и прочее. Поэтому мы должны искренне не лениться посещать богослужения, стараться молиться, учиться этому... Но если не смогли, опоздали по не зависящей от нас причины, Господь никогда не прогневается.

Однако в нас все-таки очень живуче магическое отношение к Церкви. Если студенту раз помогла свечка, он будет думать, что стоит не поставить свечку, сразу завалит экзамен.

Расскажу один случай. У нас в храме Духовной Семинарии накануне каждого экзамена, для желающих служится молебен перед чудотворной иконой Божией Матери. Так мы просим Богородицу помочь нам успешно экзаменоваться. Один мой знакомый семинарист, мой однокурсник, как-то понял, что он стал внутренне зависеть от этих молебнов. Он боялся, что если пропустит такой молебен - сдаст плохо. И тогда он на какое-то время перестал ходить на молебен. Молился в своей комнате, просил о помощи, но на молебен не ходил. Через какое-то время, когда он понял, что внутренне освободился от страхов, опять стал ходить на молебен.

Но мы отвлеклись. Вопрос в том, почему мы выделяем каких-то святых?.. В этом нет ничего плохого или странного. Многие святые близки нам своим душевным складом, характером, темпераментом, церковным служением, аскетическими подвигами. Конечно, к таким святым мы испытываем особенное влечение. Нам хочется знать о них, прочитать житие, молитвенно общаться с ними.

В моей жизни было много таких драгоценных для меня открытий. Это, конечно, св. праведный отец Иоанн Кронштадский, блаженная Ксения, преподобный Серафим Саровский, преп. Сергий Радонежский. Когда я поступил в Семинарию, я испытал большую помощь духовного покровителя нашей Семинарии и Академии апостола Иоанна Богослова. На втором курсе Духовной Семинарии я взял в руки книгу о преподобном Симеоне Новом Богослове и просто «влюбился» в этого человека. То же самое могу сказать о царе и псалмопевце Давиде, мученике Иустине Философе, свв. Иоанне Златоусте, Григории Богослове, Максиме Исповеднике, Григории Паламе, блаженной Матроне, многих других.

Своим «вниманием» к одним святым, мы, конечно, не обижаем других святых. Там, где пребывают святые, не бывает мелочных обид, уязвленной гордости и проч. Но, конечно, если мы как-то особенно выделяем одних святых, не следует забывать, что каждый святой Церкви - уникальная и прекрасная, созревшая для Бога личность. Следует стремиться узнать и о других святых, изучить их жизнь, вглядеться в черты их подвига.

Что значит «сильный» святой? То есть предполагается, что есть «не очень сильные»? У меня дома есть маслице от мощей преподобного Александра Свирского. Это маслице действительно обладает сильным, явно выраженным лечебным свойством. Но не с любым маслицем замечаешь такое действие. Почему так происходит?

Такого понятия, как «сильный» святой, в православной Церкви нет. Всякий святой, если мы искренне обращаемся к нему за помощью - помогает. То же самое можно сказать и о святом елее (масле) от мощей или лампады святого, о каких-то святых предметах.

Тут тоже могу пример привести из своей семинаристской юности. Вдруг у меня началась экзема. Я не знал, что делать. Она распространялась все дальше и дальше, уже целые участки кожи забирала. А у моего друга было масло с Афона, от какой-то чудотворной иконы Богородицы. Он его просто в банке стеклянной хранил. Я ему говорю: «Слушай, дай масло». Я сходил на акафист Богородице, помолился, потом дома так особенно, «духовно» поужинал, помазал этим маслом пораженные места и лег спать. А со следующего дня у меня началось явное улучшение. Тогда это меня очень потрясло...

Но, конечно, сейчас я стараюсь редко использовать святые предметы, только в крайних случаях.

Великую благодать может принести любая крошка, капля святыни. И напротив, можно иметь дома десятки частиц мощей, елей, святую воду, а никакой духовной пользы это не принесет, если мы не будем стремиться всем сердцем, всей душою, всей крепостью своей к Богу.

После революции в ГПУ был создан специальный отдел по борьбе с религией. Возглавлял его Е. Тучков. Этот человек причинил Церкви громадное зло, он осудил на смерть сотни ныне прославленных в лике святых новомучеников. Заметьте, - встречи с людьми, хоть одна из которых была бы для нас великой честью, духовным откровением, на Тучкова не оказали никакого влияния. Его сердце пылало ненавистью к Богу и Церкви и было закрытым для благодати.

В общем, любая святыня может принести нам духовную пользу, если мы принимаем ее с благоговением. И никакая святыня, даже самая величайшая, не сможет растопить лед, если человек этого не хочет, ведь Бог уважает нашу свободу...

Апостолы (ап.) - это ближайшие ученики Иисуса Христа, которых Он во время Своей земной жизни посылал на проповедь; а после сошествия на них Святого Духа они проповедовали по всем странам христианскую веру. Их было сначала двенадцать, а потом еще семьдесят.

  • Двое из апостолов, Петр и Павел, называются Первоверховными , так как они больше других потрудились в проповеди Христовой веры.
  • Четыре Апостола: Матфей, Марк, Лука и Иоанн Богослов, написавшие Евангелие, называются Евангелистами .

Бессребренники (бесср.) служили ближним безвозмездным врачеванием болезней, т. е. без всякой платы исцеляли болезни, как телесные, так и душевные, как например: Косма и Дамиан, великомученик и целитель Пантелеимон и другие.

Благоверные (блгв.). В праздновании памяти святых монархов и князей прославляется их подвиг, запечатленный в благочестии, милости и заботе об укреплении христианской веры, а не властные полномочия, бывшие у них в земной жизни, или родовитое происхождение. Например, Святой благоверный князь Даниил Московский, святая благоверная великая княгиня Анна Кашинская.

Блаженные (юро́дивые) (блж.,блаж. ) (гр. σαλός слав.: глупый, безумный) - представители сонма святых подвижников, избравших особый подвиг - юродство, подвиг изображения внешнего, т.е. видимого безумия, с целью достижения внутреннего смирения.

Великомученики (вмч., влкмч .).Умершие за святую веру после особенно тяжелых (великих) страданий, каким подвергались не все мученики, называются великомучениками , как например: св. великомученик Георгий ; святые великомученицы Варвара и Екатерина и другие.

Исповедники (исп., испов. ). Мученики, которые после перенесенных ими мучений, скончались мирно, называются исповедниками .

Мученики (мч.) - те христиане, которые за веру в Иисуса Христа приняли жестокие мучения и даже смерть. Например, св. мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их София.

  • Первые, пострадавшие за Христову веру были: архидиакон Стефан и св. Фекла, и потому, они называются первомучениками .

Начертанные . Исповедники, которым мучители писали на лице хульные слова, называются начертанными .

(новмч., новомуч.). Христиане, принявшие мученическую кончину за исповедание веры во Христа в сравнительно недавнее время. Так Церковь именует всех пострадавших за веру в период послереволюционных гонений.

Праведные (прав.) проводили праведную, угодную Богу жизнь, живя в миру, будучи семейными людьми, как например, св. праведные Иоаким и Анна и др.

  • Первые праведники на земле: родоначальники (патриархи) человеческого рода, называются праотцами , как например: Адам, Ной, Авраам и др.

Преподобноисповедники (прп. исп., прписп.) Исповедники из числа монахов.

Преподобномученики (прмч.). Преподобные, которые претерпели мучения за Христа, называются преподобномучениками .

Преподобные (прп.) - праведные люди, которые удалялись от Мирской жизни в обществе и угодили Богу, пребывая в девстве, (т. е. не вступая в брак), посте и молитве, живя в пустынях и монастырях, как например: Сергий Радонежский, Серафим Саровский, преподобная Анастасия и другие.

Пророки (прор.) - Божиии, которые по внушению Святого Духа предсказывали будущее и преимущественно о Спасителе; они жили до пришествия Спасителя на землю.

Равноапостольные (равноап.) - святые, которые подобно Апостолам распространяли веру Христову в разных местах, например: Мария Магдалина, первомученица Фекла, благоверные цари Константин и Елена, благоверный князь Российский Владимир, св. Нина, просветительница Грузии и др.

Святители (свт.) - епископы или архиереи, угодившие Богу своею праведною жизнью, как например; святой Николай чудотворец, св. Алексий, митрополит московский и др.

  • Святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст называются вселенскими учителями , то есть учителями всей христианской Церкви.

Священноисповедники (сщисп.). Исповедники, принадлежащие к священническому чину.

Священномученики (сщмч.). Священнослужители, претерпевшие мучения за Христа, называются священномучениками .

Столпники (столпн.) - святые подвижники, подвизавшиеся на столпе - башне или высокой площадке скалы, недоступной для посторонних.

Страстотерпцы - принявшие мученическую кончину не от гонителей христианства, но от своих единоверцев - в силу их злобы, коварства, заговора. Подвиг страстотерпчества можно определить как страдание за исполнение Заповедей Божьих, в отличие от мученичества — которое является страданием за свидетельство веры в Иисуса Христа (веры в Бога) во времена гонений и при попытках гонителей заставить отречься от веры. Этим именованием подчёркивается особый характер их подвига — беззлобие и непротивление врагам, что является заповедями Иисуса Христа.

Чудотворцы (чудотв.) - эпитет святых, особо прославившихся даром чудотворения, заступников, к которым прибегают в надежде на помощь. Можно сказать, что все святые обладают даром чудотворения, т.к. засвидетельствованные чудеса являются основным условием канонизации.

Общепринятые сокращения

Сокращение множественного числа термина образуется, как правило, от сокращения единственного числа путём удвоения последней буквы. Пример: св. — святой, свв. — святые.

  • ап. — апостол
  • апп. — апостолы
  • архиеп. — архиепископ
  • архиепп. — архиепископы
  • архим. — архимандрит
  • архимм. — архимандриты
  • бесср. — бессребреник, бессребреники
  • блгв. — благоверный (благоверная)
  • блгвв. — благоверные
  • блж. (блаж. ) — блаженная, блаженный
  • блжж. — блаженные
  • вмц. (влкмц .) — великомученица
  • вмцц. (влкмцц .) — великомученицы
  • вмч. (влкмч .) — великомученик
  • вмчч. (влкмчч .) — великомученики
  • диак. — диакон
  • ев. — евангелист
  • еп. — епископ
  • епп. — епископы
  • игум. — игумен
  • иером. — иеромонах
  • иеросхим. — иеросхимонах
  • исп. (испов. ) — исповедник, исповедница
  • кн. — князь
  • кнн. — князья
  • кнг. — княгиня
  • кнж. — княжна
  • митр. — митрополит
  • митрр. — митрополиты
  • мч. — мученик
  • мчч. — мученики
  • мц. — мученица
  • мцц. (мчцц .) — мученицы
  • новмч. (новомуч. ) — новомученик
  • новосвщмч. — новосвященномученик
  • патр. — патриарх
  • патрр. — патриархи
  • прав. — праведный
  • правв. — праведные
  • пресвит. — пресвитер
  • прор. — пророк
  • прорр. — пророки
  • пророчц. — пророчица
  • просвет. — просветитель, просветительница
  • прот. — протоиерей
  • протопресв. — протопресвитер
  • прмч. — преподобномученик
  • прмчч. — преподобномученики
  • прмц. — преподобномученица
  • прмцц. — преподобномученицы
  • прп. — преподобный
  • прпп. — преподобные
  • прп. исп. (прписп.) — преподобноисповедник
  • равноап. — равноапостольный, равноапостольная
  • равноапп. — равноапостольные
  • св. — святой, святая
  • свв. — святые
  • свт. — святитель
  • свтт. — святители
  • сщисп. — священноисповедник
  • сщмч. — священномученик
  • сщмчч. — священномученики
  • столпн. — столпник
  • страст. — страстотерпец
  • схим. — схимонах
  • чудотв. — чудотворец
  • юрод. — юродивый

Святой – это преображенный и наполненный божественной благодатью человек, который достиг абсолютного слияния с Творцом. Он находится вне пределов времени и пространства и зачастую неподвластен законам «тварного бытия». Даже закон всемирного тяготения может потерять свою силу при встрече со святым. Святой человек несет в мир настолько мощный духовный заряд, что его импульс и помощь может дойти практически до любого человека, желающего ее получить.

Святых часто называют просветленными, реализованными или освобожденными, а в Индии используют такие определения как «Бхагаван », «Дживанмукта », «Махатма », «Бодхисаттва », «Будда », но смысл их в своей основе похожий – «вышедший за мирские пределы », «озаренный Истиной », «излучающий Свет », «воплощенная Любовь ».

На санскрите святой (sveta ), означает «чистый, светлый», то есть это тот, кто излучает и несет Свет Истины во мрак тьмы и невежества. В христианстве святые получают эпитет «преподобный», то есть «уподобившийся Богу». То же самое означает приставка «Шри » в индуизме, «архат » в буддизме и «джина » в джайнизме. То есть святой это не «посланник Бога », но «сам Бог во плоти ».

Когда святой рядом с вами , узнать его совсем не просто. Это сложно даже имея его в качестве попутчика или собеседника – так уж мы устроены, что не видим то, что у нас перед глазами и не слышим, что нам говорят.

Святость человека можно скорее ощутить, чем определить, узнать или увидеть. Тем не менее, попробуем описать святого. У него также как и у нас – 2 руки и 2 ноги, пара глаз и ушей, рот и нос…(шутка). Но ведь действительно, святой от нас формально ничем не отличается! У генерала есть лампасы и погоны, у олигарха – мигалка и охранники, у попа – ряса и большой крест на груди…. Только у святого ничего этого нет. И только если прислушаться к собственным ощущениям, то можно ощутить безупречные качества святого и почувствовать силу любви, гармонии и света, которую он излучает.

Святой – это мягкий и спокойный человек с умными, теплыми и постоянно излучающими свет глазами. Он всегда прост, непритязателен и имеет крайне мало требований или желаний. Он честен и искренен. Он никуда не торопится, для него нет понятия «завтра», он всегда «здесь и сейчас». Он просто дает, просто помогает, просто делает и в этом вся его суть. Причем, действует он, как правило, не словами, а личным примером.

Святой никогда не просит и не призывает, он ничего не замышляет и не утверждает. У него нет специальных проектов или планов, он не предлагает курс техник или практик, он никому не дает даже «соломинки», чтобы за нее уцепиться. То, что дает святой – это совсем другое. Просто присутствие святого рядом с нами неожиданно для нас рассеивает хаос и создает гармонию. Святой очень похож на костер, который горит во тьме, освещает все вокруг и не дает нашему сердцу замерзнуть.

Главное отличие святого от обычного человека в том, что святой принимает и нас и окружающий мир целиком, таким, какой он есть. Приятие – это фундаментальное качество, лежащее в основе каждого действия святого. Он просто «присутствует», он просто «позволяет случаться всему, что должно произойти», все просто «происходит через него». Святой – это отражение настоящего, а мы можем только ощутить целостность, уравновешенность и сладостный покой, которые наполняют святого.

Действия святого зачастую парадоксальны. Его образ жизни не понятен для других людей и часто он воспринимается как «не от мира сего».

Например:

– чтобы достичь, он не берет, а отдает;

– чтобы иметь, он не желает;

– у него нет денег, а он щедр;

– он не добивается благополучия, но всегда счастлив;

– он не стремится к власти, но его всегда окружают благодарные последователи и преданные ученики;

– он не ищет любовь, но всегда оказывается окруженный ею и так далее…

Иногда молчаливость, внутренний покой, и способ существования святого крайне беспокоит окружающих. Святого пытаются оценить, проанализировать и разгадать, но всегда терпят фиаско. И это естественно – нельзя рациональным умом или «логической линейкой» измерить запредельное и иррациональное. Из-за этого святых начинают подозревать и хулить, а иногда преследовать, покушаться и уничтожать…

Святой искренне рад, когда ему удается помочь кому-либо, и в первую очередь помочь стать лучше. Он не только сопереживает (на что способны многие), но и «сорадуется» когда что-то хорошо получается или удачно складывается. Хотя нет, конечно, это не так плоско, ведь святой всегда находится в ананде – блаженстве или «истинном счастье». Причем это блаженство не имеет определенного источника или явной причины. Оно непостижимо, так не является радостью победы, восторгом свершения, счастьем обладания, чувством «глубокого удовлетворения» или чем-либо другим. Ананда святого – это есть возвышенное и любвеобильное состояние сознания, ощущение единства всего сущего и радостной полноты бытия вне каких-либо несовершенств и недостатков. Только тот, кто пережил состояние такого блаженства, знает его и никогда его не спутает.

Поэтому для любого искателя Истины так важно побывать в присутствии святого, или на «даршане», что означает «видение божественности». Естественно, что здесь в большей степени имеется в виду «духовное видение», а не физическое, и взгляд «на сущее», а не на формальное. И хотя ученик может видеть только то, что он способен видеть, тем не менее, в присутствии святого у него всегда ускоряется интеграция духа и развивается различение (вивека). И по мере своего духовного роста ученик начинает видеть все больше божественности вокруг и сам наполняется блаженством, которое приносит ему духовное видение.

Интересно, что божественная сила святого лучше всего ощущается именно в молчании, а не в диалогах или речах. Святой отличается от обычных людей тем, что может проливать свет осознания на все, что происходит только своим присутствием. Святой не «учит» в общепринятом смысле – призывом или лозунгом, которые всегда обращены к уму. Он учит «присутствием святости», «благодатью Божией», которое обращено не к уму, а к сознанию сердца. Поэтому даршан святого - это для каждого человека есть драгоценная возможность подняться над мирским и обыденным и ощутить безграничную возможность человеческого совершенства.

Святой не ищет знаний в книгах, он не познает Истину у других святых. Никто не может обрести знание высшей Истины благодаря чужим описаниям или путем умозаключений. Познание Истины – это есть всегда озарение, это есть всегда непосредственное и прямое ее осознание.И святой обладает именно этим качеством, он уже сияет светом божественной Истины. Поэтому святой ни к чему не стремиться, даже к божественному, так как он уже соединен с божественным. Сама жизнь святого, его труд и деяния являются для него и Смыслом, и Путем, и Истиной, и Любовью, и Блаженством. Поэтому жизнь святого – это всегда: «Каждый день, как последний», поэтому завет святого: «Люби всех, служи всем», поэтому призыв святого: «Спешите делать добро».

Святой медитирует, но не в общепринятом смысле, он не сидит дважды в день по 20 минут с закрытыми глазами и скрещенными ногами. Его медитация – это есть вся его праведная жизнь, которая продолжается 7 дней в неделю и 24 часа в сутки. В результате такой жизни-медитации святой часто обретает особые способности или сиддхи, то есть трансцендентные (запредельные) силы. Это есть способности совершенного сознания, проявляющиеся как в отношении мира, так и самого себя.

Патанджали описывает ряд таких экстраординарных способностей, наиболее значительные из которых следующие:

1. Знание прошлого и будущего;

2. Знание предыдущих воплощений и момента смерти;

3. Знание мыслей других людей, также как и понимание значения звуков, издаваемых животными;

4. Ясновидениеили знание скрытых, удаленных или микроскопических объектов;

5. Левитация;

6. Яснослышание;

7. Самадхи или погруженное состояние, которое достигается осознанием «высшего Я».

8. Власть сознания над материей, что достигается осознанием объективных и тонких свойств материальных объектов (их характера и формы, природы и субстанций, качеств и взаимосвязей, назначения и пользы).

Однако не обретение сверхъестественных сил делает святых святыми. Наоборот, именно сиддхи, которые хотя и свидетельствуют об определенных достижениях, зачастую для многих искателей становятся непреодолимым препятствием на пути к освобождению. Говоря о материализациях и других чудесах, Сатья Саи Баба, просил нас не придавать им значения, а направить свое внимание в первую очередь на самого себя, на постижение собственной природы, на осознание истинного Я.

Качество, которое отличает святого от простого смертного, называется святость. В разных духовных традициях святость называют по-разному: кайвалья, сатори, мокша, сатчитананда, самадхи, нирвана и так далее.Смысл каждого понятия отличается не настолько принципиально, чтобы не попробовать их обобщить. Получается что святость – это есть чистое и совершенное сознание, не подверженное влиянию ни окружающего мира, ни тела, ни собственного разума. Такое божественное сознание не может быть ничем запятнано, повреждено или соблазнено. Это есть максимально полное сознание, при котором человека можно назвать совершенным или Богочеловеком.

Святость – это окончательный и непреходящий покой, это полная независимость и свобода человека от неведения и сомнений, желаний и привязок, это его выход за пределы колеса сансары и действия кармического закона. Это есть непреходящее божественное состояние, при котором зачастую только само присутствие такого человека на земле гармонизирует бытие, явления и пространство.

Святость – это состояние освобожденного, но все еще воплощенного в теле человека. Но если обычный человек осознает себя как разум, заключенный в теле, то святой – как Атму, растворившуюся во Вселенском сознании. И хотя святость – это окончательное духовное достижение, предназначенное человеческому существу, однако оно не происходит автоматически, и добивается его человек только в своем земном существовании.

Еще раз – святой, это человек, достигший абсолютного совершенства и безукоризненности, то есть наивысшей точки своего земного духовного развития, а святость – это просто качество, присущее святому. Но интересно, что сами святые никогда не считают себя святыми. Так же, как и никогда не говорят о собственной святости. Святые считают себя обычными людьми. И это воистину так. Святые – это обычные люди, отличающиеся от подавляющего большинства только тем, что они просто преодолели свою животную природу и полностью реализовали свои качества.

Внутренний покой святого, который является также одним из признаков святости, есть результат полного отсутствия у святого страданий. Причем это совсем не означает, что у святого не бывают счастливых или печальных дней, что его организм не может испугаться, разозлиться или разочароваться. Святой, также как и любой из нас, имеет внутренние потребности, – ему необходимы воздух, пища, вода, свет, общение, любовь, комфорт и т.д. Но в этом поиске у святого, в отличие от любого из нас, нет побуждения найти чего-то недостающего ему для «полного счастья», как и желания, наполнить себя чем-то, чего не хватает. У святого этого нет, так как он уже наполнен и завершен, он уже свободен и счастлив, он уже целостен!

Чему же учит святой?

Святой учит нас тому, что видимый нашими глазами мир, мир в котором происходит вся наша жизнь – это не есть все мироздание. Что мы видим только его малую часть, но по собственному невежеству принимаем эту часть за целое. Что за проявленным миром видимых вещей, чувств и инстинктов есть невидимый и тонкий мир, где открыт доступ ко всем истинным знаниям. И проникнуть в этот мир можно, только успокоив свой Ум и остановив мысли, которые создают постоянный шум у нас в голове.

Святой учит нас тому, что причина кажущегося разделения мироздания находится не в самом мироздании, а в нас самих. Что это просто проделки нашего Ума, сумевшего убедить нас поверить в реальность этого иллюзорного мира, созданного нашим же воображением. И что причиной всех наших проблем является ложное отождествление себя с физическим телом, что мир поделен на «мое» и «чужое» только в нашем Уме.

Он просит нас не привязываться к объектам этого мира, так как именно это вызывает страдания. Почему нет смысла привязываться к чему-либо? Потому что все преходяще. И если мы к чему-либо привязываемся, а оно уходит из нашей жизни, то мы чувствуем боль. Это не значит, что мы не должны радоваться прекрасным вещам или добрым взаимоотношениям. Просто мы не должны ощущать это как «мои» вещи или «мои» отношения.

Святой учит нас тому, что все имеет начало и конец, что жизнь приходит с рождением и уходит со смертью, и что одно без другого не происходит. Он говорит, что любая монета имеет две стороны и невозможно отнять одну из сторон – монета перестанет существовать. И если одна сторона – это счастье, а другая – страдание, то нам нужно принять обе стороны. И если мы предпочитаем из двух состояний только одно без другого, то страдания возникнут внутри нас неизбежно.

Поэтому он учит принимать мир таким, каков он есть. Он говорит нам: «То, что дано на сегодня, берите сегодня. То, что дано на завтра, берите завтра. Живите день за днем, каждый момент – без прошлого, без воспоминаний, без умозаключений. Никогда не требуйте, чтобы этот день соответствовал вашим представлениям или желаниям». Он учит нас, что наша Жизнь сама по себе есть чудо. И что нам нужно всего лишь только научиться контролировать свой Ум и доверять Жизни. Не более, но и не менее…

И хотя я несколько раз написал, что святой учит, но это неправда, это совсем не так! Святой никого и ничему не учит! Он просто реагирует на то, что происходит рядом с ним. Поэтому когда мы задаем святому вопрос: «Что мне сделать, чтобы добиться этого? Или что лучше – то или это?», он отвечает просто: «Делайте то, что в данную минуту кажется вам правильным, и выбирайте то, что вы считаете в данный момент наилучшим». То есть святой учит нас всегда только приятию, приятию Жизни и всего того, что она нам несет.

Иногда может показаться, что святой безучастен к нашему горю, что он совсем нам не сострадает, особенно тогда, когда он отбирает у нас «любимую игрушку», ставит нас в некомфортную ситуацию или назойливо задает нам трудные вопросы. И мы уходим от святого еще более несчастными с мыслью, что тот нас совсем не жалеет. Но сострадание святого в том, что он никогда ничего не замышляет. Его миссия – разрушить ложные концепции нашего Ума и помочь нам услышать собственное Сердце. Поэтому все действия святого по отношению к нам – это всегда любовь, это всегда помощь и сострадание, причем даже тогда, когда святой дает нам подзатыльник.

Но ведь и мы сами так иногда поступаем. Например, если мы увидим в руках нашего малыша нож и отберем его, то ребенок заплачет, ему покажется, что мы поступили с ним неправильно, плохо: «Это была МОЯ игрушка, я с ней так хорошо играл»…. Но то, что вы не дали ребенку порезаться – это ведь есть акт любви и сострадания, это есть безусловное ДОБРО, даже, несмотря на безутешные слезы и крики ребенка…

К сожалению, по жизни мы зачастую остаемся такими похожими на этих малышей, продолжающих играть в куколки и машинки, только время от времени меняющих надоевшую старую игрушку на новую. Нам самоуверенно кажется, что мы сами хозяева своей судьбы, что мы – «цари природы» и наивысшие существа на планете Земля. Но ведь, например, даже животные или птицы не убивают других животных или птиц из прихоти. А тем более не пытают и не насилуют друг друга, – это может делать только «царь природы» – человек…

Мы абсолютно слепы в собственном невежестве, мы беспредельно жестоки в попытках удовлетворить собственные амбиции, сегодня мы страшнее самых страшных сказочных животных, драконов или «кощеев». Мы никак уймемся, никак не насытимся, никак не успокоимся. И все только потому, что никак не поймем ни цели нашей жизни, ни ее смысла, ни причины всего того, что происходит с нами….

И вот в такие самые темные времена на землю и приходят святые – Будда и Иисус, Франциск Ассизский и Сергий Радонежский, Вивекананда и Мать Тереза, Бабаджи и Саи Баба….

Святые говорят, что каждый человек может достичь состояния святости, стоит только ему это захотеть. Более того, любой человек не просто может, но и должен раньше или позже реализовать себя и «стать святым», ибо это есть единственный смысл прихода человека на землю. Таким образом «святость» – это просто следующий этап развития человека и человечества. И если предыдущий этап был переходным от животного состояния к «HomoSapiens» – «Человеку разумному», то наступающий – это переход от «HomoSapiens» к «HomoDivine», то есть – «Человеку духовному» или «Человеку Божественному».

Кстати говоря, корень «див» в русских словах «удивительный» или «диво», так же как и в английских – «divinity», «divine», есть ни что иное, как санскритское слово «див», буквально означающее «сиять», а также «божественность» или «Бог». Это «диво» и «божественность» и есть не только первичная основа существования самого мироздания, но также и та самая божественная искра - Атма, которая находится в каждом человеке. И задача человека – пробудить и раздуть эту божественную искру.

Святые убеждены, что мы с вами раньше или позже станем такими же, как они, то есть – «обычными» людьми «сияющие отблесками божественной Атмы». Именно поэтому святые никогда не считают себя Героями или Лидерами, хотя априори ими являются. Именно поэтому святые редко называют себя Гуру, Мастерами или Учителями, хотя именно они прокладывают дорогу для эволюционного развития человечества.

Возвеличивание и обожествление святых происходит не по их воле, а по воле окружающей толпы, желающей только поклоняться и тем самым перекладывать ответственность с самих себя на других. Именно эти животные инстинкты толпы и людская молва создают из святых – Монументы, из их учений – Догмы, а из ашрамов – Секты. Не стоит упрекать святых в том, к чему они вовсе не причастны….

Не святые, а мы с вами виноваты в том, что «святость» превращается в бизнес, а духовностью «торгуют». Это мы с вами никак не можем понять, что «просветление» невозможно обрести вовне себя – вычитать в книжке, купить в эзотерическом магазине «Белые облака» или получить из рук Учителя.

Событие, которое создает из обычного человека «человека святого» всегда только одно – это отмирание ложной концепции, что никакого отдельного «меня» никогда не было . Истинная природа каждого человека – это Сат-Чит-Ананда или Бытие-Сознание-Блаженство, но только просветляясь можно раскрыть эту Истину.

Поэтому когда святой оказывается рядом с нами, то рядом с нами – чистое сознание, достигнувшее абсолютного слияния с Творцом. Рядом с нами находится преображенный и наполненный божественной благодатью человек, который просто проливает на нас Свет Истины и Божественную Любовь, и мы прозреваем, иногда даже неожиданно для самого себя…



Рекомендуем почитать

Наверх