Портал для тех, кому интересны символы, символика и символизм. Дерево Бога - "У каждого своя правда. Но истину не знает никто"

Работы в саду и огороде 26.08.2019
Работы в саду и огороде

Ливанский кедр является одним из самых величественных деревьев в мире. Эти удивительные деревья растут только на горе Ливан, горном хребте, который простирается по всей длине страны, и когда-то кедры покрывали всю гору. Это символ страны, ее гордость, и он даже изображен на ливанском флаге.

Ливанские кедры имеют внушительные стволы с густой кроной, которые становятся характерно плоскоголовыми, когда деревья заметно подрастут. Их кора темно-серая, но дерево имеет красивый светлый цвет, древесина жесткая и удивительно устойчивая от внешних воздействий. Кедры выделяют уникальную смолу, которая имеет сладкий аромат. Деревья всегда остаются зелеными круглый год, никогда не сбрасывают листья, и всегда источают благоуханный аромат. Говорят, что сам Бог посадил эти кедры.

Флаг Ливана с силуэтом кедра.


«Деревья Господни полны сока; кедры ливанские, которые он насадил», провозглашает Библия (Псалом 104:16-17), и «Праведник цветет, как пальма, и растет, как кедр на Ливане» (Псалом 92:12).

Это лишь несколько из многочисленных ссылок на ливанский Кедр в Библии и других древних текстах. В Древней Месопотамской мифологии кедровые леса горного Ливана считались царством богов, охраняемых полубогом Хумбаба. В 4000-летнем эпосе о Гильгамеше, который часто рассматривается, как самый ранний из сохранившихся письменных трудов, герой Гильгамеш победил Хумбаба, вошел в девственные леса и срезал большое количество кедров, из которых он построил городские стены шумерского города Урука.

И действительно, кедры Ливана были известны еще в древности. Действительно, кедры сыграли ключевую роль в становлении ранних человеческих цивилизаций. Ливанский кедр был одним из самых уважаемых строительных материалов в античном мире. Финикийцы использовали кедры для строительства кораблей, на которых они плавали по Средиземному, создав одну из первых морских торговых держав в мире. Кедры Ливана также использовали ассирийцы, вавилоняне, греки, римляне и персы для строительства домов и храмов, самый известный из которых — храм Иерусалима и дворцы Соломона. Египтяне использовали смолу кедра для процесса мумификации, а евреи использовали кору ливанского кедра для лечения лепры (проказы) и в качестве антисептика при обрезании. Турки использовали кедровое дерево в качестве топлива для паровозов, потому что он горел намного лучше, чем традиционные дубы.

Даже во времена Гильгамеша, Египет уже вырубал большие объемы кедра для постройки кораблей, а так для отправки на экспорт. Это продолжалось в течение нескольких тысяч лет, вплоть до 20 века, когда британские войска во Второй Мировой Войны добили оставшиеся леса, вырубая кедры, чтобы построить железную дорогу.

Римский император Адриан во втором веке нашей эры пытался защитить леса с помощью межевых знаков, высеченных в скалах. Более 200 таких знаков было обнаружено учеными, позволяя им вычислить приблизительный объем леса в те времена.

В 1876 году королева Великобритании Виктория заказал возвести защитную стену вокруг 102 гектаров рощи, но вырубка леса продолжалась, несмотря на эти меры. Кедровые леса вырубали до конца 20 века, когда кедры были объявлены охраняемым природным ресурсом. К слову, этот огромный лес был сокращен до всего лишь несколько сотен экземпляров, которые росли в нескольких изолированных участках.

По данным Ливанских источников, сегодня существует 18 таких ареалов распространения кедров. Одна из этих рощ, под названием кедры Бога, расположена в защищенном ущелье ледниковых гор Макмел, в долине Кадиша. В этой рощице растет около 375 деревьев, которые считаются старейшими в Ливане. Четырем из них многие сотни лет, они достигают высоты 35 метров и их стволы в поперечнике имеют 12- 14 метров. Около тысячи молодых саженцев было посажено у входа в рощу в последние десятилетия, но из-за их медленного роста потребуется много времени, прежде чем они вырастут.

Роща была добавлена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1998 году.


. Дерево, Древо. Поскольку оно корнями уходит в землю, а его ветви устремлены к небу, оно, как и сам человек, является отражением "сущности двух миров" и посредником между "верхом и низом". Во многих древних культурах определенные деревья или даже целая роща не только почитаются как место обитания сверхъестественных существ (богов, низших духов), но дерево в широком смысле рассматривалось как ось мира, вокруг которой группируется космос, например мировое древо Иггдрасиль у северных германцев, или священное Цейба, или Ячкхе-дерево юкатанских майя, которое растет в центре мира и служит опорой для слоев неба, причем в каждой из четырех сторон света используется по одному цветному дереву этого вида в качестве угловых столбов небосвода. Известна роль табуированных деревьев в библейском раю ; для буддиста священный фикус , под которым на Будду снизошло озарение, является символом "великого пробуждения". В Древнем Египте почитали сикомор (платан), из которого богиня Хатор дает умершему или же птице его души (ба) укрепляющий напиток и еду. В качестве древа жизни почитался шумерский бог растительности Думузи (Таммуз). В Древнем Китае почитали персиковое и тутовое дерево; кельтские друиды - дуб , который в качестве священного приписывали германскому богу грома и (у греков) царю богов Зевсу . Священные деревья такого рода - частично реально, частично идеализированно и с возвышением до уровня космического символа - имеются почти у всех древних народов. В христианской иконографии дерево является символом богоугодной жизни, и его прохождение через годовой цикл указывает на жизнь, смерть и воскресение, а неплодородное или умершее дерево, напротив, - на грешника. Из древесины райского "древа познания " позже якобы смастерили крест Христа, который отныне стал для верующего древом жизни. Неоднократно его изображали с сучьями и листьями или сравнивали с первоначальным деревом "корня Иисуса". В символике, связанной с деревом, и в почитании его закреплены наконец остатки древней первобытной религии, в которой деревья не просто дают древесину, но и являются одушевленными существами, в которых обитали эльфоподобные нимфы, к которым у человека было чувственное отношение. На это указывают также деревья с прикрепленными к их стволу иконами ("Лесные молитвы" в Австрии), а также рождественская елка , которая почти во всем мире воспринимается как утешительный символ оживления (появления зелени) и обновления. "Древом жизни " считалась прежде всего Мария , благословенная Святым Духом, который в качестве плода мира подарил Спасителя. Представляется, что старые деревенские святыни и места паломничества передают традицию древних "священных деревьев", в которую облачена символика, связанная с Марией, нашему времени: "Мария в трех дубах", "Мария в зелени", "Мария в липах" и т. д.; епископ Эццо Бамбергский воспел крест как благословенное дерево: "И несла твоя ветка небесную ношу, в тебе текла высокородная кровь. Твой плод сладок и хорош". На христианском Западе широко распространены легенды об отмирающих деревьях, ветвях или палках, которые в качестве знаков изъявления милости Божьей начинали зеленеть. Снабженный ветвями "деревянный крест" средневековой пластики находится во взаимосвязи с символикой воскресения, которое дерево олицетворяет через свой листопад и зимний покой перед новым распусканием листьев. Еврейская легенда гласит, что патриарх Авраам везде, где он бывал, сажал деревья, которые, однако, не всегда принимались; лишь одно дерево на земле Ханаанской быстро пошло в рост. Через него Авраам мог узнать, верил ли тот или иной человек в истинного Бога или был идолопоклонником. Над правоверными дерево расстилало свои ветви и прятало их в своей тени, а над идолопоклонниками нет. В последнем случае оно отворачивалось и поднимало свои ветви вверх, чтобы лишить их тени. Однако Авраам не отступался от идолопоклонников, а заботился о том, чтобы они приняли истинную веру. "Тем, что Адам вкусил от древа познания, он принес смерть в мир. Однако когда появился Авраам, через другое дерево он снова исцелил мир". Легенда о приносящем исцеление дереве восходит, по-видимому, к христианской символике дерева-креста, которая была перенесена в мир Ветхого завета. Раннехристианский текст "Физиологус" сообщает об индийском дереве "перидексион", плоды которого охотно поедаются голубями, в то время как змея не может к нему приблизиться и бежит от его тени. Оно является указанием на избавителя, "настоящее древо жизни", от плодов которого живут верующие, в то время как дьявол не может к нему приблизиться. В средневековом "Бестиарии" это дерево называется "перинденс"; оно защищает живущих в его тени голубей от дракона. "Небесным плодом древа является мудрость Святого Духа, которую человек воспринял в таинствах причастия" (Унтеркирхер). Прототипом деревьев восстановленного рая является в исламской мифологии дерево "заккум", листьями и плодами которого после Страшного суда кормятся осужденные на вечное проклятье грешники и богохульники. "Однако их колючие ветви и горькие плоды будут вздуваться в их телах, как расплавленная бронза" (Бельтц, 1980). Сад нового рая полон дарящих тень деревьев с лакомыми плодами, которые находятся в распоряжении оправданных богобоязненных людей. Другим деревом исламской религиозной традиции является "мировое древо", на листьях которого записаны имена всех людей; те, что по воле Аллаха отпадают, увлекаются ангелом смерти Израилом, который затем убирает с Земли обреченных на смерть.

Так уж повелось, что люди очень редко замечают красоту, к которой давно привыкли взоры. Возможно, поэтому возникла поговорка: «Свежему глазу видно сразу». Некоторые деревья Абшерона настолько привычны нам, что мы и не задумываемся над их прелестью и полезностью, зачастую проходя мимо, например, такого прекрасного плодового кустарника, как гранат. А зря, ведь во многих религиях плод граната (так же как и дерево) приравнивался к «райским плодам». А так как дерево это на самом деле очень красивое (особенно во время цветения), то и расскажем мы вам историю о «райском яблоке» (так называют гранат в некоторых религиозных концепциях) - плоде от древа познания, чудесном средстве против многих недугов…
В Древней Греции гранат считался образом смерти, забвения, но одновременно с этим и божественной пищей, надеждой на бессмертие, что находит объяснения в мифе о Персефоне, проглотившей гранатовое зернышко. Считалось также, что гранат возник из крови Диониса. Об этом подробнее читайте дальше. Кроме того, в греческой и римской мифологии он является эмблемой супруги Плутона - Прозерпины, которая каждую весну возвращается из подземного мира, чтобы обновить землю.
В христианстве образ граната соотносится с даром, который принесен Иисусом Христом с небес; гранат - одна из эмблем Девы Марии. В христианском искусстве гранат - символ бессмертия и воскрешения; семена граната, заключенные в твердую оболочку, обозначают единство церкви или же преданность монарху. В Корее гранат трактовался как пища богов и посвящался умершим предкам. В индуизме гранат считают знаком божьего благословения.

Кровь Диониса

Греческий миф о происхождении Диониса повествует, что по приказу Геры титаны утащили новорожденного сына Зевса - Диониса и разорвали на куски. Куски его тела они сварили в котле, а из пролитой на землю крови выросло гранатовое дерево. Однако его бабка Рея разыскала внука, вновь составила из кусков его тело и вернула к жизни. Персефона, которой Зевс отныне поручил присматривать за ребенком, передала его царю Орхомена Афаманту и его жене Ино, внушив ей, что ребенка следует растить на женской половине дома, переодетым в девочку. Однако Геру не удалось обмануть, и она наказала эту царскую чету, наслав на них безумие. В припадке безумия Афамант убил своего сына Леарха, приняв его за оленя. Тем не менее, Дионис избежал смертельной опасности и в дальнейшем стал одним из олимпийских богов. В Греции существовала пословица: «Зевс властвует над миром, а Дионис - над Зевсом», намекая на то, что бог виноделия покорил весь мир… Согласно другой греческой легенде, первое гранатовое дерево на Кипре посадила богиня любви Афродита.
Кстати, молодые матери в древности приносили плоды граната в жертву, прося у богов и многочисленность потомства, и счастья для своих детей. Богиня Гера, жена Зевса, часто изображалась греками с гранатом в руке. Некоторые полагают, что именно гранатовое дерево было тем самым «древом познания добра и зла», из-за которого Адама и Еву прогнали из Эдема.
У некоторых арабских народов и сегодня невесты должны на свадьбе с силой бросать гранат об пол. Наиболее удачливая судьба ждет ту счастливицу, у которой из брошенного плода семена разлетятся во все стороны. Плод граната часто служил символом власти. Скипетр персидских царей был увенчан резным плодом граната. Есть мнение, что хвостик граната стал прообразом королевской короны.
Древних египтян хоронили с гранатами. В Вавилоне считали, что употребление зерен граната перед битвой делало воинов неуязвимыми. Гранаты три раза упоминаются в Коране: два раза - как примеры хороших вещей, созданных Богом, а один раз - как фрукт, который можно было найти в раю.
Рожденный на Востоке гранат стал национальной эмблемой Испании и даже дал название целому городу - Гранада была названа так по аллее гранатов, посаженных маврами.

От мифов к реальности

Гранат обыкновенный (семейство Гранатовые, латинское название Punica granatum) - дерево или небольшой кустарник высотой до пяти метров. Ветви супротивные, гладкие, коричнево-желтого цвета. Листья широколанцетные или округлые, на коротких черешках, опадающие. Цветет в мае - июне. Цветки красно-кровавые, одиночные, крупные или в пучках по 25 на коротких цветоножках. Плод граната, который ботаники называют, как и у шиповника, ложной ягодой, начинен десятками угловатых семян, каждое из которых, в свою очередь, заключено в мешочки, наполненные пурпурным соком. Вот этот сок, насыщенный витаминами, и является главной ценностью плода.
К счастью, климат нашей страны позволяет выращивать гранатовые деревья без всяких хлопот. Но в некоторых странах, где не так тепло, как у нас, гранатовые кустарники выращивают дома - на солнечном подоконнике или в тепличных условиях. Для этого существует карликовая разновидность граната. Это субтропическое листопадное деревце с коротким периодом покоя достигает в высоту 1 м. Листья блестящие, мелкие, узкие. Цветет почти круглый год ярко-красными трубчатыми цветками. После цветения могут завязаться оранжевые шаровидные плоды. Плодоносить гранат начинает на 2–3 год.
Кстати, откуда в названии граната появилось слово punica? Оказывается, некогда гранат называли «карфагенским яблоком». Помните из истории - Пунические войны? А переводится «пуника гранатум» как «пуническое зернистое». В тех землях и в те далекие времена к растению относились с большим почтением. Подтверждением тому служит изображение богини плодородия на острове Родос, у которой большое число сосцов, по внешнему виду напоминающих сочные семена граната.
Если заглянуть в историю поглубже, то выяснится, что Карфаген в 825 году до нашей эры основали финикийцы, жившие на азиатском побережье Средиземного моря. Именно оттуда они привезли с собой саженцы гранатового дерева. Когда же в Третьей Пунической войне римляне одолели карфагенян, от знаменитого африканского государства остался только гранат, который победители назвали пуническим яблоком. Однако исследователи доказали, что гранат был введен в культуру не только в Средиземноморье, но также во многих других местах, где гранатовые деревья росли в диком состоянии.
Гранат размножают зернами, черенками, отводками и прививками на сеянцы. Плоды появляются на 6–7-й год и собирают приблизительно до сорокалетия дерева (или кустарника). Отдельные кусты в парижских парках плодоносят свыше 200 лет, в Азербайджане - свыше 100 лет. Гранатовое дерево обычно доживает до 50–70 лет, но некоторые растения живут иногда до 300 лет. Плод - гранатина - крупная округлая ягода с кожистым околоплодником и сохраняющейся чашечкой. Семена окружены съедобной мякотью.
С древних времен гранат считают на Востоке «королем» всех плодов. Даже внешне он выделяется среди фруктов огненно-красным венцом на вершине. Именно оригинальные чашелистики подсказали форму царской короны. Отдельные плоды некоторых сортов достигают 15–18 см в диаметре. В каждом плоде находится до 1000–1200 и более семян, причем каждое семя окружено сочным покровом. Именно из-за сока, содержащегося в нем, и выращивают гранатовые деревья. Высокие вкусовые достоинства сока граната обусловливаются главным образом содержанием в нем в определенном соотношении сахаров и кислот.
Плоды чаще едят в свежем виде. В стерилизованном, освобожденном от вяжущих дубильных веществ (таннидов), с добавлением сахара виде гранатовый сок - полезный и вкусный напиток (гренадин). Из сока готовят мягкие сухие вина, пунши, а на Кавказе гранатовый сок сгущают и готовят знаменитую приправу - наршараб. В гранате нет никаких других кислот, кроме лимонной, поэтому из тех плодов, что похуже и покислее, получают в значительном количестве отличную кристаллизованную лимонную кислоту. В одном гранате 40% необходимого человеку витамина С в день.
Кстати, словосочетание «зернышки граната» - тавтология, так как granatus по-латыни означает «с зернами». Отсюда и название минерала - «гранат».
В древности плоды граната очень ценились за их красоту и вкус, что голубые одеяния первосвященников были украшены их изображениями. Пророк Мухаммед говорил: «Ешьте гранат, ибо он очищает организм от зависти и ненависти». Сегодня гранат тоже пользуется успехом, особенно у гурманов. Из сока граната готовят напитки, сиропы и густые соусы, которые широко используются в иранской, турецкой и в нашей родной азербайджанской кухнях. Что за гутаб без граната? Из молодых корней гранатового дерева получают особый вид сахара - гранадин. В Северной Индии семена граната сушат и используют как специю. Семенами граната часто украшают и жгуче-сладкие овощные блюда-карри, что придает кушаньям приятную охлаждающую ноту. Сок граната хорош для маринования, кроме того он содержит энзимы, которые делают мясо более нежным. Вот такое оно удивительное «карфагенское яблоко», к которому мы привыкли и мало ценим. А ведь красивый кустарник с алыми цветами украсит любой приусадебный участок, как ни одно другое экзотическое дерево. Давайте будем относиться с уважением ко всему тому, чем нас одарила Природа-мать…

У друидов сохранился ещё растительный календарь, который дошёл до нас в невероятно изуродованном виде. Конечно, он создавался не для прихоти какого-то жреца и не для затуманивания голов, как это любят делать отдельные оккультные авторы. В нём была заложена очень важная и чёткая идея — соответствия сроков вегетации растений именно с теми периодами, когда случался праздник конкретного бога. Но растения, в процессе эволюции, многократно меняли свои сроки вегетации, т. е. цветения, плодоношения, сброса листьев. Поэтому растительный календарь должен был постоянно уточняться, что совершенно не делалось за последнюю тысячу лет, а сейчас эти уточнения, когда ежегодно исчезает 10 000 видов животных и растений, вряд ли нужны. О важности этого календаря, который использовался для раскрытия волшебных свойств организма, мы будем говорить в нашей беседе о волшебниках. В друидском календаре до нас дошло 22 названия различных деревьев, 18 из которых соответствуют 18 декадам, т. е. 6 месяцам и 4 дерева — 4-м точкам солнцестояния (таблица 4). Причём, симметричное отражение на следующие полгода этих же 18 растений приводит к тому, что на дерево падает в действительности не 10, а 20 дней. А из предыдущих бесед, мы уже знаем с вами, что в месяце первые 12 дней приходятся на конкретного бога первого круга Пантеона, а следующие 12 дней месяца — на конкретного бога 2-го круга. Последняя неделя каждого месяца была посвящена Сварогу. Поэтому в древнем календаре было не 18, а 24 дерева, и если считать по числу недель в году, учитывая, что неделя была шестидневной, то 61 растение.

В некоторых источниках вместо Лиственницы, встречается Лесной орех, а вместо Кедра — Катрас. Теперь, если мы наложим эти сроки на полученные даты праздников борейских богов, то получим следующую картину.

Из этих двух таблиц видно (таблицы 5 и 6), что не всем богам досталось по дереву. И в глаза сразу бросается неувязка в соответствиях:

богине Берегине — Рябина (10.04)

богу Семарглу — Верба (09.03)

Здесь явно что-то перепутано позднейшими исследователями, Рябина, как символ огня, может соответствовать только огненному богу, каковым является Семаргл. А Берегине, чей праздник 10 апреля, может соответствовать только Верба, поскольку сразу после её праздника у православных христиан идёт заимствованный из древней Православной веры праздник "Вербное воскресение", который раньше был, по всей видимости, праздником Берегини. Кроме того, из трёх последних таблиц видно, что ипарису, Кедру, Инжиру и Ясеню не досталось никакого бога. Эти деревья росли далеко не во всей Борее и поэтому их вставили не так давно. Не досталось также богов Орешнику и Жасмину, потому что в Борее они растут не как деревья, а как кустарники, хотя возможно в период существования Бореи — это были деревья. На Жасмин, хоть и приходится богиня Навь, но соответствия не может быть по следующей причине. На Руси издавна почиталось четыре дерева: дуб, берёза, сосна (кедр) и ель. Они могли быть священными деревьями и образовывать целые священные рощи. Почитание древними дуба понятно, он соответствовал богу богов Перуну (до сих пор сохранились топонимические названия "Дубрава Перуна"), почитание же других трёх деревьев было обусловлено тем, что они соответствовали 4-м мировым богам Прави, Слави, Нави и Яви. Четвёртым недостающим деревом была айва, цветение которой приходящийся как раз на праздник Нави. Совпадение Бука с именем бога неслучайно и, скорее всего он соответствовал Купале, наиболее почитаемому богу, уничтожившему две последние цивилизации. Учитывая сроки, приходящиеся в друидском календаре на берёзу, распределение в борейском календаре было такое (таблица 7):

Возникший обычай рубить тотемное дерево ель на Новый год, завезённый в Россию Петром I из Европы, идёт ещё с тех пор, когда кельты (Нависты), воюя со славянами, стремились лишить их главную богиню Славу силы, поэтому и был придуман такой варварский обычай, наряжать умирающее дерево. Большего злодейства у предков, чем срубить священное дерево и свершать при этом над ним требы, придумать невозможно. Деревья действительно наряжали на праздники богов, которым они соответствовали, но при этом они не вырубались, а использовались в их естественном виде. На дерево кроме украшений, которые после праздника становились оберегами, вешали ещё пищу, которая становилась священной, а затем её все вместе съедали во время праздничного пиршества. Обычай до сегодняшнего дня сохранился у ламаистов. До последней катастрофы деревья, видимо, росли прямо в храмах, а позже их стали использовать в священных рощах.

Я уже подчёркивал, что друидский календарь дошёл до нас в невероятно искажённом виде. Во-первых, Явьим богам могли соответствовать деревья, имеющие или съедобные плоды, как например, Дажбогу — Кедр, или съедобный сок, как например сахаристые виды клёна, которые соответствовали Хорсу (а иначе человек не мог бы черпать силу и помощь этих богов). Во-вторых, съедобными плодами должны обладать и деревья, соответствующие богам царств. На основании этого замечания и с учётом распространённости деревьев в Борее, получаем окончательное распределение (таблица 8 и 9). Поскольку Грецкий орех (соответствующий Велесу) не уживается почти ни с одним деревом и рос он далеко не во всей Борее, то во многих местах его заменили на Черёмуху. Во всяком случае, похолодания, связанные с цветением черёмухи, указывает на проявление жизни Пантеона. Крещение (посвящение), вернее роднение с Велесом, представляло из себя грязевые (земляные) ванны, приходившийся как раз на цветение черёмухи. Вызываемое у людей переживание чувства холода стимулировало затем похолодание в природе.

Однако, за исключением волхвов, у остальных варн роднение с богами, т. е. посвящение, происходило не со всем Пантеоном, а лишь с двумя богами: с Правью и Славью, (почему собственно и названо православием); в крайнем случае с четырьмя, ещё с Навью и Явью. И только волхвы, для того чтобы получить доступ в Пантеон, обязаны были проходить все 24 посвящения.

Чтобы полностью восстановить борейский древесный календарь, пришлось ввести ещё четыре дерева.

Леле (богине начального пути) — Облепиху. Из этого дерева получают очень ценное лечебное масло. С древности известно такое средство, как смазывание своего тела и головы маслом. Как раз эту традицию и можно отнести к тому, что называлось словом "лелеять".

Световиту (богу ремёсел) — Каштан.

Яви — Боярышник.

Трояну (богу добра, зла и оберега) — Лиственницу, удивительное хвойное растение, сбрасывающее хвою на зиму.

Радегасту (богу совершенствования через мысли, который помогал человеку на пути раджа-йоги или, как её ещё называют, королевской йоге) — Голубая ель, другое её название, королевская ель.

Каждый человек за свою жизнь должен был обязательно посадить и вырастить все обозначенные в древнем календаре деревья с тем, чтобы обрести возможность общаться со всеми богами Пантеона. За особые заслуги перед обществом человеку могли дать право посадить дерево в священной роще, тогда он на всю жизнь становился приобщённым к рангу волхвов.

Преимущественное распространение сосны в восточной Европе и Сибири лишний раз доказывает Явисткое присутствие в этих местах. В то время как в центральной Европе садили по преимуществу берёзу, дуб, осину, ель, что указывает на Прависткое (арийское и славянское присутствие).

Каждому богу соответствовал свой запах, который источало дерево ему соответствующее.

Ява-скрипт отключен — поиск недоступен…

Дерево - символ роста, лестницы к небу, "оси Мира", небесной колонны, космической жизни; сотворения; божественного обновления; проявления воли божества, органического единства; справедливости; величественности, царственности, красоты, поэзии; знания; наказания, креста; искупления; любви, жертвенности; угрозы, ворожбы, колдовства; постоянства; надежды; благородства; мира; богатства; энергии, радости; мудрости, чести; человека; жизни духовной; здоровья; фаллоса, плодородия, происхождения рода, долговечности, возрождения, омоложения; жизни и смерти, победы Жизни над Смертью, воскресения; Логово льва среди зарослей; трон эльфов, духов, гномов...
За минувшие тысячелетия сложилось так, что самые жизнеспособные и долговечные растения во множестве религиозных культах различных народов символизируют пребывание (нахождение) в них божества, и поэтому окружены почитанием, и поклонением. В этих случаях растение (дерево) в воображении его почитателей становилось священной связью между Небом (крона), Землей (пень, ствол) и Подземными силами - (корни). Некоторые же деревья обретали роль "Оси Света". Так произошло, в частности, в скандинавской мифологии, в которой гигантский ясень Иггдрассил, или Митамейдр стал Деревом Вселенной.
"Старшая Эдда" повествует о том, что когда Иггдрассил расцвел, тогда и началось существование Земли - с гигантами, которые затем начали беспощадную битву с богами; Боги, разумеется, победили, возникли понятие Добра и Зла, и т. д. В других культах на ветвях таких Древ располагались различные мифические животные и звери, птицы, а то даже и звезды... В верованиях древних Индии и Китая в ветвях Древа Мира жили двенадцать "солнечных" птиц.
Дерево Мира, Древо Космическое - символ плодовитости, жизненной силы, годовых циклов, Времен года; суд богов, или их избранников среди людей. Нередко изображается с птицами, сидящими на ветках, или сражающихся с драконом, или со Змеем, вьющимся среди корней. Плоды такого дерева, или листья (иногда это звезды) означают Судьбу, в них таятся Прошлое и Будущее. В сущности, из такого Древа и возникли Древа Познания, Добра, Зла и Жизни. Их символы: колонна, крест, торс человека.
Дерево, перевернутое корнями вверх - в индийской, индуистской традиции: Космос, жизненная сила Солнца и духовного светила, которую из небесных глубин "высасывают" корни, а затем она падает на землю в виде дождя. В исламе - это Древо Счастья. В еврейской священной книге Зохар - Древо жизни, взошедшей в сиянии Солнца. Согласно "Упанишадам", ветвями такого Древа служат: воздух, вода, огонь и земля, т. е. четыре стихии. Священное фиговое дерево Асвафа (ficus religiosa) символизирует единство Вселенной, и соответственно, существование человека.
Плиний Старший ("История Природы") утверждал, что именно деревья были первыми святынями, кото-
рым поклонялся человек. Священные деревья отождествлялись с богами и чтились, как божества - причем, уже разделенные на добрых и злых. Среди израелитов и персов очень долго чтилось гранатовое дерево - именно как Древо Познания Добра и Зла; название кельтских жрецов-друидов произошло от названия дуба, почитавшегося наравне с омелой и остролистом, которыми украшали алтари богов. Осока, названная растением радости, или сарака индийская, это дерево, под которым Будда ощутил озарение и под которым родился бог Вишну. Брахма, согласно версии индуизма, превратился в дерево баньян, или в бенгальскую смоковницу, которые тоже считаются Древами Мира. Ясень (Иггдрасилл) чтился древними скандинавами; дуб и липа - германцами; бамбук - японцами; лиственница и береза чтились сибирскими народами и племенами, верба - в Китае.
Читая Библию, мы можем обнаружить следы культа деревьев. "И насадил Авраам при Вирсавии рощу и призвал там имя Господа, Бога вечного" (Бытие 21: 33). Кости царя Саула и его сыновей были погребены под дубом в лесу Иависе (Первая книга Царств 31: 13); под гранатовым деревом, на окраине Гивы, царь Саул готовился к решающей его судьбу битве (там же 14: 2).
Период культа деревьев закончился, но отзвуки его сказались во многих обычаях времени язычества и позже. Например, в Израиле было запрещено сажать и выращивать растения вблизи алтарей, посвященных единому богу Яхве, ибо это могло напомнить о служении Ваалу. Идолопоклонник - царь Ахаз приносил жертвы "под всяким тенистым деревом" (Четвертая книга Царств 16: 4).
Античные греки чтили деревья в священных лесах - так выражалась
любовь к той или иной природе богов Олимпа, а также к "чисто" лесным божествам: дриадам, хамадриадам. Дубы посвящались Зевсу, кедры и орех - Артемиде, олива - Афине, лавр - Аполлону, платан - Дионису, тополь - Гераклу, сосны - Аттису...
Иногда дерево символизирует жертву, жертвенность, а то и наказание. Например, это виселица для бога плодородия, уже отдавшего себя летнему и осеннему изобилию; по весне этот бог снова воскреснет в свежей листве... В средневековом искусстве крест нередко изображался пускающим молодые побеги, ветки с листвой - аллегория достаточно прозрачна: крест животворен, подобен дереву, воскрешающемуся по очередной весне. Так в образе дерева сохранялась идея бессмертия и неумирающего духа, ибо листья могут опасть, но само дерево продолжает оживать и одеваться новой листвой. "Для дерева есть надежда, что оно, если и будет срублено, снова оживет, и отрасли от него выходить не перестанут" (Иов 14: 7).
Дерево - жизненность, жизнеспособность, ибо черпает силу из всех четырех стихий: корни - из земли и воды, крона - от солнечных лучей и из воздуха; дерево в течение всей своей жизни все глубже врастает в землю, и все выше поднимается к небу.
Древо Жизни и Древо Правды - они, согласно шумерскому мифу, росли у Восточных ворот неба над Вавилоном, а в эпопее о подвигах Гильгамеша - в саду Солнца. В библейском же Раю, как известно, было Древо Познания Добра и Зла, росло там по соседству и Древо Жизни, плоды которого давали бессмертие. Господь Бог это Древо Адаму не показал. Змий-искуситель обманул Еву, склонив ее к
тому, чтобы сорвать плод именно с Древа Познания. Согласно толкованиям некоторых христианских теологов, Древо Жизни в Раю было противопоставлением Древу Познания, которое - синоним Святого Креста, Спасения. Оно часто изображалось увешанным плодами, рядом с источником-ручьем Жизни, но все это обычно охраняли Дракон, Змий, или лев... Иногда к такому изображению добавлялись птицы, например, голубь, который символизировал Святого Духа; у древних же скандинавов - орел. Ветви деревьев, согласно верованиям, могли оберегать человеческие жизни от сил Зла, злого рока, передавать людям жизненную силу через цветы и плоды. Вечнозеленые деревья, венки и гирлянды из листьев вечнозеленых растений служили древним египтянам и евреям символами вечной жизни. Так что обычай украшать наши жилища зелеными ветками, хвоей на Новый год, идет именно от тех идолопоклоннических, языческих времен.
Древо Жизни - духовная жизнь... "Среди улиц его, и по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева - для исцеления народов" (Откровение 22: 2). "Она - древо жизни для тех, которые приобретают ее, - и блаженны, которые сохраняют ее!" (Притчи 3: 18).
Дерево - плодородие, плодовитость; даже сам всемогущий Яхве сравнивается силой и плодовитостью с деревом: "Я буду как зеленеющий кипарис: от Меня будут тебе плоды" (Осия 14: 9). "... признайте дерево хорошим и плод его хорошим; или признайте дерево худым и плод его худым; ибо дерево познается по плоду" (Евангелие от Матфея 12: 33). Во многих селениях
Индии нареченные невесты, прежде чем выйти замуж, "венчаются" с каким-нибудь плодовым деревом, чтобы обрести его плодовитость. В сущности, европейский, и особенно у славянских народов, обычай танцевать вокруг обвешанного лентами и всевозможными украшениями "майского дерева" - отзвук древних верований. Иногда это едва зазеленевшая береза; иногда просто высокий шест с венками, но смысл от этого не меняется.
Древо Познания - потеря божеских благословения и заботы, защиты, смерть. В иудейской традиции - это яблоня или смоковница (фиговое дерево, инжир), от вкушения плодов которой и пропала первородная невинность Адама и Евы. Одним из доказательств необыкновенной мудрости царя Соломона было то, что он хорошо разбирался в породах и особенностях деревьев. Мы находим это в его "Песне песней" и в "Притчах". "И говорил он о деревах, от кедра, что в Ливане, до иссопа, вырастающего из стены" (Третья книга Царств 4: 33).
Дерево - человек. "Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных, и не сидит в собрании развратителей; но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь! И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет" (Псалом 1: 1-3). Филемон и Бавкида из древнегреческого мифа, которые приютили у себя Зевса и Гермеса, в благодарность за гостеприимство и в знак восхищения их взаимной любовью, были превращены в дуб и липу, сплетшихся ветвями ("Метаморфозы" Овидия). Скандинавская мифология повествует о богах Одине, Хоэ-
нире и Лодуре, которые прогуливаясь по морскому берегу, увидели два дерева. Из одного они создали мужчину по имени Аскр, а из другого - женщину (имя не упоминается). Лодур дал им тела, Хоэнир - разум, а Один вдохнул в них жизнь. За это Рок сделал так, что Один был убит мечом и повешен на ветке Древа Мироздания - ясеня Иггдрасиля. Правда, девять дней спустя бог был помилован и воскрешен.
Деревья бывают символами мужскими и женскими. Ствол, пень, как правило, имеют фаллическое значение; развесистое же, тенистое плодовое дерево воспринимается, как женщина; как символ материнства.
Дерево - эмблема долговечности. Калифорнийская секвойя, например, живет до пяти тысяч лет; австралийский эвкалипт, африканский баобаб, старые дубы в лесах Европы доживают до тысячи, "... ибо дни народа Моего будут, как дни дерева, и избранные Мои долго будут пользоваться изделием рук своих" (Исайя 65: 22).
Дерево Свободы высаживали во многих странах - в США, Франции, Италии и в других - в XVII-XX веках. Это делалось по окончании войны за независимость, при освобождении от иноземных захватчиков. Деревья Свободы обычно украшались флагами, обвешивались различными патриотическими эмблемами. "Слетают листья с древа, что выросло свободным" (В. Пол, польский поэт).
Дерево - кичливый властитель, тиран. "Ибо грядет день Господа Саваофа на все гордое и высокомерное и на все превознесенное, - и оно будет унижено, - и на все кедры Ливанские, высокие и превозносящиеся, и на все дубы Васанские" (Исайя 2: 12-13).
Дерево - справедливость. Боги, властители, феодалы всегда устраивали свои суды и судилища под величественными деревьями.
Дерево - вдохновение поэтов. "Искусство, это дерево со сладкими плодами, под которыми толпятся люди" (К. Тетмайер, польский писатель).
Дерево генеалогическое: те или иные поколения представлены в образе раскинувшего ветви дерева с портретами, или только фамилиями предков - дерево уходит в прошлое от вершины до корней. "И произойдет отросль от корня Иессеева, и ветвь произрастает от корня его" (Исайя 11: 1).
Дерево - прибежище душ умерших людей во множестве мифов и сказок. В одной из сказок братьев Гримм Золушка посадила веточку лещины на могиле своей матери, и веточка выросла в дерево, которое исполнило все желания Золушки.
Дерево, обвитое змеей, - смерть.
Дерево в сказаниях многих народов имело связь с понятием огня - ведь именно трением двух кусочков дерева друг о друга и был получен первый огонь. Из дерева была извлечена тайна огня, тепла, жизни.
Дерево кривое - человек больной, вечно чем-то недовольный, постоянно на что-то жалующийся; или криводушный, неправедный.
В гадании по снам: аллея деревьев - длительное счастье; взбираться на дерево - обрести удачу в чем-либо, разбогатеть; падать с дерева - близкое несчастье; смотреть на плоды - зависимость; цветущее дерево - неожиданное счастье.
В алхимии - со знаками планет (металлы) - т. н. праматерия; Древо Дианы, или Древо Философов - это
амальгама кристаллического серебра. Дерево с полумесяцами - малозначащая реакция, процесс; с солнцами - многозначащая.
В геральдике: справедливость, имение-поместье, земельное владение, особенно с лесным угодьем.


вертикаль
Плиний утверждает, что деревья были первыми храмами. Древние соотносили священные деревья (имеется в виду целый массив однородных деревьев) с божествами. Так, дуб связывали с Юпитером, иву - с Венерой, лавр - с Аполлоном,"оливу - с Минервой, виноградник соответствовал Бахусу и т. д. Дубу и омеле поклонялись галлы.
Чтобы делать приношения богам, приходили в лес. Даже сегодня можно встретить расположенные среди деревьев статуи святых с табличками о приношениях по обету, что свидетельствует о долговечности (!) традиций.
О Многочисленные мифы повествуют о гигантском дереве - связующем звене между небом и землей (как лестница или радуга), по которому некоторые персонажи поднимаются до уровня богов. Китайское солнечное дерево, по которому поднимались и спускались властители; ясень кельтов Иггдрасилъ, уходящий корнями в подземное царство; космический ясень Эдды Хеймдалль (небесный бутон); растение жизни, цветок вечной молодости, который Гильгамеш отправляется искать на середину океана; дуб, где Зевс расположил континенты и моря; яблоня, с которой идентифицируется Идунн в Скандинавии, и т.д.
О Древо Познания в Эдемском саду является символом "Потерянного Рая", бессмертия, которого лишился человек, потому что утратил первоначальное согласие с Богом. Это дерево представляет собой сфе,ру сознания дей-
ствующего Я, адаптированного к случайностям. Это гигантское дерево, образ которого варьируется в мифологии, посещается людьми* Человек поднимается и спускается по природной лестнице, образованной ветками, сообразно собственным возможностям: он должен подвергнуться испытаниям, чтобы вновь обрести Утерянный Рай и единство с Богом. О Вселенское Древо Жизни с двенадцатью видами фруктов (число, соответствующее циклическому обновлению, а также небесному Иерусалиму Апокалипсиса, числу золотых яблок сада Гесперид) символизирует центр духовности, а по происхождению восходит к "яблоне Мироздания" на индусской горе Меру - дереву, удовлетворяющему все желания, или дереву периодов, оси мира, расположенной в центре райского сада, окруженного четырьмя другими садами (в каждом из них лучшая яблоня - эманация первого космического дерева, растущего на горе Меру). Это центральное дерево, связующее землю и небо, служит проводником духовных влияний, нисходящих с его помощью к человеку. О В древнееврейской традиции Древо Жизни идентифицируется с деревом Сефирот, связывающим небо с землей через три мира: божественных эманации и творений (Небо), мира воплощенных творений и форм (Земля) и подземного мира (Преисподняя), воплощенного Древом Смерти. Так представлен цикл жизни всего сущего. О Точный аналог Дерева Сефирот - китайское Дерево края света, чей ствол достигает более 100 лье в высоту, а с веток свисают 10 солнц, продолжающиеся десятью преиспоДними.
Оно напоминает новогоднюю елку, прообразом которой было Космическое дерево, ярко озаряющееся в полночь посреди зимы (с чем связан, по-видимому, и старинный обычай приносить в дом еловые ветки как символ конца года).
о Заметим, что символика ели отвечает символике вечнозеленых деревьев, воплощению жизненной силы, благополучия, всего, что сохраняется (в противовес тому, что обречено на смерть или изменения: временам года,
живым существам и т. д.). Так, кипарисы - деревья, которые можно часто встретить на кладбищах, потому что они символизируют жизнь души после смерти.
Колючее дерево символизирует девственность природы, Неопалимую купину, крона которой воплощает целостность и бесконечность Космоса: свечи отражают отсветы созвездий, золотые и серебряные шары - солнца и луны, а разноцветные - планет.
О Перевернутое дерево, олицетворяющее в Упанишадах Вселенную,- символ мироздания, Бога. "Пусть его лучи коснутся нас!" - говорится в Риг-Веде. Декоративная тема очень распространена на Востоке, Древо Жизни фигурирует в огромном числе живописных изображений на индийском, исламском шелках и на коврах.
О До XVII века майское дерево, поставленное первого мая перед дверью, покрытое листвой и украшенное лентами, являлось вестником для тех, кому хотели оказать честь: его ставили под окнами молоденьких девушек деревенские парни. Сирень выражала восхищение их красотой, остролист же попрекал за плохой характер, бузина - за нерадивость.
О В революционную эпоху дуб, в память о галльской традиции, и тополь, благодаря происхождению его названия от populus, были выбраны в качестве народных символов завоеванной свободы, надежды и преемственности... Они являлись своеобразными общественными памятниками, охраняемыми законом, у их подножия крестьяне сжигали помещичьи ценные бумаги, под их сенью подписывались важные документы и произносились гражданские клятвы.
О Дерево служило также символом братства, согласия между двумя государствами на французской границе Женевского кантона.
О Источник бурной жизни, дерево, чья густая крона покрывается плодами, является символом плодородия. Ствол, устремленный к небу,- воплощение силы и могущества - является фаллическим символом. Корни, ухо-
дящие в землю, где погребены мертвые, напоминают об эфемерности физической стороны жизни. о Кроме того, ветвистое дерево отождествляется с человеком.
О Будучи посредником между небом и землей, приснившееся дерево символизирует возможности эволюционного роста, облагораживания. Дерево призывает распрямиться, определить стержень собственной жизни, прорасти "корнями" в землю, а "вершиной" коснуться неба (см. Восхождение, Крест" Лес).
Дерево. Символизирует полную проявленность; синтез неба, земли и воды; динамичную жизнь как противопоставление статичности камня; одновременно axis и imago mundi; "срединное древо", соединяющее три мира, делающее возможным сообщение между ними и дающее доступ к солнечным силам; омфал и центр мира. Дерево также означает женское начало; питание, убежище, за-
щиту и поддержку, предоставляемые Великой Матерью; силу неистощимых и дарующих плодородие вод, которые она контролирует. Деревья часто стилизуются под женскую фигуру. Погруженное корнями в недра земли, соприкасаясь с водами в ее центре, дерево растет в мире Времени, наращивая кольца как показатель своего возраста, а ветви его достигают небес и вечности, символизируя различия в плане проявлений материального мира. Вечнозеленое дерево означает бесконечную жизнь, неумирающий дух и бессмертие. Летнее дерево - это мир в бес конечном обновлении и возрождении, принцип "умереть чтобы жить", воскресение, воспроизводство, мир жизни. И то, и другое дерево символизирует различное в едином, множество ветвей, растущих из одного корня и вновь возвращающихся к единому в потенциале семени плода. Космическое Древо изображается либо с расходящимися и сходящимися ветвями, либо имеющими два ствола и единый корень, что указывает на универсальность проявлений материального мира, идущую от единства к разнообразию и назад к единству. Единение Неба и Земли также можно передать через два дерева, соединенных одной веткой, на которой растет побег, символизирующий единство взаимодополняющих начал (мужского и женского, и т. п.) или андрогина. Два дерева, одно из которых является отражением другого, имеют эту же символику. Как мировая ось, дерево ассоциируется с горой и колонной, то есть со всем, что имеет осевую символику. Дерево, подобно

Рис. 32. Мать-Богиня раздает пищу и напитки с ветвей Древа Жизни, частью которого она сама является и от которого неотделима. (Египет, XIII век до и. э.)
роще, горе, камню и водам, может символизировать космос во всей полноте его связей. Космическое древо часто изображается растущим на вершине горы, а иногда - наверху колонны. Символами дерева являются колонна, шест, зазубренный шест, ветка и т. п. Они часто изображаются в сопровождении змеи, птицы, звезд, фруктов и различных лунных животных. Деревья, приносящие плоды жизни, - священны. К ним относится виноградная лоза, тутовое дерево, персик, финик, миндаль и кунжут. Древо Жизни и Древо Познания растут в раю. Первое растет в его центре и означает восстановление, возвращение к изначальному совершенству. Это космическая ось,
символизирующая единство за пределами добра и зла. Второе дерево, очевидно, двойственно, ибо на нем растут плоды добра и зла. Во многих традициях это соотносится с первочеловеком и его утратой райского состояния, а также с фазами убывания и нарастания луны, смертью и возрождением. Древо Жизни символизирует также начало и конец цикла: оно имеет двенадцать плодов (иногда десять), которые являются формами солнца и которые появятся одновременно в конце цикла как проявления Единого. Бессмертие можно обрести, отведав плод с Древа Жизни (персик бессмертия, растущий посреди даосско-буддистского Западного Рая), либо выпив влаги, полученной из этого Дерева (иранская хаома). Древо Познания часто изображается как лоза (in vino veritas). Деревья рая, усыпанные вместо цветов или фруктов драгоценными каменьями, упоминаются в описаниях индийского, шумерского, китайского и японского рая. Умирающего бога всегда убивают на дереве. Перевернутое дерево является широко распространенным символом магического действия: его направленные вверх корни символизируют основы, а ветви - их реализацию в проявлениях материального мира. При этом высокое опускается, а низкое - возвышается, что олицетворяет отражение друг в друге земного и небесного миров, возвращение знаний к их основам. Кроме того, перевернутое дерево может означать Солнце, посылающее свои лучи на Землю, направленную вниз силу Небес, вдохновение. В церемониях инициации оно символизирует обрат-
ное движение и смерть инициируемого. На урнах с прахом умерших перевернутое дерево символизирует смерть. Древо Сефиротов часто изображается перевернутым. Древо Света, или сияющее в ночи Небесное Древо, символизирует перерождение, а свечи и лампы на этом древе - души. Этот символизм прослеживается с буддистским деревом на празднике умерших, христианской Рождественской елкой, сосной Аттиса и Диониса, тевтонской елью Водена, на которой огни и светящиеся
шарики символизируют солнце, луну и звезды на ветвях Космического древа. Подарки, развешиваемые на таких деревьях, были жертвоприношениями Дионису и Аттису, Атар--гитису и Кибеле. Воден одаривал по-
дарками тех, кто оказывал почести его дереву На его ветвях часто изображается священная птица. Дерево Свежей Росы, или Поющее Дерево находится на вершине Священной горы и является мировой осью. Дерево, обвитое змеей, символизируют, соответственно, axis mundi и циклы проявлений материального мира. Змея или дракон, охраняющие дерево, означают трудность приобщения к мудрости. С другой стороны, змея может соблазнить мужчину или женщину приобрести бес-
Рис. ЗЗ. Индийское бронзовое Древо Жизни. Его четырнадцать ветвей отходят от ствола, символизирующего ось мира, а в его центре располагается Лотос-Солнце - источник жизни и стойкости. (Индия, XV век.)
смертие или знание, добыв плод этого дерева для них и для себя тоже. Древо, камень и алтарь вместе символизируют микрокосмос, где камень олицетворяет вечное и неизменное, а дерево - преходящее и изменчи-
вое. Дерево может олицетворять какое-либо божество и быть его глашатаем, подобно дубу Додоны, пылающему кусту Моисея или звукам в вершинах шелковиц (2-е Посл. к самарит., 5). Деревья с десятью или двенадцатью птицами символизируют солнечный цикл, а с тремя птицами - лунные фазы. Влезть на дерево значит перейти с одного онтологического плана на другой, вознестись к богам на Небо или к высшей реальности, обрести эзотериче-
ские знания посредством выхода за пределы мира. В шаманизме можно достичь иных сфер и обрести магическое знание, влезая по шестам, лианам, стеблям бобов или иным вьющимся растениям. Изогнутое дерево считается священным и может оказывать на человека положительное или отрицательное магическое
влияние. В алхимии дерево означает prima materia, причину и результат Делания. У арабов Зодиак символизируется фруктовым деревом с двенадцатью ветвями, плодами которого являются звезды. У аборигенов Австралии Мировое Древо поддерживает свод небес, а его ветви усыпаны звездами. У буддистов фиговое дерево, священный фикус или дерево бо (Ficus religiosa), под которым Будда обрел просветление, является Священным Центром. Дере-

Рис. 34. Влезть па дерево означает перейти с одного онтологического плана на другой, вознестись к богам на Небо или к высшей реальности, обрести эзотерические знания посредством выхода за пределы мира.
во - символ Великого Пробуждения, Древо Великой Мудрости, суть Будды. Его "корни уходят глубоко в стабильность... чьи цветы - моральные деяния... плодами которого являются добродетели" (Буддхакарита). В кельтском эпосе священными считаются разные деревья: дуб, береза, орешник, ясень, тис. Дуб друидов и
омела символизируют мужское и женское начала. Иисус появляется у ивы. Галльская ольха и тис считаются священными деревьями, а ирландский падуб, тис и гэльская рябина обладают магическими силами. Кентигерн или Мунго ассоциируется с деревом. У китайцев Древом Жизни считаются разные деревья. Иногда это персик, шелковица или слива, а на Тайване и у племен мяо - бамбук. Дерево Жизни, как и Дерево Свежей Росы, растет на вершине священной горы Кунь-Лунь и является мировой осью. Под ветвями Годового Дерева изображается двенадцать зверей, символизирующих созвездия и Символических Животных Двенадцати Земных Ветвей. Деревья с парами переплетающихся ветвей символизируют соединение пар противоположностей или пар любовников. Идеографическое изображение солнца с деревом означает закат; если солнце покоится на дереве - конец цикла; солнце, упавшее к корням дерева, - тьму; дерево с десятью солнцами - завершение цикла. В христианстве дерево является образом человека, так как родит одновременно плоды и добра, и зла. С другой стороны, оно является символом воскрешения, так как несет обновление через смерть Христа на деревянном кресте, который был сделан из Древа Познания, и, таким образом, спасение и жизнь были обретены на том же дереве, из-за которого произошло грехопадение и смерть, и покоритель оказался покорен. Крест иногда отождествляется со Срединным Древом, как вертикальной осью сношений между Небом и Землей. В средневековой
христианской символике "было известно Древо живых и мертвых, приносящее плоды добра и зла, вырастающие на его разных сторонах. Его стволом был Христос как символ центрального креста на Голгофе. Это дерево было эмблемой святой Зенобии. У египтян Дерево Жизни сикамора имеет волшебные руки, полные даров, и льет из сосуда воду как символ плодородия. Хатхор может изображаться как дерево, дающее пропитание и выживание. Древовидный вереск заключал в себя гроб Озириса. В греко-римской мифологии дуб изначально считался деревом небесного бога Зевса (Юпитера) Деревьями солнечного бога Аполлона считались пальма, лавр и олива. Артемиде были посвящены различные деревья: в Лаконии ее звали Каруатис и посвящали ореховое дерево; дерево Артемиды Сотеира из Бойи - мирт, из которого был рожден Адонис; Артемиде Эфесской посвящены вяз, дуб и кедр. Виноградная лоза посвящена Дионису(Бахусу), олива - Гераклу, платан - Елене Спартанской, лавр - Дафне Дерево и прививочный крюк - атрибуты Сильвана. В еврейской каббале Дерево Бога символизирует все творение и материальный мир. Роса Света истекает с Дерева Жизни, и с ее помощью воскрешаются мертвые. В Древе Сефиротов колонны правой и левой руки символизируют двойственность, а центральная колонна их уравновешивает и восстанавливает единство. Часто оно изображается перевернутым. "Древо Жизни тянется сверху вниз и является тем Солнцем, которое озаряет все" (Зогар). Это дерево имеет собственную
богатую символику. Еврейское Древо Жизни растет посреди Священного Города. У индийцев космос - это огромное дерево, корни которого уходят в подземный мир, ствол находится в земном мире, а ветви - на небесах. "Брахман был древом, Брахман - древо, из которого сотворены были Небо и Земля" (Тайттирия Брахмана). Это божество в проявленном состоянии. Космическое Древо иногда изображается расту-
щим из Космического яйца, плывущего в Океане Хаоса. Древо Жизни - это Адити, суть личности, в то время как Дити (разделение) - это дуалистическое Древо Познания, или Самсара, которое подрубает своим топором Вишну. Адитьи, двенадцать знаков зодиака и месяцев года, символизируются деревом с двенадцатью солнцами, которые появятся одновременно в конце цикла как проявление Единого. Иногда изображаются два дерева со стволами, наложенными один на другой: одно дерево небесное, а другое земное.
Это означает, что они являются лишь отражением друг друга, "двумя сторонами одной сути". Утроенное дерево с тремя солнцами символизирует тримурти(см.). Горящий куст становится Космическим Деревом в ведическом огненном символизме Агни, который также ассоциируется с деревом как жертвенной колонной. На Горе Меру растет дерево Параджита, которое наполняет ароматом своих цветов весь мир. В Ригведе

Рис. 35. Космическое Древо.
упоминается перевернутое дерево Асваттха. У иранского Космического Дерева имеется семь ветвей: золотая, серебряная, бронзовая, медная, оловянная, стальная и из "железного сплава". Они символизируют семь этапов истории и семь планет, каждая из которых правит миром по тысяче лет. Здесь также прослеживается символизм двух деревьев: белого хаома, небесного дерева, растущего на вершине священной горы и оси мира Альборж, и желтого дерева, которое представляет собой земное отражение хаома. Ореховое
дерево также считается Деревом Жизни. В зороастризме также есть два дерева: Дерево Солнечного Орла, выросшее из первичного океана, и Дерево Всех Семян - "зародышей всего живого". У мусульман Дерево Благословения, которое не есть ни Восток, ни Запад, и потому соотносится с Центром и символизирует духовное благословение и озарение, свет Аллаха, которым он освящает землю. Это дерево - олива, дающее как пропитание, так и масло для ламп. Перевернутое Дерево Счастья своими корнями вросло в самые высокие небеса и раскинуло свои ветви над всей землей. От этого Небесного Дерева, Туба или Сидра, растущего в центре рая, текут четыре реки с водой, молоком, медом и вином. Дерево Лот символизирует непроходимую границу. Космическое дерево растет на вершине Космической Горы и символизирует всю вселенную. У японцев Древо Жизни - это мифологическое Сакати. Деревца бонсай символизируют природу в ее простоте и мудрости. У народов Мексики Космическое Дерево - агава - "источающий молоко" кактус, который вместе с соколом символизирует мощь солнца или освобождение новой луны. В митраизме Древо Жизни - сосна. У скандинавов это иггдразил(см.) или ясень. Дерево Лерад растет у стен Валгаллы, и коза Хейдрум ощипывает молодые побеги на его ветвях и дает воинам мед для питья. В шаманизме Древо Жизни - береза с семью ветвями. Иногда она может быть стилизована шестом с семью отметками, символизирующими семь планет и семь стадий вос-
хождения к небесам, при этом ее ветви олицетворяют звездный свод. В шумеро-семитской традиции Древо Жизни символизирует космическое обновление, у него семь ветвей - семь планет и семь небес. Вокруг вавилонского Древа Жизни вращается вселенная, его ветви сделаны из ляпис-лазури, а на них - чудесные плоды. Сосна посвящена фригийскому Аттису. Пальма - Древо Жизни Вавилона, Финикии и Халдеи. Виноградная лоза посвящена вавилонскому Сидури и считается ассирийским Древом Жизни. Аккадская ива посвящена аккадскому Зевсу, а пальма, гранатовое дерево и кипарис - священные деревья семитов. Сирийские Ашторет и Астарта могут символизироваться неиконическим древесным стволом. У даосов Древо Бессмертия - персик. Деревья с парами переплетающихся ветвей или с одной общей ветвью символизируют пары противоположностей, инь и ян в едином Дао. У тевтонов Древо Жизни - ель Водана, а позднее - липа. Ель стала Новогодним деревом.

У многих народов дерево считается дорогой, по которой шаман или его молитва поднимаются к небу (дерево Цзяньму в китайской мифологии). В языках тунгусо-маньчжурских народов термин, обозначающий дерево, буквально означает "дорога". В эвенкийских шаманских культах Сибири отмечено представление, по которому корни дерева соотносятся с нижним миром духов-предков, середина - с миром обитания людей (тайгой), вершина дерева - с местом обитания души рода (в некоторых вариантах эвенкийских мифов каждый мир имеет свое отдельное дерево).


Поскольку оно корнями уходит в землю, а его ветви устремлены к небу, оно, как и сам человек, является отражением "сущности двух миров" и посредником между "верхом и низом". Во многих древ-них культурах определенные дере-вья или даже целая роща не только почитаются как место обитания сверхъестественных существ (бо-гов, низших духов), но дерево в широком смысле рассматрива-лось как ось мира, вокруг которой группируется космос, например мировое древо Иггдрасиль у север-ных германцев, или священное Цейба, или Ячкхе-дерево юкатан-ских майя, которое растет в центре мира и служит опорой для слоев неба, причем в каждой из четырех сторон света используется по од-ному цветному дереву этого вида в качестве угловых столбов небос-вода. Известна роль табуирован-ных деревьев в библейском раю, для буддиста священный фикус, под которым на Будду снизошло озарение, является символом "ве-ликого пробуждения". В Древнем Египте почитали сикомор (пла-тан), из которого богиня Хатор дает умершему или же птице его души (ба) укрепляющий напиток и еду. В качестве древа жизни по-читался шумерский бог раститель-ности Думузи (Таммуз). В Древ-нем Китае почитали персиковое и тутовое дерево; кельтские дру-иды - дуб, который в качестве священного приписывали герман-скому богу грома и (у греков) ца-рю богов Зевсу. Священные дере-вья такого рода - частично реаль-но, частично идеализированно и с возвышением до уровня кос-
мического символа - имеются почти у всех древних народов. В христианской иконографии дере-во является символом богоугод-ной жизни, и его прохождение че-рез годовой цикл указывает на жизнь, смерть и воскресение, а не-плодородное или умершее дерево, напротив, - на грешника. Из дре-весины райского "древа познания" позже якобы смастерили крест Христа, который отныне стал для верующего древом жизни. Неод-нократно его изображали с сучья-ми и листьями или сравнивали с первоначальным деревом "корня Иисуса". В символике, связанной с деревом, и в почитании его за-креплены наконец остатки древней первобытной религии, в которой деревья не просто дают древесину, но и являются одушевленными су-ществами, в которых обитали эль-фоподобные нимфы, к которым у человека было чувственное от-ношение. На это указывают также деревья с прикрепленными к их стволу иконами ("Лесные молит-вы" в Австрии), а также рождест-венская елка, которая почти во всем мире воспринимается как уте-шительный символ оживления (по-явления зелени) и обновления. "Древом жизни" считалась прежде всего Мария, благословенная Свя-тым Духом, который в качестве плода мира подарил Спасителя. Представляется, что старые дере-венские святыни и места паломни-чества передают традицию древ-
Дерево: Древовидные зна-ки и суда. Наскальные рисунки брон-зового века. Швеция
Дерево планет с двумя ал-химиками. Из книги Базилиуса Вален-тинуса "Азот", 1659 г.
них священных деревьев, в кото-рую облачена символика, связан-ная с Марией, нашему времени: "Мария в трех дубах", "Мария в зелени", "Мария в липах" и т. д.; епископ Эццо Бамбергский воспел крест как благословенное дерево: "И несла твоя ветка небесную но-шу, в тебе текла высокородная кровь. Твой плод сладок и хорош". На христианском Западе широко распространены легенды об отми-рающих деревьях, ветвях или пал-ках, которые в качестве знаков изъявления милости Божьей начи-нали зеленеть. Снабженный ветвя-ми "деревянный крест" средневе-ковой пластики находится во взаи-мосвязи с символикой воскресе-ния, которое дерево олицетворяет через свой листопад и зимний по-кой перед новым распусканием ли-стьев. Еврейская легенда гласит, что патриарх Авраам везде, где он бывал, сажал деревья, которые, однако, не всегда принимались; лишь одно дерево на земле Хана-анской быстро пошло в рост. Че-рез него Авраам мог узнать, верил ли тот или иной человек в истин-ного Бога или был идолопоклон-ником. Над правоверными дерево расстилало свои ветви и прятало их в своей тени, а над идолопок-лонниками нет. В последнем слу-чае оно отворачивалось и подни-мало свои ветви вверх, чтобы ли-шить их тени. Однако Авраам не
отступался от идолопоклонников, а заботился о том, чтобы они при-няли истинную веру. "Тем, что Адам вкусил от древа познания, он принес смерть в мир. Однако ког-да появился Авраам, через другое дерево он снова исцелил мир". Ле-генда о приносящем исцеление де-реве восходит, по-видимому, к христианской символике дере-ва-креста, которая была перенесе-на в мир Ветхого завета. Раннех-ристианский текст "Физиологус" сообщает об индийском дереве "перидексион", плоды которого охотно поедаются голубями, в то время как змея не может к нему приблизиться и бежит от его тени. Оно является указанием на избави-теля, "настоящее древо жизни", от плодов которого живут верующие, в то время как дьявол не может к нему приблизиться. В средневе-ковом "Бестиарии" это дерево на-зывается "перинденс"; оно защи-щает живущих в его тени голубей от дракона. "Небесным плодом древа является мудрость Святого Духа, которую человек воспринял в таинствах причастия" (Унтерки-рхер). Прототипом деревьев вос-становленного рая является в ис-ламской мифологии дерево "заккум", листьями и плодами ко-торого после Страшного суда кор-мятся осужденные на вечное цро-
Дерево: "Древо познания" в раю в виде символа смерти. Книж-ный знак. Франкфурт, 1531 г.
клятье грешники и богохульник "Однако их колючие ветви и гор кие плоды будут вздуваться в; телах, как расплавленная бронз (Бельтц, 1980). Сад нового рая п лон дарящих тень деревьев с лак мыми плодами, которые находя ся в распоряжении оправданш богобоязненных людей. Другк деревом исламской религиозно традиции является "мировое др во", на листьях которого записан имена всех людей; те, что по во. Аллаха отпадают, увлекаются а гелом смерти Израилем, которь затем убирает с Земли обреченнь на смерть; см. Смерти символы Фига.

Дерево, изливающее бальзам//Я ранено, чтобы исцелять других. символстрадания и несчасттья, выгодные другим символлюбовь и страдания Христа ради спасения и исцеления грешников. [Эмблемата-2; табл.4-12, с.122]
Буйно разросшееся дерево, которое нуждается в обрезке. //Мои собственные отпрыски - причина моей погибели. символ олицетворяет дурных и невоспитанных детей, которые часто приносят своим родителям на старости лет всяческие неприятности, чем прибавляют им седых волос Вспомните слова Шекспира: Не лучше ль подвязать свисающие ветви абрикоса, Которые, подобно детям непослушным, заставляют Своих праотцев прогибаться под этим непомерным грузом. Не лучше ль оказать поддержку согнутым ветвям, И не следует ли нам, уподобившись палачу, Отсечь те слишком рано взросшие побеги, Которые уж слишком вознеслись над общей кроной. [СЭ-II,таб.35-13,с.253]
Горящее дерево. //Сгорая, я даю тепло и свет другим. символ благотворительности и благодеяний, которые нам следует оказывать другим людям, пусть даже иногда и в ущерб себе. [СЭ-II,таб.35-7,с.252]
Дерево, сломанное грозой. //Этот удар был направлен с небес. символ напоминает, что мы должны предаться воле Божией и терпеливо сносить любые неприятности и беды, которые небесам угодно будет нам послать. [СЭ-II,таб.44-2,с.293]
Дерево, часть которого срезана. //Всему свое время. символ жизни. Смерть, в конечном итоге, неизбежно поджидает и нас - под наши корни подведут топор, и мы, подобно всем остальным, будем срублены в предназначенное для нас время. [СЭ-II,таб.44-5,с.294]
Старое опрокинутое ветром оливковое дерево, пустившее новый росток из корня. //Ветвь непременно произрастет. символ того, что старики умирают, и их быстро забывают, но на их месте вырастают молодые потомки. Таким образом идет постоянная смена поколений, в которой нет перерывов, пропусков и пустот в процессе творения. Все места незаметно заполняются в наилучшей пропорции и самым разумным образом. [СЭ-II,таб.44-6,с.294]
Высокое дерево, увитое невысокой виноградной лозой. //Она сладка, хотя и невысока. символ олицетворяет способности и дарования всего человечества. Каждый из нас обладает своими, присущими нашей природе качествами, п не нужно друг друга презирать за это, но помогать другому человеку и всячески его поддерживать в том, чем он не обладает. [СЭ-II,таб.48-14,с.311]
Старое, высохшее, потерявшее свою листву дерево, из пня которого поднимаются мощные ростки. //Я умираю с радостью. символ отцовской нежности, которую испытывает добрый, долго поживший и уже выбившийся из сил от возраста и забот человек, с радостью глядящий на растущих, здоровых отпрысков, идущих ему на смену. [СЭ-II,таб.44-7,с.294]
Ивовое дерево. //Я расширяюсь за счет своих ран. Раны, то есть невезение, неприятности, а также беды, очень часто идут нам на пользу. [СЭ-II,таб.54-5,с.334]
Стройное высокое дерево с красивой кроной Я так прекрасно, у ^^у^шг есть глубокие, широко раскинувшиеся корни - кто посмеет выр^fllftWb меня^ символ защиты и Божьего благоволения, посредством ДДД^торого мы растем Никто не сможет повредить нам, если мы укоре^^^Шлись в делах добрых [СЭ-II,таб.35-2,с.251]
Ствол дерева с черенком наверху.//Тот, кто его привил, может его и срезать. символпредостерегающий от гордыни после успеха и возвышения. "Не восторгайся собою от того, что ты вознесен "На вершину этого старого, твердого дерева, "С которого срезаны его собственные ветви, "И что ты можешь здесь укорениться; "Но если ты будешь более виновен инехорш, "То как бы тот, кто срезал их, не поверг бы и тебя. [Эмблемата-2; табл.8-14, с.139] Черенок, привитый на ствол старого дерева.//Если будет угодно Богу. символнеобходимости надежды на Божье Благословение без которого ничто не может процветать. [Эмблемата-2; табл.15-1, с.165]
Срубленное и поваленное дерево.//Это было сделано не одним ударом. символпреодоления трудностей временем и многократными попытками. "Никто одним ударом "Не свалит высокого крепкого дуба, "Только время и постепенные усилия "Позволяют достичь почти всего. [Эмблемата-2; табл.9-5, с.142]
Рука, сажающая дерево.//Это для моих наследников. символщедрости и заботы о потомках. "Самовлюбленность не заботится ни о ком, Только лишь о себе, И печется только о настоящем. Но щедрость трудится для других поколений, И радуется тому, что будет обретено в будущем. Тот, кто с радостью сеет и сажает, Делает грядущие века своими должниками. [Эмблемата-2; табл.9-6, с.142]
Погибшее дерево, обвитое плющом. //Как прекрасно даже в смерти своей давать жизнь другим. символ величия ума и любви к общественному благу. [Эмблемата-2; табл.16-4, с.169]
Дерево с широкой кроной. //Я никогда нс знало ножа. символ неотесанного и пренебрежительного ума, пагубного роста, безрассудства и дерзости, которые никогда не пресекались и не исправлялись. [СЭ-II,таб.29-1,с.223]
Плачущее мирровос дерево. //Мои слезы приятны. Мирро, истекая из ран дерева в виде смолы или сока. издает прияьный аромат. символ слез раскаяния, проливаемых за наши раны и оскорбленния, которые для всемогущего также приятны, как слезы миррового дерева для человека. [СЭ-II,таб.28-13,с.221]
Горящее лавровое дерево. //Я не могу гореть молча. символ человека, неспособного переносить обиды, не жалуясь. При этом он уподобляется лавровому дереву, которое при горении потрескивает и разбрасывает в разные стороны искры [СЭ-II,таб.51-3,с.321]
Старое мертвое дерево, сломанное ветром. //Возраст сделал его падение менее болезненным. символ хрупкости человеческой жизни. Он показывает, что человека, дожившего до преклонного возраста, может погубить любая малость. [СЭ-II,таб.53-8,с.330]
Дерево, называемое Рursea,у которого листья напоминают языки, а плоды -сердца. символ того, что язык и сердце должны соответствовать друг другу. [СЭ-II,таб.26-12,с.213]
Дерево, растущее вдоль стены.//Меня ведут, но не принуждают. символ благородного и постепенного, без насилия, обучения молодежи. [Эмблемата-2; табл.16-8, с.170]
Обрубок дерева, из которого пробивается маленькая свежая веточка. //Надежда моя воскресла вновь. символ Мессии, родившегося в царском доме Давидовом в тот период, когда дом этот находился в пренебрежении и заброшенности, подобно изображенному на символе дереву, от которого не осталось ничего, кроме обрубка. Но ветвь праведная уже произрастет из обрубленного ствола. Вообще, это образ потомства, или последующих поколений. [СЭ-II,таб.40-5,с.276]

Дерево Жизни
Дерево жизни
В германских рунах, которые придумал, по преданию, властитель шаманов и мифический дух Один, руна "ман" означает мужчину, человека, который поднял обе руки вверх, взывая к божественным силам.
Противоположным знаком является руна "ир" - знак женского начала, а в соответствии с представлениями многочисленных современных исследователей, еще и символ "злых сил" ведьм и друидов. С таким толкованием никак нельзя согласиться, ведь женщина в древности олицетворяла мудрость, и лишь в более поздние века ей стали приписывать связь с дьяволом и злыми духами.
"Ир", собственно говоря, означает тис, то есть одно из священных деревьев германских племен. В одном обрядовом заклинании руна "ир" понимается как "всеобъемлющая", в этом случае руна указывает нам на корни, на "бессознательное" знание, пришедшее к нам от предков.
А вот объединение обеих рун дает нам дерево жизни, питающееся соками снизу и сверху и являющееся символом вечного существования.
Думается, что с руной "ман" и другими аналогичными представлениями связаны столь любимые в крестьянском фольклоре цветы на трех стеблях, растущие в горшках.
Такие же изображения можно было встретить еще в тридцатых годах нашего века на старых цыганских повозках, - они были символом плодородия, процветания, успехов в жизни и во всех начинаниях.
ИЛЛЮСТРАЦИИ
Дерево Ишеди (слева направо) Атум, фараон, Сешат,Тот
Дерево Иессея
Согласно Евангелию от Матфея, генеалогия Христа часто изображается в виде древа, которое произрастает от Иессея, отца Давидова, и носит на себе, подобно плодам, различных предков Христа. Обычно на вершине этого древа изображается Богородица со своим божественным Сыном. Такое представление древа Иессея основывается на пророчестве Исаии 11:1-2: "И произрастет отрасль от корня Иессе-ева, и ветвь произрастет от корня его; И почиет на Нем Дух господень..." Присутствие в Древе Иессеевом распятого Христа обусловлено тем, что, согласно средневековой традиции, погибшее древо жизни может снова дать почки только в том случае, если на нем будет привит животворящий отросток - распятый Христос, и если оно будет полито кровью Христовой. Присутствие одной Девы Марии на вершине Древа Иессеева говорит об ее непорочном зачатии. Иногда рядом с деревом изображают виноградную лозу, символ причастия.
Дерево Ишед
К священным деревьям относится дерево ишед, плодовое лиственное дерево. Известно "священное дерево ишед в доме обелисков" в Гелиополе. О Ра говорят, что он однажды утром после победы над своим врагом расщепил дерево ишед - метафора для открытия ворот горизонта и восхода солнца. В храме Дендеры на настенной картине изображены два дерева ишед на горной вершине на стороне, где восходит солнце. Особое значение получает ишед как дерево жизни, на листьях которого Тот и богиня Сешат записывают годы правления царей и ставят таким образом время его владычества под защиту богов; оно было популярным мотивом во времена Рамессидов.
ИЛЛЮСТРАЦИИ
Дерево Ишеди (слева направо) Атум, фараон, Сешат,Тот



Рекомендуем почитать

Наверх