Под управлением любви. Майя Пильдес: «Школа начинается с чувства детской радости Пильдес майя борисовна биография семья

Водоснабжение 30.11.2023

Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Майя Борисовна Пильдес
267x400px

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Имя при рождении:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Род деятельности:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дата рождения:
Гражданство:

СССР 22x20px СССР →Россия 22x20px Россия

Подданство:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Страна:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дата смерти:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Место смерти:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Отец:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Мать:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Супруг:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Супруга:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дети:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Награды и премии:
Автограф:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Сайт:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Разное:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
[[Ошибка Lua в Модуль:Wikidata/Interproject на строке 17: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |Произведения]] в Викитеке

Пильдес, Майя Борисовна - директор Государственного бюджетного образовательного учреждения «Академической Гимназии № 56» Петроградского района Санкт-Петербурга , кавалер Ордена Почёта (2000), Народный учитель Российской Федерации (2005).

Карьера

В настоящее время является членом Общественного Совета Министерства образования и науки РФ Минобрнауки , членом координационного совета Всероссийского педагогического собрания. Майя Борисовна считает:

«Современная школа - это та школа, в которой руководитель смотрит не в завтрашний, а в послезавтрашний день»

[[К:Википедия:Статьи без изображений (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]][[К:Википедия:Статьи без изображений (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]]Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. Пильдес, Майя Борисовна Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. Пильдес, Майя Борисовна Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. Пильдес, Майя Борисовна Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. Пильдес, Майя Борисовна Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. Пильдес, Майя Борисовна Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. Пильдес, Майя Борисовна

Напишите отзыв о статье "Пильдес, Майя Борисовна"

Отрывок, характеризующий Пильдес, Майя Борисовна

– О, я обязательно тебе покажу! Это нижний «этаж» и там ТАКОЕ!!!... – аж передёрнула плечиками Стелла, видимо вспомнив что-то не очень приятное.
Мы всё ещё шли дальше, и тут я заметила, что окружающее стало понемножечку меняться. Прозрачность куда-то начала исчезать, уступая место, намного более «плотному», похожему на земной, пейзажу.
– Что происходит, где мы? – насторожилась я.
– Всё там же. – Совершенно спокойно ответила малышка. – Только мы сейчас уже находимся в той части, что попроще. Помнишь, мы только что говорили об этом? Здесь в большинстве своём те, которые только что пришли. Когда они видят такой, похожий на их привычный, пейзаж – им легче воспринимать свой «переход» в этот, новый для них, мир... Ну и ещё, здесь живут те, которые не хотят быть лучше, чем они есть, и не желают делать ни малейших усилий, чтобы достичь чего-то выше.
– Значит, этот «этаж» состоит как бы из двух частей?– уточнила я.
– Можно сказать и так. – Задумчиво ответила девчушка, и неожиданно перешла на другую тему – Что-то никто здесь не обращает на нас никакого внимания. Думаешь, их здесь нет?
Оглядевшись вокруг, мы остановились, не имея ни малейшего понятия, что предпринять дальше.
– Рискнём «ниже»? – спросила Стелла.
Я чувствовала, что малышка устала. Да и я тоже была очень далеко от своей лучшей формы. Но я была почти уверена, что сдаваться она никак не собирается, поэтому кивнула в ответ.
– Ну, тогда надо немного подготовиться... – закусив губу и серьёзно сосредоточившись, заявила воинственная Стелла. – Знаешь ли ты, как поставить себе сильную защиту?
– Вроде бы – да. Но я не знаю, насколько она будет сильная. – Смущённо ответила я. Мне очень не хотелось именно сейчас её подвести.
– Покажи, – попросила девочка.
Я поняла, что это не каприз, и что она просто старается мне помочь. Тогда я попробовала сосредоточиться и сделала свой зелёный «кокон», который я делала себе всегда, когда мне нужна была серьёзная защита.
– Ого!.. – удивлённо распахнула глазёнки Стелла. – Ну, тогда пошли.
На этот раз наш полёт вниз уже был далеко не таким приятным, как предыдущий... Почему-то очень сдавило грудь и тяжело было дышать. Но понемножку всё это как бы выровнялось, и я с удивлением уставилась на открывшийся нам, жутковатый пейзаж...
Тяжёлое, кроваво-красное солнце скупо освещало тусклые, фиолетово-коричневые силуэты далёких гор... По земле, как гигантские змеи, ползли глубокие трещины, из которых вырывался плотный, тёмно-оранжевый туман и, сливаясь с поверхностью, становился похожим на кровавый саван. Всюду бродили странные, будто неприкаянные, сущности людей, которые выглядели очень плотными, почти что физическими... Они то появлялись, то исчезали, не обращая друг на друга никакого внимания, будто никого кроме себя не видели и жили лишь в своём, закрытом от остальных, мире. Вдалеке, пока что не приближаясь, иногда появлялись тёмные фигуры каких-то чудовищных зверей. Ощущалась опасность, пахло жутью, хотелось бежать отсюда сломя голову, не поворачиваясь назад...

Школа должна быть по-хорошему консервативна

56-я гимназия Петербурга в последние годы стала чем-то вроде парадного портрета всего петербургского образования - да и, честно сказать, российского тоже. Однако - помимо нескрываемой гордости за образцово сделанную работу - это добавляет гимназии и массу проблем. Причем таких, какие большинству городских школ даже и не снились. Главная, например, звучит так: как не застыть не пьедестале и куда двигаться дальше. Гость газеты - директор 56-й Майя Борисовна ПИЛЬДЕС.

Майя Борисовна, вам не скучно жить? Ведь добились всего, чего хотели...

А вы разве можете предположить, чего мне хотелось? Вряд ли. Потому что я по жизни всегда стремилась к лидерству, была лидером и лидером остаюсь - и не вижу смысла этого стесняться. Но лидерство в моем конкретном случае - вещь не только сугубо индивидуальная, но и вполне коллективная. Наша гимназия - действительно лидер в современном образовательном процессе. Еще раз в этом убедилась несколько дней назад, когда пришлось заседать в жюри конкурса российских школ в рамках нацпроекта «Образование». Коллеги, представляя свои проекты - кстати, замечательные настолько, что я лично завидовала, - не раз говорили: а это вот мы подсмотрели у Майи Борисовны, это - на сайте 56-й вычитали, а это - по опыту Петербурга... Не скрою, было приятно.

Я, честно говоря, после визита в вашу гимназию в приятном шоке: как будто попала в то будущее, из которого к нам в свое время Алиса Селезнева пожаловала. Представить не могла, что дети в школе могут быть чем-то иным, кроме орущей толкающейся стаи, что в школе не страшно развешивать зеркала на каждом шагу и ставить светлые диваны, что классы похожи на офисы каких-нибудь суперкорпораций...

Вы знаете, этот ряд можно продолжать до бесконечности. И мы действительно тихо радуемся и диванам, и зеркалам, и тому, что на столах в классах вы не найдете царапин... Не потому, что дети у нас какие-то особенные: мы берем всех, кто к нам хочет. Просто нашим воспитанникам делать всякие гадости - некогда. Они постоянно заняты на уроках, они ведут насыщенную интеллектуальную жизнь. Это одна из главных целей всего процесса организации жизни школы - и образовательного, и воспитательного.

Считаю, что школа должна быть по-хорошему консервативна. Ее основа - то, что школу делает школой, - внутренняя дисциплина и дисциплина ума. Добиться их оптимального сочетания сложно - особенно с учетом той вакханалии вседозволенности, что царит за школьным порогом. Но если «это» захлестнет и школу - последствия будут ужасными. И потому школа должна быть авторитарна - в хорошем значении этого слова, от авторитета учителя до приоритета знаний.

А как же инновации?

Я к ним отношусь суперпозитивно - но только в том случае, если они обеспечивают развитие. Если нет - они просто не нужны. Надеюсь, в нашей гимназии мы нашли оптимальное сочетание. Свидетельство чему - победы во всех тех конкурсах и смотрах, которые нам интересны. Мы доказываем и себе, и родителям, и детям, что мы - хорошая, успешная школа, что мы воспитываем успешных людей, способных добиться счастья.

Мы трижды получали по миллиону за счет побед в программах нацпроекта «Образование» и сумели на эти деньги сделать очень многое. Однако с 2009 года выделение грантов для школ на федеральном уровне прекратится, они останутся только для учителей.

А как же подушевое финансирование, на которое в Петербурге перешли раньше других регионов страны?

Считаю переход на подушевое финансирование безусловным благом. Да и новые условия оплаты труда учителей, разработанные комитетом образования, безусловно, помогли петербургскому учительству. Но вопросы все же остались. В нашей гимназии 2500 учеников, за обучение каждого город нам платит по 25 тысяч рублей. А в Москве - по 98 тысяч! А в Нижнекамске школе, которая может быть предметом мечтаний любого ученика и его родителей, почти 10 миллионов было выделено на 558 учеников вдобавок к «подушной» цене региона. Кстати, в «нашу» сумму включаются абсолютно все расходы школы - в том числе на оборудование классов и оплату коммунальных услуг. А в «московскую» - расходы на ЖКХ и на оборудование не входят.

Но если государство гарантирует право на образование и равный доступ к нему, оно должно установить оптимальную стоимость образования в расчете на каждого ученика - с тем, чтобы эта сумма давала возможность выполнить государственные образовательные стандарты. А уж регионы имели бы право лишь добавлять к этой сумме, но никак не отнимать. Увы, ни Минэкономики, ни Минфин, ни Минобразования так и не знают, сколько «стоит» ученик...

Насколько, на ваш взгляд, городские чиновники понимают проблемы петербургской школы?

Комитет по образованию многое делает, чтобы подтянуть все школы города к какому-то приемлемому сегодня уровню. И это явно удается. Нас, директоров школ, похоже, понимают, выслушивают, мы работаем в очень тесном контакте. Но ведь в школе все развивается прецедентами - в том числе и процесс рождения школ-лидеров. И вот тут, мне кажется, нужна штучная работа. Лидеры - а к ним я по праву отношу и нашу гимназию, и ряд других школ города - не должны останавливаться. Иначе нашему первенству скоро придет конец. Как и лидерству Петербурга в этой сфере - а мы, город в целом, вполне вправе им гордиться.

Мне кажется, стоило бы подумать о системе петербургских грантов для лучших школ. Пусть это будут 20 - 30 миллионов в год для 3 - 5 победителей. Для лучших - и тогда у школ города появится вдобавок к моральному весомый материальный стимул развития. Сумма не слишком велика. Ее, мне кажется, можно выделить даже без дополнительного финансирования - ведь в пересчете на каждую школу города это порядка 20 - 30 тысяч рублей, которые можно собрать в городскую копилку. Но эти деньги будут работать как никакой другой рубль в системе образования. Если лидеров поддержать, все остальное мы сделаем сами. И это не голые обещания: наш опыт показывает, что мы на это способны.

Наша справка

Майя Пильдес - пионервожатая, учитель, директор. В «своей» школе (потом гимназии) уже 18 лет. Добилась строительства нового здания на Чкаловском проспекте, потом - превращения гимназии в крупнейший на Северо-Западе РФ образовательный комплекс. Сейчас в нем дошкольное отделение, две начальные, средняя и старшая школы, центр дополнительного образования, ППМС-центр и загородная база отдыха. Трижды ее гимназия становилась победителем общероссийского конкурса в рамках нацпроекта «Образование», дважды - победителем конкурса «Лучшие школы России».

С 1992 года заслуженный учитель, с 2005-го - народный учитель РФ. Награждена орденом Почета. Член Общественного и Межведомственного советов при Министерстве образования РФ, координационного совета Всероссийского педагогического собрания.

Беседовала Марина ГЛЕБОВА, фото Натальи ЧАЙКИ

Комментарии следуют самые разнообразные. И про деньжищи, и про связи директора школы Майи Борисовны Пильдес, и про ее амбиции. Вроде бы и правда - «шик и трепет» какой-то. Красивые пригласительные билеты (платные, однако) для всех родственников, памятные открытки для каждого из ребят. Большой концерт, устроенный силами всех художественных коллективов гимназии... Надо заметить, что многие школы вообще никаких торжеств в честь юбилея города ни для детей, ни для взрослых не устраивали. Младших ребят пораньше отправили на каникулы, чтобы не путались под ногами. Какие воспоминания о 300-летии города у них остались, никому не интересно. А в 56-й - море впечатлений от собственного праздника: видеофильмы, снятые восторженными родителями, фотографии для семейных альбомов. И на многих, конечно, ликующая Майя Борисовна - вечный возмутитель спокойствия, директор, о котором много говорят, спорят, которого и осуждают, и награждают, а многие, как водится на Руси, откровенно завидуют.

Всем, кто эту школу знает не один год, праздник в Большом концертном зале «Октябрьский» вовсе не кажется событием исключительным. Только так и могло быть! Если школа много лет собирает в Спортивно-концертном комплексе «Юбилейный» всех детей и их родственников на праздник в честь начала учебного года, ежегодный праздник песни проводит в Государственной капелле, победителей своих олимпиад чествует в Аничковом дворце, а лучшим учителям вручает школьные профессиональные премии «Звездный час» в Юсуповском дворце, где же ей 300-летие Петербурга отмечать как не в крупнейшем концертном зале города?

Начиная с 1990 года, в самые бурные и трудные времена, они рискнули объявить себя «Школой для радости», бросая вызов растерянности и пессимизму, сменившим короткий период перестроечного подъема. Пожалуй, «бросая вызов» - это в излишнем азарте сказано. И дата - 1990-й - связана не с политическими переменами, а скорее с биографическими. Просто другого времени у них не было. Так получилось, что именно в 1990-м сложилась ситуация, позволившая Майе Борисовне Пильдес, до этого завучу школы №87, получить в полное свое распоряжение небольшую восьмилеточку на улице Пудожской Петроградского района. И началось. Все мечты, накопившиеся с детства, все многочисленные друзья-единомышленники, разбросанные судьбой по разным учебным заведениям города, и крепкое ядрышко, сложившееся еще в юности, - все стало собираться, концентрироваться в школе на Пудожской. Из 87-й сюда пришли за своим лидером С.В.Данилов, Е.И.Казакова, Н.А.Шапиро, М.Ю. Шелагин, Л.С.Илюшин, Ю.В.Белов.

И первый же год - ах, какой это был восхитительный год! - когда они только что не жили в школе, принес небывалый успех. О 56-й заговорили в городе как о школе, в которую дети не просто охотно идут - бегут! - по утрам. Там действительно интересно и радостно жить. Там проводятся невиданные игры, погружающие детей и взрослых в необыкновенную атмосферу. Там можно учиться, не замечая занудства и однообразия урочно-звоночного ритма...

Так журналист, пишущий на школьную тему, я, конечно же, не раз бывала на их играх и праздниках, на замечательных капустниках. Давно познакомилась со всей компанией ближайших соратников Майи Борисовны, видела взаимопонимание, царившее здесь. И каждый раз пыталась понять, где истоки, в чем причины столь очевидного успеха. На чем замешан неиссякающий задор, кураж, откуда такая энергия? На память легко приходили романтические 60-е, когда в Ленинграде расцветало коммунарское движение, а в «Орленке» у Черного моря складывалась Всесоюзная школа вожатых, заряженных замечательной методикой коллективных творческих дел И.П.Иванова. Многие коллеги Майи Борисовны и прежде всего Елена Казакова - научный руководитель 56-й - начинали именно там. Не последнюю роль сыграл короткий, но очень плодотворный период бурных дискуссий начала 90-х, когда и учителя, и городские чиновники, поддавшись общей перестроечной радости, то и дело собирались на митинги. Со своими идеями, программами реформирования образования выступали все, кто хотел. В моду вошли «мозговые штурмы» и деловые игры с выездами за город, с погружением в атмосферу творчества. Именно в это время разрабатывались и оттачивались стиль и методы, особый уклад школьной жизни в 56-й. Но ведь не в ней одной! Каждая школа искала свое лицо. Программы и уставы соперничали друг с другом. Возникали действительно интересные коллективы не только на Пудожской. Немало таких, что выжили в это трудное десятилетие и до сих пор «держат марку». Есть высокое качество образования, отличные результаты. Но такого размаха, как в 56-й, нет ни у кого. Только 56-я решилась увеличить свой коллектив до двух с половиной тысяч детей и четырехсот сотрудников. А в этом году к ним присоединяется еще и детский сад.

«Не страшно ли?» - первая реакция на такие цифры, на которую Майя Борисовна отвечает не раздумывая: «Нисколько! Можно расти и дальше, пока есть идея и есть такие коллеги, какие со мной работают!» Познакомиться подробнее с их идеями и практикой может каждый желающий, поскольку школа часто проводит конференции разного масштаба и издает прекрасную методическую литературу. Но самый уникальный документ, позволяющий понять и по-новому увидеть бесстрашного директора, издан, к сожалению, очень небольшим тиражом. Это открытое письмо, написанное самой Майей Борисовной к собственному пятидесятилетию «Всем, кому интересны мои размышления». Оно попало в шутливую и нежную подарочную книжку, которую друзья оформили как «энциклопедический словарь» и преподнесли директору в день рождения. Среди их шуток и признаний это письмо выглядит неожиданно серьезным и оттого особенно пронзительным. В нем нет поучительных историй или профессиональных откровений. Там - признание в любви, которая объясняет все. И прежде всего - отношения с коллегами.

Содружество Пильдес - Данилов - Шелагин давно стало легендарным. Шутники утверждают, что эти двое заместителей «МБ» еще в детстве заняли при ней свои посты и вот уже почти тридцать лет никому их не уступают: «честное пионерское» дали быть всегда вместе и служить всю жизнь одной идее. А сама «МБ» пишет об этом так:

«В чем счастье учителя, воспитателя, человека, работающего с детьми? В детях. В тех, кто дарил тебе радость быть рядом с ними и вместе с ними. В тех, кто доверял тебе самые сокровенные тайны, делился важным и наболевшим. В тех, кого ты любишь, как своего сына. Вот это счастье пришло ко мне в Доме пионеров и называлось оно районный пионерский штаб. Ничего подобного в моей жизни никогда не было и никогда уже не будет. Это был удивительный детский коллектив, необыкновенный. Если бы меня спросили сейчас, как все так смогло получиться, какие методы, какие приемы использовались при его создании, я ничего не смогла бы объяснить, кроме одного, - я их любила. Они в моей тогдашней жизни были все. Даже семья вписывалась в ритм пионерского штаба. Летом - в лагерь. В каникулы - по городам Советского Союза... Штабистов было много, и все они были хороши, но среди них были и особенные, самые любимые. Многие из них выбрали педагогическую профессию, и этим я очень гордилась. Многие начинали вместе со мной, но не выдержали. А те, с которыми и теперь мы вместе, с которыми пройден славный путь, многое пережито и прожито, примите мою благодарность... Это и Миша Шелагин, и Таня Родина, и Сережа Данилов. Несколько самых теплых слов о Шелагине. Его трудолюбие, преданность делу, удивительная работоспособность и золотые руки - это с детства и навсегда. Миша незаменим, за что ему низкий поклон и благодарность, как, впрочем, и Тане Родиной. А вот Сережа Данилов - особая глава моей жизни и судьбы. Это моя гордость и любовь, моя опора и надежда. Я никогда и ни от кого не скрывала этого... Сережа всегда отличался и сейчас отличается какой-то необыкновенной проницательностью, пронзительностью, глубиной, удивительной отзывчивостью на все то, что происходит со мной, моей жизнью, работой, семьей. Да и он сам, и его замечательная жена Галя, и любимый нами Максимка теперь члены нашей большой и дружной семьи. Мы только так все вместе себя и ощущаем».

Есть в том же «словаре» воспоминания о пионерском штабе Сергея Данилова. Он без иронии никогда обойтись не может. Но о тех годах написано так: «...Потом наступили «вторники» - дни, когда собирался штаб, когда ребята из разных школ района начали понимать: лучшее из того, что происходило с ними в жизни, происходит здесь и сейчас. Я пишу эти строки, отдавая себе отчет в том, что для многих это так и осталось самым замечательным временем в жизни, и не вижу в том ничего плохого. В конце концов для нас «МБ» делала все что могла; как каждый помог себе после - совсем другая история».

С первого дня на Пудожской им было очень тесно. Учиться в две смены и организовать жизнь детей так, как хотелось - открыть центр дополнительного образования, службу психолого-педагогического сопровождения было невозможно физически. Проект второго, главного здания удалось утвердить довольно быстро. Стройка началась и, как многое в те годы, надолго замерла. Положение казалось просто катастрофическим. Именно в такой момент мы встретились в очередной раз. Придумывали текст телеграммы правительству, которую опубликовала потом «Учительская газета». Школу уже знали в стране. Она победила в конкурсе «Школа года России», получила первые награды. А директор - поездку в США. Но социализм стремительно сменялся капитализмом. Менялись отношения, нравы, наконец, власть. А в 56-й все та же компания горячилась над своими проектами, и свет в окнах школы горел до полуночи. Странно было слушать их споры. Какая разница, нужна ли школе своя обсерватория, если в реальности нет денег даже на ремонт! Майя Борисовна предпринимала шаги порою совершенно отчаянные. Как она пишет, «ничего просто и легко у меня не получалось никогда. Все с какими-то нечеловеческими трудностями, все в спорах и сомнениях, все с бесконечным преодолением всяческих препятствий. Так было и в 56-й... Но к этому всему примешивался какой-то необыкновенный азарт, граничащий с неким авантюризмом...» Без такого азарта, пожалуй, им просто не удалось бы привлечь к школе внимание, которое требовалось для продолжения строительства. Кроме традиционного микрорайона, сюда уже повели своих детей первые крупные предприниматели и банкиры, прослышавшие о необычной школе, просили принять на воспитание наследников знаменитые деятели культуры и генеральные директора. Многие из них помогали как могли. Но решающую роль сыграло, конечно, знакомство с четой Яковлевых - губернатором и его женой, которые стали большими друзьями школы. В юбилейном словаре визит губернатора значится отдельной строкой как одна из знаменательных дат - 5 мая 1997 года. Он приехал тогда познакомиться со стройкой, забуксовавшей в очередной раз. А через неполные четыре месяца, 1 сентября, состоялось торжественное открытие нового здания на Чкаловском, 35.

А дальше - новый подъем, исполнение желаний и период не менее трудный, чем строительство. К ним присоединяются соседние «вымирающие школы». Уже не два здания, а четыре. Стремительно растущий коллектив. Честно говоря, мне понятнее и ближе школа небольшая, где директор, как знаменитый Карл Иванович Май, может утром каждого встречать на лестнице и, глядя в глаза, здороваться за руку. «О да!» - соглашается Майя Борисовна.» - И я сначала на Пудожской стояла на лестнице. В самой красивой кофточке. А потом мне приводили в кабинет провинившихся. И родителей, с которыми требовалась задушевная беседа. А развитием школы заниматься было некогда. Я поняла, что только строгое разграничение обязанностей может спасти от текучки. Пусть лучше в глаза ребенку смотрит умный, не задерганный лишними требованиями педагог. Мое дело - создать ему для этого все условия, позаботиться о нормальной атмосфере... А тогда - чем больше школа, тем лучше! Понимаете, есть артель, а есть Кировский завод. У большого коллектива и возможности больше. Мощные педагогические объединения, перспектива профессионального роста, полноценная нагрузка, возможность подработать наконец. Со временем я поняла, что для меня как для директора главный человек в школе - учитель. Если учителю хорошо, то и детям с ним рядом будет радостно. Кстати, в большой школе детям тоже лучше. Наши четыре здания, переход с возрастом из одного в другое создают для них новые стимулы и некое единое педагогическое пространство».

Люди, которые три десятилетия работают с «МБ», считают, что она всегда была руководителем такого масштаба. Они утверждают, что человека с идеями всегда найти нетрудно. Мало тех, кто умеет эти идеи осуществлять. А для Пильдес характерно как раз второе. Она как никто умеет найти пути, просчитать результат, всегда знает, КАК осуществить задуманное в реальной ситуации. И это было в ней всегда. Подтверждение тому можно найти все в том же письме: «...Я так активно перед уроком всех учеников 1-го «А» класса строила в рекреации, что уже на второй неделе моей школьной жизни Анна Васильевна назначила меня старостой класса, и понеслось... В 183-й школе, где начиналась моя трудовая биография, у меня получалось все: и пионерские сборы, и парады, и победы в различных соревнованиях, и первые самостоятельные уроки. Получалось потому, что окружали меня замечательные люди; потому, что верили в меня, любили, а я любила их, любила, как свою собственную семью, которая тоже появилась в эти годы и которой я безмерно благодарна... Мне так не хотелось расставаться со своей любимой 183-й школой, но... начав работать в Доме пионеров, я поняла, что должность районного методиста по пионерской работе, наверное, придумали специально для меня. Шесть лет работы в Доме пионеров - счастливейшее время моей жизни. Молода, полна задора, идей, окружена интереснейшими людьми. Мне было так легко и интересно! Круговорот дел и событий... Но даже тогда я не могла предположить, что в моей будущей жизни так много будет зависеть от этих счастливейших дней. Грандиозные праздники гимназии №56 - это продолжение тех районных праздников в цирке, которые я проводила с огромным удовольствием и гордостью. Выезды старшеклассников - их истоки в лагерях пионерского актива. Центр дополнительного образования - все тот же Дом пионеров и школьников и т.д. Но самое дорогое и замечательное - это люди. С самого 1974 года мы идем по жизни вместе с Надеждой Александровной Шапиро и Галиной Владимировной Кулыгиной».

В то время когда другие гимназии гонялись за талантливыми учениками и ужесточали конкурсы, 56-я брала курс на массовость. Это с подачи Пильдес в городе отменен прием в первые классы по принципу микрорайона и по способностям. Родители получили право учить своего ребенка в той школе, которая им больше нравится. Для 56-й нововведение обернулось невиданным количеством первоклассников. У них теперь 10 первых! Где же им праздновать начало учебного года как не в СКК «Юбилейный»?» «И пусть приходят все родственники, все кому интересно!» - это железный принцип Майи Борисовны. «...Я помню, как меня провожали в первый класс, как для моей мамы было важно купить мне самое лучшее школьное платье в самом лучшем ателье для девочек на улице Герцена, как важно было сшить штапельный белый передник с большим бантом, завязывающимся на спине. Я помню, как шли мы все вместе в школу - я, папа, мама, моя тетя Мила, бабушка, дедушка, соседка по квартире. Сопровождающих меня в первый класс было больше, чем у кого-либо из моих одноклассников».

Обеспечив себе теперь такое количество самых разных родителей-друзей, 56-я больше не ищет спонсоров. «Сами придут и предложат все что могут!» - уверена Майя Борисовна. - Не у каждого взять можно!» Она давно поняла, что, приняв помощь, попадаешь в определенную зависимость. Расплачиваться придется успехами ребенка. А если он не способен достичь их? Приходится очень серьезно просчитывать последствия. И далеко не всякий удостаивается чести быть спонсором в 56-й. Такое же отношение к подаркам. Отменены, например, выпускные торжества в 9-х классах, чтобы сократить еще один повод для подношений учителям и директору. Не подарки им нужны...

А теперь - о главном. О том, ради чего здесь собрано столько многолетних впечатлений, воспоминаний и цитат. Очень хотелось, чтобы читатель представил себе и масштаб достигнутого, и путь к успеху, и те усилия, которые прикладываются теперь мощным коллективом для радостной и полноценной жизни ребенка в школе. Казалось бы, сбылись мечты, осуществляются самые дерзкие планы. Только твори! А Майя Борисовна, такая уверенная в себе, такая успешная, на грани полного отчаяния. «Я не знаю, на какую площадь выходить, в какие бить колокола! Я не понимаю правительство, которое не умеет и не хочет думать о будущем. Нашему государству дети не нужны. Школа захлебывается в нищете. Недавно мы оформляли на работу учителем в начальные классы девочку, начинающую свой трудовой путь. Со всеми надбавками наскребли ей 1035 рублей. Вы можете представить себе, что это такое в городе Петербурге? У меня работают суперпедагоги по физике, математике, языкам. Мне стыдно смотреть им в глаза! Для них-то я власть. А я легко могу найти деньги на небывалый праздник, освободить их от лишних обязанностей в школе - мытья окон, уборки классов, дежурств. Могу добывать для них награды, чествовать, прославлять. Но я не могу сделать того единственного, что было бы справедливо и нормально, - дать им достойную зарплату. Мы стараемся изо всех сил сохранять независимость от подарков, «конвертов», подачек со стороны родителей. В нашей школе платных услуг нет. «Равный старт» для всех детей - это принципиально. Но все же видят, как мы живем. Разговоры о нищете учителя стали общим местом. Сколько же можно!»

После ссылок на щедрость спонсоров, упоминаний о высокопоставленных покровителях и дружбе с губернатором есть смысл, пожалуй, сказать о материальном достатке самой Майи Борисовны и ее представлениях о благополучии. Родилась в семье, как она пишет, «очень скромной, хорошей, где огромное значение придавали воспитанию и образованию ребенка». Отец долгое время работал техническим руководителем кинотеатра. Мама занималась распространением театральных билетов, работала в библиотеке, в книжном магазине. Оба мечтали дать дочери полноценное высшее образование и очень огорчились, когда она выбрала самую трудную дорогу в педагогику: решила работать старшей вожатой и учиться вечерами. Такое решение было вызвано не нуждой, хотя деньги всегда были нужны. Просто к тому времени Майя Пильдес уже поняла, что не может жить без школы.

Счастливое замужество принесло ей счастье, надежный тыл, замечательного сына Даниила. Но материальный достаток всегда оставался средним, что, впрочем, никогда их особенно не огорчало. Такие сказочные букеты цветов, какие дарят Майе Борисовне, не всякий актер видит. Стихи, капустники в ее честь всегда отличаются талантом и остроумием. А колбаса... Ну не бывало ее временами, да и ладно! Одевалась всегда хорошо, не придавая, впрочем, и этому особенно большого значения. Больше беспокоилась любимая подруга Верочка, живущая теперь в Америке, многочисленные друзья, родственники. Особым поводом для шуток была и остается каракулевая шуба, которая была приобретена в 1988 году после смерти дяди, оставившего любимой племяннице наследство размером как раз на такую обнову. Через положенное количество лет начались раздумья, какой кусок откуда отрезать, куда пришить, чтобы подновить манжеты, воротник, карманы. Укорачивали, переставляли, превращали в полушубок... На недавний вопрос о судьбе заслуженного полушубка Майя Борисовна с некоторой печалью ответила, что мех столько не живет. Вот такие «мерседесы», дачи в Америке и... что там еще о ней говорят? Сама-то «МБ» считает, что профессия дала ей нечто большее. «...Спасибо школе за все. Никаким другим делом я никогда бы не смогла заниматься, потому что ничто в жизни я не смогла бы полюбить так, как я полюбила школу, сам процесс школьной жизни, школьную бесконечность, когда Последний звонок плавно переходит в Первое сентября. Еще и еще раз я благодарю всех своих учителей за то, что они дали мне понять, что школа - это для меня. Я счастлива, что всегда занималась и занимаюсь своим любимым делом».

Те, кто начинает сейчас самостоятельную жизнь, представляют ее себе несколько иначе. Эпоха романтизма, бескорыстного служения уходит в прошлое безвозвратно. «Коллектив стремительно стареет! - тревожится Майя Борисовна - Молодые хотели бы, но физически не могут жить на такие деньги. Мы гордились, что в нашей школе работает много мужчин, но я понимаю, что удерживать их здесь нельзя, невозможно! Вот где решаются вопросы безопасности страны! А президент собирает Госсовет, чтобы обсудить вопросы культуры. С чего начинается культура, если не с образования? Кому нужна эта культура, если в стране скоро не останется нормально образованных людей? И разве дело в едином экзамене или каких-то других пусть даже идеально продуманных требованиях? Кто будет учить ребенка всему этому? Где я найду профессионалов, которые за такие деньги станут работать по новым, самым мудрым из мудрых программам? Никакие доплаты, прибавки от губернаторов, от попечителей проблемы не решают. Это принципиально важно: школа - учреждение государственное, и таким она должна быть. А мы все - госслужащие. И должны оплачиваться и оберегаться как все, кто состоит на государственной службе. Тогда и результатов можно будет потребовать самых высоких. А пока то, что происходит, - это бессовестная, бессердечная эксплуатация преданности своему делу, любви к детям, которая еще остается в людях, рожденных для Школы».

, РСФСР , СССР

Пильдес, Майя Борисовна - директор Государственного бюджетного образовательного учреждения «Академической Гимназии № 56» Петроградского района Санкт-Петербурга , кавалер Ордена Почёта (2000), Народный учитель Российской Федерации (2005).

Карьера

В настоящее время является членом Общественного Совета Министерства образования и науки РФ Минобрнауки , членом координационного совета Всероссийского педагогического собрания. Майя Борисовна считает:

«Современная школа - это та школа, в которой руководитель смотрит не в завтрашний, а в послезавтрашний день»

Напишите отзыв о статье "Пильдес, Майя Борисовна"

Отрывок, характеризующий Пильдес, Майя Борисовна

Под предлогом увода раненых не расстроивать ряда! Каждый да будет вполне проникнут мыслию, что надо победить этих наемников Англии, воодушевленных такою ненавистью против нашей нации. Эта победа окончит наш поход, и мы можем возвратиться на зимние квартиры, где застанут нас новые французские войска, которые формируются во Франции; и тогда мир, который я заключу, будет достоин моего народа, вас и меня.
Наполеон».

В 5 часов утра еще было совсем темно. Войска центра, резервов и правый фланг Багратиона стояли еще неподвижно; но на левом фланге колонны пехоты, кавалерии и артиллерии, долженствовавшие первые спуститься с высот, для того чтобы атаковать французский правый фланг и отбросить его, по диспозиции, в Богемские горы, уже зашевелились и начали подниматься с своих ночлегов. Дым от костров, в которые бросали всё лишнее, ел глаза. Было холодно и темно. Офицеры торопливо пили чай и завтракали, солдаты пережевывали сухари, отбивали ногами дробь, согреваясь, и стекались против огней, бросая в дрова остатки балаганов, стулья, столы, колеса, кадушки, всё лишнее, что нельзя было увезти с собою. Австрийские колонновожатые сновали между русскими войсками и служили предвестниками выступления. Как только показывался австрийский офицер около стоянки полкового командира, полк начинал шевелиться: солдаты сбегались от костров, прятали в голенища трубочки, мешочки в повозки, разбирали ружья и строились. Офицеры застегивались, надевали шпаги и ранцы и, покрикивая, обходили ряды; обозные и денщики запрягали, укладывали и увязывали повозки. Адъютанты, батальонные и полковые командиры садились верхами, крестились, отдавали последние приказания, наставления и поручения остающимся обозным, и звучал однообразный топот тысячей ног. Колонны двигались, не зная куда и не видя от окружавших людей, от дыма и от усиливающегося тумана ни той местности, из которой они выходили, ни той, в которую они вступали.
Солдат в движении так же окружен, ограничен и влеком своим полком, как моряк кораблем, на котором он находится. Как бы далеко он ни прошел, в какие бы странные, неведомые и опасные широты ни вступил он, вокруг него – как для моряка всегда и везде те же палубы, мачты, канаты своего корабля – всегда и везде те же товарищи, те же ряды, тот же фельдфебель Иван Митрич, та же ротная собака Жучка, то же начальство. Солдат редко желает знать те широты, в которых находится весь корабль его; но в день сражения, Бог знает как и откуда, в нравственном мире войска слышится одна для всех строгая нота, которая звучит приближением чего то решительного и торжественного и вызывает их на несвойственное им любопытство. Солдаты в дни сражений возбужденно стараются выйти из интересов своего полка, прислушиваются, приглядываются и жадно расспрашивают о том, что делается вокруг них.
Туман стал так силен, что, несмотря на то, что рассветало, не видно было в десяти шагах перед собою. Кусты казались громадными деревьями, ровные места – обрывами и скатами. Везде, со всех сторон, можно было столкнуться с невидимым в десяти шагах неприятелем. Но долго шли колонны всё в том же тумане, спускаясь и поднимаясь на горы, минуя сады и ограды, по новой, непонятной местности, нигде не сталкиваясь с неприятелем. Напротив того, то впереди, то сзади, со всех сторон, солдаты узнавали, что идут по тому же направлению наши русские колонны. Каждому солдату приятно становилось на душе оттого, что он знал, что туда же, куда он идет, то есть неизвестно куда, идет еще много, много наших.

"...Спасибо школе за все. Никаким другим делом я никогда бы не смогла заниматься, потому что ничто в жизни я не смогла бы полюбить так, как я полюбила школу, сам процесс школьной жизни, школьную бесконечность, когда Последний звонок плавно переходит в Первое сентября. Еще и еще раз я благодарю всех своих учителей за то, что они дали мне понять, что школа - это для меня. Я счастлива, что всегда занималась и занимаюсь своим любимым делом", - сказала в 2003 году Майя Борисовна ( - Ред.)

Свой статус получила не сразу. В 1990 году Майе Пильдес, на тот момент завучу 87 школы, до этого работавшей в Доме пионеров, предложили возглавить восьмилетку на Пудожской улице. "За полгода мы стали средней школой. А в 91-м уже были победителями конкурса школ России. Это все благодаря замечательной команде", – говорит экс-директор.

Следующий этап, после которого к школе стали относиться с уважением, наступил в 1996-м.

Нам дали здание на Чкаловском, 35, его нужно было отремонтировать, а год - кризисный. В 1996 году приезжала Наина Ельцина, помогла, но не деньгами, поддержал Собчак, Яковлев. Им я говорила, что еще в 1996 году губернатору некуда было приезжать на 1-е сентября, а в 1997 такая школа появилась. Нас поддерживали все - и ныне покойный Антон Губанков, и Кирилл Набутов. Представляете, в стране заводы стоят, а школа строится и открывается, – рассказывает Майя Пильдес.

С тех пор , получила помещение детского сада с бассейном, концертным залом, зимним садом, здание на Крестовском, на Каменноостровском. Получила статус авторской школы и гимназии, а также дважды становилась призером всероссийских конкурсов. Всего в школе учится почти 2,5 тысячи человек в 97 классах, работает 600 педагогов. Каждый год в 56-й набирают 9 первых классов.

14 августа 2017 года Майя Пильдес написала заявление об уходе с поста директора. А ее место занял заместитель Сергей Данилов, с которым они вместе работали еще в бытность пионерской организации.

Так, в материале ("УГ" №32 от 5 августа 2003 года) Нины Пижуриной упоминается, что содружество Пильдес - Данилов - Шелагин давно стало легендарным. Шутники утверждают, что эти двое заместителей "МБ" еще в детстве заняли при ней свои посты и вот уже почти тридцать лет никому их не уступают: "честное пионерское" дали быть всегда вместе и служить всю жизнь одной идее. А сама "МБ" (Майя Борисовна Пильдес - Ред.) об этом так:

"В чем счастье учителя, воспитателя, человека, работающего с детьми? В детях. В тех, кто дарил тебе радость быть рядом с ними и вместе с ними. В тех, кто доверял тебе самые сокровенные тайны, делился важным и наболевшим. В тех, кого ты любишь, как своего сына. Вот это счастье пришло ко мне в Доме пионеров и называлось оно районный пионерский штаб. Ничего подобного в моей жизни никогда не было и никогда уже не будет. Это был удивительный детский коллектив, необыкновенный. Если бы меня спросили сейчас, как все так смогло получиться, какие методы, какие приемы использовались при его создании, я ничего не смогла бы объяснить, кроме одного, - я их любила. Они в моей тогдашней жизни были все. Даже семья вписывалась в ритм пионерского штаба. Летом - в лагерь. В каникулы - по городам Советского Союза... Штабистов было много, и все они были хороши, но среди них были и особенные, самые любимые. Многие из них выбрали педагогическую профессию, и этим я очень гордилась. Многие начинали вместе со мной, но не выдержали. А те, с которыми и теперь мы вместе, с которыми пройден славный путь, многое пережито и прожито, примите мою благодарность... Это и Миша Шелагин, и Таня Родина, и Сережа Данилов. Несколько самых теплых слов о Шелагине. Его трудолюбие, преданность делу, удивительная работоспособность и золотые руки - это с детства и навсегда. Миша незаменим, за что ему низкий поклон и благодарность, как, впрочем, и Тане Родиной. А вот Сережа Данилов - особая глава моей жизни и судьбы. Это моя гордость и любовь, моя опора и надежда. Я никогда и ни от кого не скрывала этого... Сережа всегда отличался и сейчас отличается какой-то необыкновенной проницательностью, пронзительностью, глубиной, удивительной отзывчивостью на все то, что происходит со мной, моей жизнью, работой, семьей. Да и он сам, и его замечательная жена Галя, и любимый нами Максимка теперь члены нашей большой и дружной семьи. Мы только так все вместе себя и ощущаем".

Есть в том же "словаре" воспоминания о пионерском штабе Сергея Данилова. Он без иронии никогда обойтись не может. Но о тех годах написано так: "...Потом наступили "вторники" - дни, когда собирался штаб, когда ребята из разных школ района начали понимать: лучшее из того, что происходило с ними в жизни, происходит здесь и сейчас. Я пишу эти строки, отдавая себе отчет в том, что для многих это так и осталось самым замечательным временем в жизни, и не вижу в том ничего плохого. В конце концов для нас "МБ" (Майя Борисовна - Ред.) делала все что могла; как каждый помог себе после - совсем другая история".

Сделала это я потому, что школа должна развиваться, а я уже не такая молодая, – добавляет Майя Пильдес в своем интервью "Фонтанке". – Нужно, чтобы никакие катаклизмы и бури не портили работу коллективу. А Сергей Данилов будет продолжать мое дело, я же далеко не ухожу и останусь курировать методическую работу и общественные проекты. - это главное , ради него надо работать по 12 часов, а для меня это уже сложно. Такое решение я приняла сама.

Как говорит Майя Пильдес, школа - это не только красивые стены (хотя у 56-й они действительно красивые), школа - это люди. "К нам приходят работать наши выпускники. Знаете почему? Потому что они видят, что их учителя - счастливые люди".

Если от руководства школой Майя Пильдес отказалась, то в Общественной палате Петербурга, в коллегии при комитете по образованию, в жюри конкурса "Учитель года" Майя Борисовна намерена остаться. Желаем удачи эксперту "Учительской Газеты" и надеемся на продолжение сотрудничества.



Рекомендуем почитать

Наверх