Участок под личное подсобное хозяйство. ЛПХ (личное подсобное хозяйство) как форма ведения бизнеса

Правоустанавливающая документация 25.08.2019
Правоустанавливающая документация

Огромное количество российских граждан получили в собственность наделы по . На них они возводят загородные дома и занимаются выращиванием сельскохозяйственной продукции. Многие люди заключают , благодаря чему на протяжении нескольких лет разводят на них скот или занимаются огородами. Независимо от того, какую продукцию они получат в конечном итоге, им нужно в своей работе руководствоваться Федеральным Законом №112 от 07.07.2003 года «О личном подсобном хозяйстве».

Что собой представляет ЛПХ?

ЛПХ – личное подсобное хозяйство. Его можно рассматривать с точки зрения одной из форм осуществления предпринимательской деятельности. Граждане, которые имеют земельные участки и статус ЛПХ, производят на них продукцию сельскохозяйственного назначения, а также ее перерабатывают и продают.

ЛПХ людьми ведется для того, чтобы удовлетворять свои потребности в сельскохозяйственной продукции. В соответствии с регламентом Федерального законодательства России, владельцы подсобных хозяйств могут реализовывать излишки самостоятельно выращенных ягод, овощей и фруктов, а также скота и птицы. Благодаря тому, что ЛПХ не расценивается законодательством как прямая форма предпринимательской деятельности, собственники освобождены от обязанности уплачивать налоги. Российские граждане, которые имеют документальное подтверждение наличия ЛПХ, могут продавать излишки сельхозпродукции, при этом они не должны будут платить НДФЛ от полученного дохода. Это правило закреплено в статье 217 Налогового Кодекса РФ.

Чтобы документально оформить ЛПХ, людям необходимо выполнить несколько условий:

  1. Земельный участок, на котором будет выращиваться продукция сельскохозяйственного назначения, должен иметь размер до 0,5 га.
  2. Вести личное подсобное хозяйство может собственник или арендатор, не использующий труд наемных работников (члены семьи не берутся в расчет).

Кому Федеральное законодательство позволяет вести ЛПХ?

Личное подсобное хозяйство могут вести:

  1. Граждане (которые владеют наделами или арендуют участки земли) лично.
  2. Граждане и члены их семей.

Совет : если загородные жители используют для производства и обработки сельскохозяйственной продукции труд наемных работников, то их деятельность является предпринимательской и подлежит государственной регистрации.

Каждый владелец ЛПХ должен понимать, что, если он будет выращивать на своем земельном участке запрещенные растения, его действия будут рассматриваться представителями власти в рамках Уголовного и Административного кодексов. В данном случае речь идет о растениях, в составе которых присутствуют наркотические вещества. Некоторые люди создают видимость ведения подсобного хозяйства, а на самом деле занимаются выращиванием конопли, маковой соломки и т.д. Пользуясь тем, что со стороны налоговых органов владельцам ЛПХ проверок ожидать не стоит, они развивают бурную деятельность. Правоохранители выходят на таких собственников личных приусадебных хозяйств благодаря работе с агентурой и слишком бдительным соседям.

Что касается добропорядочных граждан, которые в целях обеспечения своих семей занимаются ЛПХ, то им закон не запрещает использовать любые механизмы, оборудование и инструменты. При необходимости на своих или арендованных участках земли они могут возводить теплицы, строить птичники и коровники, устанавливать погружные насосы и монтировать другие инженерные коммуникации.

Какие участки могут быть задействованы в ЛПХ?

В том случае, когда человек провел государственную регистрацию своего земельного участка в соответствии с требованиями Федерального Закона №122 от 21.07.1997 года, он смело может его использовать для ведения подсобного хозяйства. Если ЛПХ планируют заняться жители сельской местности, то им следует учесть несколько нюансов:

  • гражданин должен быть зарегистрирован в качестве жителя села, где расположен его земельный участок, который он планирует использовать для ведения ЛПХ;
  • земельный надел должен быть предоставлен гражданину местным органом власти.

Как нужно использовать земельные участки при ведении на них ЛПХ?

Для ведения личного подсобного хозяйства могут быть задействованы территории, расположенные в непосредственной близости от населенных пунктов. В этом случае они будут именоваться как приусадебные участки. Если земли для ЛПХ расположены далеко от города, то они будут именоваться полевыми.

Владельцы приусадебных участков могут на них делать все, что пожелают, если это не противоречит нормам Федерального законодательства. Они могут заниматься , свиней, домашней птицы, либо выращивать овощи, ягоды и фрукты. При необходимости могут возвести жилые дома и хозяйственные постройки. Собственники полевых участков ограничены в своих правах законом. Они не могут использовать их для строительства жилых объектов недвижимости. Им позволено только лишь работать на такой земле и получать с нее все, что создадут своими руками.

Федеральным законом №101 от 24.07.2002 года установлены некоторые ограничения, касающиеся земельных участков для ЛПХ:

  1. Если земельный участок выдается органами местной власти жителю села, то ими самостоятельно определяется его размер и месторасположение. При этом они должны ориентироваться на установленные законодательством граничные размеры для таких наделов (максимальные и минимальные).
  2. Гражданин может иметь любое количество земельных участков, которые он использует для ведения личного подобного хозяйства, но их суммарная площадь не должна превышать 0,5 га.
  3. Если у владельца земли возникла необходимость в увеличении своих владений, то он может воспользоваться специальным законом, который позволяет превысить максимальную границу не более чем в 5 раз.
  4. В том случае, когда жителю деревни местными органами власти была выделена земля сельскохозяйственного назначения, то ему следует учитывать регламент Федерального Закона №101.

Помощь государства людям, занимающимся ЛПХ

Гражданам, которые планируют вести личное подсобное хозяйство, государство оказывает поддержку в различных направлениях. Возле земельных участков должна быть расположена полноценная инфраструктура. Простыми словами, в непосредственной близости от наделов должны быть централизованные инженерные коммуникации: электричество и вода. К земельным участкам должны быть проложены дороги, по которым способен проехать не только гужевой, но и автомобильный транспорт.

При возникновении проблем со сбытом излишне произведенной сельскохозяйственной продукции граждане, ведущие ЛПХ, могут обратиться за поддержкой к государству. Им должна быть оказана помощь в поиске предприятий, готовых принять на переработку или выкупить любую партию продукции. Государство стремится стимулировать своих граждан заниматься личным подсобным хозяйством. Для этого такой категории населения предоставляются кредиты на льготных условиях. Также им оказывается помощь в работе, заключающаяся в научном и техническом обеспечении. Если физические лица на приусадебных участках планируют разводить крупный рогатый скот, то государство должно обеспечить им бесплатное ветеринарное сопровождение.

Как должны учитываться ЛПХ?

Каждый земельный участок, который используется гражданами для ведения личного подсобного хозяйства, должен подлежать учету. Этот порядок регламентирован статьей 8 Федерального Закона №101. На собственников возлагается обязанность самостоятельно осуществлять контроль за наличием соответствующих записей о своих землях, хранящихся в органах местного самоуправления. Передавая информацию для осуществления записей, граждане, занимающиеся ЛПХ, должны указать ФИО всех своих родственников, которые помогают им в ведении хозяйства. В этих записях должны отражаться точные сведения о культурах, которые будут выращиваться, а также о разбивке наделов на участки с указанием площадей, выделенных для каждого растения. Ели граждане планируют разводить животных или заниматься пасекой, то им следует указать в учетных книгах тонное поголовье (количество ульев). В регистрах также требуется указать, какая техника используется для обработки земель.

Вконтакте

30 Августа 2016, 22:45, вопрос №1362237 Дмитрий петров , г. Москва

    изменение вида разрешенного использования

600 стоимость
вопроса

вопрос решён

Свернуть

Ответы юристов (6)

    Юрист, г. Москва

    Общаться в чате
    • 10,0 рейтинг
    • эксперт

    здравствуйте.

    Совершенно незаконно. Надо менять вид разрешенного использования.

    А далеко эта территория от др жилых домов? Цех все таки должен иметь санитарно защитную зону

    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

    Свернуть

    Уточнение клиента

    joxi.ru/zAN5kl8tzJ5J29

    358 и 331 участки

    получен
    гонорар 100%

    Юрист, г. Ярославль

    Общаться в чате
    • 9,3 рейтинг
    • эксперт

    Здравствуйте!

    1 На сколько законно это будет на текущем типе разрешенного использования
    Дмитрий петров

    Абсолютно незаконно, так как согласно ст.2 Федерального закона от 07.07.2003 N 112-ФЗ

    Личное подсобное хозяйство - форма непредпринимательской деятельности
    по производству и переработке сельскохозяйственной продукции.

    А использовать земельный участок необходимо по целевому назначению.

    Личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи
    в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства.

    Вы же хотите использовать участок под производство, что фактически является предпринимательской деятельностью и полностью противоречит ФЗ.

    2 Как поменять ЛПХ на более подходящий тип и какой он
    Дмитрий петров

    Это необходимо делать в соответствии со ст.39 Градостроительного кодекса РФ на публичных слушаниях.

    Физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства (далее - разрешение на условно разрешенный вид использования),направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию .
    2. Вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях . Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи.

    3 Общие рекомендации в сложившейся ситуации
    Дмитрий петров

    Для начала обратитесь в администрацию где расположен земельный участок и переговорите об изменении вида разрешенного использования с местным (штатным) юристом.

    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

    Свернуть

    Уточнение клиента

    Юрист, г. Москва

    Общаться в чате
    • 10,0 рейтинг
    • эксперт

    изменять разрешенный вид вам надо через местную администрацию.

    Мне эти участки не говорят ни о чем. Вы укажите какие объекты рядом. Есть ли жилье рядом

    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

    Свернуть

    получен
    гонорар 100%

    Юрист, г. Ярославль

    Общаться в чате
    • 9,3 рейтинг
    • эксперт

    насколько по практике реально поменять статус земшли и какой из них более точно подходит мне?
    Дмитрий петров

    На практике это не реально.

    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

    Свернуть

  • Юрист, г. Москва

    Общаться в чате
    • 10,0 рейтинг
    • эксперт

    Хотели построить цех на этой земле по резке и обработке гранита с хранением готовой продукции.
    Дмитрий петров

    Санитарная зона до жилья - минимум- 300 метров

    7.1.4. Строительная промышленность
    КЛАСС III - санитарно-защитная зона 300 м
    18. Производство по обработке естественных камней.
    Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 N 74
    (ред. от 25.04.2014)
    «О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 „Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов“
    На практике это не реально.
    Григорьев Руслан

    Если речь о городской территории - тогда соглашусь с коллегой - крайне сложное дело

    для сведения

    КАК ИЗМЕНИТЬ ВИД РАЗРЕШЕННОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
    ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА?

    До 01.07.2016 решение об изменении вида разрешенного использования земельных участков принимает глава местной администрации с учетом результатов публичных слушаний (ч. 1 ст. 4 Закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ). Такой порядок установлен до принятия в установленном Градостроительным кодексом РФ порядке правил землепользования и застройки применительно к г. Москве и Московской области. Однако, если новый вид разрешенного использования предусматривает жилищное строительство, решение принимается без публичных слушаний - при условии, что новый вид не противоречит его целевому назначению.
    Для изменения вида разрешенного использования земельных участков рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.
    тут на примере московской области (в москве земле занимается ДГИ - деп гос имущества)

    Шаг 1. Подготовьте документы и представьте их в администрацию по месту нахождения земельного участка.
    К ним относятся (п. 2.6 Административного регламента, утв. Постановлением администрации городского поселения Чехов Чеховского муниципального района Московской области от 16.08.2012 N 387/9-1):
    1) заявление на имя главы местной администрации об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка на другой;
    2) документ, удостоверяющий личность заявителя;
    3) доверенность на право представлять интересы (при обращении представителя) с точным указанием полномочий и приложением копии паспорта;
    4) копии правоустанавливающих документов на земельный участок;
    5) схема расположения земельного участка (ситуационный, адресный план), позволяющая однозначно определить его местоположение и расположение соседних земельных участков;
    6) копии документов государственного кадастра недвижимости на указанный в обращении земельный участок (копии выписок из сведений государственного кадастра недвижимости по формам КВ.1, КВ.2, КВ.3);
    7) заключение (согласование) арендодателя земельного участка по вопросу изменения вида разрешенного использования в случае, если земельный участок принадлежит заявителю на правах аренды (выдается арендодателем (собственником) земельного участка);
    8) копии правоустанавливающих и правоудостоверяющих документов на здание (строение) или сооружение, расположенное на этом земельном участке, при его наличии;
    9) утвержденный проект планировки территории, в границах которой расположен земельный участок.
    Документы можно представить лично (через представителя) или отправить по почте.
    Вам или вашему представителю должна быть выдана (отправлена) расписка в получении документов.
    Срок рассмотрения документов составляет, как правило, не более 60 дней с учетом проведения публичных слушаний и 30 дней - при отсутствии необходимости в публичных слушаниях (п. 2.4 Регламента).
    Как правило, эта услуга предоставляется бесплатно. Однако за изменение вида разрешенного использования земельного участка в пределах г. Москвы и Московской области на другой вид использования, предусматривающий строительство и (или) реконструкцию объекта капитального строительства, предусмотрена плата, которая определяется законодательством г. Москвы и Московской области соответственно (ч. 1 ст. 22 Закона от 05.04.2013 N 43-ФЗ).

    Шаг 2. Получите решение об изменении вида разрешенного использования земельного участка.
    Вам должны выдать решение главы местной администрации об изменении вида разрешенного использования земельного участка или письменный отказ в предоставлении услуги. Отказ можно обжаловать во внесудебном и в судебном порядке (разд. 5 Регламента).
    Решение об изменении вида разрешенного использования земельного участка - основание для внесения изменений в государственный кадастр недвижимого имущества. Соответствующие изменения должны быть внесены в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

    Шаг 3. Внесите изменения в кадастровый учет земельного участка.
    В настоящее время можно подать заявление о кадастровом учете изменений земельного участка через сайт Росреестра. Для этого необходимы следующие документы:
    - межевой план в формате XML, подписанный ЭЦП кадастрового инженера;
    - при приложении отсканированного образа межевого плана - его ЭЦП.
    При подаче заявления представителем нужен образец документа, подтверждающего полномочия, подписанный ЭЦП.
    На последнем шаге формирования заявления его необходимо подписать ЭЦП заявителя.
    Если не пользоваться электронной услугой, заявление и иные документы можно подать в бумажном виде лично или по почте с описью вложения и с уведомлением о вручении в орган кадастрового учета по месту нахождения земельного участка.
    Помимо заявления представьте:
    - свидетельство о регистрации права собственности на земельный участок;
    - кадастровый паспорт земельного участка;
    - решение главы местной администрации об изменении вида разрешенного использования земельного участка;
    - межевой план.
    Подавая заявление лично, вы или ваш представитель должны предъявить документ, удостоверяющий личность.
    Срок рассмотрения документов составляет 10 рабочих дней (ч. 1 ст. 17 Закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ).
    В результате вы должны получить кадастровую выписку о земельном участке, содержащую внесенные в государственный кадастр недвижимости при кадастровом учете сведения о новом виде разрешенного использования земельного участка.
    По мнению Департамента недвижимости Минэкономразвития России, в случае изменения в государственном кадастре недвижимости сведений о виде разрешенного использования земельного участка эти сведения вносятся в ЕГРП без заявления правообладателя земельного участка.

    Обратите внимание!
    В результате изменения вида разрешенного использования земельного участка может измениться его кадастровая стоимость, что повлияет на величину земельного налога (п. 1 ст. 391 НК РФ). Если вы считаете, что кадастровая стоимость земельного участка оказалась завышенной, вы можете обжаловать результаты кадастровой оценки в Росреестре или в суде (ч. 2, 3 ст. 24.18 Закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ).

    Статья 8.8. Использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению

    1.Использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 2.1 и 3 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 0,5 до 1 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее десяти тысяч рублей; на должностных лиц - от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей;на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

    Поскольку категория земельного участка-земли населенных пунктов, а вид разрешенного использования-под ЛПХ, то под Вашу деятельность надо менять не только вид разрешенного использования, но и категорию земельного участка. Для Вашей деятельности Вам подходит категория «земли промышленности» (вид категорий установлен ст. 7 Земельного кодекса РФ).

    Земельный кодекс РФ

    Статья 88. Земли промышленности

    1. Землями промышленности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

    2. В целях обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности могут предоставляться земельные участки для размещения производственных и административных зданий, сооружений и обслуживающих их объектов, а также устанавливаться санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования указанных в пункте 1 настоящей статьи земель.

    3. Размеры земельных участков, предоставляемых для целей, указанных в пункте 2 настоящей статьи, определяются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами или проектно-технической документацией.

    Главная сложность изменения категории земельного участка в том, что рядом (как указал коллега, на расстоянии ближе 300 м), могут находится жилые дома. А это не допустимо.

    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

    Свернуть

ЛПХ или личное подсобное хозяйство – это форма деятельности, не относящаяся по определению закона к предпринимательской, суть которой заключается в переработке и производстве с/х продукции на участке земли, расположенном в сельской местности (иногда и в черте города), приобретенном или же арендованном под подсобное хозяйство.

Деятельность ЛПХ регулируется ФЗ №112, датированным 07.07.2003 г. В статье 2 означенного закона указано, что личное хозяйство может вестись гражданином и членами его семьи, а продукция, произведенная в результате их деятельности, является их собственностью и может использоваться для собственных нужд или подлежать реализации. Подсобное хозяйство возникает с момента получения земли для ведения ЛПХ.

ВАЖНО: Если с/х продукция, произведенная или переработанная на личном хозяйстве, реализуется и таким образом его члены получают определенный доход, то такая деятельность не признается предпринимательской, об этом свидетельствует подпункт 4 статьи 2 ФЗ №112, датированного 07.07.2003 г.

Земли, приобретаемые или арендуемые под ЛПХ

Законом об ЛПХ определено, что приобретаться или арендоваться под его цели может участок, не превышающий по своей площади 0,5 Га, если это ограничение не изменено законом субъекта РФ, где земельный участок располагается. А субъектам РФ разрешено увеличивать данное ограничение не более чем в пять раз (пункт 5 статьи 4 ФЗ №112). Существует два вида участков под цели личного подсобного хозяйства: приусадебные и полевые.

Приусадебными считаются земельные участки, которые располагаются в границах населенного пункта. Законом разрешено на приусадебных участках возводить жилое строение.

Полевой участок располагается вне границ населенного пункта и под него могут быть предоставлены земли сельскохозяйственного назначения. Никаких построек возводить на полевых участках не разрешается законом. У граждан, приобретающих или арендующих земельные участки для личных хозяйств, может быть, как приусадебный так и полевой участок одновременно или же по отдельности один из означенных.

Производство и переработка с/х продукции в ЛПХ с целью реализации

Если вы решили приобрести или же арендовать земельный участок под ЛПХ с той целью, чтобы производить или перерабатывать на нем с/х продукцию с последующей ее реализацией, то имеете на то все законные права. При этом у вас нет никакой необходимости в регистрации ИП или же ЮЛ.

При наличии справки, выданной органом местного самоуправления, есть возможность поучать в ветеринарии документы на продукцию своего подсобного хозяйства, а соответственно, и реализовать, если это продукты питания с/х производства.

Теперь возникает резонный вопрос: а как быть с вопросом налогообложения выручки, полученной в результате реализации продукции? А вот здесь вас ожидает приятный сюрприз. Дело в том, что уплата налогов для реализации такой продукции законом не предусмотрена. В определении личного подсобного хозяйства указано, что предпринимательской эта деятельность законом не признается, а соответственно ни под какие формы налогообложения не подпадает.

Еще остается открытым вопрос в таком случае о необходимости уплаты подоходного налога, который должны уплачивать граждане со своих доходов. определяет, что с доходов ЛПХ НДФЛ не уплачивается. При этом в обязательном порядке должны быть соблюдены два условия одновременно:

  1. Земельный участок, используемый для подсобного хозяйства, не должен превышать максимальный размер, оговоренный в ФЗ №112, а это 0,5 Га.
  2. Для производства и переработки продукции в личном хозяйстве не могут привлекаться наемные работники, а только лишь члены семьи.

ВАЖНО: Местными органами самоуправления ведется учет ЛПХ, расположенных в их местности, и при регистрации и дальнейшей деятельности хозяйства в учетные данные вносятся виды деятельности и переработки, осуществляемые этой структурой. Это значит, что не будет облагаться налогом реализация продукция, которая является результатом деятельности подсобного хозяйства, фактически осуществляемая и занесенная в учетные данные. Для этих целей необходимо иметь справку из местного органа территориального управления, в которой будут указаны сведения об ЛПХ, размере используемого земельного участка и видах осуществляемой переработки или производства с/х продукции.

Отличный вариант получения дохода по средствам личного подсобного хозяйства, имеющий ряд неоспоримых преимуществ.

Вопросы и ответы по теме

Деятельность личных подсобных хозяйств (Голубева В.Н.)

Дата размещения статьи: 01.09.2012

В последнее время государство много сил и средств тратит на снятие напряженности на рынке труда, стимулируя самозанятость населения. Одним из способов увеличения самозанятости населения является развитие личных подсобных хозяйств (далее — ЛПХ). Излишки продукции, произведенной в ЛПХ, неизбежно попадают на рынок, и в итоге возникает вопрос о налогообложении доходов, которые получают граждане от продажи произведенной ими сельскохозяйственной продукции.

Законодательные нормы

Следует учитывать, что довольно большое количество граждан ведут ЛПХ, что называется, на профессиональной основе. Производительность таких ЛПХ, как правило, специализирующихся на выпуске определенных видов сельхозпродукции, можно сравнить с производительностью небольших сельскохозяйственных предприятий. Возникает вопрос, не является ли такая деятельность предпринимательской, тем более что подавляющее большинство владельцев «профессиональных» ЛПХ зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей. Дело в том, что в последние несколько лет вопрос получения различных субсидий из федерального и региональных бюджетов обычно увязывался с наличием статуса индивидуального предпринимателя.
По мнению автора, для ответа на поставленный вопрос в первую очередь следует определиться, что из себя представляют ЛПХ. Для этого необходимо обратиться к положениям Федерального закона N 112-ФЗ <1>.
———————————
<1> Федеральный закон от 07.07.2003 N 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве».

В соответствии со ст. 2 данного Закона ЛПХ — это форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции. Личное подсобное хозяйство ведется гражданином и лицами, совместно проживающими с ним, в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения ЛПХ. В п. 4 ст. 2 Федерального закона N 112-ФЗ особо оговаривается, что реализация гражданами, ведущими ЛПХ, сельскохозяйственной продукции, произведенной и переработанной при ведении личного подсобного хозяйства, не является предпринимательской деятельностью.
Из содержания ст. 3 Федерального закона N 112-ФЗ следует, что вести ЛПХ могут как жители сельской местности, так и горожане. Для ведения ЛПХ могут использоваться земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов (приусадебные земельные участки), и земельные участки, расположенные за пределами населенных пунктов (полевые земельные участки) (п. 1 ст. 4 Федерального закона N 112-ФЗ).
Максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих ЛПХ, установлен в размере 0,5 га. При этом субъекты РФ имеют право увеличивать этот максимальный размер, но не более чем в пять раз (п. 5 ст. 4 Федерального закона N 112-ФЗ).
Налоговый кодекс также предусматривает освобождение от налогообложения доходов, получаемых гражданами от реализации продукции, выращенной в ЛПХ. Так, в соответствии с п. 13 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) доходы налогоплательщиков, получаемые от продажи выращенной в ЛПХ продукции животноводства (как в живом виде, так и продуктов убоя в сыром или переработанном виде), продукции растениеводства (как в натуральном, так и в переработанном виде). При этом такие доходы освобождаются от обложения НДФЛ при одновременном соблюдении трех условий:
общая площадь земельного участка (участков), который (которые) находится (одновременно находятся) на праве собственности и (или) ином праве у физических лиц, не превышает максимального размера, установленного в соответствии с п. 5 ст. 4 Федерального закона N 112-ФЗ;
— ведение налогоплательщиком ЛПХ должно осуществляться без привлечения наемных работников;
— налогоплательщик должен представить в налоговый орган документ, выданный соответствующим органом местного самоуправления (правлением садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан), подтверждающий, что реализуемая продукция произведена в его ЛПХ.
Таким образом, из приведенных выше норм следует, что обязанность по представлению документов, свидетельствующих о наличии доходов, не подлежащих налогообложению при исчислении НДФЛ, возложена на налогоплательщиков — физических лиц, получающих доходы от реализации продуктов животноводства, растениеводства и т.д.
К сожалению, форма документа, который подтверждает наличие и качественные характеристики ЛПХ, не утверждена. По мнению автора, этот документ, выдаваемый органом местного самоуправления (правлением садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан), должен представлять собой своего рода выписку из похозяйственной книги. Необходимость ведения этих книг предусмотрена ст. 8 Федерального закона N 112-ФЗ, а их форма и Порядок заполнения утверждены Приказом Минсельхоза России N 345 <2>.
———————————
<2> Приказ Минсельхоза России от 11.10.2010 N 345 «Об утверждении формы и Порядка ведения похозяйственных книг органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления городских округов».

Казалось бы, все просто: налогоплательщику необходимо представить в налоговую инспекцию документ, подтверждающий наличие ЛПХ, и о налогах в отношении доходов, получаемых от продажи продукции собственного производства, можно забыть.
Однако практика показывает, что налоговые органы все чаще оспаривают право граждан на освобождение от налогообложения доходов, получаемых от реализации продукции, выращенной в ЛПХ. В таких ситуациях налоговые инспекторы стараются классифицировать ведение ЛПХ как осуществление предпринимательской деятельности.
Действительно, в соответствии с п. 1 ст. 2 ГК РФ предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Аналогичные требования в сфере налоговых правоотношений установлены в ст. 11 НК РФ, согласно которой индивидуальными предпринимателями признаются лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
При этом физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства РФ, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями (п. 4 ст. 23 ГК РФ, ст. 11 НК РФ).
Следовательно, в ситуации, когда большая часть или вся выращенная в ЛПХ продукция продается, сделки купли-продажи заключаются систематически, а в качестве покупателей выступают индивидуальные предприниматели или организации, инспекторы вполне могут посчитать деятельность предпринимательской. Если же гражданин — владелец ЛПХ еще и зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, то налоговые инспекторы практически всегда стараются доходы от продажи выращенной в ЛПХ сельхозпродукции включить в его доходы от предпринимательской деятельности.
В связи с этим большой интерес представляет арбитражная практика, которая имеется в настоящее время по данному вопросу.

Арбитражная практика

В Постановлении ФАС СЗО от 20.04.2009 по делу N А56-10081/2008 арбитры признали неправомерным применение предпринимателем льготы, предусмотренной п. 13 ст. 217 НК РФ, в отношении производства (выращивания) и реализации дерновой земли и почвенных смесей. Этот вывод был основан на том, что производимые предпринимателем почвенные смеси и дерновая земля не были указаны в Общероссийском классификаторе продукции <3> в качестве продукции растениеводства либо животноводства, а согласно ОКВЭД <4> деятельность по производству почвы и почвенных смесей относится не к подразделу «Растениеводство» разд. A «Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство», а к подразделу DG «Химическое производство» разд. D «Обрабатывающие производства». Кроме того, арбитры особо указали, что положения п. 13 ст. 217 НК РФ применимы к налогоплательщикам, реализующим излишки сельскохозяйственной продукции, произведенной для удовлетворения личных целей, не связанных с получением дохода, производство (выращивание) же и реализация предпринимателем дерновой земли и почвенных смесей осуществлялись не в личных целях и были направлены на систематическое получение прибыли (дохода).
———————————
<3> Общероссийский классификатор продукции ОК 005-93, утв. Постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 N 301.
<4> Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93, утв. Постановлением Госкомстата России от 06.11.2001 N 454-ст.

Аналогичный вывод содержится в Постановлении Второго арбитражного апелляционного суда от 08.12.2006 по делу N А28-6361/06-206/21. Деятельность индивидуального предпринимателя по реализации выращенных и засоленных огурцов была признана предпринимательской. При этом суд учел объемы реализованных солений, а также тот факт, что в качестве контрагентов-покупателей выступали юридические лица.
В Постановлениях Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2011 по делу N А42-10224/2009 и ФАС ВСО от 28.04.2007 N А78-4246/06-С2-8/240-Ф02-2192/07 арбитры констатировали, что обязанность по представлению документов, свидетельствующих о наличии доходов, не подлежащих в соответствии с п. 13 ст. 217 НК РФ налогообложению при исчислении НДФЛ, возложена на налогоплательщиков — физических лиц, получающих доходы от реализации продуктов животноводства, растениеводства, выращенных в ЛПХ. Документы, не содержащие необходимой информации о ЛПХ, равно как и документы, выданные неуполномоченным органом, не могут рассматриваться в качестве надлежащих доказательств.
Вместе с тем существует ряд судебных решений, в которых арбитры не поддерживали позицию налоговых органов (Постановление ФАС ДВО от 21.04.2010 N Ф03-2236/2010).

Отдельно о пчеловодстве

Практика показывает, что налоговые инспекторы уделяют большое внимание объемам и виду производимой сельхозпродукции. Например, продажа значительных объемов меда, выращенного в «специализированных» ЛПХ, практически всегда рассматривается ими как доказательство предпринимательской деятельности.
Вообще ситуация с налогообложением доходов пчеловодов заслуживает отдельного рассмотрения.
Однако позицию контролеров по вопросу налогообложения доходов пчеловодов нельзя назвать последовательной. Так, в Письме Минфина России от 26.12.2008 N 03-04-05-01/475 четко сказано, что деятельность физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, по разведению пчел и производству пчелиного меда и пчелиного воска не может быть отнесена к деятельности по ведению ЛПХ. Если такую же деятельность будет осуществлять гражданин, не имеющий статуса индивидуального предпринимателя, то он без всяких оговорок будет освобожден от обложения НДФЛ на основании п. 13 ст. 217 НК РФ при соблюдении условий, установленных данным пунктом (Письмо Минфина России от 20.01.2012 N 03-04-06/6-12).
В качестве иллюстрации нестыковок в вопросе налогообложения доходов пчеловодов можно привести Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2011 N 17АП-12156/2011-АК. В этом противоречивом Постановлении арбитры признали правомерными доводы налогового органа об отсутствии доказательств осуществления деятельности в ЛПХ с целью удовлетворения личных потребностей, так как в ходе проверки были установлены факты использования (наличия) большого количества ульев, регулярной реализации значительного количества продукции, заключения договоров поставки и выставления счетов-фактур. Кроме того, арбитры указали, что заключение гражданско-правовых договоров без указания статуса индивидуального предпринимателя не влечет автоматического отнесения совершаемых им хозяйственных операций к совершенным им в качестве физического лица, то есть к целям, не поименованным в ст. 2 ГК РФ. Однако, поддержав в общем и целом позицию налогового органа, в конечном итоге, рассмотрев документы, представленные индивидуальным предпринимателем, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о подтвержденности факта осуществления деятельности по производству продукции пчеловодства на ЛПХ и правомерности его освобождения от налогообложения в целях исчисления НДФЛ.

Разрешенное использование земельных участков для личного подсобного хозяйства встречается в документах клиентов очень часто. Давайте разберемся с этим видом загородной недвижимости вместе.

На участке ЛПХ , расположенном на земле населенных пунктов можно заниматься производством сельхозпродуктов, выращивать овощи, фрукты, разводить домашних животных. Государство поддерживает развитие личных хозяйств , считая, что сейчас особенно, необходимо поддержать население и их семьи в получении дохода и продуктов питания со своих участков. Хотя, конечно, основной упор делается на развитие крупных агрохолдингов.

Личное подсобное хозяйство - это хозяйственно-трудовая деятельность, направленная на производство сельскохозяйственной продукции на земельном участке одноименного разрешенного использования. ЛПХ - это не предпринимательская деятельность, на учет как фермер в налоговую инспекцию вставать не обязательно, а, следовательно, налоги на доходы от реализации излишков продукции, полученные своим трудом на земле ЛПХ платить не нужно, об этом говорится в статье 217 НК РФ (пункт 13).

Участки ЛПХ на землях населенных пунктов - это очень ликвидный товар на загородном рынке, господа

На участке ЛПХ можно организовать семейный бизнес и превратить статус хозяйства «подсобного» на «основной» способ получения дохода. Это очень выгодно для сельских жителей. С появлением понятия «импортозамещение» и запрета на ГМО в нашей стране, фермерская продукция стала очень популярной и спрашиваемой среди населения России.

Земельные участки с разрешенным использованием для ЛПХ выдавались сельским жителям до 2001 года, то есть до принятия Земельного Кодекса РФ. У многих продавцов на руках имеются старые документы с таким разрешенным использованием. Эти документы действительны, никто их не отменял.

На современном этапе тоже можно получить разрешенное использование для ЛПХ или с ИЖС на ЛПХ, но в этом случае, надо доказать местной Администрации, что у гражданина действительно есть намерения заниматься организацией подсобного хозяйства. На участках для индивидуального жилищного строительства (ИЖС) не предусмотрено содержание сельскохозяйственных животных или ведение огородничества в масштабах «микробизнеса».

Если на территории муниципального объединения сельского поселения имеются свободные земельные участки, то любой человек, проживающий на данной территории и постоянно зарегистрированный, может претендовать на их получение без торгов в собственность . Надо просто подать нужное заявление в местную Администрацию.

На земельном участке ЛПХ в черте населенного пункта можно построить жилой дом с пропиской, кроме того, можно построить теплицы, хозпостройки для содержания животных, пчел и птиц, гараж для личного и рабочего транспорта, сарай для хранения инвентаря и продукции.

ЛПХ бывает двух видов:

  • ЛПХ на землях населенных пунктов «приусадебный участок» - приравнен к ИЖС, можно строить жилой дом с пропиской, хозпостройки, налогами на доходы такая продукция не облагается, наемный труд запрещен, только члены семьи, для этого берется специальная Справка в местной Администрации (Выписка из похозяйственной книги), которая подтвердит статус земельного участка. Максимальный размер приусадебного участка не более 50 соток.
  • ЛПХ на землях сельскохозяйственного назначения называется «полевой» участок, расположенный за чертой населенного пункта, ничего кроме легких некапитальных сооружений строить нельзя, можно только сажать или разводить животных. Максимальный размер участка 2,5 ГА.

Деятельность ЛПХ регулируется ФЗ №112 « О личном подсобном хозяйстве», принятым 07.07.2003 г. с изменениями и дополнениями. Для финансовой поддержки личных подсобных хозяйств разработаны целые

ЛПХ такие же, как для обычных участков ИЖС:

  • Правоустанавливающие документы
  • Правоподтверждающие документы
  • Кадастровый паспорт на землю или Выписка из кадастрового паспорта
  • Договор купли-продажи

Согласие супруга

Покупка недвижимости – это процедура, которая обязательно сопровождается регистрацией. В специальный реестр полномочные госорганизации обязуются вносить основные данные обо всех недвижимых объектах, находящихся во владении частников, организаций или государства.

Неотъемлемой частью в описание земли является указание того, по какому принципу она будет использоваться. Желая приобрести и зарегистрировать купленный участок, многие граждане нередко сталкиваются с аббревиатурами «ЛПЖ» и «ИЖС». Но что они обозначают, есть ли в них разница – знают немногие.

В сегодняшнем материале наш ресурс решил более детально пройтись по землевладениям ЛПХ и ИЖС видов, дабы все читатели были достаточно осведомлены в данном аспекте сферы .

Земли ЛПХ и ИЖС: основные понятия и разница между ними

Что такое земли ЛПХ и ИЖС? Фото № 1

Рассматривать понятия ЛПХ и ИЖС земель, необходимо с одного крайне важного аспекта в данном вопросе. Точнее, суть такового заключается в том, что все земельные участки, имеющиеся на территории РФ, подразделяют на 7 основных категорий по их целевому назначению:

  1. Для сельскохозяйственной деятельности.
  2. Для населенных пунктов.
  3. Для промышленной, энергетической, транспортной, связной, радиовещательной и иной деятельностей.
  4. Для охраняемых государством .
  5. Для лесного фонда.
  6. Для водного фонда.
  7. Для запасного фонда.

Каждая из категорий имеет свои подкатегории. Наиболее актуальные к покупке для обычных граждан являются земли сельскохозяйственного и населенного предназначения. Именно с этими категориями непосредственно связаны рассматриваемые сегодня аббревиатуры.

В более глубоком разрезе они представляют собой следующие понятия:

  • ЛПХ или земли, предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства, — это участки, на которых можно возводить жилищные строения и использовать земельный ресурс для выращивания растительности или содержания живности. Главное – использовать землю исключительно для себя, так как законодатель запрещает реализацию растительной и животной продукции, полученной с участков ЛПХ.
  • ИЖС или земли, предназначенные для индивидуального жилищного строительства, — это участки, на которых можно только возводить жилищные объекты. При этом построенное жилье должно соответствовать ряду государственных норм (не иметь более 3-х этажей, к примеру) и не использоваться для деятельности типа гостиницы или хостела. ИЖС земельные участки должны использоваться исключительно их собственниками.

Отличия разных видов земель. Фото № 2

Таким образом, земли ЛПХ и ИЖС – это виды частной, как правило, загородной собственности, которые различаются в способе целевого использования.

Здесь важно четко понимать, что использование таких участков в коммерческом плане строго запрещено, иначе полномочные государственные органы, во-первых, ликвидируют источники незаконного обогащения и, во-вторых, наложат на нарушителей законодательного строя некоторую ответственность.

Естественно, никто не будет наказывать бабушку, живущую на ЛПХ-земле и продающую укроп, петрушку или кинзу. В случае наказания речь идет о более масштабных коммерческих махинациях.

Вне зависимости от желания собственника земли, при таковой на свое имя он обязуется указать один из видов его участка, согласно которому и будет использоваться последний. Важно отметить, что не на всех ЛПХ- и ИЖС-землях реально построить жилые строения.

В частности, на ЛПХ-участке с пометкой «Для полевого использования» построить дом нельзя, на такой земле допустимо только разведение скота или выращивание растительности. Однако для ЛПХ-участка с пометкой «Для приусадебного использования» и любом ИЖС-участке строить дома разрешается.

Здесь стоит условиться, что подобные строения нельзя сдавать в аренду или делить на несколько владельцев, они предназначены исключительно для владения со стороны собственника и его семьи, а также должны быть внесены в Налоговую декларацию.

Какие преимущества и недостатки есть у данных видов участка?

Плюсы и минусы земель ЛПХ и ИЖС. Фото № 3

Теперь, когда общие положения о ЛПХ и ИЖС участках рассмотрены, можно детально рассмотреть их преимущества и недостатки. Для своеобразного сравнения данных видов земель стоит уделить внимание следующим положениям:

  • Во-первых, и ЛПХ, и ИЖС – земельные участки, предназначенные для некоммерческого использования. На ЛПХ вправе растить скот и выращивать растительность, но только для себя, а на ИЖС – строить дома, опять же, исключительно для личного пользования. Как видите, в плане получения прибыли оба вида земель абсолютно равны.
  • Во-вторых, на любом ИЖС-участке можно построить жилое строение и прилегающие к нему объекты (гараж, сарай и т.п.), но не на любом ЛПХ-участке возможно возвести таковые. То есть, для постройки жилья на ЛПХ-земле важно, чтобы она находилась в чертах города и имела пометку «Для приусадебного пользования», иначе возведение недвижимости невозможно. При этом ИЖС-земля, вне зависимости от месторасположения, изначально предназначена для строительства, и запрета на возведение каких-либо сооружений на таких участках не налагается.
  • В-третьих, при получении земель от государства по некоторым господдержки шанс получить ЛПХ-участок намного выше, чем ИЖС, так как первый вид землевладений предоставляется и пределах населенных пунктов, и, так скажем, в полях, а второй – исключительно в пределах населенных пунктов.
  • В-четвертых, налоги на ЛПХ гарантировано ниже, нежели на ИЖС, что важно учитывать при приобретении того или иного вида земель и их оформлении.
  • В-пятых, в плане жилищно-коммунальных услуг ЛПХ также выигрывает, так как относительно данного вида земель и имеющихся на их территории строений всегда действуют пониженные тарифы, чем не могут похвастаться ИЖС-участки.

Также стоит отметить, что специфика ЛПХ-земель подразумевает собой, что далеко не на каждом таком участке можно прописаться, а вот относительно ИЖС-участков такого не скажешь. Не лишним будет отметить некоторые налоговые аспекты, касающиеся данных видов земель, а именно:

  • при строительстве дома на участке вида ИЖС можно рассчитывать на налоговый вычет, при аналогичной на землях ЛПХ-вида такой практики не предусмотрено;
  • если же в течение 10 лет после приобретения ИЖС-земли на ней не был построен дом, то налоговая ставка на таком участке увеличивается в два раза.

В любом случае, решать, какой вид землевладений лучше, достаточно нерационально, ибо и ЛПХ, и ИЖС – практически идентичные виды участков, если находятся в пределах населенного пункта. Единственное различие между ними, которого никогда не отнять, — это вариант целевого назначения. В остальном же оба вида земель очень схожи.

Чем ЛПХ и ИЖС отличаются от ДНП и СНТ?

Чем земли ЛПХ И ИЖС отличаются от других видов земель? Фото № 4

Помимо ЛПХ и ИЖС, не менее распространены такие виды частных землевладений как ДНП и СНТ. Различия между ними, конечно, имеются, но не столь существенные, как могло бы показаться.

Главное среди них – это то, что ДНП и СНТ работают по принципу , то есть содержание таких земель отводится целой группе собственников или отдельной организации, которые отвечают за рациональность и правильность использования землевладений на подконтрольным им территориям.

Для лучшего понимания всей сути рассматриваемого вопроса давайте дадим четкое определение каждому, еще не изученному виду земель:

  • ДНП или дачное некоммерческое партнерство – юридическое лицо, которое создается и существует для развития и обслуживания некоторых дачных участков. Принцип деятельности практически такой же, как у ТСЖ. На землях типа ДНП собственникам разрешается возводить жилые строения и прилегающие к ним объекты, а также регистрироваться в них, но использовать таковые в коммерческих целях запрещено.
  • СНП или садовое некоммерческое товарищество – аналогичное предыдущему юридическое лицо. При этом на землях, подконтрольных , жилые строения возводить не запрещено, но прописаться в таковых нельзя и использовать в коммерческих целях тоже. Однако на СНТ-участках можно разводить скот и выращивать растительность, опять же, исключительно для себя, не на продажу.

Таким образом, получается, что ДНП и СНТ – это загородный аналог ТСЖ многоквартирного дома, но с некоторыми особенностями, при этом крайне схожий с рассматриваемыми сегодня ЛПХ- и ИЖС- участками. Главное отличие дачных и садовых товариществ в том, что они основаны на форме организации «юридическое лицо», а ЛПХ и ТСЖ – полностью индивидуальные владения.

Перевод земли в ЛПХ- или ИЖС-вид: порядок процедуры, необходимая документация и другое

Процедура перевода земель в ЛПХ или ИЖС. Фото № 5

Если конкретно ваш земельный участок находится в чертах города или другого населенного пункта, как минимум, до 2020 года вы имеете полное право перевести его из одной категории целевого использования в другую. Такая возможность связана с тем, что на данный момент по всей РФ идет инвентаризация земель, призванная для составления единого территориального плана.

Порядок перевода землевладений из ЛПХ-вида в ИЖС или же наоборот выглядит следующим образом:

  1. Во-первых, собственнику потенциально переводимой земли из одной категории в другую необходимо посетить орган самоуправления по своему месту жительства. Именно данная госорганизация занимается решением подобных вопросов. При первичном обращении не лишним будет уточнить у сотрудников муниципалитета то, возможно ли конкретно в вашем случае сменить категорию землевладений, сколько это будет длиться и какие документы нужны.
  2. После получения одобрения на переход земель из одной категории в другую придется собрать необходимую документацию. Как правило, в перечень обязательных бумаг входит:
  • кадастровый паспорт земли и имеющихся на ней строений;
  • генеральный план землевладений;
  • правоустанавливающие документы на ;
  • выписки из ЕГРП относительно земли;
  • обоснование проведения процедуры изменение целевого назначения участка;
  • заявление о смене целевого назначения землевладений;
  • паспорт владельца переводимой земли;
  • при необходимости – доверительная документация.
  1. Собранные документы подаются в полномочные отделы земельного распределения, находящиеся в органе местного самоуправления. После чего остается только ждать перевода земли из одной категории в другую или же отказа в проведении данной процедуры (бывает крайне редко). Зачастую процесс перевода длится от 3 месяцев до 1 года, здесь многое зависит от того, кто будет рассматривать заявку: если сам муниципалитет, то процедура пройдет максимально быстрой, если правительство РФ или региональные органы, то процедура будет долгой. В любом случае, по окончанию перевода собственник будет уведомлен об этом.
  2. 27 Июн 2017 10


Рекомендуем почитать

Наверх