Основа формирования системы рекреационных центров. Основные рекреационно-туристские зоны россии Развитие особой экономической зоны туристско рекреационного типа

Строительные работы 18.12.2023
Строительные работы

Тури́стско-рекреацио́нная зо́на (ТРЗ) - вид особой экономической зоны, создаваемой для развития и оказания услуг в сфере туризма и туристское индустрии. Целями создания туристско-рекреационных зон являются: повышение конкурентоспособности туристской деятельности, развитие лечебно-оздоровительных курортов, развитие деятельности по организации лечения и профилактике заболеваний. В туристско-рекреационных зонах может осуществляться разработка месторождений минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов. Туристско-рекреационные зоны ориентированы прежде всего на предоставлении туристских услуг и услуг санаторно-курортной сферы местному населению или населению близлежащих регионов, а также создание рабочих мест для местного населения.

3 февраля 2007 года постановлениями Правительства РФ в России создано семь особых экономических зон туристско-рекреационного типа:

  • в Краснодарском крае - Постановление Правительства России от 3 февраля 2007 г. N 70;
  • в Ставропольском крае - Постановление Правительства России от 3 февраля 2007 г. N 71;
  • в Иркутской области - Постановление Правительства России от 3 февраля 2007 г. N 72;
  • «Байкальская гавань» в Республике Бурятия - Постановление Правительства России от 3 февраля 2007 г. N 68;
  • «Алтайская долина» в Республике Алтай - Постановление Правительства России от 3 февраля 2007 г. N 67;
  • «Бирюзовая Катунь» в Алтайском крае - Постановление Правительства России от 3 февраля 2007 г. N 69;
  • в Калининградской области - Постановление Правительства России от 3 февраля 2007 г. N 73;
  • на территории острова Русский Приморского края - Постановление Правительства РФ от 31 марта 2010 г. № 201.

Создание туристско-рекреационных зон вызовет в выделенных регионах увеличение доли туристского сектора и смежных отраслей в ВВП России и обеспечение за счет этого диверсификации экономики; стимулирование развития депрессивных регионов с низким промышленным потенциалом; повышение занятости населения (в 2016 году планируется создать в семи ОЭЗ около 64 тыс. рабочих мест, а с учетом мультипликативного эффекта в смежных отраслях - около 155 тыс. рабочих мест); улучшение здоровья и качества жизни населения за счет роста доступности получения гражданами Российской Федерации туристских и санаторно-курортных услуг; рост туристских потоков (с 3 млн. до 9,7 млн. туристов к 2016 году); сохранение окружающей среды, природных и культурных ценностей; развитие инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры.



Туристско-рекреационные зоны имеют отличия от особых экономических зон другого типа:

· могут создаваться на одном или нескольких участках территории муниципальных образований;

· на момент их создания на них могут располагаться земельные участки, находящиеся в пользовании граждан и юридических лиц;

· в туристско-рекреационных зонах могут быть расположены объекты инфраструктуры, жилого фонда и иные объекты, находящиеся в различных формах собственности, включая частную;

· земельные участки могут относиться к землям особо охраняемых территорий

Для организаций, имеющих статус резидента туристско-рекреационной зоны, установлены налоговые льготы:

· снятие 30 % ограничений на перенос убытков на последующие налоговые периоды;

· возможность в отношении собственных основных средств к основной норме амортизации применять специальный коэффициент;

· может устанавливаться пониженная налоговая ставка налога на прибыль.

Решение по выделению особых туристско-рекреационных зон было принято политизировано и самые активные зоны, например заявка Республики Карелии и другие были не заслужено отклонены, а четыре принятых проекта остались без реализации (Краснодарский, Ставропольский, Калининградский и Иркутский).

В 2011 году подведен итог создания туристско-рекреационных зон. Из семи зон активно функционируют две экономические зоны в Алтае. Финансирование активно освоено, созданы и построены гостиничные комплексы, мосты, автомобильные дороги. Туристско-рекреационная зона в Краснодарском крае поглощена стройкой Олимпиады 2014, а Ставропольский край не нашел необходимого количества инвесторов. Минэкономразвития РФ обнародовало свои планы о ликвидации туристической зоны в Калининградской области и Ставропольском крае. Обе зоны были созданы еще в 2007 году, к ним до сих пор нет интереса инвесторов, здесь не работает ни один резидент и ни одна управляющая компания не берется развивать территории. К этим факторам в Калининградской области добавляются проблемы с землей: фактически действующее законодательство запрещает строительство на территории косы.

В результате - принято решение видоизменить обе зоны (Ставропольскую и Краснодарскую) на Северо-Кавказский туристский кластер, который включает Адыгею, Кабардино-Балкарию, Игушетию и Чечню, а Калиниградскую просто закрыть в связи проблемами строительства в экологической зона Куршской косы. Туристско-рекреационная зона в Иркутском регионе Байкала находится также в критическом положении - пока в этой ОЭЗ не зарегистрировано ни одного резидента и не пришел ни один инвестор.

Туристские кластеры

17 ноября 2011 г. на дневном пленарном заседании Государственной Думы ФС РФ в третьем чтении был принят законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части развития туристского кластера).

Принятая редакция законопроекта максимально полно учитывает мнения авторитетных экологов, развивая идею рационального природопользования на биосферных полигонах. Именно это позволит гарантировать сохранность природных заповедников на Северном Кавказе и, в то же время, создать привлекательные для частных инвесторов условия, что будет способствовать эффективному развитию рекреационно-туристических зон. Новый законопроект вводит важные налоговые льготы для резидентов туристско-рекреационных ОЭЗ на период до 2023 года, значительно упрощает формы землепользования и технических регламентов.

Туристский кластер - новое понятие - это совокупность туристско-рекреационных особых экономических зон, созданных по решению правительства РФ (кластер федерального уровня, следует учитывать, что есть еще региональный кластер и местный) и расположенных на одном или нескольких участках территории субъектов РФ и муниципальных образований, определяемых Правительством РФ. Региональные и местные кластеры соответственно регулируется властными государственными ил местными структурами.

Кластерный подход в туризме – это подход с позиции туристского бизнеса и рекреационного девелопмента. Это подход предпринимателя, организатора объектов сервиса, инфраструктуры. Рекреационный девелопмент, как развитие территории посредством проектирования предприятий туризма и рекреации, заинтересован в переходе от создания единичных объектов к формированию их связанной совокупности в форме кластеров.

Управляющей компанией федерального уровня туристского кластера признается юридическое лицо в форме ОАО, учрежденное на основе принципов государственно-частного партнерства, которому по решению правительства РФ могут быть переданы отдельные полномочия по управлению туристско-рекреационными ОЭЗ, входящими в туристский кластер.

Проект туристского кластера на юге России предполагает строительство в 2011–2020 гг. пяти горных курортов мирового класса: Лагонаки (Краснодарский край, Республика Адыгея), Архыз (Карачаево-Черкесская Республика), Эльбрус-Безенги (Кабардино-Балкарская Республика), Мамисон (Республика Северная Осетия - Алания), Матлас (Республика Дагестан). Протяженность горнолыжных трасс составит почти 900 км; на них установят 179 подъемников. Будут построены гостиницы разного уровня комфортности, рассчитанные на 89 000 мест. Ежедневная пропускная способность курортов достигнет 150 500 человек, а каждый год Северокавказский туристический кластер будет принимать 5–10 млн отдыхающих.

Общая стоимость горнолыжной части проекта оценивается в 451 млрд рублей. Финансирование проекта осуществляется на принципах государственно-частного партнерства. Государство инвестирует через ОАО «КСК» 60 млрд рублей в транспортную и коммунальную инфраструктуру, частный бизнес финансирует объекты курортной инфраструктуры. Правительство России рассматривает вопрос о включении в проект Северокавказского туристского кластера прибрежной территории Каспия (Дагестан), Кавказских Минеральных Вод (Ставропольский край) и Республики Ингушетия.

В рамках реализации проекта Северокавказского туристского кластера и во исполнение постановления Правительства РФ № 833 от 14 октября 2010 г. «О создании туристского кластера в Северо-Кавказском федеральном округе, Краснодарском крае и Республике Адыгея» ОАО «Курорты Северного Кавказа» ведет работу по привлечению инвесторов для финансирования строительства объектов курортной инфраструктуры. Разработанный план создания Северо-Кавказского туристского кластера предполагает, что пик строительных работ придется на 2011–2017 годы, а в 2019 году он будет полностью построен. В уставный фонд ОАО «Особые экономические зоны» переведено в 2010 г. 60 млрд рублей бюджетных ассигнований.

Рекреационный район Административная территория Основные виды туризма
I. РТЗ Европейский Север
1.1. Кольско-Карельский Мурманская область и Республика Карелия
1.2. Русский Север Архангельская (включая Ненецкий автономный округ) и Вологодская области. Республика Коми Познавательный, экологический, спортивный (горнолыжный), пеший туризм, круизы, охота, рыбная ловля, паломничество
1.3. Ленинградский Санкт-Петербург и Ленинградская область (курортная зона Финского залива, дворцово-парковые комплексы) Деловой туризм, круизы, отдых с лечением, историко-культурный, деловой туризм, автотуризм, речные круизы
II. РТЗ Центр России
2.1. Западный Деловой туризм, круизы, отдых с лечением Историко-культурный, деловой туризм, автотуризм, речные круизы
а) морской Калининградская область
б) континентальный Псковская и Новгородская области
2.2. Центральный Москва, Московская, Смоленская, Брянская, Орловская, Калужская, Тульская, Рязанская и Владимирская области Историко-культурный, деловой туризм, экскурсии, автотуризм и речные круизы, пассивный и активный отдых (рыбалка), лечение
2.3. Верхне-Волжский Тверская, Ярославская, Костромская, Ивановская, Нижегородская, Кировская области и северные части республик Удмуртии, Чувашии, Марий Эл -//-
2.4. Среднее Поволжье Республика Татарстан, Ульяновская, Самарская, Саратовская области Историко-культурный туризм, экскурсии, автотуризм и речные круизы. Пассивный и активный отдых (рыбалка)
2.5. Уральский Пермский край, Свердловская, Челябинская, Оренбургская области, Республика Башкор­тостан и восточная часть Удмуртии Познавательный, экологический и спортивный (горнолыжный, водный), пеший туризм, трекинг, автотуризм
III. РТЗ Европейский Юг России
3.1. Азовский Прибрежные районы Ростовской области и Краснодарско­го края Пассивный отдых с лечением (морские купания), пеший туризм, экскурсии
3.2. Кавказско-Черноморский Прибрежные районы Краснодарского края -//-
3.3. Каспийский Прибрежная часть Республики Дагестан Морские купания, спортивный туризм
3.4. Северо-Кавказский Предгорные и низкогорные части Краснодарского и Ставропольского краев и республик Северного Кавказа (Адыгеи, Кабардино-Балкарии, Чечни и Дагестана) Пассивный отдых с лечением, спортивный, пеший туризм, экскурсии
3.5. Горно-Кавказский Средне- и высокогорные районы Большого Кавказа (Краснодарский край, Карачаево-Черкесская, Кабар­дино-Балкарская, Северо-Осетинская, Ингушская, Чеченская и Дагестанская республики) -//-
3.6.Нижнее Поволжье Волгоградская и Астраханская области, Республика Калмыкия Историко-культурный туризм, экскурсии, автотуризм и речные круизы, рыбалка
3.7. Южнорусский Курская, Белгородская, Липецкая, Воронежская, Тамбовская, Пензенская области, Республика Мордо­вия, континентальные районы Ростовской области, степная часть Краснодарского и Ставропольского краев Пеший, водный и автотуризм, рыболовство, охота, круизы
IV. РТЗ Юг Сибири и Дальнего Востока
4.1. Обско-Алтайский Южные части Тюменской, Томской областей, Омская, Новосибирская, Кемеровская области, Алтайский край, Республика Алтай Пеший, горнолыжный туризм, пассивный отдых с лечением
4.2. Саянский (Енисейский) Южная часть Красноярского края, республики Хакасия и Тыва Пеший, спортивный туризм (водные, горные, спелеотуры), автомобильные туры
4.3. Прибайкальский Бурятия и южная часть Иркутской и Читинской областей Таежная охота, рыбалка. Пеший туризм, миникруизы по Байкалу, конгрессный туризм в сочетании с отдыхом и экскурсионной программой на Байкале
4.4.Амурско-Дальневосточный: а) континентальный Хабаровский край, Амурская область (кроме северных территорий) Пеший, экотуризм, рыбалка, охота
б) морской прибрежный и морской островной Приморский край, Сахалин и Курильские о-ва Пеший, экотуризм, пассивный отдых с лечением, экскурсии, охота, рыбалка, деловые туры
V. РТЗ Азиатский Север
5.1. Обско-Путоранский Северные районы Тюменской и Томской областей, север Красноярского края (в том числе плато Путорана; округа: Эвенкийский и Долгано-Ненецкий) Спортивный, пеший туризм
5.2. Якутский Республика Саха (Якутия); север Иркутской, Читинской и Амурской областей Экотуризм, познавательные, деловые туры
5.3. Колымско-Чукотский Магаданская область, Чукотский автономный округ, север Камчатской области Экотуризм, пассивный отдых с лечением, пеший туризм
5.4. Камчатский Юг Камчатской области -//-

В 2006 г. законодательно решен вопрос о создании особых экономических туристско-рекреационных зон России (№ 76-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об особых экономических зонах в Российской Федерации"»). Проведен конкурс среди регионов, претендующих на получение этого статуса. Комиссией по проведению конкурса был утвержден список семи туристских зон.

Туристско-рекреационные зоны имеют отличия от особых экономических зон другого типа:

· могут создаваться на одном или нескольких участках территории муниципальных образований.

· на момент их создания на них могут располагаться земельные участки, находящиеся в пользовании граждан и юридических лиц.

· в туристско-рекреационных зонах могут быть расположены объекты инфраструктуры, жилого фонда и иные объекты, находящиеся в различных формах собственности, включая частную.

· земельные участки могут относиться к землям особо охраняемых территорий.

11. Характеристика и цели создания портовых ОЭЗ

Портовые ОЭЗ

Портовые зоны находятся в непосредственной близости от основных глобальных транзитных коридоров. Их положение позволяет получить доступ к быстрорастущему рынку крайне востребованных портово-логистических услуг как на Дальнем Востоке, так и в центральной части России. Создается сроком на 49 лет.

Отличительной особенностью особой экономической зоны на базе аэропорта «Ульяновск-Восточный» (Ульяновск-Восточный (особая экономическая зона)) является её близость к предприятиям ульяновского авиационного кластера. Это создаёт предпосылки для развития проектов, связанных с техническим обслуживанием и переоборудованием воздушных судов.

Условия создания

В ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 22 июля 2005 г. оговорено несколько условий создания ОЭЗ на территории России:

· На территории государства могут создаваться только четыре типа ОЭЗ:

· Инновационные (Технико-внедренческие) (площадью не более 4 км²);

· Промышленно-производственные (с 2012 года площадью не более 40 км²);

· Туристско-рекреационные;

· Портовые.

· Не допускается создание особой экономической зоны на территории муниципального образования, на которой создана зона территориального развития.

· На территории ОЭЗ не допускается :

· Добыча и переработка полезных ископаемых;

· Производство и переработка подакцизных товаров, за исключением легковых автомобилей и мотоциклов;

· ОЭЗ, кроме ОЭЗ туристско-рекреационного типа, могут создаваться только на земельных участках, находящихся в государственной собственности;

· Решение о создании ОЭЗ принимается Правительством РФ.

12. Порядок создания и прекращения существования особых экономических зон

Решение о создании особой экономической зоны на территориях субъекта Российской Федерации и муниципального образования принимается Правительством Российской Федерации и оформляется постановлением Правительства Российской Федерации.

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации совместно с исполнительно-распорядительным органом муниципального образования подает в Правительство Российской Федерации заявку на создание особой экономической зоны с обоснованием целесообразности и эффективности ее создания для решения задач федерального, регионального и местного значения. Порядок оформления и подачи заявки на создание особой экономической зоны, в том числе перечень документов, прилагающихся к заявке, определяется Правительством Российской Федерации.

Отбор заявок на создание особых экономических зон одного типа осуществляется на основе конкурсного отбора. Положение о проведении конкурса по отбору заявок утверждается Правительством Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, на территориях которых создается особая экономическая зона, в течение тридцати дней с даты принятия Правительством Российской Федерации решения о создании особой экономической зоны заключают соглашение (далее - соглашение о создании особой экономической зоны), в котором устанавливаются:

    1. объем и сроки финансирования создания инженерной, транспортной, социальной, инновационной и иной инфраструктуры особой экономической зоны за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета;
    2. план обустройства и соответствующего материально-технического оснащения особой экономической зоны и прилегающей к ней территории;
    3. комплекс мероприятий по разработке перспективного плана развития особой экономической зоны и порядок их финансирования;
    4. права на имущество, созданное за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета в соответствии с планом обустройства и материально-технического оснащения особой экономической зоны и прилегающей к ней территории и расположенное в границах особой экономической зоны, а также на объекты инфраструктуры этой зоны, расположенные на прилегающей к особой экономической зоне территории и непосредственно с ней связанные;
    5. порядок управления объектами недвижимости и объектами инфраструктуры, созданными за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета и расположенными в границах особой экономической зоны, а также порядок эксплуатации и содержания таких объектов, в том числе осуществления их капитального ремонта;
    6. порядок владения, пользования и распоряжения имуществом, созданным за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета и расположенным в границах особой экономической зоны, после прекращения существования особой экономической зоны;
    7. обязательства органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предоставлению налоговых льгот резидентам особой экономической зоны;
    8. порядок формирования наблюдательного совета особой экономической зоны;
    9. обязательства исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации по делегированию федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному осуществлять функции по управлению особыми экономическими зонами, полномочий по управлению и распоряжению земельными участками и другими объектами недвижимости в пределах территории особой экономической зоны на срок ее существования;
    10. обязательства исполнительно-распорядительного органа муниципального образования по передаче федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному осуществлять функции по управлению особыми экономическими зонами, права на управление и распоряжение земельными участками и другими объектами недвижимости, находящимися в муниципальной собственности, в пределах территории особой экономической зоны на срок ее существования;
    11. иные условия, предусмотренные Федеральным законом.

Объекты инфраструктуры особой экономической зоны могут создаваться за счет других источников.

Особая экономическая зона создается на двадцать лет. Срок существования особой экономической зоны продлению не подлежит.

13. Условия досрочного прекращения существования особых экономических зон

Досрочное прекращение существования особой экономической зоны допускается только в случае, если:

    1. это вызвано необходимостью защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей, обеспечения обороны страны и безопасности государства;
    2. в течение трех лет с даты создания особой экономической зоны не заключено ни одного соглашения об осуществлении (ведении) промышленно-производственной, технико-внедренческой или туристско-рекреационной деятельности либо все ранее заключенные соглашения расторгнуты;
    3. в течение трех лет подряд в особой экономической зоне ее резидентами не осуществляется промышленно-производственная, технико-внедренческая или туристско-рекреационная деятельность.

Решение о досрочном прекращении существования особой экономической зоны принимается Правительством Российской Федерации.

14. Финансирование создания объектов инфраструктур особой экономической зоны.

1. Финансирование создания объектов инженерной, транспортной, социальной, инновационной и иных инфраструктур особой экономической зоны за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

2. Обязательства Российской Федерации по финансированию создания объектов инженерной, транспортной, социальной, инновационной и иных инфраструктур особой экономической зоны могут исполняться посредством внесения взноса в уставный капитал открытого акционерного общества, которое создано в целях реализации соглашений о создании особых экономических зон и сто процентов акций которого принадлежит Российской Федерации, и последующего финансирования этим открытым акционерным обществом создания объектов инфраструктуры особых экономических зон, в том числе посредством внесения взноса в уставный капитал управляющей компании особой экономической зоны.

3. Обязательства субъекта Российской Федерации или субъектов Российской Федерации, муниципального образования или муниципальных образований по финансированию создания объектов инженерной, транспортной, социальной, инновационной и иных инфраструктур особой экономической зоны могут исполняться посредством внесения взноса в уставный капитал управляющей компании особой экономической зоны.

15. Единая централизованная система управления особыми экономическими зонами

По смыслу комментируемой статьи в систему органов управления ОЭЗ входят:

1) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять функции по нормативно-правовому регулированию в сфере создания и функционирования ОЭЗ;

2) органы управления особыми экономическими зонами, под которыми законодатель понимает федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять функции по управлению особыми экономическими зонами, и его территориальные органы;

3) наблюдательные советы ОЭЗ.

2. Основная задача федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять функции по нормативно-правовому регулированию в сфере создания и функционирования ОЭЗ, состоит в разработке единой государственной политики в сфере создания и функционирования ОЭЗ. Анализируя положения Указов Президента РФ от 9 марта 2004 года N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" <1>, от 20 мая 2004 года N 649 "Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти" <2>, от 22 июля 2005 года N 855 "О Федеральном агентстве по управлению особыми экономическими зонами" <3>, а также Постановления Правительства РФ от 27 августа 2004 года N 443 "Об утверждении Положения о Министерстве экономического развития и торговли Российской Федерации" <4>, можно сделать вывод о том, что таким федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по нормативно-правовому регулированию в сфере создания и функционирования ОЭЗ, является Министерство экономического развития и торговли РФ (Минэкономразвития России). В этом качестве Минэкономразвития России принимает нормативные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с учреждением и функционированием ОЭЗ (например, Приказ Минэкономразвития России от 16 января 2006 года N 2 "Об утверждении Типового положения о территориальном органе Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами").

16. Полномочия органов управления особыми экономическими зонами

Полномочия РосОЭЗ перечислены в Положении о Федеральном агентстве по управлению особыми экономическими зонами, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 19 августа 2005 года N 530 "О Федеральном агентстве по управлению особыми экономическими зонами".

Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами (РосОЭЗ):

проводит в установленном порядке конкурсы и заключает государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, оказание услуг и выполнение работ, включая проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ для государственных нужд, в том числе для нужд Агентства;

осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной сфере деятельности, в том числе имущества, переданного федеральным государственным унитарным предприятиям и федеральным государственным учреждениям, подведомственным Агентству;

осуществляет управление ОЭЗ в порядке и пределах, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

проводит в установленном порядке отбор заявок на создание ОЭЗ одного типа;

организует ведение банка данных земельных участков, отведенных для создания ОЭЗ, и объектов недвижимости, находящихся на территории ОЭЗ;

управляет и распоряжается объектами недвижимости, расположенными на территории ОЭЗ и находящимися в государственной и (или) муниципальной собственности, в порядке, установленном соглашением о создании ОЭЗ, а также земельными участками в пределах территории ОЭЗ на основании соглашения о создании ОЭЗ в соответствии с законодательством Российской Федерации.

К полномочиям РосОЭЗ отнесены также:

мониторинг реализации соглашений о создании ОЭЗ;

регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в качестве резидентов ОЭЗ. РосОЭЗ ведет реестр резидентов ОЭЗ;

оформление по заявлению резидента ОЭЗ приглашения на въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан в целях осуществления трудовой деятельности;

контроль за исполнением резидентом ОЭЗ соглашения о ведении промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности.

Правовое положение резидентов особой экономической зоны

Туристско-рекреационные зоны Российской Федерации

Слово «рекреация» в переводе с английского означает «отдых», «восстановление», «развлечение». А начиная с прошлого века в некоторых литературных источниках этот термин нередко употребляется буквально в следующем значении - «восстановление сил, потраченных в процессе труда» Горбунова О.Н., Гегамян М.А. Туристско-рекреационные особые экономические зоны РФ (на примере Тамбовской области) // Социально-экономические явления и процессы. - 2012. - № 1 (35). - С. 42..

Туристско-рекреационная особая экономическая зона (далее - ТР ОЭЗ) - это территория, имеющая границы в рамках одного или несколько регионов, сформированная: туристским предложением на основе высокой плотности объектов показа, видовыми характеристиками (природа, пейзаж, ландшафт), наличием развитой туристской инфраструктуры, социально-экономическим потенциалом, благоприятными экологическими условиями, транспортной доступностью, а также возможностью встраивания предлагаемых туристских продуктов во внешние и внутренние туристские сетевые программы, в том числе в международную логистику Степанова С.А. Развитие туристского комплекса региона на основе повышения инвестиционной привлекательности туристско- рекреационных территорий. - Автореферат. СПб, 2010. - С. 18..

Целями создания туристско-рекреационных зон являются: повышение конкурентоспособности туристской деятельности, развитие лечебно-оздоровительных курортов, развитие деятельности по организации лечения и профилактике заболеваний.

В туристско-рекреационных зонах может осуществляться разработка месторождений минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов. Туристско-рекреационные зоны имеют отличия от особых экономических зон другого типа:

могут создаваться на одном или нескольких участках территории муниципальных образований;

на момент их создания на них могут располагаться земельные участки, находящиеся в пользовании граждан и юридических лиц;

в туристско-рекреационных зонах могут быть расположены объекты инфраструктуры, жилого фонда и иные объекты, находящиеся в различных формах собственности, включая частную;

земельные участки могут относиться к землям особо охраняемых территорий.

Механизм формирования ТР ОЭЗ был запущен в 2006 г.: из 28 заявок было выбрано семь проектов по созданию туристско-рекреационных особых экономических зон. Победителями конкурсов стали Краснодарский, Алтайский и Ставропольский края, Республика Алтай и Бурятия, Калининградская и Иркутская области, а в 2010 году к ним присоединился и Приморский край. Позже в сентябре 2010 вышло Постановление Правительства Российской Федерации № 752 «О досрочном прекращении существования особой экономической зоны туристско-рекреационного типа на территории Краснодарского края» СЗ РФ. - 2010.- № 40. - Ст. 5079.. В 2012 году Постановлением Правительства РФ от 18.12.2012 № 1330 СЗ РФ. - 2012. - № 52. - Ст. 7503. было прекращено существование особой экономической зоны туристско-рекреационного типа на территории Зеленоградского района Калининградской области.

В итоге сегодня в Российской Федерации создано семь туристско-рекреационных особых экономических зон:

1) в Республике Алтай - «Алтайская долина» (Постановление Правительства РФ от 3 февраля 2007 г. № 67 СЗ РФ. - 2007. - № 7. - Ст. 888.);

2) в Республике Бурятия - «Байкальская гавань» (Постановление Правительства РФ от 3 февраля 2007 г. № 68 СЗ РФ. - 2007. - № 7. - Ст. 889.);

3) в Алтайском крае - «Бирюзовая Катунь» (Постановление Правительства РФ от 3 февраля 2007 г. № 69 СЗ РФ. - 2007. - № 7. - Ст. 890.);

4) в Ставропольском крае - «Гранд СпаЮца» (Постановление Правительства РФ от 3 февраля 2007 г. № 71 СЗ РФ. - 2007. - № 7. - Ст. 892.);

5) в Иркутской области - «Ворота Байкала» (Постановление Правительства РФ от 3 февраля 2007 г. № 72 СЗ РФ. - 2007. - № 7. - Ст. 893.);

6) в Приморском крае - «Остров Русский» (Постановление Правительства РФ от 31 марта 2010 г. № 201 СЗ РФ. - 2010.- №14. - Ст. 1666.);

7) туристический кластер в СКФО, Краснодарском крае и Республике Адыгея (Постановление Правительства РФ от 14.10.2010 № 833 СЗ РФ. - 2010.- № 42. - Ст. 5401.).

Критериев отбора этих территорий существует несколько. Во-первых, в каждом из них должен быть уникальный природный объект, который сам по себе вызывает у туристов огромный интерес, например, Куршская коса или озеро Байкал. Второй критерий - экономическая эффективность, окупаемость проекта. Третий - его воздействие на развитие региона. Зоны должны стать точками роста, которые будут стимулировать развитие всей экономики соседних территорий, например, транспорта, строительной отрасли, сферы обслуживания Сивакова Е.В., Мезенцева О.В. Характеристика системы существующих особых экономических зон туристско-рекреационного типа // Тенденции и перспективы развития легкой промышленности и сферы услуг // Научно-практическая конференция. под общей редакцией Д. П. Маевского. - 2013. - С. 168..

Туристско-рекреационные зоны имеют отличия от особых экономических зон другого типа:

1) создаются на основании постановления Правительства РФ сроком на 20 лет на одном или нескольких участках территории России, находящихся в государственной или муниципальной собственности. При этом ОЭЗ может находиться на территории нескольких муниципальных образований или включать в себя полностью территорию какого-либо административно-территориального образования;

2) в туристско-рекреационных зонах могут быть расположены объекты инфраструктуры, жилого фонда и иные объекты, находящиеся в различных формах собственности, включая частную;

3) земельные участки могут относиться к землям особо охраняемых территорий или лесного фонда, землям сельскохозяйственного назначения;

4) возможность разработки и добычи специальных полезных ископаемых (минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов) на территории ТР ОЭЗ Королёва Н.В. Анализ современного состояния развития туризма в Российской Федерации // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. - 2012. - № 4 (111). - С. 308..

Для организаций, имеющих статус резидента туристско-рекреационной зоны, установлены налоговые льготы:

Снятие 30% ограничений на перенос убытков на последующие налоговые периоды;

На региональном уровне возможно применение пониженной ставки налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджет субъектов РФ, на территории которых находятся ТР ОЭЗ;

Возможность в отношении собственных основных средств к основной норме амортизации применять специальный коэффициент;

Может устанавливаться пониженная налоговая ставка налога на прибыль Проблемы законодательного обеспечения развития внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации [Электронный ресурс] // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. 2012. № 25 (468). - Режим доступа: http://www.budgetrf.ru.

Для осуществления функций по управлению ОЭЗ в России создано Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами (РосОЭЗ). Однако 5 октября 2009 года оно было упразднено указом Президента, а его функции переданы Министерству экономического развития России. В настоящее время в обеспечении деятельности ОЭЗ задействованы также ОАО «Особые экономические зоны» и региональные органы власти (в зависимости от расположения особой экономической зоны).

Для организаций, имеющих статус резидента туристско-рекреационной зоны, установлены налоговые льготы: снятие 30% ограничений на перенос убытков на последующие налоговые периоды, возможность в отношении собственных основных средств к основной норме амортизации применять специальный коэффициент, возможность устанавливать пониженную ставку налога на прибыль.

Общий объем финансирования особых зон туристского типа должен, по оценке правительства, составить за 20 лет свыше 336 млдр руб. Для каждой зоны предусмотрена специализация в развитии того или иного вида туризма - делового, оздоровительного, экологического, горнолыжного, водного, спелеотуризма, пляжного туризма на морском побережье. Реализация этого проекта имеет существенное значение не только для поддержки и развития депрессивных регионов с низким промышленным потенциалом, неразвитой транспортной инфраструктурой, массовой безработицей, но призвана способствовать развитию российского рынка качественных и разнообразных туристских продуктов и повышению их конкурентоспособности как в рамках российского территориального пространства, так и за его пределами.

Особенностью туристско-рекреационных зон в современной российской экономике является и то, что они в основном нацелены на привлечение и активизацию внутренних источников инвестирования.

Все заявленные к реализации ТР ОЭЗ охватывают значительные по площади территории и должны создаваться на базе существующих поселений, призванных стать туристическими центрами зон. Только часть заявленных к развитию ТР ОЭЗ территорий в Российской Федерации обладает развитой транспортной и инженерной инфраструктурой. Реализация государственных планов в сфере развития туризма осложнена некорректным выбором места размещения зон и схемой их планировки. Зонирование территорий для определения границ ТР ОЭЗ - основа для формирования и закрепления в законодательных актах правовых основ их функционирования. Именно сложности с реализацией этого предваряющего инвестиционные проекты этапа стало существенным препятствием в реализации государственных проектов.

Так, туристско-рекреационная зона «Куршская коса», как уже было отмечено, была создана на основании постановления Правительства Российской Федерации от 03.02.2007 № 73. Куршская коса - самый маленький национальный парк России, узкий песчаный полуостров между Балтийским морем и Куршским заливом длиной 98 км, шириной до 4 км. Примерно посередине косы проходит Государственная граница Российской Федерации и Литовской Республики. Куршская коса внесена в список Всемирного природного и культурного наследия ЮНЕСКО как уникальный ландшафт, созданный природой и человеком.

Проектом предусматривалось создание на территории Зеленоградского района Калининградской области, на Куршской косе особой экономической зоны на земельном участке общей площадью до 67 кв. км, в границах которой планировалось развивать экологический, оздоровительный, водный, велотуризм, экскурсионный виды туризма.

По оценке специалистов Калининградской области, к 2026 г. предполагаемые налоговые поступления в бюджеты всех уровней могли составить 4,7 млрд руб., а туристический поток в ОЭЗ возрасти до 1,0 млн человек. Количество создаваемых рабочих мест в результате функционирования туристической зоны - 7 тыс., а с учетом мультипликативного эффекта в смежных отраслях - 30 тыс. человек.

Позднее выяснилось, что часть участков была включена в зону ошибочно, так как эти территории отнесены к особо охраняемым. Кроме того, часть земельных участков туристско-рекреационной зоны обременена правами третьих лиц, что существенно осложняет их использование. За период, когда территория имела статус ОЭС, в ней не был зарегистрирован ни один резидент и не привлечены частные инвестиции. Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.12.2012 № 1330 «О досрочном прекращении существования особой экономической зоны туристско-рекреационного типа на территории Зеленоградского района Калининградской области» решение о создании тур-зоны на заповедной территории было отменено.

ОЭЗ «Новая Анапа» в Краснодарском крае - это побережье Черного и Азовского морей, горные районы вблизи Апшеронска и Сочи. Выбранные участки территорий обладают значительным туристско-рекреационным потенциалом благодаря наличию и разнообразию природно-климатических условий, особенностей ландшафта и природных ресурсов. Одновременно с этим обозначенные участки характеризуются незначительным уровнем освоения.

В 2006 г. РосОЭЗ одобрил заявку Краснодарского края на создание ОЭЗ. В нее должны были войти пять территорий: «Новая Анапа» (станица Благовещенская, район Анапы), «Высокий берег» (Анапа), «Криница» (Геленджик), «Агрия» (Туапсинский район Краснодарского края) и «Малый Ахун» (Сочи). Позднее заявка «Высокого берега» была отозвана, поскольку там началось строительство жилого комплекса.

Площадь ОЭЗ «Новая Анапа» должна была составить 780 га, курорт мог бы принимать около 360 тыс. человек в год, до 2012 г. планировалось построить 9 пятизвездочных, 11 четырехзвездочных, 23 трехзвездочных отеля, около 300 вилл, гольф-клуб, шесть торгово-развлекательных центров, однако государство так и не приступило к ее финансированию. В процессе зонирования территории выяснилось, что часть земельных участков будущей зоны является частной собственностью, и владельцы отказываются их продавать. ОЭЗ в районе Сочи, где территорию контролирует отдельная федеральная структура, «пересеклась» в связи с олимпийской стройкой, т.е. с резидентами профильной деятельности. За три года существования в ОЭЗ в Новой Анапе не было заключено ни одного соглашения об осуществлении предпринимательской инвестиционной деятельности. ОЭЗ Краснодарского края, созданная в 2006 г., прекратила существование. Власти Краснодарского края совместно с экспертами разработали концепцию переноса игорной зоны «Азов-Сити» и развития игорной зоны и легального туристского кластера «Золотые пески» на подведомственной территории. В новом качестве конкурентоспособность территории Краснодарского края обеспечивается наличием развитой инфраструктуры и современного аэропорта.

За период, прошедший с момента законодательного введения особых зон туристско-рекреационного типа, постоянно меняется концепция развития туризма на озере Байкал. Турзоны «Байкальская гавань» и «Ворота Байкала», расположение которых запланировано на восточном и западном берегах уникального озера, оказались в эпицентре резкой критики со стороны местного населения и научной общественности. Прежде всего, это было вызвано тем, что точечное (выборочное) освоение зоны Байкала и сооружение объектов инфраструктуры способно, по мнению специалистов, уничтожить его уникальность, поскольку туристы едут в этот регион не ради гостиничных и развлекательных комплектов высокого европейского уровня, а из-за желания насладиться уникальной природой региона. Т

Территория требует комплексного и бережного освоения на всем побережье и во всем многообразии ее проявлений как целостной системы. При дорогостоящих инвестиционных вложениях необходимо учитывать и то, что туристский сезон на Байкале длится всего 4 месяца. Из-за территориальной удаленности региона туры на озеро Байкал с учетом транспортной составляющей имеют очень высокую себестоимость. В Правительстве Российской Федерации предполагается изменить концепцию ОЭЗ туристско-рекреационного типа на Байкале в сторону расширения ее границ и увеличения количества зон с 2 до 5-6. В данном варианте на иркутском побережье Байкала может появиться три ТРОЭЗ - в районе МРС, в Большом Голустном и Листвянке.

В 2009 г. в Российской Федерации сократилось бюджетное финансирование туристско-рекреационных зон, государство оставило за собой обязательства по финансированию проектов создания трех зон, остальные должны рассчитывать на внебюджетные источники инвестирования. Лидером по освоению бюджетных средств в процессе создания особых зон туристско-рекреационного типа является зона «Бирюзовая Катунь» в Алтайском крае.

ОЭЗ «Бирюзовая Катунь» расположена на левом берегу реки Катунь, в районе горы Красный камень, она включает альпийские луга, смешанные леса и горный ландшафт общей площадью 32,3 кв. км. Этот комплекс охватывает территорию четырех районов края, включая город-курорт федерального значения «Белокуриха» с общей численностью населения 92 тыс.

Ожидаемый объем инвестиций составит 37,8 млрд руб. Территория обладает уникальными возможностями организации маршрутов различной категории сложности и развития разнообразных видов туризма: подводный, природный, рыбная ловля и охота, экологический, культурный, водный (рафтинг, байдарки, каяки), спортивный (альпинизм), спелеотуризм, оздоровительный (климатотерапия, ландшафтотерапия), экскурсионный (пеший, конный, лыжный), горнолыжный. Часть объектов турзоны введены в эксплуатацию и принимают туристов Поройко Л.И. Туристско-рекреационные зоны: оценка социально-экономической эффективности в условиях современной экономики // Вестник Академии. - 2013. - № 4. - С. 35..

Констатируя очень медленные темпы реализации проектов развития туризма в формате ТРОЗ, принято решение предъявлять более четкие правила к формированию ОЭЗ в России. Прежде всего, на этапе отбора территорий должны быть выявлены потенциальные инвесторы, готовые участвовать в финансировании проекта в тех же объемах, которые обеспечивает государство. Кроме этого ОЭЗ должны соответствовать концепции развития страны до 2020 г. и стратегии социально-экономического развития федеральных округов.

Очевидно, что реализация «формата» туристско-рекреационных зон сопровождается в России большими трудностями. В данном случае невозможно воспользоваться опытом создания зон подобного типа, поскольку в мировой экономической практике отсутствует практика их создания в сфере туризма. Применяемый в мировой туристской предпринимательской практике опыт располагает обширными данными о туристских центрах и туристско-рекреационных кластерах.

По принятой в мировой практике функциональной структуре туристские центры классифицируются на климатические центры, предлагающие солнечные ванны, холодные пляжи (Северное, Балтийское моря) и жаркие пляжи (Средиземное, Карибское моря); бальнеологические с минеральными источниками; природные с национальными парками, нетронутой природой; спортивные для традиционных видов спорта (плавание, зимние виды, гольф) и центры спорта и приключений (сафари, рыбалка, Олимпийские игры); исторические, располагающие архитектурными памятниками (египетские пирамиды, музеи Лувр, Эрмитаж); религиозные, отражающие различные религиозные события и являющиеся символами веры (Иерусалим, Мекка, Лурд); фольклорные, основанные на национальном искусстве, праздниках, ярмарках, музыке; культурные, предлагающие посещение выставок, концертов, сезоны оперы, театра, кино, форумы, конференции, съезды; деловые и торговые, предлагающие посещение ярмарок, различных выставок, организацию деловых встреч; центры конгрессов, семинаров, симпозиумов, предлагающие проведение этих научных и политических форумов; центры развлечений: зоологические парки, казино, парки аттракционов и др.

В мировой практике разработана и применяется классификация туристских центров и территорий на основании данных о суммарных посещениях туристов и поступлении денежных средств за один день в долларах США.

К первой группе территорий (20-50 млн туристов) относится Западная и Южная Европа (размер денежных затрат от 250 до 500 долл. США одним туристом в день) и США (500-1 000 долл. США).

Ко второй группе территорий (10-20 млн туристов) отнесены Восточная Европа, Канада (250-500 долл. США).

В третьей группе территорий (5-10 млн туристов) представлены Мексика (500-1 000 долл. США), Ближний Восток (500-1 000 долл. США), Китай (100-250 долл. США). Четвертая группа территорий (1-5 млн туристов) - это Карибское море (500-1 000 долл. США), Индия (500-1 000 долл. США), Юго-Восточная Азия (250-500 долл. США).

Деятельность государства и бизнеса направлена на увеличение количества туристских центров. За последние годы новые туристские центры и территории появились в Карибском море, на архипелагах в Индийском океане, в Китае, Юго-Восточной Азии. Туристские центры - это точки экономического развития регионов, которые привлекают значительные туристские потоки, формируя развитую инфраструктуру обслуживания туристов в формате туристско-рекреационного кластера.

«Туристский центр» и «туристско-рекреационные кластер» - это основные формы, в рамках которых происходит создание и развитие конкурентоспособной модели бизнеса в туристской сфере. Создание ОЭЗ туристско-рекреационного типа не получилo широкого применения в мире.

Под территориально-производственным кластером понимается сообщество сконцентрированных по географическому признаку взаимосвязанных фирм и организаций, взаимодополняющих и усиливающих конкурентные преимущества друг друга. Кластерный подход первоначально возник и применялся только в сфере промышленного производства. Постепенно кластерный принцип формирования и развития бизнеса стал использоваться и в других сферах деятельности, в том числе в сфере нематериального производства.

Туристско-рекреационный кластер (англ. cluster) может быть определен как сконцентрированная на некоторой территории группа взаимосвязанных компаний: туроператоров, турагентов, сферы размещения, поставщиков туристических услуг, транспортных компаний, инфраструктуры; научно-исследовательских институтов; вузов и других организаций, взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом. Общим признаком в практике реализации «туристско-рекреационных зон» и «туристско-рекреационных кластеров» является частно-государственное партнерство, однако формы взаимодействия властных структур и бизнеса существенно различаются.

В кластерных формированиях проявляется выраженный рыночный мотив заинтересованности участников, основанный на экономической выгоде от участия в кластерном сообществе, при котором быть в кластере выгоднее, чем функционировать за его пределами. Конечно, присутствие государственных инвестиций в ТР ОЭЗ способно существенно сократить необходимость вложений со стороны частных инвесторов, особенно в инфраструктурных проектах. Однако, как показывает российская практика, бизнесу свойственна собственная оценка инвестиционной привлекательности заявленных государством территорий туристского развития, что во многом и обусловило неоднозначный ход реализации проекта создания семи туристско-рекреационных зон в России.

В целом эффективность государственной поддержки создания в России особых экономических зон низка. Как показала проверка Счетной палаты Российской Федерации, часть средств ОАО «Особые экономические зоны» направляло на организацию непрофильных компаний и вкладывало в финансовые активы. Такой вывод аудиторы сделали по результатам экспертно-аналитического мероприятия «Мониторинг использования в 2011 г. и первом полугодии 2012 г. мер государственной поддержки, направленных на создание и функционирование особых экономических зон с целью перевода российской экономики на инновационный путь развития».

Анализ, проведенный Счетной палатой Российской Федерации, показал, что по состоянию на 1 июля 2012 г. общий объем вложений из федерального и региональных бюджетов составил 115,4 млрд руб. При этом еще 33,7 млрд руб. не освоено, из них 19,1 млрд - не законтрактованы, что свидетельствует о низком уровне эффективности использования государственной поддержки при создании объектов инфраструктуры ОЭЗ.

Эксперты подсчитали, что экономический эффект от создания ОЭЗ составляет 0,68%. Летом 2012 г. в Минэкономразвития России принято решение ежегодно оценивать эффективность функционирования каждой ОЭЗ.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.06.2013 № 491 СЗ РФ. - 2013.- № 25. - Ст. 3155. утверждены Правила оценки эффективности функционирования особых экономических зон, согласно которым для оценки эффективности функционирования особых экономических зон устанавливаются абсолютные и относительные количественные показатели, а также критерии оценки эффективности функционирования особых экономических зон. Предполагается анализ целого перечня показателей: количество резидентов и лиц, утративших этот статус; число созданных рабочих мест (по сравнению с запланированным); объемы произведенных инвестиций, полученных доходов, уплаченных налогов и налоговых льгот; размеры бюджетного и внебюджетного финансирования создания инфраструктуры ОЭЗ. Показатели должны исследоваться как за год, так и за весь период с начала функционирования зоны. При этом объем произведенных инвестиций необходимо сравнивать с предусмотренным соглашением о ведении деятельности и размером бюджетного финансирования. С последним также сопоставляют сумму уплаченных налогов.

Рекреационные ресурсы представляют собой совокупность природных и историко-культурных объектов и явлений, пригодных для использования при организации отдыха и туризма. Основу туристско-рекреационного потенциала Российской Федерации составляют исторические города, памятники, музеи, музеи-заповедники, старинные усадьбы, национальные и природные парки, природные и культурные объекты Всемирного наследия, традиции и обычаи многочисленных , народные художественные промыслы, богатейшие природные ресурсы: моря, реки, озера, горы, пещеры, гидроминеральные источники, благоприятные для отдыха и лечения климатические и другие оздоровительные и лечебные природные факторы и условия во многих регионах нашей страны.

Кавказско-Черноморский район

Важнейший район отдыха, лечения и туризма. Расположен на той же широте, что и курорты Адриатики, французской и итальянской Ривьеры. Климат субтропический. Плотность туристской инфраструктуры самая высокая в стране. 350-километровая лента побережья почти сплошь застроена гостиницами, санаториями, пансионатами и базами отдыха. Основные туристские и курортные центры - Анапа, Геленджик, Туапсе, Сочи. Сезон купания - с середины мая и почти до конца октября. Природные достопримечательности: грязевой вулкан Карапетова Сопка, Килилташский лиман, озеро Абрау, заповедные рощи сосны в Джанхоте и Дивноморском, Пшадские и Аргунские водопады, Тхабские столбы и Орлиные скалы и др. Более 300 видов субтропической флоры. Лечебный фактор - (сульфидные хлоридно-натриевые, йодобромистые и фторсодержащие) и иловые грязи.

Историко-культурный потенциал значителен и разнообразен. В районе расположены поселения первобытных людей и дольмены - древние погребальные сооружения в виде гигантских каменных глыб встречаются вблизи Геленджика, Аугбы, Аше и Адлера. Немало достопримечательных мест и более позднего времени.

Главное богатство региона - Сочинские пляжи - сегодня практически ни в чём не уступают прославленным средиземноморским. Здесь имеется множество живописных уголков экзотической природы. Благородный лавр, эвкалипт, олеандр, магнолия, бамбук, пальма не только радуют глаз, но и умножают число целебных факторов.
В 40 км от центра Сочи расположен один из ведущих горнолыжных курортов России - Красная Поляна.

Северо-Кавказский район

Ведущий район оздоровительного, лечебного и спортивного туризма, располагающий чрезвычайно богатыми запасами гидроминеральных ресурсов. Наиболее важным туристским мезорайоном является курорт Кавказские Минеральные Воды, который расположен в агломерации из пяти городов: Кисловодск, Минеральные Воды, Пятигорск, Ессентуки, Железноводск. На базе ряда целебных минеральных вод здесь сформировался крупнейший в России санаторно-лечебный бальнеологический комплекс, функционирует более 130 санаториев, профилакториев и пансионатов с лечением. Главный транспортный узел - город Минеральные Воды. Культурно-исторический потенциал района также значителен. Здесь сохранились старинные оборонительные сооружения народов Северного Кавказа, традиции, обычаи, национальная кухня. Имеется много памятных мест, связанных с пребыванием здесь выдающихся деятелей культуры: М.И. Глинки, А.С. Грибоедова, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, Ф.И. Шаляпина.

Горно-Кавказский район

Территория располагает интересными природными, историческими и археологическими объектами. Маркитанская лагуна, Ахтанизовский курган, действующие грязевые вулканы, плантация индийских лотосов и многие другие объекты поражают воображение туристов. Любителей истории и древностей ждут греческие городища у мыса Ахиллеон - Гермоноссы, Кепы, Танаис-Елизаветинское и старинные города-крепости: Азов (1067г.), Батайск (1768г.), Темерницкая таможня (1749г.), Таганрог (1648г.), Фанагория (1794г.), Ейское укрепление (1848г.). Приазовье связано с жизнью и творчеством А.П. Чехова и М.Ю. Лермонтова. Основные курортные и туристские центры: Ейск, Приморско-Ахтарск, Камышеватская, Темрюк.

В последние годы на наблюдается активное развитие морского туризма. Яхты и катамараны, захватывая своими парусами сильные и частые ветры, совершают увлекательные переходы из Азова в Таганрог, Ейск, в порт Катан.

Каспийский район

Простирается примерно на 530 км вдоль западного побережья в пределах Республики Дагестан. Основная рекреационно-функциональная направленность - оздоровительный и познавательный отдых и туризм, хорошие возможности сочетания приморского и горного туризма. Обладает чистейшими песчаными пляжами, теплым морем, целебными источниками, памятниками истории и архитектуры, этнической экзотикой. Большой интерес представляет древний город Дербент, внесенный в Список объектов Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Широко распространены : ковроткачество, художественная обработка металла (селение Кубачи), изготовление изделий из керамики. На побережье и в горной части района расположены санатории, дома отдыха, пансионаты, турбазы.

Центральный район

Развитый в экономическом и туристско-рекреационном отношении район. Туристско-рекреационный потенциал богат и разнообразен. Природные ресурсы представлены многочисленными реками и озерами, лесами, возвышенностями, целебными источниками. Только в Московской области сосредоточено более тысячи домов отдыха, пансионатов, санаториев, туристских баз и гостиниц, освоено более 30 центров горнолыжного катания. Здесь расположены сложившиеся туристские, экскурсионные и курортные центры и местности, десятки малых и средних исторических городов, многочисленные музеи-заповедники, старинные усадьбы и памятники архитектуры, связанные с именами знаменитых деятелей литературы и искусства, монастыри, места паломничества и религиозного туризма. Наиболее значительными из них являются города Москва и Смоленск, Валдайская возвышенность, район верхнего течения реки Ока, литературные места Орловской области, Мещёра и ряд других. Здесь уже более 30 лет успешно функционирует федеральная система туристских маршрутов Золотое кольцо России как своеобразная туристская визитная карточка Центральной России – важнейшего экономического и культурно-исторического региона страны. В районе получили распространение самые разнообразные виды зимнего и летнего отдыха, оздоровительного и спортивного туризма, включая охоту и рыбалку. Широкое распространение получила дачная рекреация. Район располагает значительной базой туристско-рекреационных учреждений.

Северо-Западный район

Район располагает разнообразными природными и историко-культурными ресурсами. Известен как крупнейший экскурсионный центр страны, что определяется прежде всего городом Санкт-Петербург - одним из мировых центров культуры и общественной жизни. Основная направленность рекреационной деятельности - оздоровительно-познавательная. Спортивный туризм и отдых наиболее развит в Республике . На о. Кижи расположен объект Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО - Погост Кижи. Большой интерес представляют пригороды , главным аттрактивом которых являются исторические памятники преимущественно XVIII – XX вв., музеи, дворцово-парковые комплексы пригородов - Пушкина, Павловска, Петергофа, Ораниенбаума и др. Оздоровительный отдых эффективно развивается на берегах , где получили развитие сотни учреждений отдыха, туризма и лечения: пансионаты, дома отдыха, гостиницы. Богаты культурно-историческими памятниками старинные города района - и Псков. В Псковской области расположен музей-заповедник Пушкинские Горы, в состав которого входят несколько населенных пунктов, связанных с жизнью и деятельностью великого русского поэта - А.С.Пушкина.

Карелия

Большой интерес представляют расположенные в Вологодской области монастыри: Прилуцкий на окраине Вологды, Кирилло-Белозерский в Кириллове, Ферапонтовский близ Кириллова. В последние годы получает развитие масштабная система маршрутов федерального значения Серебряное кольцо, включающее в себя города Вологодской, Ленинградской, Псковской и Новгородской областей, а также Республики Карелия. Важную роль для осуществления туристских путешествий играет Волго-Балтийский водный путь, захватывающий реки Нева, Свирь, Вытегра, Ладожское и Онежское озёра, систему (каналов и шлюзов) на водоразделе бассейнов рек Нева и Волга и другие водные объекты.

Западный район

Основные достопримечательности сосредоточены в городе , который начинался как крепость. До наших дней дошли кафедральный собор с могилой Эммануила Канта, остатки средневековых городских ворот и многие другие выдающиеся памятники. В городе находится музей янтаря.
Среди природных факторов и достопримечательностей особый интерес представляют дюны Куршской и Вислинской кос. Куршская коса протяженностью 98 км ныне имеет статус Национального парка и является объектом Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Вблизи поселка Янтарный сосредоточено более 90% мировых запасов янтаря. Оздоровительное и лечебное воздействие на человека оказывают чистый ионизированный воздух, морские купания, торфяные грязи, хлоридно-натриевая вода, которые являются основой функционирования санаториев, пансионатов, турбаз и домов отдыха, расположенных, преимущественно, в прибрежной части района.

Волжский район

Объединяет территории бассейна реки Волга. Основная функциональная рекреационная направленность - оздоровительная и познавательная. Обладает большим природным и историко-культурным туристско-рекреационным потенциалом. Волга - главная речная круизная трасса России, по которой ежегодно совершают путешествия сотни тысяч отечественных и иностранных туристов. Они посещают крупнейшие туристские центры: Астрахань, Иваново, Кострому, Плёс, Самару, Саратов, Углич, Ульяновск и др. Берега рек Волга и Кама отличаются изумительной красотой, нашедшей отражение в произведениях И.И. Левитана, И.И. Шишкина. В районе расположены места, связанные с именами М.Ю. Лермонтова, А.С. Пушкина, В.Г. Белинского, М.Е. Салтыкова-Щедрина, А.И. Куприна, М.Н. Загоскина. Большой интерес представляют исторические города Елабуга, Чистополь, Городец, Арзамас, Козьмодемьянск, исторические и архитектурные памятники Великих Булгар и острова Свияжск. Развиваются центры паломничества: Дивеево, Макарьев монастырь, Раифская пустынь, Ипатьевский монастырь и многие другие. Волжский район - один из ведущих районов современного народного декоративного искусства, родина многих художественных промыслов, чьи изделия пользуются заслуженной известностью не только в нашей стране, но и далеко за её пределами. Только в Нижегородской области находится 22 организации народных художественных промыслов: Казаковская филигрань, Городецкая роспись, Хохломская роспись, Павловский завод металлоизделий, Борская строчевышевальная фабрика и некоторые другие.

В оздоровительном аспекте получили развитие активные виды летнего и зимнего отдыха и туризма: водные, лыжные, велосипедные, пешие походы и прогулки, охота и рыбалка. По берегам реки Волга и в других частях района расположены многочисленные дома и базы отдыха, пансионаты, санатории, организующие отдых и лечение на основе не только климатических, но и гидроминеральных ресурсов, месторождений лечебных торфяных грязей.

Уральский район

Древние горы Урала - наиболее яркая районообразующая особенность региона. Здесь много рек и озер. Урал имеет хорошую железнодорожную, авиационную и теплоходную доступность из других регионов России. Расчлененный рельеф делает привлекательным различные виды активного туризма. Здесь популярны походы пешком, на лыжах и снегоходах, верхом на лошадях. Сплавы на лодках и плотах осуществляются по рекам Вишера, Чусовая, Сылва, Инзер, Белая, Юрюзань. Среди альпинистов и скалолазов популярны вершины Северного и - Ишерим, Денежкин Камень, Конжаковский Камень, Большой Иремель, Ямантау. Имеются оборудованные склоны для горнолыжного катания. Для массовых путешествий уже оборудованы отдельные участки Большой Уральской тропы, которая протянется с юга на север по всему . На Урале имеются значительные запасы разнообразных гидроминеральных ресурсов и лечебных торфяных и грязей, на базе которых функционируют санатории, пансионаты и другие лечебно-оздоровительные предприятия на курортах Республики Башкортостан, Пермского края, Свердловской и областей. Наиболее значительным является курорт Усть-Качка. Развиты ремесла и промыслы: в Касли -чугунное литье, в Нижнем Тагиле - лаковые подносы, в Таволге - керамические изделия, в Кунгуре - резьба по камню.

Древний горнозаводской и металлургичекий промысел стал причиной развития не одного десятка городов Урала, почти во всех из них встречается множество архитектурных достопримечательностей, различных по стилю, эпохам и назначению. Все более значительным местом паломничества становится Алапаевский мужской монастырь новомученников российских, построенный в наше время в память о трагически погибших в 1918г. членов царской семьи. Среди природных достопримечательностей большой интерес представляют пещеры, которых тут насчитывается более 500. Многие из них посещаются туристами. Наиболее известная - Кунгурская пещера. К востоку от расположен национальный парк «Припышминские боры».

Обско-Алтайский район

Включает обширную равнинную и горную части. Главные транспортные узлы и «ворота района» - Новосибирск, Барнаул, Кемерово, Омск. Район характеризуется интенсивным развитием оздоровительного и спортивного туризма. Располагает значительными гидроминеральными ресурсами и , на базе которых функционируют курорты в различных частях района. Наиболее известные: Тараскуль, Белокуриха, Борисовский, Карачи, Прокопьевский, Медвежье, Чемал, Лебяжье. По спортивным туристским маршрутам - пешим, водным, конным, спелео, велосипедным, горным, путешествуют ежегодно десятки и сотни тысяч отечественных и иностранных туристов. Эти путешествия совершаются, по преимуществу, в Республике Алтай и Алтайском крае. Здесь же находится жемчужина Горного Алтая - . Начальными пунктами многих маршрутов по Алтаю являются города Бийск и Горно-Алтайск. Сплавы различной категории сложности осуществляются по рекам Катунь, Чуя, Чулышман, Башкаус, Чарыш. На развивается сеть турбаз, гостиниц, шале, гостевых домов. В Горной Шории и Белокурихе оборудованы горнолыжные трассы. Культурно-исторические достопримечательности сосредоточены, в основном, в городах Тобольск, Новосибирск, Тюмень, Барнаул, Омск.

Енисейский район

Район преимущественно занят низкими и средневысотными горами Западного и и интересен, прежде всего, своей дикой природой на обширных равнинных и горных пространствах, покрытых лесной и степной , еще сохранившейся дикой фауной. Особой популярностью у туристов и местных жителей пользуется всемирно известный «Столбы» - уникальные громадные причудливые скалы. Другая имиджеобразующая достопримечательность района - музей-заповедник Шушенское - крупный туристский центр с развитой инфраструктурой. Привлекает туристов умело представленными здесь традициями и этнографическими особенностями народов Южной Сибири. Наряду со спортивным, оздоровительным и познавательным туризмом, рыбалкой и охотой, на базе гидроминеральных ресурсов и месторождений целебных грязей в пределах Республики Тыва, Республики Хакасия и Красноярского края функционируют курорты «Озеро Шира», «Озеро Учум», ряд санаториев, турбаз и домов отдыха, В Красноярске начинается увлекательный теплоходный маршрут по реке Енисей до городов Дудинка и Диксон.
Кругобайкальская железная дорога

Прибайкальский район

Озеро Байкал - уникальный водоём, привлекающий туристов своей исключительной красотой, огромными размерами, живописными берегами. Исключительно чистые и прозрачные воды озера составляют 85% от всех запасов пресной воды России. Озеро Байкал - объект природного Всемирного наследия ЮНЕСКО. Территория района преимущественно горная с обширными плато, нагорьями, хребтами и котловинами между ними, покрытыми сосновыми и лиственничными южно-таёжными лесами. В районе много рек и озер. Природные ресурсы способствуют развитию оздоровительного и спортивного отдыха и туризма (охота, рыбалка, водные, горные, пешие, лыжные путешествия, яхтинг). Развивается проект кругобайкальской железной дороги. К достопримечательностям можно отнести ветры: баргузин, култук, завивка, ангара, сарма, шелопник, покатуха и др. По берегам озера и в отдалении находятся минеральные источники, на базе которых сформировались лечебные курорты: Горячинск, Аршар, Дарасун, Усть-Кут, Братское взморье. Культурно-исторический потенциал района представлен, главным образом, архитектурными памятниками и достопримечательностями XVIII – XIX вв., имеющимися в старинных сибирских городах: Иркутск, Усть-Кут, Усолье-Сибирское, Улан-Удэ. Вблизи города Кяхта находится действующий буддийский храм. Особенностями сувенирной продукции являются ювелирные изделия из лазурита, нефрита, чароита.

Дальневосточный район

Необычайно привлекателен уникальной природой. Здесь в покрове сочетаются разнообразные элементы и субтропической флоры. В пределах района возможно проведение пеших, лыжных, горных, водных путешествий. Есть пещеры как объект для спелеотуризма. Уссурийский заповедник в Приморском крае впечатляет кедрово-широколиственными, чернопихтовыми, ильмовыми, ясеневыми лесами, редкими животными (тигр, леопард, изюбрь, гималайский медведь). Выращивается женьшень. На юге Приморского края летом можно купаться и загорать на пляжах побережья . Наряду с охотой и рыбалкой получает развитие сельский туризм. По реке Амур проходят теплоходные маршруты. Наличие лечебных минеральных источников делает отдельные части района привлекательными в бальнеологическом отношении. Основными туристскими центрами района являются , Находка. Здесь находятся основные объекты культурно-исторического потенциала – памятники, музеи. Большой интерес представляет Владивостокская крепость. Владивосток включен в систему крупнейших круизных международных маршрутов.

Северный район

Весьма обширная территория района площадью более 10 млн км2 привлекает хорошо подготовленных спортивных туристов, а также смельчаков, жаждущих экзотики и острых ощущений. Уникальной особенностью района является возможность организации морских и речных круизов по акваториям северных и восточных морей, просторам рек Лена, Обь, Енисей, шлюзам Беломорско-Балтийского канала. Туристы уже участвовали в плаваниях на ледоколах по Северному морскому пути и к Северному полюсу. Туристская инфраструктура и коммуникации развиты лишь в отдельных компактных зонах и пунктах - Якутской, Югорской, Магаданской, Южно-Камчатской, Соловецкой и некоторых других. Основные достопримечательности: вулканы , Соловецкие острова, Беломорско-Балтийский канал, Ленские Столбы, Полюс Холода. Большой интерес представляют обычаи, традиции и другие этнографические особенности коренных народов Севера, их народные художественные промыслы.



Рекомендуем почитать

Наверх