Формирование речевого высказывания. Роль коммуникативной установки в формировании речевого высказывания Каковы условия порождения речевого высказывания

Строительные работы 18.01.2024

Достаточно общепринятой в современной психолингвистике является модель производства речи, предложенная в 1989 г. Вилемом Ле- велтом (Levelt).

Процесс производства речи включает, по его мнению, намерение, отбор информации, которая должна быть выражена, упорядочение информации, увязывание со сказанным ранее. Эти ментальные процессы Левелт называет концептуализацией, а систему, которая позволяет это реализовывать, - концептуализатором, Продуктом концептуализации является доречевое сообщение (preverbal message).

Для производства сообщения говорящий должен иметь доступ к нескольким типам информации. Во-первых, это процедурное знание (типа «если -+ то»). Во-вторых, это декларативное знание (типа «что содержит что»). В-третьих, ситуационное знание - информацию о на личной ситуации, о собеседниках и об окружении, в контексте которо го происходит говорение. Помимо этого, говорящий должен следить за тем, что он сам и другие говорящие сказали в ходе взаимодействия.

Следующим компонентом после концептуализатора является так на зываемый формулировщик. В качестве основной информации формули- ровщик использует доречевое сообщение, а в качестве результата выдаёт фонетический или артикуляторный план. Иными словами, формули ровщик переводит некоторую концептуальную структуру в некоторую языковую структуру. Сначала происходит грамматическое кодирование сообщения, затем - фонологическое кодирование.

Говоря об этом, Левелт вводит понятие леммы, под которой он пони мает нефонологическую часть лексической информации слова. В лемму входит всё, кроме фонологического аспекта слова - концептуаль ная информация и морфосинтаксические характеристики. Посредством процесса грамматического кодирования говорящий извлекает нужные леммы и располагает их в правильном порядке. Важно, что грамматиче ское кодирование, согласно Левелту, предполагает выбор подходящих лексических понятий и составление синтаксического каркаса. Всё это подготавливает формирование поверхностной структуры.

На следующем этапе производства речи происходит извлечение фо нологических форм для лемм и говорящий строит артикуляторный план высказывания. Это осуществляется с помощью так называемого арти- кулятора. Этот компонент механизма производства речи извлекает по- | следовательные блоки внутренней речи из артикуляторного буфера и I передаёт их на исполнение. Продуктом артикуляции является внешняя речь.

Модель В. Левелта предполагает также, что говорящий является своим собственным слушателем. Имеющаяся у говорящего система по нимания речи включает в себя как понимание внешней речи, так и доступ к своей внутренней речи (мониторинг). Эта система позволяет представлять входящую речь в её фонологическом, морфологическом, синтаксическом и семантическом аспекте.

Таким образом, в самом общем виде процесс производства речи за ключается в том, что говорящий по определённым правилам переводит свой замысел в речевые единицы конкретного языка.

Модель Леонтьева (Уровневая. Отражают этап развития структурной лингвистики)

На основе многочисленных экспериментальных данных и анализа теоретических исследований ведущих психолингвистов мира А.А. Леонтьевым была разработана целостная концепция о структуре акта речевой деятельности, центральное место в которой занимает модель порождения речевого высказывания. По модели А.А. Леонтьева процесс порождения речевого высказывания включает пять последовательных, взаимосвязанных этапов (или «фаз»).
Исходным моментом («истоком») высказывания является мотив . Мотивация порождает речевую интенцию (намерение) – направленность сознания, воли, чувства индивида на какой-либо предмет (в нашем случае – на предмет речевой деятельности). «Исходным для всякого высказывания является мотив, т. е. потребность выразить, передать определенную информацию»
Рассматривая этот этап порождения речи, А.А. Леонтьев приводит весьма удачное, на его взгляд, определение Дж. Миллера – «образ результата». «На этом этапе говорящий имеет „Образ результата“, но еще не имеет Плана действия, которое он должен произвести, чтобы этот результат получить». По Б. Скиннеру, мотивом речевого высказывания может быть: требование (к выполнению определенного действия) или «манд», обращение информационного характера (сообщение) - «такт» и, наконец, – желание выразить в развернутой языковой форме (т. е. сформулировать) какую-либо мысль - «цепт» (327). Сам мотив при этом не имеет четко определенного смыслового содержания.
На следующем этапе порождения речевого высказывания мотив к речевому действию вызывает к жизни замысел , который, в свою очередь, «трансформируется» в обобщенную смысловую схему высказывания. Основываясь на теоретической концепции А.Р. Лурии, А.А. Леонтьев считает, что на этапе замысла впервые происходит выделение темы и ремы будущего высказывания и их дифференциация, т. е. определяется – о чемнадо сказать (предмет высказывания или его тема) и чтоименно надо сказать об этом предмете (ситуации, факте, явлении окружающей действительности) – рема высказывания. На данной фазе порождения речи эти два основных структурно-семантических компонента высказывания «существуют» (и соответственно осознаются говорящим) «глобально», в т. н. симультанном, нерасчлененном виде (119, 120).
Следующий – ключевой этап порождения речи – этап внутреннего программирования . А.А. Леонтьевым было выдвинуто положение о внутреннем программировании высказывания, рассматриваемом как процесс построения некоторой смысловой схемы, на основе которой порождается речевое высказывание. Такое программирование может быть двух типов: программирование отдельного конкретного высказывания и речевого целого (118, с.7).
Основываясь на взглядах Л.С. Выготского, касающихся психологического анализа процесса речи, А.А. Леонтьев считает, что при порождении отдельного РВ программирование заключается в двух взаимосвязанных процессах оперирования с единицами внутреннего (субъективного) кода. Сюда относится: а) приписывание этим единицам определенной смысловой нагрузки; б) построение функциональной иерархии этих единиц. Второй процесс составляет основу синтаксической организации будущего высказывания (119, с. 183).
Основными операциями, на основе которых реализуется данный этап построения речевого высказывания, являются:
– Операции определения основных смысловых элементов (смысловых «звеньев», или единиц) предметного содержания речевого высказывания. Эти элементы (в потенциально возможном их количестве) соответствуют реально существующим элементам (объектам) предметного содержания того фрагмента окружающей действительности, который должен быть отображен в данном речевом высказывании. В составе указанных операций очень важной является операция выбора тех единиц смыслового содержания (из числа всех возможных), которые «актуальны» для говорящего или пишущего в данной ситуации речевой коммуникации. Последнее, в свою очередь, определяется мотивами и целевой установкой речи первого субъекта речевой деятельности (говорящего или пишущего).
– Операция определения «иерархии» смысловых единиц в «контексте» будущего РВ, определение главного и второстепенного, «основного» и уточняющих моментов в содержании речевого высказывания. При этом важное значение имеет то, на чем сосредоточено внимание говорящего (например, на субъекте или объекте высказывания), каковы его установки на слушателя. «Внутренняя программа высказывания представляет собой иерархию пропозиций, лежащих в его основе. Эта иерархия формируется у говорящего на базе определенной стратегии ориентировки в описываемой ситуации, зависящей от „когнитивного веса“ того или иного компонента этой ситуации» (133, с. 114). Так, известный пример Л.С. Выготского: «Я видел сегодня, как мальчик в синей блузе и босиком бежал по улице» (45, с. 355) допускает различную интерпретацию высказывания в зависимости от того, что именно является для говорящего основным, а что – второстепенным.
– Операция определения последовательности отображения смысловых элементов в речевом высказывании.
Как указывает А.А. Леонтьев, возможны три основных типа процессов оперирования с «единицами» программирования. Во-первых, это операция включения, когда одна кодовая единица (образ) получает две или несколько функциональных характеристик разной «глубины». Например: (Кот + ученый) + ходит. Во-вторых, операция перечисления, когда одна кодовая единица получает характеристики одинаковой «глубины» (могучее + Племя + лихое). В-третьих, это операция сочленения, которая является частным случаем операции включения и возникает, когда функциональная характеристика относится одновременно к двум кодовым единицам: Колдун + (несет + (богатыря)) или ((колдун) + несет) + Богатыря (133, с. 115).
Основываясь на концепции Н.И. Жинкина о кодах внутренней речи, А.А. Леонтьев полагает, что характер (или «вид») кода программирования «может варьироваться в широких пределах, но наиболее типичным случаем является вторичный зрительный образ, возникающий на языковой основе» (119, с. 184).
Составление смысловой программы на этапе внутреннего программирования осуществляется на основе особого, весьма специфического кода внутренней речи.
«Кодом внутреннего программирования является предметно-схемный или предметно-изобразительный код по Н.И. Жинкину. Иначе говоря, в основе программирования лежит образ, которому приписывается некоторая смысловая характеристика. Эта смысловая характеристика и есть предикат к данному элементу. А вот что происходит дальше – зависит от того, какой компонент является для нас основным» (133, с.115).
Следующим этапом речепорождения является этап лексико-грамматического развертывания высказывания . Этот этап можно, по мнению АА. Леонтьева, соотнести с переходом от плана внутренней речи к семантическому плану (по Л.С. Выготскому). В рамках его выделяются, в свою очередь, нелинейный и линейный этапы лексико-грамматическогоструктурирования.
Нелинейный этап заключается в переводе составленной (смысловой) программы с субъективного (индивидуального) кода на объективный (общеупотребимый) языковой код, в «приписывании» семантическим единицам (смысловым элементам) «функциональной нагрузки», имеющей в своей основе грамматические характеристики.
Основной операцией, реализующей этот подэтап, является операция отбора слов (реже – целых словосочетаний) для обозначения элементов смысловой программы – смысловых единиц субъективного кода. Выбор слов в процессе порождения речи, по А.А. Леонтьеву, определяется тремя группами факторов: ассоциативно – семантическими характеристиками слов, их звуковым обликом и субъективной вероятностной характеристикой (119, с. 186). В результате реализации нелинейного этапа создается набор языковых единиц объективного кода, например набор слов типа «Девочка / яблоко | красное / есть».
«Линейное развертывание» РВ состоит в его грамматическом структурировании – создании соответствующей грамматической конструкции предложения. При этом на основе выделения «исходной» предикативной пары (субъект – предикат ), начинает осуществляться синтаксическое «прогнозирование» высказывания. Процесс грамматического структурирования включает:
– нахождение (выбор из имеющихся «эталонов») грамматической конструкции;
– определение места элемента (выбранного по значению слова) в синтаксической структуре и наделение его грамматическими характеристиками;
– выполнение роли, определяемой грамматической формой первого (или ключевого) слова, в словосочетании или предложении. Например, выполнение «грамматических обязательств», определяемых типом словосочетания (определяемое слово -» грамматическая форма определяемого слова; «стержневое» слово -» -» форма управляемого слова и т. п.).
Последовательным элементам создаваемого высказывания приписываются все недостающие им для полной языковой характеристики параметры: а) место в общей синтаксической схеме высказывания; б) «грамматические обязательства», т. е. конкретная морфологическая реализация места в общей схеме плюс грамматические признаки; в) полный набор семантических признаков; г) полный набор акустико-артикуляционных (или графических) признаков (133, с. 117) Наделение слова (лексемы) грамматическими характеристиками предполагает выбор нужной словоформы из соответствующего ряда грамматических форм слова.

Данный этап завершается интеллектуальными операциями семантико-синтаксического «прогноза» соответствия подготовленного к реализации речевого высказывания его «целевой установке» (другими словами, определяется, соответствует ли составленное речевое высказывание задачам речевой коммуникации). Составленный вариант речевого высказывания соотносится с его программой, общим «контекстом» речи и ситуацией речевого общения. Исходя из результатов такого анализа, субъектом РД принимается решение о переходе к завершающей фазе составления речевого высказывания – фазе его внешней реализации. Здесь возможны три варианта «решения»: решение о «запуске» РВ во внешнем плане, т. е. об его «озвучивании»; решение о внесении «корректив» в содержание или языковое оформление РВ и, наконец, – решение об отмене речевого действия. (Например, вариант реализации РД в диалогической форме, когда один из участников процесса общения, «подготовивший» за время восприятия речи собеседника уточняющий вопрос, вдруг неожиданно получает интересующую его информацию от своего партнера по диалогу. В этом случае его собственное высказывание «уточняющего характера» становится излишним.)
Заключительным этапом порождения речевого высказывания является этап его реализации «во внешнем плане » (во внешней речи). Этот этап осуществляется на основе целого ряда взаимосвязанных операций, обеспечивающих процесс фонации, звукообразования, воспроизведения последовательных звукосочетаний (слогов), операций продуцирования целых «семантических» звукокомплексов (слов), операций, обеспечивающих требуемую (в соответствии со смысловой программой и языковой нормой) ритмико-мелодическую и мелодико-интонационную организацию речи. Этот процесс осуществляется на основе реализации фонационной, артикуляционной, ритмико-слоговой и темпо-ритмической «автоматизированных» программ внешней реализации речи, в основе которых лежат соответствующие речепроизносительные навыки.
Как подчеркивает А.А. Леонтьев, представленная выше схема процесса речепорождения «в более или менее полном виде выступает в спонтанной (неподготовленной) устной монологической речи: в других видах речи она может редуцироваться или существенно изменяться – вплоть до включения первосигнальных (по И.П. Павлову) речевых реакций» (133, с. 113–114).
Таким образом, в основе предложенной А.А. Леонтьевым модели порождения речи лежит концептуальная идея «внутреннего программирования». Научные взгляды А.А. Леонтьева, как отмечает Т.В. Ахутина, во многом определили проведение целого ряда научных исследований отечественных и зарубежных ученых по данной проблеме

Модель Зимней (Циклическая модель. Модель параллельной переработки информации)

Модель порождения речи, принципиально близкую к модели А.А Леонтьева, предложила И.А Зимняя (1984, 2001 и др.). Определяя речь как способ формирования и формулирования мысли, И.А. Зимняя выделяет три основных уровня процесса речепорождения: мотивационно-побуждающий, формирующий (с двумя подуровнями – смыслообразущим и формулирующим) и реализующий.
Побуждающий уровень, движимый «внутренним образом» той действительности, на которую направлено действие, является «запуском всего процесса порождения речи». Здесь потребность (в высказывании) находит «свою определенность» в предмете деятельности. Опредмеченный мотив становится мыслью, которая служит внутренним мотивом говорения или письма (95).
В своей концепции речевой деятельности И.А. Зимняя разграничивает мотив и коммуникативное намерение. «Коммуникативное намерение - это то, что объясняет характер и цель данного речевого действия. На этом уровне говорящий знает только о чем, а не что говорить, т. е. он знает общий предмет или тему высказывания, а также форму взаимодействия со слушателем (нужно ли спросить его о чем-либо или выдать какую-либо информацию). То, что сказать, осознается позднее» (92, с. 73).
Второй этап – процесс формирования и формулирования мысли - имеет две функционально различные и вместе с тем взаимосвязанные фазы. Смыслообразующая фаза образует и развертывает общий замысел говорящего – этот подуровень И.А. Зимняя соотносит с «внутренним программированием» по концепции А.А. Леонтьева. По И.А. Зимней, процесс последовательного формирования и формулирования замысла посредством языка направлен одновременно на номинацию (обозначение) и предикацию, т. е. установление связей типа «новое – данное». На этом уровне происходит одновременное воплощение замысла как в пространственно-понятийной схеме, актуализирующей «поле номинации», так и в схеме временной развертки, актуализирующей поле предикации. Пространственно-понятийная схема представляет собой «сетку» отношений понятий, вызываемых внутренним образом предметных отношений действительности, который, в свою очередь, определен мотивом. Временная развертка отражает связь и последовательность понятий, а соответственно – последовательность элементов смысловой программы, т. е. своего рода «грамматику мысли» (92, 95).
По концепции А. И. Зимней, актуализация понятийного поля актуализирует и его вербальное (словесное) выражение сразу же как в акустическом (слуховом), так и в моторном образе. Одновременно с процессом выбора слов производятся операции их размещения, т. е. грамматико-синтаксическое оформление высказывания. Таким образом, формирующий уровень речепроизводства, осуществляемый фазами смыслообразования и формулирования, одновременно актуализирует механизм выбора слов, механизм временной развертки и артикуляционную программу; последняя непосредственно и реализует («объективизирует») замысел в процессе формирования и формулирования мысли посредством языка.

Чеканова Марина Владимировна, аспирант.

Уральский государственный педагогический университет, г. Екатеринбург.

Для понимания процесса формирования связной речи важное значение имеют основные положения теории порождения речевого высказывания, разработанные в трудах отечественных и зарубежных ученых.

Вопросами порождения речи в психолингвистике занимались такие зарубежные учёные как Н. Хомский, Дж. Миллер, Дж. Селфридж, Ч. Осгуд, В. Ингве, Н. Джонсон, В. Левелт, Ь. Брэйн, Й. Энгелькамп, Дж. Кац, Дж. Фодор, М. Халле, И. Шлизенгер.

Теоретическую базу отечественной науки по рождению речи составляют работы Л. С. Выготского, П.Я. Гальперина, Ю.С. Степанова, Н.Д. Арутюнова, Г.А. Золотова, Н.И. Жинкина, А.А. Леонтьева, Т.В. Ахутиной, И.А. Зимней.

Некоторые исследователи, [Т.В. Ахутина, М. Гаррет, Ч. Осгуд] предложили не одну, а несколько «моделей» процесса порождения речи.

Ряд исследователей [Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, В. Ингве, А.А. Леонтьев, В. Пенфильд, Т.В. Рябова, Л.А. Чистович и др.] выдвинули различные схемы производства или порождения речевого высказывания. Основная цель построения подобных схем - проникнуть путём моделирования в механизм творческой деятельности мозга по созданию речевого высказывания.

Впервые научно-обоснованную теорию порождения речи выдвинул Л.С. Выготский. Он наметил и теоретически обосновал три основных уровня производства речевого высказывания, первый из которых определен им как мысль или синтаксис словесных значений, второй - как словесный синтаксис и грамматика слов, а третий - как физическая звучащая речь. Первые два уровня объединяются Л.С. Выготским в план внутренней речи, третий определяется как внешняя речь.

Теория порождения речи, созданная Л.С. Выготским, получила дальнейшее развитие в трудах других отечественных учёных [Т.В. Ахутина, Н.И. Жинкин, И.А. Зимняя, А.Р. Лурия, А.А. Леонтьев, Л.С. Цветкова]. Авторы отмечают специфичность первого этапа, его психологическую сущность, связанную с понятийно-смысловым планом содержания мысли. Второй этап - этап словесно-грамматического оформления высказывания во внутренней речи - также рассматривается авторами с большей или меньшей степенью.

Н. И. Жинкин, продолжая работу Л. С. Выготского, предположил универсальный предметный код (УПК). Код имеет невербальную природу, представляет систему знаков, схем, чувственных образов. По мнению автора, во внутренней речи движение от мысли к слову происходит перекодировка несловесного «предметно-схемного» кода на вербальный язык.

А. Р. Лурия считал, что речь - это система целых высказываний, слово - сложная система кодирования для обозначения анализа и обобщения, а для порождения и восприятия речи «мысль использует коды языка». Автор разработал следующие этапы: мотив; замысел; внутренняя речь -внутренние субъективные смыслы превращает в систему внешних развернутых речевых значений»; формирование глубинно - синтаксической структуры; внешнее речевое высказывание.

В 1960-1970 годах в Московской психолингвистической школе, ряд исследователей [А. А. Леонтьев, Т.В. Рябова-Ахутина и др.] обобщили положения ученых по порождению и восприятию речи. Исследователи определили, что говорящий может выбирать разные модели порождения речи. поскольку в основе теории порождения речевого высказывания находится эвристический принцип.

А.А. Леонтьевым была разработана целостная концепция о структуре акта речевой деятельности. Исходным моментом высказывания является мотивация и ориентировка. Внутренняя программа соответствует только содержательному ядру будущего высказывания (субъект, предикат, или объект).

На следующем этапе - замысел, этап внутреннего программирования, составление смысловой программы на основе кода внутренней речи. «Кодом внутреннего программирования является предметно-схемный или предметно-изобразительный код по Н.И. Жинкину. Дальнейший этап речепорождения - этап лексико-грамматического развертывания высказывания. Заключительным этапом порождения речевого высказывания является этап его реализации «во внешнем плане».

Процесс осуществляется на основе реализации фонационной, артикуляционной, ритмико-слоговой и темпо-ритмической «автоматизированных» программ внешней реализации речи, в основе которых лежат соответствующие речепроизносительные навыки.

В основе модели порождения речи, предложенной А.А. Леонтьевым, лежит концептуальная идея «внутреннего программирования».

Сходную модель порождения речи, принципиально близкую к модели А.А. Леонтьева, предложила И.А. Зимняя.

И.А. Зимняя выделяет три основных уровня процесса речепорождения: мотивационно-побуждающий, формирующий (с двумя подуровнями - смыслообразующим и формулирующим) и реализующий.

На мотивационно-побуждающем уровне, потребность в высказывании находит «свою определенность» в предмете деятельности. Опредмеченный мотив становится мыслью, которая служит внутренним мотивом говорения или письма. Второй этап - процесс формирования и формулирования мысли имеет две функционально различные фазы.

Процесс последовательного формирования и формулирования замысла посредством языка направлен одновременно на номинацию (обозначение) и предикацию, на установление связей типа «новое - данное».

По концепции И.А. Зимней, актуализация понятийного поля актуализирует и его вербальное (словесное) выражение сразу же как в акустическом (слуховом), так и моторном образе. Одновременно с процессом выбора слов производятся операции их размещения, то есть грамматическое оформление высказывания.

Т.В. Ахутина , изучая афазические расстройства, также разработала модель порождения речевого высказывания и определила уровни порождения речи: мотивацию; мысль; внутреннюю смысловую программу - смысловое синтаксирование и выбор смыслов во внутренней речи; семантическую структуру предложения - семантическое синтаксирование и выбор языковых значений слов; лексико-грамматическую структуру предложения - грамматическое структурирование и выбор слов по форме; моторную программу синтагмы - кинетическое программирование и выбор артикулем; артикуляцию.

В моделях порождения речи прослеживается [Т.В. Ахутина, И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев] процесс речепорождения рассматривается как целенаправленная, мотивированная деятельность, имеющая определенные этапы, уровни. Внутренняя программа высказывания обеспечивается различными кодовыми системами (речедвигательным, слуховым, зрительным, предметно-схемным кодом).

В работах представителей отечественной школы психолингвистики идет изучение закономерностей процесса порождения отдельных высказываний, анализируются различные звенья механизма порождения текста, подчеркивается роль долговременной и оперативной памяти в процессе порождения речевого высказывания [Н.И. Жинкин, И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев].

Анализ психолого-лингвистического подхода позволяет утверждать, что многие модели порождения речевого высказывания основываются на концепции Л.С. Выготского.

По мнению Л.С. Выготского зарождению речи предшествует мотив. Это то, ради чего строится высказывание. Мотив при дискуссии всегда есть; он становится толчком к началу любой речи. Именно мотив формирует в нашем сознании коммуникативное намерение - готовность к речепорождению, к коммуникативным действиям. На этом этапе у говорящего появляется общая, хоть и смутная, цель (интенция, иллокуция) высказывания.

Далее происходит формирование смыслового наполнения высказывания. В невербальном коде образов и схем в исследованиях Н.И. Жинкина, наблюдается четкое осознание общего замысла будущего дискурса. Позже появляются первые языковые компоненты будущего высказывания. Во внутренней речи отмечается перекодировка, перевод смысла с языка образов и схем на национальный язык.

В соответствии с психолингвистической нормой текстовости, по словам Л.С. Выготского, дальнейшее формирование речи носит характер разворачивания ядерного замысла в целостный, связный текст. На данном этапе происходит «Совершение мысли в слове».

В исследованиях А.Р. Лурия подтверждается мысль о первичности синтаксиса в процессе формирования высказывания. Наблюдения автора свидетельствуют о том, что говорящий исправляет не фразу в целом, не синтаксическую конструкцию, а производит лексические замены.

Так, процесс порождения высказывания стимулируется мотивом. Первичная стадия формирования высказывания начинается с коммуникативного намерения, образования замысла в системе универсально-предметного кода до начала вербализации. Далее, во внутренней программе начинает работать перекодировки, перевод смысла с языков образа и схем на национальный язык. Появляется первичная вербальная запись будущего высказывания. Позднее разворачивание ядерного смысла проходит в построенное с психолингвистической нормой текстовости речевое целое, образуя вначале синтаксическую схему будущего высказывания и после формируется грамматическое структурирование и морфемный отбор конкретной лексики. После чего реализуется послоговая моторная программа внешней речи.

Соотносительный анализ моделей позволяет построить следующую последовательность речевого высказывания:

Коммуникативное намерение

Замысел

Перекодировка, перевод смысла, первичная вербальная запись

Разворачивание ядерного смысла (темы)

Синтаксическая схема будущего высказывания

Отбор конкретной лексики

Моторная программа внешней речи, артикуляция

Все перечисленные этапы порождения речи не следует представлять отдельно и последовательно.

Литература:

  1. Ахутина Т. В., Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989. - 215 с.
  2. Выготский, Л. С. Психология. - М.: Издательство «ЭКСМО-Пресс», 2000. - 1008 с.
  3. Выготский, Л. С. Развитие высших психических функций.- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. - 500 с.
  4. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи. - М.: Изд-во AПН РСФСР, 1961. - 471 с.
  5. Жuнкuн, Н. И. Механизмы речи. - М.: Изд-во Академии педагогических наук, 1958. - 370 с.
  6. Зимняя, И. А. Лингвопсихология речевой деятельности: Избр. психол. труды/ - М.: Изд-во Моск. психол.-социального ин-та; Воронеж: МОДЕК, 2001. (Психологи Отечества). - 432 с.
  7. Леонтьев, А. А. Основы психолингвистики. - М.: Смысл, 1999. - 287 с.
  8. Леонтьев, А. А. Язык, речь, речевая деятельность. - М.: Просвещение, 1969. - 214 с.
  9. Лурия, А. Р. Основные проблемы нейролингвистики. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1975. - 253 с.

10. Лурия, А. Р. Язык и сознание / Под ред. Е. Д. Хомской. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. - 416 с.

11. Лурия, А. Р., Юдович Ф. Я. Речь и развитие психических процессов ребенка. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. - 93 с.

12. Цветкова, Л. С. Введение в нейропсихологию и восстановительное обучение. - Учебное пособие. - М.: Моск. психол.-социал. ин-т, 2000. - 148 с.

Перейдем к последнему этапу интересующего нас пути пре­вращения мысли в развернутое речевое высказывание.

Несмотря на всю важность этого процесса, следует отметить, что как в лингвистике, так и в психологии этот этап был гораздо менее изучен, чем те, на которых мы останавливались выше.

Особенностью развернутого речевого высказывания является то, что, с одной стороны, оно включено в процесс живого обще­ния и передачи информации от одного лица другому, а с дру­гой - в его состав входит не одно предложение, а целая цепь

взаимно связанных предложений. Высказывание составляет еди­ную целостную систему и обладает качеством единой замкнутой структуры (coherence).

Сложнейший характер порождения целого последовательного высказывания, отличающий его от формирования изолирован­ной фразы, подчеркивался многими авторами начиная от В. Гум­больдта (1921-1923), который указывал на то, что язык, применя­емый в общении, есть не «ergon» (средство формирования знаков, относящихся к отдельным вещам и их отношениям), a «energeia», иначе говоря, что язык, включенный в акт общения, представляет собой сложный, развертывающийся во времени процесс.

Эту же мысль можно встретить и у многих других авторов (Ос­тин, 1969; Виттгенштейн, 1968; Лакофф, 1971, 1972; Грайс, 1971; Ромметвейт, 1968, 1970; Халлидей, 1967, 1968, 1973; Уертч, 1974, 1975; и др.).

Все эти авторы указывают на то, что фразы, включенные в состав развернутого речевого высказывания, всегда даются в оп­ределенном практическом или речевом контексте, который дол­жен соответствовать не только замыслу говорящего, но и отно­шению к этому высказыванию слушающего; что эти фразы, яв­ляющиеся частями целого высказывания, нельзя изучать вне контекста и что независимых от контекста (context-free) фраз во­обще не существует.

Следовательно, фразы, включенные в целое развернутое выс­казывание, имеют не только референтную природу (referential meaning), указывая на определенное событие, но и социально-контекстное значение (social-context meaning), которое формиру­ется в конкретном общении и может быть понято только на ос­нове процесса общения.

Именно в силу этого, как указывают упомянутые авторы, один лишь лингвистический анализ процесса формирования высказы­вания недостаточен и должен быть включен как частное звено в более широкий психологический (а может быть, и социально-пси­хологический) анализ (Ромметвейт, 1968, 1972; Халлидей, 1973; Уертч, 1974, 1975), учитывающий ситуацию общения, мотивы говорящего, содержание передаваемой информации, отношение к ней слушающего и т.д.

Как мы указывали, процессы превращения симультанной схе­мы первичного замысла в сукцессивную последовательность по-

строенной фразы, т.е. превращение «глубинной синтаксической структуры» в развернутую «поверхностную синтаксическую струк­туру», далеко не исчерпывает всей системы развернутого речево­го высказывания. Она обладает и другими дополнительными ха­рактеристиками.

В процессе высказывания как «тема» (то, о чем будет идти речь), так и «рема» (что именно это высказывание будет сооб­щать) должны быть существенно расширены, т.е. должны быть разделены на целую цепь звеньев определенной программы целост­ного высказывания. Для этого необходимо, чтобы как «тема» высказывания, так и ее «рема» сохранялись на длительный срок и чтобы установка, созданная задачей передать соответствующую информацию, могла в течение длительного времени противосто­ять побочным, отвлекающим влияниям. В противном случае связ­ное развернутое высказывание теряло бы характер «замкнутой смысловой системы» и превращалось бы в систему, доступную различным посторонним влияниям. Ниже мы еще будем иметь случай остановиться на тех этапах развития ребенка и на тех па­тологических состояниях, при которых это условие не выдержи­вается и развернутое речевое высказывание перестает подчинять­ся исходной задаче, заменяясь отдельными, не связанными друг с другом фрагментами.

Все это дает основание рассматривать речевое высказывание как сложную форму речевой деятельности, которая имеет прин­ципиально ту же психологическую структуру, как и всякая иная форма психической деятельности, детально изученная в советской психологии (А.Н. Леонтьев, 1959, 1975; и др.).

Так же, как и во всех иных формах психической деятельности, мы должны выделять в речевой деятельности мотив, который ее порождает, цель, которой она подчиняется, и задачу, которая возникает, если эта цель дается в определенных условиях. Мы должны выделять в этой развернутой речевой деятельности и от дельные этапы или действия, и выполняющие эти действия one рации. Все эти моменты должны учитываться при психологическом анализе речевого высказывания, составляя его «психолинг­вистические единицы» (А.А. Леонтьев, 1969, 1974).

Существенной особенностью порождения речевого высказы­вания как специальной формы речевой деятельности помимо ус­тойчивой формулировки цели высказывания и той конкретной

задачи, которая стоит перед говорящим (эта задача может ме­няться в зависимости от того, какая ситуация порождает выска­зывание, какую именно информацию должен передать говоря­щий и к кому именно адресовано сообщение), является также достаточно широкий объем оперативной памяти и сложная сис­тема «стратегий», применение которой позволяет выделять су­щественный смысл высказывания, тормозить побочные ассоциа­ции и выбирать речевые формулировки, соответствующие постав­ленной задаче.

Все это предполагает, что порождение развернутого речевого высказывания необходимо должно включать в свой состав не толь­ко создание исходной схемы, определяющей последовательность звеньев этого высказывания, но и постоянный контроль за про­теканием всплывающих компонентов высказывания, а в наибо­лее сложных случаях и сознательный выбор нужных речевых ком­понентов из многих альтернатив. Этот выбор может принимать форму развернутых проб, требующих специальных усилий, или форму плавного «умственного действия», подчиняющегося ранее выработанной внутренней схеме, этапы которого были детально прослежены в советской психологии П.Я. Гальпериным и его сотрудниками (1959,1975).

Все это дает основание выделять в качестве основных единиц речевого высказывания не отдельные слова или даже фразы, а целые смысловые группы. Эти смысловые единицы разделяют весь текст высказывания на цепь последовательных смысловых компонентов или «кусков» (chunks), обеспечивая адекватный пе­реход от одной смысловой группы к другой (Миллер, 1967).

Психологическая структура развернутого речевого высказыва­ния различна при разных формах высказывания (устной и пись­менной речи) и связана как со сложностью задачи, так и со сте­пенью автоматизации речевых процессов. Однако во всех случаях ее важнейшей характеристикой является сохранение смыслового единства высказывания.

ОНТОГЕНЕЗ РЕЧЕВОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ

Формирование речевого высказывания в детском возрасте про­ходит длинный драматический путь, который стал достаточно известным лишь в последние десятилетия в результате работ ряда

психологов (Леопольд, 1952; Брэйн, 1971; Слобин, 1970; Р. Бра­ун, 1973; Халлидей, 1975; и др.).

Факты показывают, что формирование речевого высказыва­ния у ребенка проходит несколько этапов от появления изолиро­ванных слов, а затем изолированных самостоятельных фраз до сложного развернутого высказывания.

Как это справедливо отмечает Халлидей (1975), даже первона­чальные формы голосовых реакций ребенка, включенных в извест­ную симпраксическую ситуацию, всегда направлены на взросло­го и являются наиболее примитивной формой речевой коммуни­кации. Так, по наблюдениям Халлидея, на ранней до-языковой стадии развития английской речи у ребенка звук «э-э», включен­ный в определенную ситуацию и произнесенный в ровном тоне, может обозначать «дай мне», «сделай это»; тот же звук, произне­сенный с напряжением и в высоком тоне, - «сделай это сейчас же»; аналогичный звук, произнесенный тихо, с падающим то­ном, - «хочу спать» или «это хорошо» и т.д.

Таким образом, даже на этой до-языковой стадии развития речи лепет ребенка служит простейшей формой коммуникации, основанной на интонационных компонентах и понятной лишь при знании практической ситуации.

Коммуникативную функцию выполняют интонационные ком­поненты в речи ребенка и на последующих стадиях «однословно­го предложения», а затем и «двусловного предложения» (Браун, 1973). Несмотря на то что на этих этапах в высказывание ребенка включаются уже отдельные лексические единицы, носящие сна­чала диффузный, а затем грамматически оформленный характер, «контекстность» этой речи остается ярко выраженной, и содер­жание речи ребенка может быть понято лишь с учетом ситуаци­онного (симпраксического) и интонационного контекста.

Нет, однако, никаких оснований думать, что развитие комму­никативной функции детской речи заканчивается к тому перио­ду, когда ребенок начинает владеть простейшими грамматичес­кими формами речи и когда он достаточно развернуто отвечает на поставленные ему вопросы.

Наблюдения показывают, что и на этом этапе прочная «замк­нутая смысловая система» высказывания еще не сформирована и речь ребенка еще не может подчиняться стойкой программе или замыслу, соответствующему намерению ребенка.

Особенности связного речевого высказывания этого периода можно легко проследить, если дать ребенку 2,5-3 лет определен­ную семантическую задачу, например предложить ему рассказать о том, что он только что видел в зоопарке.

Обычно ребенок правильно начинает выполнять эту задачу, перечисляя все, что он видел в зоопарке, но установка на замкну­тую схему высказывания оказывается у него еще непрочной и он быстро соскальзывает на побочные, бесконтрольно всплывающие ассоциации. «Вот я там видел медведя, а он большой, его боят­ся... А вот у Коли есть маленькая собачка, она лает. Он ее кормит мясом...» и т.д.

Лишь к школьному возрасту как мотив, так и программа выс­казывания постепенно приобретают прочный характер и выска­зывание начинает превращаться в замкнутую систему сложного, ограниченного определенной задачей, повествования. Можно думать, что переход к этой фазе речевого высказывания, как зам­кнутой смысловой системе, тесно связан с формированием внут­ренней речи ребенка.

Известно, что внутренняя речь ребенка формируется значи­тельно позже, чем его внешняя речь. Ребенок, уже обладающий внешней речью в ситуации диалога, оказывается еще неспособ­ным к развернутой монологической речи. Это в значительной мере связано с тем, что внутренняя речь ребенка со всеми ее предикативными функциями еще недостаточно сформирована. Переход к монологической речи у ребенка остается невозмож­ным даже тогда, когда ребенок полностью владеет диалогической речью. Только после того, как происходит процесс сокращения, свертывания внешней речи и превращения ее во внутреннюю, становится доступным и обратный процесс - развертывание этой внутренней речи во внешнюю, т.е. в связное речевое высказыва­ние с характерным для него стойким «смысловым единством». Однако только после овладения морфологическими, лексичес­кими и синтаксическими формами, которые являются операци­онными компонентами развернутой речи, ребенок может перей­ти к подлинной речевой деятельности, направляемой известным мотивом, подчиненной определенной задаче и носящей харак­тер постоянно контролируемой и стойкой «замкнутой смысло­вой системы».

Онтогенез сложной, развернутой речевой коммуникации, под­чиненной известной программе и прочно сохраняющей свое смыс­ловое единство, остается еще малоизученным процессом. Можно надеяться, что этот пробел будет заполнен следующими поколе­ниями психологов.

Мы посвятили ряд страниц относительно малоизученной про­блеме психологии и психолингвистики, и этим объясняется не­полнота представленного материала. Однако надеемся, что нам удалось показать, что процесс порождения речевого высказыва­ния не является простым актом воплощения готовой мысли в столь же готовую систему речевых формулировок и далее - в схему развернутого речевого высказывания. Как сказал Л.С. Вы­готский, мысль не воплощается, а совершается или формируется в речи и процесс перехода мысли в речь включает в свой состав целый ряд этапов. Речевое высказывание - это определенный вид деятельности (со своим мотивом, исходной задачей или за­мыслом и контролем), психологическая структура которой оста­ется еще во многом загадочной. Безусловно, что внутренний за­мысел, в котором преобладают смыслы, понятные для самого субъекта, превращается в операционные компоненты сложной речевой деятельности, выполняющей задачу речевой коммуника­ции через механизмы внутренней речи, предикативной по своей функции.

Психология до сих пор еще не располагает достаточно точны­ми знаниями о том, чем характеризуются отдельные этапы слож­нейшего процесса порождения речевого высказывания. Дальнейшее изучение основных этапов и является основной задачей этого важного раздела психологической науки.

Мышление существует в нескольких формах одновременно. В одном мыслительном акте участвуют и наглядное, и пространственное, и словесное мышление. В их взаимодействии строится, порождается высказывание.

Различаются две стадии порождения речи:

а) довербальная, связанная с появлением у говорящего замысла;

б) вербальная, когда личностные смыслы выражаются словесно.

Эти стадии затрагивают работу правого и левого полушарий коры головного мозга. При этом каждое из полушарий отвечает за «свой» участок речемыслительной деятельности. На «внутреннем экране» правого полушария проносятся образы, картины, рисуется воображаемая ситуация, а на «дисплее» левого полушария возникают не столько смутные образы, сколько подписи под ними. Взаимодействие правого и левого полушарий подчиняется в процессе порождения речи одной главной цели: переводу мысли в речь. Преобразование мысли в речь происходит путем трансформирования многомерного мыслительного образа в одномерное, линейное высказывание.

Нейролингвист А.Р. Лурия выделяет четыре этапа порождения речи:

1. Мотивационно-побуждающий уровень . Начинается он с мотива и общегозамысла. Замысел - результат довербального мышления. На этом этапе происходит осмысление предмета речи при помощи неязыковых знаков - предметных, образных, ситуативных. Мысль как «опредмеченная потребность» становится внутренним мотивом, тем, что конкретно и непосредственно побуждает к коммуникативной деятельности. На этом уровне сплетаются потребность, предмет и мотив. Это уровень объединения мотива как побуждающего начала и коммуникативного намерения говорящего, в котором обозначается конкретная цель будущего высказывания (определить, уточнить, спросить, призвать, осудить, одобрить, посоветовать, потребовать). Коммуникативное намерение определяет роль говорящего в общении. На данном уровне, уровне «запуска» процесса речепроизводства говорящий выделяет предмет и тему высказывания, он знает, о чем говорить, но еще не знает, что говорить.

2. Формирующий уровень, или уровень внутренней речи . Здесь происходит
формирование мысли в логическом и языковом аспектах. Определяется
смысловая схема высказывания, моделируется его «семантическая запись». На
этом уровне различаются:

а) подуровень внутреннего программирования. Замысел как нерасчлененный смысл высказывания реализуется в виде предметно-изобразительного кода;

б) подуровень формирования «грамматики мысли»: пространственно-понятийной схемы, схемы соотношения понятий, схемы временной развертки мысли. Программа призвана раскрыть замысел, расположив личностные смыслы в логической последовательности.

На основе психолингвистических данных внутренняя программа имеет следующие свойства: а) ее структура носит линейный характер; б) компонентами программы выступают надсловные единицы типа субъект, предикат, объект. Схе­матично это выглядит следующим образом: кто-то делает что-то, направленное на что-то; в) внутреннее программирование оперирует не лексическими значениями, а личностными «смыслами»; г) такое программирование представляет собой акт предикации, операции сочетания двух представлений.

3. Уровень формирования глубинной синтаксической структуры.

а) включается механизм синтаксирования, грамматического структурирования
будущего высказывания. Структурируется схема предложения, в которой пока нет места для конкретных слов. Предложение на этой фазе порождения речи состоит лишь из словоформ.

б) включается механизм номинации, выбора слов. Синтаксическая схема
высказывания заполняется словами. Это обеспечивает «перевод» личностных
смыслов в языковые значения, понятные всем членам данного языкового
коллектива.

4. Завершается порождение речи развертыванием внешнего речевого
высказывания.

Процесс формирования речевого высказывания (согласно А.Р. Лурия) включает в себя следующие этапы: мотив высказывания; замысел высказывания; первичная «семантическая запись»; внутренняя речь; формирование развернутого речевого высказывания.

Декодирование речевого сообщения предполагает понимание значения слов, фразы, смысла сообщения, внутреннего смысла (подтекста) высказывания.

Каждый из этих этапов может специфически нарушаться при поражении второго звена речевой функциональной системы. Эти речевые нарушения нередко пронизывают всю психическую деятельность.

При поражении третьего звена речевой функциональной системы нарушается иннервация речевой мускулатуры (т.е. расстраивается непосредственно двигательный механизм речи)".

Возникает нарушение звукопроизносительной стороны речи - дизартрия, которая имеет различные проявления в зависимости от локализации поражения. В этих случаях специфические звенья языкового процесса, т.е. операции кодирования и декодирования, остаются первично сохранными.

Таким образом, представленные данные определяют важные принципы анализа речевых нарушений у детей с церебральным параличом: принцип единства биологического и социального и принцип системного подхода к строению речевой деятельности.

Для диагностики речевых нарушений у детей с церебральным параличом, кроме того, важно знание роли различных участков мозга в речевой деятельности.

Учебник Глухова В.П.

По модели А. А. Леонтьева процесс порождения речевого высказывания включает пять последовательных, взаимосвязанных этапов.

1. Исходным моментом («истоком») высказывания является мотив. Мотивация порождает речевую интенцию (намерение) - направленность сознания, воли, чувства индивида на какой-либо предмет (в нашем случае - на предмет речевой деятельности).

2. На следующем этапе порождения речевого высказывания мотив к речевому действию вызывает к жизни замысел, который, в свою очередь, «трансформируется» в обобщенную смысловую схему высказывания. Основываясь на теоретической концепции А. Р. Лурии, А. А. Леонтьев считает, что на этапе замысла впервые происходит выделение темы и ремы будущего высказывания и их дифференциация, т. е. определяется-о чем надо сказать (предмет высказывания или его тема) и что именно надо сказать об этом предмете (ситуации, факте, явлении окружающей действительности) - рема высказывания.

3. Следующий - ключевой этап порождения речи - этап внутреннего программирования. А. А. Леонтьевым было выдвинуто положение о внутреннем программировании высказывания, рассматриваемом как процесс построения некоторой схемы, на основе которой порождается речевое высказывание. Такое программирование может быть двух типов: программирование отдельного конкретного высказывания и речевого целого (122, с. 7).

Основываясь на взглядах Л. С. Выготского, касающихся психологического анализа процесса речи, А. А. Леонтьев считает, что при порождении отдельного РВ программирование заключается в двух взаимосвязанных процессах оперирования с единицами внутреннего (субъективного) кода. Сюда относится: а) приписывание этим единицам определенной смысловой нагрузки; б) построение функциональной иерархии этих единиц. Второй процесс составляет основу синтаксической организации будущего высказывания.

Основными операциями, на основе которых реализуется данный этап построения речевого высказывания, являются:

· Операции определения основных смысловых элементов (смысловых «звеньев» или единиц) предметного содержания речевого высказывания. Эти элементы (в потенциально возможном их количестве) соответствуют реально существующим элементам (объектам) предметного содержания того фрагмента окружающей действительности, который должен быть отображен в данном речевом высказывании.

· Операция определения «иерархии» смысловых единиц в «контексте» будущего РВ, определение главного и второстепенного, «основного» и уточняющих моментов в содержании речевого высказывания. При этом важное значение имеет то, на чем сосредоточено внимание говорящего (например, на субъекте или объекте высказывания), каковы его установки на слушателя.

· Операция определения последовательности отображения смысловых элементов в речевом высказывании.

4. Следующим этапом речепорождения является этап лексико-грамматического развертывания высказывания. В рамках его выделяются, в свою очередь, нелинейный и линейный этапы лексико-грамматического структурирования.

Данный этап завершается интеллектуальными операциями семантико-синтаксического «прогноза» соответствия подготовленного к реализации речевого высказывания его «целевой установке» (другими словами, определяется соответствует ли составленное речевое высказывание задачам речевой коммуникации).



Рекомендуем почитать

Наверх