Занимательные задания по истории. Занимательные вопросы и задания для внеклассной работы по истории. Царь-колокол и Царь-пушка

Мангалы и барбекю 03.01.2024
Мангалы и барбекю

«Развитие логического мышления на уроках истории посредством применения логических приёмов, заданий и упражнений».

Байшова Гульнара Уразгалиевна

Атырауская область

Курмангазинский район

Шортанбайская общая средняя школа

учитель истории

Среди первостепенных целей, обозначенных Главой государства

Н. А. Назарбаевым в Стратегии «Казахстан - 2050», важное место занимает развитие человеческих ресурсов. При этом важная роль отводится функциональной грамотности.1]. В связи с этим, моя педагогическая проблема: « Формирование и развитие функциональной грамотности учащихся в процессе обучения истории». В результате функциональной грамотности формируются основы логического, критического и конструктивного мышления, обеспечивающих успешность достижения образовательных результатов . Исходя из того, что качество исторического образования сегодня связано не усвоением большого количества материала, а с овладением навыками анализа, объяснения,оценки исторических явлений, развитием коммуникативной культуры учащихся, поднимаемая проблема оперативного усвоения знаний и умений по предмету, я считаю, актуальна.Особенности концепции логических методов и приёмов обучения имеются в трудах М. А. Данилова, М. И. Скаткина, И. Я. Лернера , А.Т. Степанищева и др.

Активизация познавательного интереса к истории путём применения логических методов и приёмов обучения

Главная задача учителя не только дать учащимся определённую сумму знаний, но и развить их интерес к учению. Ведь интерес, как известно, важный инструмент, побуждающий учеников к более глубокому познанию предмета, развитию их мыслительных способностей.

Логические приёмы являются одним из средств достижения более качественного усвоения учащимися изучаемого материала. В этой связи целесообразно разрабатывать и применять на уроках истории логические задания, представляющие собой совокупность методических средств, ориентированных на умственные действия, в результате которых на базе уже имеющихся знаний образуются новые знания, мысли и происходит их управляемое наращивание на познавательно- продуктивной основе.

Существенной стороной в овладении приёмами логического мышления является усвоение учащимися программного материала путём самостоятельной мыслительной деятельности, а также проблемный характер преподования с постановкой проблемных задач, созданием проблемных ситуаций на уроках, которые разрешаются учащимися в результате использования художественной и научно-популярной литературы, ИКТ, работы с учебником, историческими документами.

Используя методы развития логического мышления на уроках истории можно формировать устойчивый интерес к предметам; критическое (аргументированное и открытое) отношение к историческим фактам и событиям, к социальным явлениям и закономерностям; стремление к осуществлению творческой деятельности (креативности);развитию коммуникативной и рефлексивной культуры учащихся и их интеллекта (когнитивности). [ 3]

Ожидаемые результаты

    Формирование устойчивого интереса к предмету

    Эффективное усвоение учащимися программного материала

    Качественная подготовка к ЕНТ.

Технологи и и принципы разработки логических заданий

Логические приёмы обучения

Технологии разработки логических заданий

Принципы, используемые при разработке логических заданий

Анализ

Синтез

Сравнение

Сопоставление

Обобощение

Рассуждение

Доказательство

    Активные методы обучения

    Технология развития критического мышления

    Проблемная технология

    Технология развивающего обучения

    Познаваемости

    Деятельности

    Ценностного отношения к миру

    Свободы выбора

Логические при ёмы можно использовать на всех этапах урока, в особенности на повторительно-обобщительных уроках, они также являются эффективным средством при подготовке учащихся к ЕНТ.

Варианты использования логических заданий

Логические приёмы Логические приёмы

посредством критического посредством поста-

мышления. новки проблемных

Заданий.

Логические приёмы посредством

Использования межпредметных связей.

Логические приёмы посредством использования критического мышления:

    Логическая цепь на соотнесение терминов и определений

    Логическая цепь на соотнесение личности и их биографий

    Перепутанные логические цепочки: определение хронологической последовательности событий. (от раннего к позднему или поднего к раннему)

    Задания на исключение лишнего элемента.

Например: Определите логическую цепь последовательности установления Советской власти в городах Казахстана, укажите формы установления.

Города:

Верный, Ташкент, Перовск, Уральск, Костанай, Семипалатинск,Оренбург.

Одно и то же логическое задание можно усложнять с уч ё том требуемых умений и навыков. Например:

Тема: "Казахские правители XVII - XVIII вв."

Логическое задание:

8 класс . 1. Определите последовательность правления казахских ханов.

2. Объединяю двух правителей и прошу учащихся объснить мои действия.

(На каком основании я объединила правителей?)

А) Аылай, Тауке -

В) Тауке, Абулхаир -

С) Абулхаир, Абылай -

10 -11классы.

1. Определите последовательность правления казахских ханов

2. " Третий лишний". Исключите лишнее в перечне правителей.

Предупреждаю, что в данном задании есть несколько вариантов исключения.

Логические приёмы посредством постановки проблемных заданий :

    Проблемные вопросы

    Проблемные задачи

    Провоцирующие вопросы

В 9 классе при изучении темы «Голод в Казахстане 1931-1933 годов» учащимися предлагается ответить на вопрос: Что такое голод? .

Что такое мор? Объединить эти понятия и сделать выводы.

Голод Мор

Ощущение потребности в еде Массовая гибель людей

Голодомор

Массовая гибель людей от голода

Ставится проблемная задача: Был ли голодомор в Казахстане?

В целях разрешения этой задачи учащимся предлагается посмотреть видеофильм « Голодомор в Казахстане, убивший 2 млн…» и стихотворение Татьяны Невадовской «Казахстанская трагедия»

В 10 классе предмет Всемирная история. При изучении темы

«Испания 1918 -1939гг» на этапе осмысления даётся учащимся задание:

Определить по какому принципу построен ряд:

Италия. Германия. Испания.

Ответ: Страны в которых в 20-30-х годах 20 века утвердились фашистские диктатуры.

Учащимся предлагается объяснить мои действия.

Учащиеся предлагают различные варианты ответов, причём порою самых неожиданных, используя уже имеющиеся знания по предмету.

Примеры ответов учащихся:

а) Италия, Германия в начале 20 века состояли в одном военно- политическом блоке и спровоцировали начало Первой Мировой войны.

б) В Италии и Германии фашисты пришли к власти изначально путём добровольной передачи власти в их руки. В Испании же фашистская диктатура Франко утвердилась в результате победы в Гражданской войне.

в) В Италии и Германии фашисты вынашивали планы широкомасштабных экспансий, тогда как Испания подобных планов не имела.

г) Италия и Германия В 30-х гг 20 века состояли в блоке «Антикоминтерновский пакт» и стали инициаторами развязывания Второй Мировой войны. Испания в этот блок не входила и активного участия войне не принимала, послав на фронт лишь одну « Голубую дивизию» .

В процессе обучения истории необходимо нацеливать учащихся на накопление словарного запаса, побуждать придумывать истории, фантазировать, максимально связывая их с содержанием изучаемого материала.

В этой связи на уроках постоянно используются провоцирующие вопросы, которые приучают учащихся мыслить самостоятельно и делать выводы.

Использование логических приёмов посредством использования межпредметных связей.

Функциональная грамотность предусматривает развитие речевых и математических способностей обучаемых в связи с чем, на своих уроках осуществляю связи с литературой, русским языком и математикой.

Вариант 1:«Цифровой диктант» .Учащиемся предлагаются 3 утверждения. Верное утверждение фиксируется цифрой 1, неверное – 0.

Например:

А)Автономия «Алаш» была образована на 1 общеказахском съезде.(1)

В) В национально-освободительном движении 1916 года радикально- демократическое крыло национальной интеллегенции придерживалась политики компромиса.(0)

С) Период издания газеты «Казах» 1911-1918гг (0)

Код правильных ответов: 100

Вариант 2 . Составить выражение, найти значение

А) Найдите разность событий: Вступление в строй Турксиба и вступление в строй Оренбургско- Ташкентской железных дорог.

Ответ: 1930-1905 =25

Б) Разность событий: Начало 2 пятилетки и начало издания газеты « Казах»

Ответ: 1932-1913= 19

В) Определите длительность существования Веймарской республики

Ответ: 1933-1919= 16 лет

Подобные задание можно в известной степени усложнить.

Составить выражение и по найденному значению указать все известные вам в истории события.

Сумма событий: Образование СССР и длительность существования Автономии «Алаш».

1922+(1920-1917)=1925

Выполнение таких заданий вызывают высокую активность учащихся.

Задания выполняются на карточках или у доски. При этом учащиеся детально объясняют свои действия. В отличие от тестовых заданий учащиеся вслух делают логические рассуждения, что является немаловажным.

Вариант 2. Для понимания хода исторического процесса, как и для проверки знаний, можно использовать определённую группу дат для написания короткого сочинения или устного рассказа по теме. Для этого на доске я записываю наиболее важные исторические даты, но не называю их. На основе этого предлагается определить тему сочинения.

А) 1917 1920 1936 1990 1991

Б) 1927 1928 1929 1931 19331 1937

Чтобы выполнять задачи развития мышления, тем более, что мышление человека понятийно, важную роль играет работа над понятиями.

Первый шаг. Учащимся предлагаю записать понятия начинающиеся на буквы ко и заканчивающиеся на ия.

(Коалиция, коммендация, корпорация, кооперация, консолидация и др)

Отбираю одно понятие и организую работу над ним.

Например понятие коалиция.

Первый шаг.

Предлагаю учащимся назвать по одному- два слова, которые бы определили понятие «коалиция», и получаем список слов и словосочетаний.

. Второй шаг

Прошу выделить из списка наиболее существенные признаки, без которых это понятие не может существовать.

Третий шаг. Существенные и необходимые признаки синтезируем в

определение понятий « коалиция».

Коали́ция - союз, добровольное объединение: государств, организаций, политических партий для достижения определённой

Заключение:

Таким образом, логические приёмы, задачи и упражнения:

    Помогают на уроках охватить больший объём материала и в интересной форме закрепить его на всех этапах урока.

    Развивают у учащихся внимание, восприятие, воображение, логическую мысль.

    Развивают умения выделять сущность исторических событий, находить главное, доказывать истинность своих суждений, излагать мысли

    Способствуют формированию культуры речи и исторического языка.

    Повышают интерес к истории.

Для того, чтобы понять отношение учащихся к применяемым на уроках логическим заданиям и упражнениям мною было проведено анкетирование среди 20-ти учащихся 9- 11-х классов.

Вопрос: « Помогают ли логические задания на уроках лучше усвоить и запомнить материал, в выполнении тестовых заданий?»

Приложение 1

Урок по всемирной истории 9 класс Тема урока: Япония в 1918-1920 гг

Цель урока: Дать учащимся полное представление о развитии Японии в межвоенный период.

Задачи урока :

Образовательные : Раскрыть особенности внутренней и внешней политики Японии.в 1918-1939 гг, раскрыть причины и факторы проявления её агрессивной внутренней и внешней политики

Развивающие : Развитие аналитического и синтезирующего мышления. Вырабатывать умения искать решение проблемы, выдвигать гипотезы. Развивать умения действовать в группе и самостоятельно.

Воспитательные: Формирование и неприятие любых форм агрессии и насилия, воспитание упорства, целеустремленности.

Тип урока: Комбинированный урок

Методы : Словесно- наглядный, частично- поисковый, критическое мышление, проблемный

Форма организации УПД : групповая

Технологии обучения : критическое мышление, проблемная, развивающая.

Наглядность : Политическая карта мира, слайды, схемы

Оборудование: Мультимедиа, раздаточные карточки, смайлики, сигнальные карточки.

Межпредметная связь: История Казахстана, математика, русский язык

Ход урока:

1 Орг момент: Психологический тренинг « Древо достижений».

II Опрос - повторение изученных тем:

1 задание: Блиц опрос:

1 группа. Начало… ( какого-либо события )

2 группа : Страна -? (назвать историческую личность)

3 группа Сколько? (определить продолжительность события)

2 Задание : Работа у доски от каждой группы по одному ученику.

Составьте выражение, найдите значение и укажите события:

1 Сумма событий: установление фашистской диктатуры в Германии и продолжительность НЭПА

1933+ (1925-1921)= 1937 ?

2 Разность событий: 2- я Конституция СССР и продолжительность существования КАССР.

1936 - (1936-1920)= 1920?

3 Сумма событий: Принятие плана ГОЭЛРО и продолжительность Гражданской войны в России

1925 + (1920-1918)=1927

Задание для остальных участников групп: 2 мин

Написать все термины начинающиеся на ко и имеющие окончания ия

Ко ……….ия (учитывается при этом и правильность написания термина)

Переход к новой теме.

Слайд: Италия. Германия. Япония.

Вопрос: 1 По какому принципу построен ряд?

Подчёркиваю Германию, Италию двумя чертами, Японию одной.

2. Задача объяснить мои действия. Далее ставлю проблемную задачу:

Что же толкнуло Японию от оппозиции, к союзу с Германией и Италией?

III Изучение новой темы

План изучения темы:

1 Государственное устройство и политическая характеристика Японии

2 Внутриполитическое положение

3 Экономическое развитие

4 Внешняя политика. Меморандум премьер –министра Танаки.

1 вопрос: Творческая работа Мирманова Н: Презентация « Государственное устройство и политическая характеристика Японии»

2,3,4 вопросы Метод «ДЖИГСО». Самостоятельная работа с текстом, дополнительным материалом

1 группа: Япония после 1 мировой войны. Внутриполитическое положение.

2 группа: Экономическое развитие страны

3 группа : Внешняя политика. Оппонизм

Группы заполняют постеры, защищают свои проекты.

После выступления групп делается вывод

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»

пгт. Троицко-Печорск

Интеллектуальная игра - викторина

« От Руси до России ».

(классный час для обучающихся 3-4 классов)

Составител ь :

Лёвкина О.Г. (учитель начальных классов)

2012 г.

Викторина по истории России для учащихся 3 -4 классов.

« От Руси до России ».

На звание « Знаток истории ».

Цель:

Создать для учащихся условия, которые позволят в увлекательной форме проверить свои интеллектуальные способности и дать возможность приобрести новые знания и расширить кругозор.

Задачи:

Учить детей использовать свои знания в нестандартной обстановке.

Развивать познавательный интерес к предмету окружающий мир и творческие возможности детей.

Актуальность:

Развитие познавательных интересов младших школьников – одна из важнейших задач начальной школы. Именно решение этой проблемы определяет успех дальнейшего обучения детей. Если на самом раннем этапе появится желание узнавать новое, преодолевать трудности, искать самостоятельно нужную информацию, то процесс формирования личности пойдёт ровнее, на более высоком уровне.

Одним из средств, пробуждения интереса к предмету являются занимательные игры.

Само слово занимательный в словаре русского языка определяется как «способный занять внимание, воображение, интересный», то есть занимательность всегда связана с интересом.

Хорошим средством занимательности, используемым в учебных целях, является такая игра, как игры, созданные по подобию популярных телевизионных передач.

Подготовка:

Выборы 10 участников для участия в викторине.(обучающиеся 3-4 класса)

В классах проводится конкурс стихов о Родине, выбираются лучшие чтецы для выступления во время перерывов в игре.

Выбирается жюри.

Оборудование:

а) для учителя: мультимедиа, наградной материал

б) для участников : бланки для ответов(приложение 3), ручка .

Ход игры:

Уважаемые участники, президент России Дмитрий Медведев объявил годом российской истории 2012 год, на этот год «выпадает большое количество важных исторических дат – это 1150-летие зарождение российской государственности, 770-летие ледового побоища на Чудском озере, 460-лет взятие Казани войском Ивана Грозного и включение Казанского ханства в состав Московской Руси. 400-летие окончание смуты на Руси, 200-летие победы русского оружия в отечественной войне 1812 года, 200-летие Бородинского сражения, 150-летие со дня рождения Столыпина, 235 лет со дня рождения Ермолова, 70-лет начала Сталинградской битвы, 55 лет запуска первого спутника Земли».

Наша игра тоже посвящена Российской истории.

Правила игры:

Игра состоит из 3 туров. 1 тур – выбор ответа из 3 предложенных вариантов, 5 игроков давших наибольшее количество правильных ответов переходят во 2 тур, в котором необходимо выбрать одну из пяти категорий и ответить на 14 вопросов, три игрока, кто даст наибольшее количество правильных ответов, перейдут во третий тур, в котором предстоит из предложенного слова составить как можно больше, новых слов. Один игрок- становиться победителем.

И так 1 тур

В 1 туре необходимо за 5 секунд выбрать один из 3 вариантов ответов, написать букву - напротив цифры - обозначающих номер вопроса. После необходимо сдать судьям таблицы .

Н ачинаем!

(Приложение1) презентация 1 tur x

Пока жюри подводят итоги, на сцену вызываются чтецы 1 классов.

(Объявление участников, которые прошли во 2 тур, если 1 тур не выявил 5 победителей, для тех, кто набрал равное количество может быть проведен дополнительный тур)

В дополнительном туре надо соединить имена и прозвища великих людей.

Во 2 туре вам необходимо выбрать одну категорию из 5 предложенных. (Даты, Праздники, Архаизмы, Имена, Секрет)

Но чтобы узнать, кто первый будет выбирать категорию, поиграем в игру «дешифровщик». УСЛОВИЯ составления слова ТЕ ЖЕ САМЫЕ, что на мобильном телефоне, каждой цифрой можно набрать одну из трех букв. Например: цифры 4,5,6, могут соответствовать буквам к,о,т- то есть слово кот.

Кто быстрее отгадает это слово, тот и будет выбирать категорию.

Условия второго тура: Необходимо по выбранной категории ответить верно, на как можно большее количество вопросов, если вы не знаете ответа, то говорите: «дальше» и я вам задаю следующий вопрос . Судьи будут подсчитывать верное количество ответов.

Приложение 2

Пока судьи подводят итоги 2 тура выступят чтецы 2 классов

В 3 тур переходят – три участника набравших наибольшее количество баллов за верные ответы.

В третьем туре участникам предстоит из букв слова Летописец составить как можно больше слов, буквы в одном слове не должны повторяться более, чем они повторяются в слове летописец , слова должны быть именами существительными, существующими в русском языке. Время тура 3 минуты. Готовы? Вперед! К Победе.

Пока судьи подводят итоги 3 тура выступят чтецы 3 классов

Награждение, поздравление победителя.

Рефлексия

Игра подошла к концу, сегодня мы увидели, как много знают об истории нашей Родины участники игры, а кто из зрителей хотел бы оказаться на их месте? Есть ли среди вас те, кого заинтересовало какое-то событие и захотелось узнать о нем подробней, ведь год Российской истории продолжается, а строителями новой истории России будете вы История учит нас жизни, не совершать ошибки прошлого, любить и гордиться своей Родиной. Удачи всем в этом интереснейшем деле –изучении истории России.

В заключении стихи читают учащиеся 4 классов

В приложении 3 представлены бланки ответов для распечатки участникам и жюри

Литература:

    Головин Н. Н. «Моя первая русская история». – М.: Терра, 1995

    Данилов Д.Д. «Окружающий мир» вводный курс истории и обществознания «Моё Отечество», учебник в 4 частях. - М.: Баласс, 2007(Образовательная система «Школа 2100»)

    СиноваИ.В. «Государственные праздники России»: справочник школьника. СПб.: Издательский дом «Литера»,2006

    сайт http://umniy.com

    сайт – viki . rdf . ru

Технические данные презентации

    Слайды 1 тура меняются автоматически с интервалом 10сек. - вопрос, 5 сек. – пробел, для записи ответа участниками.

    При условии, что в 1 туре не выявились 5 лучших игроков, играется дополнительный раунд, переход на который осуществляется

    После того как игроки выбраны, разыгрывается их очередность при помощи игры «дешифровщик» (если не было дополнительного раунда переход осуществляется)

    Второй тур начинает тот, кто первым составил слово (история). Выбор происходит нажатием мышки на выбранную категорию, переход осуществляется по гиперссылке, нажатием клавиши «дом» осуществляется переход на первый слайд 2 тура.

    Когда все участники сыграли свои категории, возвращаемся на 1 слайд 2 тура. По стрелке идет переход к 3 туру, где из слова «летопись» составляются слова.

    Все слайды 2 и 3 тура меняются по щелчку.

Приложение 1

Для жюри и ведущего

1. Деревянные дома возводили:

а) каменщик б) плотник в) строитель

2. Деревянный крестьянский дом называется: а) изба б) терем в) хоромы

3. Помещение, которое сейчас называется комнатой, раньше называлось:

а) палата б) клеть в) сруб.

4. Невысокая земляная насыпь вдоль стен, служащая для утепления дома, называется:

а) фундамент б) ров в) завалинка

5. Накладная планка вокруг окна называется:

а) рама б) венец в) наличник

6. Как раньше назывались брюки? а) порты б) охабень в) азям

7. Длинная женская одежда без рукавов, с пуговицами по всей длине.

а) летник б) душегрея в) сарафан

8. Обувь из лыка а) сапоги б) лапти в) поршень

9. Обязательный головной убор бояр на Руси.

а) колпак б) повязка в) столбунец

10. Головной убор, под который прятали волосы замужние женщины.

а) волосник б) кичка в) кокошник

Приложение 2

Для жюри и ведущего

Даты

    Какое важное событие произошло на Руси 988 году. (Крещение Руси)

    В первый раз об этом городе упоминается в 1147 году, сейчас он известен всем, что это за город?(Москва, князь Юрий Долгорукий)

    Чем в истории Руси ознаменована дата 1240 год. (Победа над шведами Александра Невского на Неве)

    Какое событие произошло на льду Чудского озера в 1242 году? (Ледовое побоище, битва с немецкими рыцарями, полководец Александр Невский)

    Что произошло в 1380 году? (Куликовская Битва)

    Когда произошло свержение татарского ига. (1480)

    Какой год считается основанием Петербурга. (1703)

    Когда было отменено крепостное право?(1861)

    Что означают эти даты: 1941-1945 (Начало и конец Великой Отечественной войны)

    Событие, которое произошло 12 апреля 1961 года. (Первый полет человека в космос, Юрий Гагарин)

    Когда проходила Олимпиада в Москве.(1980)

    В каком году распался СССР?(1991)

Праздники

Архаизмы

    Очи(Глаза)

    Витязь (Воин)

    Идти четами (Идут парами.)

    Уста (Губы)

    Дюжина (Старинная мера числа, равная двенадцати)

    Нега (Сладкий, приятный сон, который закрывает глаза. )

    Вечор (Вчера вечером.)

    Бает (неправду говорит).

    Баталия (сражение, битва , бой )

    Гуторить(разговаривать)

    Картуз(мужской головной убор с козырьком)

    Перст (палец руки)

    Стольный град (главный город, столица)

    Падчерица (неродная дочь одного из супругов)

Имена

Секрет

Приложение 3

Бланки для участников и жюри

1 тур

имя ______________________

класс _______________

буква

Правильные ответы на 1 тур (жюри)

Дополнительный тур

ФИ._________________

имена

прозвища

Правильные ответы (жюри)

имена

прозвища

1 тур

Фамилия _________________________

имя ______________________

класс _______________

буква

Правильные ответы на 1 тур (жюри)

Дополнительный тур

ФИ._________________

имена

прозвища

Правильные ответы (жюри)

имена

прозвища

Для 2 тура(жюри)

ФИ._________________

ФИ._________________

ФИ._________________

ФИ._________________

ФИ._________________

Для 3 тура (участникам)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4-й класс

1. Расшифровать в анаграммах старинные единицы длины.

2. Сделай вывод, какое занятие было главным в жизни славян.

Февраль – сечень (время подсеки деревьев для очистки земли под пашню).
Апрель – березозол (время сожжения деревьев и удобрения земли).
Август – серпень (время жатвы и увоза снопов с поля).

3. Исправить исторические ошибки.

    В славянском жилище пол был паркетный (деревянный), крыша сделана из жердей. В доме светло (темно). В углу печь, которая топится по-белому (по-черному).

    Весной 1242 года разыгралась битва, названная Ледовым побоищем. Александр Невский одержал победу над шведами (немцами).

    В 1700 году Швеция начала войну с Россией. В 1706 (1709) году разгорелась Полтавская битва, и Россия эту битву проиграла (выиграла).

4. Шифрограмма.

Найти спрятавшиеся слова.

КнанговодяНой ляПерун шесзлЕший насокдоМовой жю

5. Соединить определение с его значением.

6. Соединить слова, связанные друг с другом. Объяснить связь.

7. Ребусы:

Невская битва

8. Выбрать то, что относится к Москве, Киеву и Новгороду, и подписать.

– Славяне, купцы, земляной вал, ремесленники, князь, храм, кремль, вече, Мстислав, бояре. (Новгород )
– Славяне, купцы, Ярослав Мудрый, земляной вал, ремесленник, князь, храм. (Киев )
– Славяне, ремесленник, князь, Юрий Долгорукий. (Москва )

9. Вставив две буквы, вы узнаете, как по-гречески звучит "избранный Богом". (Христос )

10. Кроссворд:

1. Древнерусский город, в котором князя выбирали на народном собрании. (Новгород )
2. Народное собрание. (Вече )
3. Промежуток времени в 100 лет. (Век )
4. Картина, написанная красками по сырой штукатурке. (Фреска )
5. Обряд принятия христианства. (Крещение )
6. Палочка, которой выдавливали буквы на бересте. (Писало )
7. Монгольский хан, который привел свои войска к русским землям. (Батый )

Работа с датами

1. "Лото"

Учитель показывает картинку с изображением исторического события, учащиеся показывают соответствующую дату. Или наоборот: учитель показывает дату события, а дети – картинку с изображением события. Такую работу можно проводить и в парах.

2. "Уха"

Даты написаны на силуэтах рыбок. Ученик "поймал рыбку", если верно назвал событие, связанное с этой датой. Для дифференцированного подхода можно сделать рыбки с одной пропущенной цифрой.

3. Соединить событие с датой.

4. Заполнить таблицу.

5. Составить вопросы к отгаданному хронологическому кроссворду.

6. "Наведи порядок"

Даны два набора карточек – дат и событий. У доски два ученика. Одному надо подобрать к дате событие, другому – наоборот, так как у обоих одна задача – привести в соответствие даты и исторические события.

4-й класс

1. Расшифровать в анаграммах старинные единицы длины.

2. Сделай вывод, какое занятие было главным в жизни славян.

Февраль – сечень (время подсеки деревьев для очистки земли под пашню).
Апрель – березозол (время сожжения деревьев и удобрения земли).
Август – серпень (время жатвы и увоза снопов с поля).

3. Исправить исторические ошибки.

    В славянском жилище пол был паркетный (деревянный), крыша сделана из жердей. В доме светло (темно). В углу печь, которая топится по-белому (по-черному).

    Весной 1242 года разыгралась битва, названная Ледовым побоищем. Александр Невский одержал победу над шведами (немцами).

    В 1700 году Швеция начала войну с Россией. В 1706 (1709) году разгорелась Полтавская битва, и Россия эту битву проиграла (выиграла).

4. Шифрограмма.

Найти спрятавшиеся слова.

КнанговодяНой ляПерун шесзлЕший насокдоМовой жю

5. Соединить определение с его значением.

6. Соединить слова, связанные друг с другом. Объяснить связь.

7. Ребусы:

Невская битва

8. Выбрать то, что относится к Москве, Киеву и Новгороду, и подписать.

– Славяне, купцы, земляной вал, ремесленники, князь, храм, кремль, вече, Мстислав, бояре. (Новгород )
– Славяне, купцы, Ярослав Мудрый, земляной вал, ремесленник, князь, храм. (Киев )
– Славяне, ремесленник, князь, Юрий Долгорукий. (Москва )

9. Вставив две буквы, вы узнаете, как по-гречески звучит "избранный Богом". (Христос )

10. Кроссворд:

1. Древнерусский город, в котором князя выбирали на народном собрании. (Новгород )
2. Народное собрание. (Вече )
3. Промежуток времени в 100 лет. (Век )
4. Картина, написанная красками по сырой штукатурке. (Фреска )
5. Обряд принятия христианства. (Крещение )
6. Палочка, которой выдавливали буквы на бересте. (Писало )
7. Монгольский хан, который привел свои войска к русским землям. (Батый )

Работа с датами

1. "Лото"

Учитель показывает картинку с изображением исторического события, учащиеся показывают соответствующую дату. Или наоборот: учитель показывает дату события, а дети – картинку с изображением события. Такую работу можно проводить и в парах.

2. "Уха"

Даты написаны на силуэтах рыбок. Ученик "поймал рыбку", если верно назвал событие, связанное с этой датой. Для дифференцированного подхода можно сделать рыбки с одной пропущенной цифрой.

3. Соединить событие с датой.

4. Заполнить таблицу.

5. Составить вопросы к отгаданному хронологическому кроссворду.

6. "Наведи порядок"

Даны два набора карточек – дат и событий. У доски два ученика. Одному надо подобрать к дате событие, другому – наоборот, так как у обоих одна задача – привести в соответствие даты и исторические события.

Цель проведения:

  • активизировать познавательную деятельность учащихся,
  • закрепить полученные знания на уроках,
  • способствовать воспитанию у детей чувства коллективизма и взаимопомощи.

Подготовка к мероприятию:

  1. Подготовка к игре начинается за 3 недели до проведения. Учащиеся разбиваются по желанию на команды, выбирают название, девиз, готовят костюмы.
  2. В программе турнира предусмотрены 2 конкурса творческого характера, которые предлагаются участникам в качестве домашнего задания: инсценировка любого мифа и выпуск исторического тематического журнала (тему определяют сами участники).
  3. На турнир приглашаются гости: родители, учителя.
  4. Для оценки результатов турнира создаётся жюри из учащихся старших классов, родителей и учителей (5 человек).

Оформление:

  • в зале развешиваются плакаты (“История – учительница жизни”, “Изучая предков, узнаём себя”), исторические газеты, рисунки учащихся, кроссворды.
  • мультимедийный проектор,
  • магнитофон.

Программа турнира:

  1. Приветствие команд.
  2. Конкурс-разминка “Дальше-дальше”.
  3. Конкурс “Историческая география”.
  4. Конкурс “Жили ли они?”.
  5. Конкурс “Понятийный”.
  6. Конкурс для зрителей “Загадки древних”.
  7. Конкурс “Героический” – Кто?...
  8. Конкурс “Крылатые выражения”.
  9. Конкурс “Исторический портрет”.
  10. Конкурс “Архитектурный”.
  11. Представление исторических журналов.
  12. Конкурс театральный.
  13. Подведение итогов.

Звучит мелодия песни “Арго”, под которую на сцену выходят участники турнира

1. Приветствие команд.

Команды выступают с приветствием. Жюри выставляет оценки командам за их выступление.

Команды соревнуются в том, кто быстрее и правильнее ответит на 10 вопросов за 2 минуты.

Вопросы 1-й команде:

  1. Исследование, рассказ о событиях (История).
  2. Вера в духов и богов (Религия).
  3. Мастер, изготовлявший изделие из глины, дерева, металла (Ремесленник).
  4. Наука, изучающая звёзды, планеты (Астрономия).
  5. Статуя, изображающая льва с головой человека (Сфинкс).
  6. Тяжёлое бревно, один конец которого обит металлом (Таран).
  7. Знатные люди, царские чиновники (Вельможи).
  8. Небольшие самостоятельные государства Греции (Полис).
  9. Девять знатных правителей, осуществлявших суд в Атике (Архонты).
  10. Переселенцы, жившие в Риме (Плебеи).

Вопросы 2-й команде:

  1. Несколько родовых общин, живущих в одной местности (Племя).
  2. Сбор в пользу государства (Налог).
  3. Принадлежность людей от рождения к определённой группе (Каста).
  4. Взять во временное пользование за плату землю, имущество (Аренда).
  5. Совет знати в Древней Греции (Ареопак).
  6. Главная торговая площадь Афин (Агора).
  7. Место для зрелищ (Театр).
  8. Торжественный въезд полководца-победителя в Рим (Триумф).
  9. Сопровождающий ребёнка раб (Педагог).
  10. Специалист по строительству зданий (Архитектор) .

3. Конкурс “Историческая география”.

Учащиеся должны показать знания по исторической географии.

Вопросы 1-й команде:

  1. “Дар Нила”, “Кемет”, “Чёрная земля”. О каком государстве идёт речь? (Египет)
  2. Далеко ли Месопотамия находилась от Междуречья? (Название одного государства)
  3. Древняя страна, расположенная между морем и цепью Ливанских гор (Финикия)
  4. Назовите страну, где протекает река Ганг? (Индия)
  5. Столица Ассирийской державы, которую называли “логовищем львов и городом крови”? (Ниневия)
  6. В каких странах были самые длинные крепостные стены? (Китай – Великая китайская стена; Афины – порт Пирей)

Вопросы 2-й команде:

  1. Река “тысячи бедствий”, “блуждающая река”, “горе Китая” - назовите её (Хуанхэ)
  2. “Страна телят” - как она называется? (Италия)
  3. Знаменитые висячие сады Семирамиды были созданы в… (Вавилон)
  4. Жители какого государства с детства учились говорить кратко, лаконично? (В Спарте)
  5. Христианство возникает в I веке нашей эры на краю Римской империи. Назовите где. (В Палестине)
  6. Иранцы называли его Ашаена (Суровое море) , турки – Карадениз (Мрачное море) , греки – Понт Эвксинский (Негостеприимное море) . Как называем его мы? (Чёрное море)

4. Конкурс “Жили ли они?”.

Из предложенного списка имён выбирается, кто был историческим лицом с указанием где жил и действовал, а кто был героем мифа.

5. Конкурс “Понятийный”.

В пакеты вложены буквы, из которых нужно сложить слова и объяснить их значение.

6. Конкурс для зрителей “Загадки древних”.

Зажиточные греки не любили есть в одиночку. На званых обедах главным считалась не еда, а беседа. За столом разговаривали, рассказывали занимательные истории, слушали музыку, пели, устраивали игры в вопросы и ответы. Вот их загадки:

  1. Я – чёрное дитя сверкающего отца; птица без крыльев, я поднимаюсь до облаков; едва родившись, я рассеиваюсь в воздухе. (Дым)
  2. Когда ты на меня смотришь, я тоже смотрю на тебя, но не вижу, ибо у меня нет глаз. Когда ты говоришь, глядя на меня, я открываю рот и двигаю губами, но молча, ибо у меня нет голоса. (Зеркало)
  3. Не говори ничего, и ты выразишь моё имя. Но, если ты назовёшь меня, говоря моё имя, о, чудо! Ты не выразишь меня. (Молчание)
  4. Кто ходит утром на четырёх ногах, днём – на двух, а вечером – на трёх. Никто из всех существ, живущих на земле не изменяется так, как он. Когда он ходит на четырёх ногах, тогда меньше у него сил, медленнее движется он, чем в другое время. (Человек)

7. Конкурс “Героический” – Кто?...

Участники должны назвать имя исторического деятеля, связанного с названной датой.

  1. Вопросы 1-й команде:
  2. ... в 490 г. до н.э. разгромил превосходившие силы противника на Марафонской равнине? (Мильтиад)
  3. … в 334 – 325 гг. до н.э. осуществил великий поход в Азию, Египет, Междуречье? (Ал. Македонский)
  4. … в 480 г. до н.э. выиграл Саламинское сражение? (Фемистокл)
  5. … в 202 г. до н.э. одержал победу близ города Зама? (Сципион)

Вопросы 2-й команде:

  1. …в 480 г. до н.э. погиб в Фермопильском проходе, защищая Среднюю Грецию? (Леонид)
  2. … в 216 г. до н.э. разгромил римское войско при Каннах? (Ганнибал)
  3. … в 31 г. до н.э. проиграл сражение у мыса Акций? (Марк Антоний)
  4. … в 49 г.до н.э. перейдя Рубикон, двинулся на Рим? (Гай Юлий Цезарь)

8. Конкурс “Крылатые выражения”.

Конкурс капитанов. Объяснить крылатые выражения.

Вопросы 1-й команде:

  1. Слава Герострата (Позорная слава. Герострат в 356 г. до н.э. сжёг храм Артемиды в Эфесе)
  2. Драконовские законы (Суровые законы, автором которых был архонт Драконт)
  3. Пиррова победа (Сомнительная победа, победа, равная поражению. В 280 г. до н.э. Пирр одержал победу, потеряв большую часть армии)

Вопросы 2-й команде:

  1. Нить Ариадны (Способ выйти из затруднительного положения. Миф о Тесее и Минотавре)
  2. Яблоко раздора (Предмет спора, причина вражды. Повод для Троянской войны)
  3. Разрубить гордиев узел (Решить сложное, запутанное дело. Ал. Македонский разрубил узел в городе Гордий)

9. Конкурс “Исторический портрет”.

Проецируются на экран портреты исторических деятелей, а участники должны определить, кому принадлежат следующие высказывания:

Вопросы 1-й команде:

  1. Я … царь справедливый, которому бог Солнца даровал законы, мои слова превосходны, мои дела бесподобны. (Хаммурапи)
  2. Какой великий артист погибает! (Нерон)

Вопросы 2-й команде:

  1. Я, точно волк, вертелся среди стаи псов. (Солон)
  2. Даже дикие звери имеют норы и логово, а у тех, кто сражался и умирал за Рим, нет ничего кроме воздуха и света. (Тиберий Грак)

10. Конкурс “Архитектурный”.

Играют обе команды одновременно. Каждая из команд приводит свой вариант названий памятников архитектуры и места их нахождения. Учитывается, какая команда назовет их большее количество.

11. Представление исторических журналов.

Каждая из команд представляют свой выпуск исторического тематического журнала (пример приведен в Приложении 1). Команды стараются убедить зрителя, что их выпуск самый интересный и объяснить, почему они выбрали именно эту тему.

12. Театральный конкурс (домашнее задание).

Команды показывают свою инсценировку выбранного ими мифа. При оценке конкурса особо учитываются выразительность представленных образов и содержание исторического материала.

13. Подведение итогов. Награждение команд.

Председатель жюри подводит итоги игры. Член жюри со стороны родителей вручает награды командам. Затем даётся слово капитанам команд. С заключительным словом выступает учитель, который отмечает наиболее удачные моменты выступлений, как команд, так и учащихся.

Список литературы для учителей.

  1. Анашина Н.Ю. День истории в школе. Интеллектуальные игры и развлечения. - Ярославль: Академия развития, 2008.
  2. Ботвинник М.Н. и др. Жизнеописания знаменитых греков и римлян. – М. Просвещение, 1987.
  3. Годер Г.И. Задания и задачи по истории Древнего мира: Пособие для учителя. - М. Просвещение, 1996.
  4. Заморовский В. Путешествие к семи чудесам света. – М. Детская литература, 1980.
  5. Кулагина Г.А. Сто игр по истории. – М. Просвещение, 1983.
  6. Макарова С.М. Организация и проведение исторических игр. – Саратов. Изд. Научная книга, 2002.
  7. Уткина Э.В. Школьные олимпиады. История. 5 – 9 классы. – М. Айрис-Пресс, 2006.


Рекомендуем почитать

Наверх