Помощь детям при выполнении домашнего задания. Выполнение домашнего задания, рекомендации и помощь

Коммуникации 09.12.2020
Коммуникации

Рождаясь, ребенок часто попадает сразу в университет. И этот университет – его родители, которые с пеленок начинают растить гения. Вспомним хотя бы методику обучения чтению Глена Домана, которую можно тестировать на годовалом малыше. Стараясь обогнать время и воплотить в детях свои несбывшиеся надежды и амбиции, родители создают условия вечной гонки для ребенка, который часто совсем к этому не готов. И часто, как следствие, к школьному возрасту семилетке становится в лучшем случае неинтересно учиться, в худшем - нервные расстройства из-за умственной нагрузки просто не дают ему это делать. А ведь из школы ребенок приносит домой не просто знания, но и много домашних заданий для закрепления пройденного материала, моральных сил на выполнение которых уже не хватает. Ведь решение математических примеров или заучивание исторических дат не может сравниться с игрой в футбол во дворе или катанию на велосипеде. Когда родители не знают, как мотивировать ребенка в выполнении домашней работы, борьба за знания становится мучительной для обеих сторон. Предлагаем 10 способов мотивации школьника, который с трудом приступает к выполнению домашнего задания.

Способ № 1: Позитивный настрой

Если говорить ребенку примерно следующие слова: «Я знаю, что "домашка" это не совсем то, что тебе охотно хочется делать, но придется, потому что НАДО», то это будет самый верный путь демотивировать ребенка.

Наоборот, мыслите позитивно, основываясь на трех главных китах - целях домашнего задания:

    «Закрепи то, что вы прошли в школе. К тому же, ты узнаешь еще что-то новое и интересное. Это легко и полезно»;

    «Как хорошо, что, делая домашнее задание, ты учишься заниматься самостоятельно, отдельно от класса. Это поможет тебе в жизни»;

    «Как хорошо, что ты учишься планировать свое время, это пригодится тебе в дальнейшей жизни».

"Мой ребенок не делает домашнее задание, но оценки все равно приносит хорошие". "Что делать, чтобы ребенок садился за уроки без напоминаний?" Такими вопросами в буквальном смысле слова пестрят интернет-форумы, посвященные воспитанию детей. Это говорит о том, что практически каждый родитель сталкивался с этой проблемой.

"Мой ребенок не делает домашнее задание , но оценки все равно приносит хорошие". "Что делать, чтобы ребенок садился за уроки без напоминаний?" Такими вопросами в буквальном смысле слова пестрят интернет-форумы, посвященные воспитанию детей. Это говорит о том, что практически каждый родитель сталкивался с этой проблемой. При этом кто-то понимает важность выполнения ребенком домашнего задания, и готов приложить максимум усилий для того, чтобы исправить ситуацию.


А кто-то считает, что если ребенок приносит хорошие отметки, то значит он все усваивает на уроке, и занимать дополнительно дома не обязательно. Последней категории родителей хотелось бы сказать, что домашние задания даются не только для того, чтобы закрепить полученные на уроке знания. Они приучают ребенка к самостоятельной работе, способствуют его полноценному развитию и умению работать над своими ошибками. Поэтому, независимо от того, хорошая у ребенка успеваемость или нет, домашние задания нужно делать обязательно.

А вот о том, как научить ребенка делать уроки дома, мы Вам расскажем на примере практических советов.

  1. У Вашего ребенка обязательно должно быть четко отведенное место для выполнения домашних заданий. Очень важно, что на этом месте было минимум предметов, способных отвлекать его от занятий (например, игрушек или ярких и интересных книжек).
  2. Ни в коем случае нельзя "садить" ребенка за уроки сразу же после учебных занятий или когда ребенок находится в возбужденном состоянии. Ребенок должен сначала отдохнуть, успокоиться, и только потом можно приступать к выполнению домашнего задания.
  3. Специалисты рекомендуют родителям учеников 1-2 классов делать домашнее задание вместе с малышом, постепенно приучая его к самостоятельности. При этом желательно начинать с тех предметов, которые ребенку даются тяжелее всего и заканчивать более легкими.
  4. Первым этапом выполнения домашней работы обязательно должно стать устное прочтение задания. Необходимо сначала убедиться в том, что ребенок понял в чем состоит его работа, и только потом приступать к письменному выполнению задания.
  5. Никогда не кричите, и не обзывайте ребенка, если у него что-то не получилось. Этим вы только навредите! Постарайтесь найти то положительное и хорошее за что его можно похвалить и спокойно помогите ему переделать то, что не получилось. Обращаем внимание, именно ПОМОГИТЕ, но не выполнять вместо него.
  6. Обязательно нужно делать перерывы между уроками (в школе это называют физминуткой). Специалисты уверены, что первоклассники могут эффективно работать над одним предметов только 10 минут, поэтому рекомендуется делать перерыв каждые десять минут. С каждым последующим годом к это цифре необходимо добавлять по 10 минут (то есть, для второклассника перерыв необходимо устраивать каждые 20 минут, а для третьеклассника - 30 минут).
  7. Чтобы не пропустить ничего важного при выполнении домашнего задания желательно придерживаться определенного алгоритма работы. Например - алгоритм выполнения задания по русскому языку:
  • повторить правило;
  • внимательно прочитать задание упражнения;
  • если все понятно, выполнить письменно в тетради;
  • проверить, нет ли дополнительных заданий к упражнению. Если есть – выполнить;
  • еще раз проверить и повторить новые словарные слова.
  1. Родителям обязательно нужно выделить хотя бы полчаса на то, что проверить качество выполнения домашней работы своими детьми (особенно в начальной школе). Если Ваш ребенок учится уже в средней школе, и некоторые занятия лично Вы не понимаете (а такое случается очень часто, особенно если мама или папа не проявляют склонности, например, к математике), можно воспользоваться учебником с готовыми домашними заданиями .
  2. Очень важно довести до сведения ребенка, что уроки он делает не для Вас и не для учителя. Это нужно, в первую очередь, ему! Объясните ребенку, что выполняя домашнее задание, он получает навыки и знания, которые ему обязательно пригодятся в будущем.
  3. Помимо выполнения домашнего задания важно уделять должное внимание повторению правил от предыдущего урока, а также проверять степень усвоения материала, который проходили на уроке в классе. Этим вы не допустите пробелов в знаниях ребенка.

Помогаем ребенку готовить домашнее задание - помогаем ему вырасти полноценной личностью

Важно чтобы правило "помогаем ребенку готовить домашнее задание " стало одним из основополагающих постулатов каждого родителя, и не зависело от настроения и степени усталости мамы или папы. Независимо от того, насколько Вы устали на своей работе или есть ли у Вас желание сейчас проверять правильность и качество выполнения домашнего задания, этому нужно ежедневно уделять какой-то промежуток времени. Ведь помогая ребенку делать уроки мы помогаем ему вырасти полноценной личностью, нацеленной на достижение успеха и способной отвечать за свои поступки.

ГОБУ МО ЦППМС- помощи

для родителей

«Правила помощи ребенку при выполнении домашнего задания»

Эргономика рабочего места школьника

С началом учебы в школе на ребенка резко увеличивается нагрузка. Те часы, которые он изо дня в день проводит за школьной партой или рабочим столом, делая уроки, могут не лучшим образом повлиять на его развитие.

Поэтому особое внимание родители должны уделять осанке и зрению.

Организация рабочего места школьника включает несколько моментов: расположение в комнате, размеры школьной мебели, освещение рабочего места школьника и расположение канцелярских принадлежностей. В этой статье мы остановимся на каждом из них.

Расположение рабочего места школьника дома.

Продумывая расположение рабочего места школьника дома, надо учитывать источник света. Стол для ребенка нужно размещать как можно ближе к окну и ставить боком, т.к. недостаточная освещенность рабочего места может вызвать ухудшение зрения.

При этом важно учитывать правша ребенок или левша. Так, если ребенок правша, то свет должен падать на стол слева и спереди, т.к. если он будет падать справа или сзади, то тень от руки и корпуса ребенка будет ложиться на тетрадь, а если ребенок левша – то справа. Не рекомендуется ставить стол прямо. В этом случае свет, падая на рабочую поверхность, будет отражаться от нее, негативно влияя на зрение школьника.

Освещение рабочего места школьника.

Ребенок делает уроки во второй половине дня. Очень часто в это время не хватает естественного освещения, поэтому родителям необходимо задуматься о том, как грамотно организовать искусственное освещение рабочего места школьника. В соответствии с требованиями эргономики и гигиены рабочего места школьника лампу необходимо ставить с учетом право- или леворукости ребенка.

Так для левши лампа ставится справа, а для правши слева. Во время выполнения домашнего задания лучше задействовать два источника света – люстру и настольную лампу. При этом предпочтение стоит отдать не люминесцентной лампе, от которой быстро устают глаза, а обычной лампе накаливания.

Нередко родители задают такой вопрос, с какого предмета лучше начинать приготовление уроков, с трудного или легкого? Лучше всего научить его самостоятельно определять трудности выполняемой работы и самому решать, с какого предмета стоит начать выполнение домашнего задания. Если ученик включается в работу сразу, ему целесообразно делать сначала наиболее трудные уроки и переходить к более легким. Если же он втягивается медленно, то ему следовало бы начать с более легких и лишь постепенно переходить к трудным.

Приступать к выполнению домашнего задания лучше всего через 1 час или 1,5 часа после возвращения из школы, чтобы успеть отдохнуть от занятий. Если ребенок занят какими–либо другими делами (например, посещает кружки, секции), то можно садиться и позже. Но в любом случае нельзя откладывать это на вечер.

Продолжительность работы ребенка по приготовлению домашних заданий должна быть следующей:

До 1 часа – в первом классе;

До 1, 5 часов – во втором;

До 2 часов – в третьем и четвертом классе.

Именно такие нормативы устанавливаются Министерством образования.

Для успешного выполнения задания необходим четкий ритм занятий. Например, после 25 минут занятий следует сделать перерыв на 5 – 10 минут, во время которого следует выполнить несколько физических упражнений.

У школьника должна быть воспитана привычка к неукоснительному и систематическому приготовлению уроков. Привычка заниматься, и заниматься добросовестно, должна стать второй натурой растущего человечка. Как бы ни манила хорошая погода за окном, какая бы интересная передача ни шла по телевизору, какие бы гости не нагрянули, короче говоря, что бы ни случилось, - уроки должны быть сделаны всегда, и сделаны хорошо. Оправдания неприготовленным урокам нет и не может быть - это необходимо дать понять школьнику с первых же дней занятий.

Выбор стола и стула для школьника.

Очень часто, организуя рабочее место ребенка, родители покупают ему стол «на вырост». Выполняя письменные задания за таким столом, ребенок находится в неестественной позе, быстро утомляясь и приобретая проблемы с опорно-двигательным аппаратом.

Лучший и наиболее бюджетный вариант в этом случае – мебель, которая «растет» вместе с ребенком. Сегодня на рынке есть большой выбор столов и стульев для школьников с регулировкой по высоте. С одной стороны это позволит сэкономить семейный бюджет, так как не надо будет покупать каждый год новую мебель, с другой вы всегда сможете отрегулировать ее под рост ребенка.

Идеальными для ребенка, особенно в начальной школе, считается стол с наклонной поверхностью 14-15 °. При этом обращайте внимание, чтобы внизу был специальный фиксатор, который не позволит тетрадям, ручкам и учебникам сползать со стола. Углы у школьной мебели должны быть закругленные, механизмы снабжены защитой от защемления пальцев. В точки зрения психологии предпочтение стоит отдавать светлым тонам окраски мебели.

Как правильно отрегулировать стол для школьника:

столешница письменного стола должна находиться на уровне солнечного сплетения, локти при опущенных вниз руках должны быть ниже поверхности стола на 5-6см, оптимальный размер столешницы – 60*120см. Что касается стула, то у него должна быть упругая спинка и немного выпуклой для обеспечения поддержки в поясничном отделе позвоночника. Сидение – вогнутое, благодаря чему вес тела ребенка и соответственно кровообращение будут распределяться равномерно по всей поверхности сидения, предотвращая онемение отдельных участков тела.

Расположение учебных принадлежностей.

В идеале все школьные принадлежности должны располагаться в одном месте. Часто столы для школьника комплектуются ящиками, куда можно сложить всю канцелярию. А учебники положить на полки, прибитые рядом со столом ребенка, или в шкафчик.

И еще. Не располагайте рядом с рабочим местом ребенка яркие предметы, которые могут отвлекать его от занятий. А после 40 минут сидячей работы делайте небольшую разминку по 5 минут, чтобы избежать гиподинамии.

Что можно посоветовать родителям, если их ребенок не может «усидеть» за уроками?

Большую роль в организации учебного труда школьника играет режим дня. Специальные исследования, проведенные в начальных классах, показали: у тех, кто хорошо учится, есть твердо установленное время для приготовления уроков, и они его твердо придерживаются. И, напротив, среди слабых учеников много таких, у которых нет постоянно отведенного для занятий времени.

Воспитание привычки к систематической работе начинается с установления твердого режима занятий, без этого не могут быть достигнуты успехи в учебе. Режим дня не должен изменяться в зависимости от количества уроков, от того, что интересный фильм показывается по телевизору или в дом пришли гости. Ребенок должен садиться за уроки не только в одно и то же время, но и на постоянное рабочее место. На столе все должно находиться на своих местах. Известный специалист по научной организации труда А.К.Гастев утверждал, что если рабочее место находится в полном порядке, то это уже половина дела. И рабочее место ученика должно быть таким, чтобы одним своим видом оно настраивало на работу, вызывало желание заняться учебным трудом. Надо так же всегда иметь под рукой стопку бумаги, чтобы не было надобности вырывать страницы из тетради. Возле стола желательно повесить (на расстоянии вытянутой руки) полку с учебниками, словарями, справочниками и другими необходимыми книгами. Перед глазами – календарь и расписание уроков. Не рекомендуется пользоваться тяжелыми ручками, так как увеличение ее веса даже на один грамм усиливает утомление.

Если жилищно-материальные условия не позволяют предоставить школьнику отдельный письменный стол и книжную полку, то все равно необходимо выделить ребёнку какое-нибудь постоянное место, чтобы он мог там держать свои книги и тетради.

Прежде всего, нужно обратить внимание на обстановку, в которой ребенок выполняет домашние задания. Духота и шум снижают скорость и эффективность в 3 раза и во столько же ускоряют утомляемость. На концентрацию внимания лучше всего влияет температура в комнате. Оптимальная концентрация достигается при

температуре 18-22t.

Памятка контроля по выполнению домашних заданий

Уважаемые родители! Контролируя выполнение домашних заданий, проявляйте терпимость и уважение к личности своего ребенка:

    Не сравнивайте его умения с умениями других детей.

    Не кричите, лучше определите причину отсутствия у ребенка умения выполнять заданное упражнение.

    Создайте условия для успешного выполнения ребенком домашнего задания.

    Не пытайтесь выполнить за своего сына или дочь домашнее задание, это сослужит им плохую службу.

    Поощряйте упорство и проявление характера в достижении цели.

    Требуйте от своего ребенка внимательного прочтения инструкций по выполнению учебных заданий, формулировки вопросов.

    Учите его детальному изучению содержания материалов учебника, справочных материалов, правил и инструкций.

    Развивайте его внимание и внимательность при выполнении домашнего задания.

    Хвалите ребенка за своевременно и качественно выполненное домашнее задание.

    Демонстрируйте его достижения перед другими членами семьи, братьями и сестрами.

    Для того, чтобы облегчить своему ребенку выполнение домашнего задания, покупайте ему энциклопедии, словари и справочные пособия по различным предметам, справочники на информационных носителях.

    Формируйте привычку доводить начатое дело до конца, даже если придется чем-то жертвовать.

    Покупайте своему ребенку логические игры, способствующие формированию усидчивости, терпения и ответственности.

    Не отмахивайтесь от вопросов ребенка. Этим вы усугубляете проблемы, связанные с подготовкой домашних заданий.

Памятка «Как приучить ребенка к самостоятельности в приготовлении уроков?»

1.Начните с предмета, который легче всего дается ребенку, и не отвечайте ни на один вопрос, обращенный к вам, пока задание не выполнено до конца. Посмотрите, есть ли оплошности, предложите поискать их самому. Старайтесь избегать слово «ошибка». Не высмеивайте «ошибки» своих детей.

2.Математика . Таблицу умножения повесьте над кроватью и учите по ней и умножать, и делить сразу. Опережайте школу, учите всю таблицу. Задачи учите читать и представлять. Если ребенок не может справиться с задачей, покажите, как это сделать на примере аналогичной задачи.

3.Чтение. Один раз ребенок читает сам. Потом он пересказывает вам прочитанное. Если неточно перескажет какое-то место, пусть читает еще. Так уходим от бессмысленных повторов. Обязательно читайте на ночь с ребенком книжки вслух, по очереди, а где возможно и по ролям.

4.Русский язык . При трудностях выполните все задания вслух, но не пишите в учебнике ни букв, ни слов. При письменном выполнении ребенок еще раз все вспоминает. Уйдите из комнаты, пока он не выполнит задание, не стойте за спиной.

5. Окружающий мир – не только по книге. Выпишите дополнительные журналы. Делайте оттуда интересные вырезки и подбирайте тексты. Это пригодится в 5 классе.

Памятка ребенку «Садимся за уроки»

    Садись за уроки всегда в одно и то же время.

    Проветри комнату за 10 минут до начала занятий.

    Выключи компьютер, телефон, телевизор. В комнате, где ты работаешь, должно быть тихо.

    Уточни расписание уроков на завтра. Проверь, все ли задания записаны в дневнике.

    Приготовь письменные принадлежности для занятий.

    Убери со стола все лишнее.

    Пришло время начать работу. Сядь удобно, открой учебник…

Выполнение домашних заданий зачастую связано с достаточно серьёзными сложностями. Школьники испытывают трудности, поскольку устают после уроков, стремятся скорее заняться своими делами, отдохнуть. Им тяжело сосредоточиться и взяться за очередную работу. Нелегко вновь начинать учиться уже дома, подходить к каждому заданию ответственно. Для успешных занятий требуется сила воли, усидчивость. Разумеется, сказывается усталость, а некоторые дисциплины сами по себе вызывают отрицательное отношение. Например, всегда тяжелее выполнять домашнюю работу по тем предметам, которые менее понятны. Самое главное в таких случаях – сосредоточиться, следовать алгоритму работы, продумать план занятий, рационально распределять время и не отвлекаться. Учитывайте ряд нюансов, помните рекомендации, чтобы быстро делать домашнее задание и не допускать ошибок. Тогда вы сами удивитесь результатам: оказывается, можно заниматься гораздо эффективнее, тратить при этом меньше времени.

Как добиться высокой скорости и грамотности при выполнении домашнего задания?
В первую очередь вам понадобится запомнить важное правило: торопиться нужно медленно. Не следует спешить, стараться как можно быстрее писать, читать, решать задачи. С таким подходом сразу резко упадёт качество работы, а на проверку и исправления уйдёт дополнительное время. Чтобы действительно повысить скорость, но при этом избежать недочётов, вам нужно тщательно распределять время, действовать целенаправленно и сосредоточенно, не отвлекаясь.
  1. Начните с составления графика ваших домашних занятий. Желательно, чтобы какое-то время учёбе вы уделяли каждый день, а не только непосредственно перед походом в школу. Если вы распределите нагрузку более равномерно, вам будет гораздо легче работать. Всегда учитывайте в вашем распорядке дня, что на уроки может уйти чуть больше времени, чем вы рассчитывали. Оставляйте запас от 30 минут до 1 часа. Старайтесь выполнить всё в срок, но и не забывайте, что данный запас у вас остаётся. Пусть длительность периода, выделенного на выполнение заданий, вас не пугает: когда вы привыкнете работать внимательно, по плану, у вас будет уходить времени заметно меньше, чем обозначенный срок.
  2. Учитывайте разные факторы, связанные с другими делами, работой, когда определяете время занятий. Желательно не садиться за уроки сразу после прихода из школы. Лучше выделите время на отдых, отвлекитесь от учёбы, перекусите. Хороший вариант – погулять на улице, немного заняться спортом. Если вы устали, остановитесь на пассивном отдыхе: почитайте книгу, посмотрите телевизор. Однако не устраивайте слишком длительный перерыв. Нормальное время для отдыха после школы – 1-1,5 часа. Иногда ученики предпочитают немного поспать, вернувшись из школы, но это не очень хороший выход. Таким образом вы будете сбивать себе режим, сон урывками обычно плохо влияет на организм. Если вам это необходимо, надо посоветоваться с врачом. Хороший вариант – достаточное время спать ночью, тогда вам не будет хотеться лечь, когда вы придёте домой.
  3. Помните, что залог хорошей работы – порядок во всём. Составив график занятий, всегда ему следуйте. Чтобы не забывать вовремя сесть за уроки, ставьте будильник. Также он вам пригодится для обозначения периодов работы, между которыми надо сделать перерыв, примерно 10 минут. Когда уроков задано много, не нужно для экономии времени делать всё подряд. Вам понадобятся перерывы для отдыха, желательно делать их каждые 35-50 минут. Их частота может зависеть и от характера работы: ориентируйтесь на своё состояние. Если работа фрагментарная (например, вы решаете задачи по физике или алгебре), но вы от неё утомляетесь, можно отдохнуть через 35 минут. Когда задание даётся вам легче, но само по себе требует длительного времени выполнения (например, написание сочинения), стоит сделать перерыв через 50 минут, но немного дольше отдыхать.
  4. Держите в строгом порядке все ваши вещи, школьные принадлежности, учебники и тетради. Тогда у вас всегда всё будет под рукой, вам не понадобится долго искать потерявшиеся предметы или заводить новые тетрадки. Обратите внимание, что сама обстановка начнёт создавать у вас рабочее настроение, когда вокруг всё стоит на своих местах.
  5. Приступая к занятиям, заранее позаботьтесь о тишине и спокойствии. Вас ничто не должно отвлекать: выключите телевизор, уберите в сторону любимые книги, журналы. Желательно выключить компьютер и телефон. Это поможет правильно делать домашнее задание, не затягивать работу.
  6. Создайте для себя максимально комфортные условия. Стол должен быть удобным, уберите с него все посторонние предметы. Выберите самый подходящий стул, обратите внимание на его высоту, соответствие столу. Старайтесь сидеть прямо, не нагибаться слишком низко к тетрадям. Если будете сгибаться, в такой позе вы гораздо быстрее почувствуете усталость, потому что увеличится нагрузка на позвоночник, спину. Не следует заниматься на диване, лёжа, поскольку это негативно влияет на зрение.
  7. Постепенно создавайте собственную «базу знаний». Обязательно сохраняйте свои записи, тетради, контрольные и письменные работы, конспекты. Всё это вам непременно пригодится. Даже если вы уже перешли в другой класс, не выбрасывайте бумаги: потом темы могут повторяться, многие из них тесно связаны между собой. Ведите записи, когда занимаетесь самостоятельно. Например, если какая-то тема или предмет вызывают у вас трудности, сами старайтесь восполнить пробелы: перечитывайте теорию, конспектируйте сложные места, выполняйте практические задания. Все эти материалы помогут вам освоить информацию, овладеть нужными умениями, а в дальнейшем вы сумеете, просто просмотрев старые записи, воспроизвести всё в памяти.
  8. Подумайте, в каком именно порядке лучше делать домашнее задание. Можно начинать с более простого, если вы не сразу погружаетесь в работу, вам тяжело сконцентрироваться. Когда вы быстро утомляетесь, следует приступать сначала к более сложным заданиям, а простые оставлять на последний период работы.
  9. Быстро делать домашнее задание вам поможет рациональное распределение времени, сосредоточенность и ответственное отношение. Не отвлекайтесь на другие дела – время пролетит быстрее, не ослабляйте внимание – вам не придётся долго исправлять недочёты.
Примерный план быстрого и правильного выполнения домашнего задания
  1. Составьте распорядок дня и всегда ему следуйте.
  2. Отдыхайте после школы. Можно погулять или просто посидеть дома.
  3. Держите в строгом порядке все вещи, тетради и учебники, школьные принадлежности.
  4. Поставьте будильник, чтобы не пропустить начало домашних занятий.
  5. Сосредоточьтесь и устраните все факторы, которые могут вас отвлечь: выключите телевизор, не общайтесь по телефону с друзьями.
  6. Делайте перерывы в занятиях, чтобы не переутомляться.
  7. Рационально распределяйте время: примерно рассчитайте заранее, на какие уроки сколько времени у вас будет уходить, учитывайте особенности школьного расписания, ваш уровень подготовки. Что-то можно отложить, сделать в выходные. Но основную массу уроков лучше делать сразу, когда вы пришли из школы, у вас свежи воспоминания, тему недавно объяснил учитель.
  8. Подумайте, с чего вам лучше начинать: с более лёгких заданий, или сложных.
  9. Работайте не спеша, чтобы избежать появления ошибок.
  10. Когда всё сделано, обязательно проверьте выполненную работу, постарайтесь найти и исправить недочёты.
Занимайтесь тщательно, по графику, не отступая от плана, делайте перерывы, ответственно относитесь к каждому заданию, даже если оно кажется лёгким, всегда перепроверяйте ваши работы. Тогда вы будете правильно делать домашнее задание, тратить на это меньше времени.

Домашняя работа - это особый вид

самостоятельной работы, он происходит без
непосредственного руководства учителя, поэтому
нуждается в создании необходимых условий для
успешного его выполнения.
На домашнюю работу учащихся возлагаются
важные функции обучения, воспитания и развития.
В расчете на какого ученика давать домашнее
задание – на сильного, среднего или слабого? Чаще
мы даем домашнее задание с учетом на среднего
ученика.
Установлена закономерность 1: 6,
что означает, что если ориентироваться на слабого
или среднего, то сильный ученик выполнит домашнее
задание в 6 раз быстрее. Если ориентироваться на
сильного ученика, то слабый ученик потратит время в
6 раз больше, что, безусловно, будет сказываться на
занятости ученика и на его самочувствии.
Одно и то же задание для сильных может быть
легким, для слабых - трудным. Первые не тренируют
себя на трудном для них материале, вторые теряют
уверенность в своих силах. И в результате ни у тех, ни
у других не вырабатывается ответственного
отношения к тому, что задается на дом. Домашняя
работа эффективна только тогда, когда все дети
готовы к самостоятельному ее выполнению.
Одна из
главных
подрастающего поколения
самостоятельности мышления,
творческой деятельности.
-
задач воспитания
формирование
подготовка к
Разным ученикам

Основным
требуется разное время, разный объем, разные виды
и формы работы,чтобы овладеть программным
учебным материалом.
путем
осуществления данной задачи является дифференци-
рованный подход, который состоит в том, чтобы
учитывать тем или иным образом эту разницу. Он
необходим на всех этапах обучения: как на уроке, так
и в домашних условиях при выполнении домашних
работ. Любое домашнее задание должно выводить
школьника на более высокий уровень его
интеллектуального развития и самостоятельности
решений.
Дифференцированный подход к объему и
содержанию домашних заданийосуществляется с
учетом познавательных
возможностей и
особенностей учащихся.

При этом происходит закрепление знаний, умений
развитие логического мышления,
самоконтроля
и навыков,
формирование самостоятельности,
ответственного отношения к учебе.

Предлагая дифференцированные домашние
задания необходимо учитывать:
способность ребенка к учебной деятельности
(быстрое освоение учебного материала, глубину
его осмысления);
умение выражать свои мысли;
познавательную активность (проявление
интереса к знаниям);
организованность в работе (умение доводить
начатое дело до конца).

Исходя из индивидуальных особенностей детей,
задания подбираются так, что при подчинении
единой познавательной цели и одной теме они
отличаются разной степенью трудности.

Три группы (уровня) сложности: (учащиеся сами
выбирают вариант, или каждый вариант учитель
заранее предназначает определенной группе
учеников):

1. Выполнение домашних заданий, требующих
усвоения правил в пределах образовательного
стандарта изучаемых тем и получение оценки - 3-4;

2. Выполнение домашних заданий, требующих
выхода за пределы объема, требующих усвоения
правил, выходящих за пределы образовательного
стандарта и стимулирующих более высокую оценку -
4-5;

3. Выполнение домашних заданий, требующих
самостоятельных решений,
идей,
творческого подхода и стимулирующих высокую
оценку – 5.
находок,
Для 3 уровня можно использовать такие задания,
как:
задания на выявление закономерностей;
задания на развитие логики;
рассмотрение задач с лишними или
недостающими данными;
составление обратных задач, подобных заданий;

Разгадывание ребусов, головоломок,
кроссвордов;
составление предложений и текстов;
составление схем предложений;
составление загадок;
составление вопросов к тексту;
составление плана текста;
выполнение заданий, требующих
энциклопедических знаний;
Примеры дифференцированных заданий:
Русский язык:
1 группа учащихся - задания вида ЗВ_НОК,
СТ_РОНА, ЦВ_ТОК, СН_ ЖИНКА вставить
пропущенную согласную букву. (Это домашнее
задание связано с повторением и закреплением
правила, оценивается на «3» или «4», в зависимости
от выполнения и индивидуальности ребёнка)
2 группа учащихся - предложено вставить
пропущенную букву и найти проверочное слово. (Это

выполнения)

Необходимо придумать несколько слов на это
правило и составить с ними предложения на
определённую тему. (Оценивается на «5»)
Математика:
1 группа учащихся - задания вида: начертить
ломаную линию как в учебнике, узнать её длину. (Это


ребёнка)
2 группа учащихся - предложено начертить
ломаную, узнать её длину и выразить её в
миллиметрах и если можно в дециметрах. (Это
задание направлено на больший объем и умение
правильно и самостоятельно подобрать проверочное
слово, оценивается на «4» или «5», в зависимости от
выполнения)
3 группа учащихся - должны не только выполнить
предыдущее задания, но и подойти к нему творчески.
Необходимо начертить ломаную такой же длины, но с
большим количеством звеньев. (Оценивается на «5»)

Чтение:
1 группа учащихся – Прочитать выразительно
стихотворение К.Чуковского «Радость». (Это
домашнее задание связано с повторением и
закреплением правила, оценивается на «3» или «4», в
зависимости от выполнения и индивидуальности
ребёнка)
2 группа учащихся - Прочитать выразительно
стихотворение К.Чуковского «Радость», подобрать
рифму к словам:
- лягушка
- кошка
- мальчик
(Это задание направлено на больший объем и
умение правильно и самостоятельно подобрать
проверочное слово, оценивается на «4» или «5», в
зависимости от выполнения)

3 группа учащихся - должны не только выполнить
предыдущее задания, но и подойти к нему творчески:
придумать к словам рифму и сочинить с одной из
рифм короткое стихотворение (двустишие).
(Оценивается на «5»)

Эти задания способствуют развитию
способностей детей, углублению знаний. Выполняя
такие задания, учащиеся становятся субъектом
познавательной деятельности, которая воспитывает
инициативность (в данном случае выбор уровня),
самостоятельность в усвоении знаний, умений и
навыков, в развитии мышления, памяти и
творческого воображения.

удовлетворяют потребность учащихся в
тренировке, позволяют восполнить пробелы в
знаниях, дают возможность неуверенным ученикам
укрепиться в своих возможностях, сильным –
развить свои интересы до глубокой увлеченности,
тех и других учат самостоятельному познанию.

Когда же и как давать дифференцированное
домашнее задание?
Лучше всего домашнее задание давать детям до
окончания урока, когда внимание детей не так
рассеяно и силы не на пределе. Задание должно
сопровождаться чётким инструктажем учителя:
внимание может быть сосредоточено либо на
анализе его содержания, либо на анализе способа
выполнения или на его оформлении. Ученики
делают выбор и записывают задание в дневники.

за
Задача учителя активно наблюдать
обучающимися, чтобы они не привыкали выполнять
тот вариант домашних заданий, которые не требуют
интеллектуальных затрат, а всё время стимулировать
их мотивацию на успех, преодоление трудностей.



Рекомендуем почитать

Наверх