Все отзывы о спектакле. Спектакль заповедник Спектакль довлатов театр модерн

Водоснабжение 11.12.2023
Водоснабжение

Художник по свету -
Музыкальное оформление - Режиссер-педагог по речи - Вера Камышникова
Педагог по вокалу - Галина Гусева

В спектакле звучат романсы М. Глинки, А. Алябьева, И. Шварца, оркестр Рэя Кониффа, Фрэнк Синатра.

Сергей Женовач: «Сочиняя спектакль по «Заповеднику» мы все были очень воодушевлены, работали с азартом и интересом. Для нас встреча с таким писателем как Довлатов – событие. В его прозе заключена мощная театральная энергия, он очень сценичен, его диалоги хочется слушать, произносить, запоминать. В центре этой истории – писатель Борис Алиханов, который находится в состоянии внутреннего кризиса. Он бежит в заповедник, чтобы уединиться и переосмыслить свою жизнь. Это своего рода запой души.

Пушкин – соавтор нашего спектакля. Через Пушкина Борис Алиханов проверяет себя, правильность своих отношений, мыслей, поступков, воспоминаний. Он стоит на пороге новой жизни, перед выбором, который может или не может изменить всё. А поэзия Пушкина выводит эту историю на другой уровень. Важно, что Сергей Довлатов начал писать повесть в пушкинском заповеднике. А закончил ее уже в Америке, когда поступок был уже совершен.

В этом спектакле среди старожилов «Студии театрального искусства» (таких замечательных артистов, как Сергей Качанов, Анастасия Имамова, Ольга Калашникова, Катерина Васильева), дебютируют 11 выпускников «Мастерской Сергея Женовача» прошлого года (Александр Николаев, Лев Коткин, Дмитрий Матвеев, Даниил Обухов, Никита Исаченков, Александр Медведев, Дарья Муреева, Мария Корытова, Варвара Насонова, Елизавета Кондакова, Екатерина Копылова). Хотя часть этих молодых артистов уже заняты в текущем репертуаре, «Заповедник» — это их первая самостоятельная работа. С этими ребятами мы связываем наши надежды».

Дорогие зрители, просим вас обратить внимание, что в спектакле полностью сохранен авторский текст, в котором присутствует ненормативная лексика!
В спектакле содержатся сцены курения.

В 2018 году Сергей Женовач стал лауреатом театральной премии газеты «Московский комсомолец» за« Лучший спектакль» (спектакль «Заповедник») ; Сергей Качанов- за « Лучшую мужскую роль» (спектакль «Заповедник ») ; Александр Боровский - как« Лучший художник» (спектакль «Заповедник ») . Также в 2018 г. Александр Боровский стал лауреат театральной премии «Хрустальная Турандот» за «Лучшую сценографию» (спектакль «Заповедник ») .

Запрещено для детей

Спектакль идет 3 часа 30 минут с одним антрактом.
БИЛЕТЫ: от 700 до 6000 р.

Начало спектаклей в 19.00.

kagury.livejournal.com

отзывы: 127

оценки: 127

Начиналось все прекрасно. Даже лишние билетики просили, как в старые добрые времена. А в фойе стояла большая бочка с "вином виноградным" (в котором мы опознали что-то типа ркацители) и совершенно прекрасной наливальщицей оного. Атмосфера вполне была создана и в зал мы вошли, полные предвкушений и ожиданий. Кстати, зал в этом театре совсем небольшой в ширину, но зато довольно вытянутый. У нас был один из последних рядов, и несмотря на это, видно было отлично.

Декорации оказались лаконичны - темнота и два мостика: один поперек - в стиле Михайловского/Тригорского, другой -дощатый и уходящий вдаль. Перед мостом плескалась вода. На мост вышел из темноты человек, дошел до конца, лег и выдержал паузу, достойную Станиславского. Потом достал из воды бутылку с водкой, открыл и повторил паузу на бис. Вообще, что в этом спектакле однозначно удалось - это паузы. Потому как в остальном, мы увы, с режиссером ни совпали от слова совсем.

Во-первых, главный герой. Который как бы альтер эго Довлатова. Мало того, что он существенно старше своего прототипа, это еще можно простить, предполагая взгляд на прожитую жизнь с высоты лет (хотя, насколько я помню, Довлатов не дожил даже до 50-ти, так что сомневаюсь, что такой разрыв в возрасте в данном случае это хорошая идея). Но это альтер эго, простите меня, редкий зануда. А это уже никак не Довлатов. Тексты которого обаятельны, даже когда печальны и язвительны, а язвительны они редко и это точно не про Заповедник. Здесь Довлатова нет совсем. Увы. Есть печальный стареющий человек, погруженный в депрессию и постоянно пьющий. Постоянно! Который не раскрашивает своим присутствием жизнь окружающих, а погружается в трясину уныния вместе с ними.

Во-вторых, атмосфера. Вот за что я люблю прозу Довлатова - так это за легкий взгляд на жизнь, улыбчивость и дружелюбие. Он даже про Зону пишет тепло и с юмором. Что уж говорить про Пушгоры. Которые - очаровательный заповедник не только в прямом, но и в переносном, конечно же, смысле. И в этом самом переносном смысле его очарование никоим образом не растрачивается, а впитывает в себя оба слоя. Пушкинский и современный Довлатову. Подшучивая и иронизируя над обычаями и обитателями Пушкинских гор, Довлатов о времени работы в Заповеднике отзывается очень добродушно. В спектакле ничего этого нет. Нет иронии, нет юмора, нет тепла. Вроде и текст довлатовский, но настолько не те интонации, не те акценты, что даже те же самые шутки, вроде и смешные, но и они - не те.

Конечно, можно говорить о том, что режиссер пытался создать два плана - этот мостик и тот. Которые не пересекаются. Здесь - реальная приземленная жизнь простых людей, там - "возвышенные" мечты романтических дев от 18 и старше, иллюзии, романсы и прочая "интеллигентная чепуха". Что уход в темноту - это каждый раз уход в новую темноту. Что это спектакль не про Заповедник, который книга, а про Заповедник - который страна, и т.д. и т.п. Но проблема в том, что вот это вот все вышеперечисленное, это, наверное, и умно, и многогранно, и в чем-то изысканно даже (ах, эта кинематографичная черно-белость), но это - не Довлатов! Возможно, это Женовач, именно его "запой души", Довлатову лишь приписанный. Потому что атмосфера никак не из 70-х. Атмосфера из 90-х.

В-третьих, меня несколько покоробило то, что пушкинские слова перепели с каким-то заведомо пренебрежительно-презрительным оттенком, перевели на уровень стеба. Абсурд был бы понятен, забавен и, пожалуй, уместен и даже естественен в данном контексте, но стеб, простите, нет.

И, наконец. Я люблю Довлатова. И Пушкина. И Заповедник во всех его ипостасях - и реальной, и книжной. Но 3.5 часа - в данном конкретном случае, это очень долго. Потому что статично, и недвижимо, и к сожалению (не думала, что когда-нибудь скажу это про спектакль по Довлатову), скучно.

В общем, не мой спектакль совсем. Увы. :*(

Владимир Рыбников

отзывы: 144

оценки: 144

Проза Сергей Довлатова, по большой части ушла в прошлое и интересна наверное только авторам книг изучающих жизнь в советском союзе и издающих весьма приличные книжки об этом, в издательстве новое литературное обозрение, ну и наверное еще некоторому количеству пенсионеров, умеренно употреблявших алкоголь в советской время и по сей причине доживших до наших дней. Остальным же зрителям спектакля страдания Сергей мало понятны. Водку ныне у нас пьют существенно меньше, а уж у образованных людей алкоголизм совсем уж исключение, пьяницами типа Довлатова остались лишь в среде пожилых чиновников (ну вот господин Лесин перед смертью неделю пьяный по американскому отелю ходил), или артистов типа Ефремова младшего. Проблема эмиграции давно уже малозначительна, жесткие взаимоотношения народов Кавказа, русских интересуют ныне совсем мало, это скорее уже турецкие проблемы, Вена непропорционально крупный город для странной страны склеенной из разных зон оккупации, ругается матом в основном лишь Артемий Лебедев, плюс нынешний доступ к любым книгам и странам делает Заповедник совсем уж скучным спектаклем, не вызывающим зрителей никаких чувств кроме сонливости, как защиты от хронофагического характера представления. Очень жаль молодых актеров принятых в этом году в студию. Курс был очень сильный, спектакли они будучи студентами выпускали интересные, а здесь стоят на мостиках и разыгрывают этюды для первокурсников, время для них двинулась назад. Сергей Женовач последние годы выбирает для своих спектаклей увы совсем неудачный материал. Надеюсь, что с Тремя сестрами дела будут обстоять куда лучше нежели с забытым Довлатовым, Чехов у Женовача обычно очень, и очень неплохой выходит. Ну и вновь принятым ребятам, надо бы дать поставить, что то свое, пока они молодые и полны энтузиазма. Быть может стоить отойти от стиля один режиссер, один художник и внести в жизнь студии новые формы и молодых женщин режиссеров.

Мадикен К

отзывы: 72

оценки: 72

Театр СТИ и постановки Женовача я люблю давно. Не все они легкие, зачастую тягучие, дотошные и неторопливые, построены на игре свето-тени, такие черно-белые спектакли… «Заповедник» не стал исключением. Лейтмотивом его стала известная фраза из одноименной повести Сергея Довлатова: "...Цензура вызывает у меня алкогольный протест!.. ". Этот алкогольный протест зрители наблюдают с первой минуты спектакля. Главный герой, которого исполняет Сергей Качанов, сидит на мостках у реки, думает, пьет и рассказывает, думает, пьет и рассказывает... Но вот беда, темп и неторопливость его рассказов затянуты и скучны. Я не знаю, как это получается, потому что авторский текст трепетно сохранен. Но почему-то из него пропадают легкость, шутки, искорки смеха, забавные интонации. Это, пожалуй, единственный минус спектакля. Во всем остальном, - хорошо. Во второй части наконец-то встречаются смешные моменты. Юные и одинокие работницы Заповедника, без памяти влюбленные в Пушкина, потрясающе поют акапелла и читают Пушкина.
Неожиданные статические декорации, главным фантастическим элементом которых является река, - мутноватая заводь, в которой плавают пустые бутылки, старые этикетки, пожухлые листья и прочий мусор. В реку можно опустить ноги, а можно достать со дна припрятанную и охлажденную очередную бутылочку… Главное не упасть и не пропасть в ней от беспробудного пьянства. Кроме реки бросается в глаза разделение пространства на два непересекающихся мостика, - наш «приземленный» мир и «возвышенный» мир Пушкинского Заповедника.
Актер Сергей Качанов отдаленно напоминает Довлатова. Вот только кожаный пиджачок ему великоват, да дородности и роста не хватает. Но мне показалось, что что-то в этом есть. Ходившая со мной на спектакль подруга даже засомневалась, а профессиональный ли актер перед нами. Настолько неожиданным оказался для нее и сам образ, и актерская игра.
СТИ, как обычно, уделяет внимание атмосфере. Перед спектаклем в фойе красовалась елочка, наряженная мини бутылочками с водкой. И непонятно где найденная яркая бочка с надписью «Сухое вино виноградное». Вино наливали в граненые стаканы, подготавливая зрителя к «запою души», по словам Женовача:)

Tatyana Lipina

отзывы: 53

оценки: 52

В первый раз побывала в Студии театрального искусства под руководством Сергея Женовача, про которую слышала много восхищенных отзывов, в частности и от подруги, с которой вместе пришли на спектакль «Заповедник» по повести С.Довлатова. Книгу я читала очень давно, и специально не стала перечитывать, чтобы ничто не мешало восприятию. Но, видимо, где-то глубоко что-то существовало, и вошло в некоторое противоречие с тем, что я видела на сцене. Возможно, вся причина в главном герое писателе Борисе Алиханове в исполнении Сергея Качанова. Играет он хорошо, но, к сожалению, это совсем не мой Довлатов, и окончательно поняла я это, когда сейчас перечитала повесть.
И вообще все первое отделение меня не очень впечатлило. Сюжет пересказывать не буду, скажу только, что в спектакле 2 действия: мужское и женское. В «мужском» - разговоры о душе, писательстве, выпивка и скабрезности. В «женском» главная проблема - где в Заповеднике найти мужчину – обсуждается и решается на фоне поверхностного в прямом и переносном смысле повального увлечения Пушкиным: его портреты находятся на любых свободных поверхностях, а мерилом отношения к поэту служит вопрос: «За что вы любите Пушкина?», на который ожидается однозначно плоский ответ. В «женском» отделении действуют экскурсоводы, методисты и остальной штат Заповедника, довольно милые, но несколько жалкие барышни. Здесь же появляется жена писателя Татьяна в исполнении Катерины Васильевой. Второе отделение мне понравилось намного больше, как-то живее оно было, и водки меньше)
Правда, несколько меня смущала разница в возрасте Бориса и Татьяны. Возможно, это задумка показать как бы два плана жизни Бориса: в Заповеднике и после, когда он осмысливает все происшедшее.
В спектакле много Пушкина, его стихов, романсов, недаром его имя тоже стоит в авторах «Заповедника».
А в фойе тоже все подготавливает к спектаклю: елка с водочными бутылочками вместо игрушек и колоритная дама, продающая вино.
Возможно, это действительно разное восприятие творчества писателя, зал долго хлопал и слышала, что люди были восхищены увиденным. Я надеюсь попасть на другие спектакли в этот театр, чтобы понять, почему он так нравится зрителям.

Очень жизненный, трогательный, глубокий и бесконечно философский спектакль До+вла=тов предлагают посмотреть жителям и гостям столице. Постановка при всей своей серьезности, а иногда даже печальности, увлекает с первых минут и смотрится на одном дыхании. Основой для спектакля послужили три повести С. Довлатова «Зона», «Компромисс» и «Заповедник». Это биографические сочинения, через которые мы можем узнать о жизни писателя, его желаниях и переживаниях.

Главные роли в спектакле исполняют студенты: когда-то постановка была дипломной, но получилась настолько сильной, что вошла в репертуар театра. Режиссер Р. Овчинников хорошо знаком театральным зрителям по пронзительным, глубоким и даже эпическим постановкам. В этой своей работе он превзошел самого себя, а билеты на спектакль До+вла=тов убедят вас в этом. Он сказал, что его представление будет интересно всем тем, кто способен к сопереживанию и чувствует дыхание времени. Три произведения, взятых за основу, на сцене превращаются в гармоничный биографический рассказ. Сначала С. Довлатова отчисляют из института, и он идет работать надзирателем на зону, потом он оказывается в Эстонии, где служит журналистом. Позже он становится экскурсоводом в одном из музеев и живет с мыслью о том, что от эмиграции ему не уйти.

Страну ему покидать не хочется, но иного выхода, кажется, нет. Это большой моральный груз, который артисты умело передают на сцене с помощью слов и движений. Постановка вышла очень сильной, она заставляет задуматься над некоторыми вехами нашей историей, о людях, которые это все пережили. Спектакль будете интересен широкой аудитории зрителей, особенно молодому поколению, которое знает о советском периоде только лишь по рассказам родителей и по параграфам в учебниках.

Если вы хотите подготовиться к просмотру одного из самых ожидаемых фильмов года "Довлатов", или просто поразмышлять на вновь актуальную тему отъезда из страны, или вспомнить Пушкина, но так, чтобы без пафоса, а по-свойски, вам самое время пойти на новый спектакль Студии театрального Искусства (СТИ) "Заповедник".

Просто так туда не попасть - билеты раскуплены надолго вперед. В январе играют еще два раза - 19-го и 28-го числа, несколько раз в феврале, далее - следите за афишей. Но и на афише, и в программке, задавая вектор, сразу написано, что это - инсценировка режиссера Сергея Женовача, он же - худрук СТИ, по мотивам повести Сергея Довлатова "Заповедник". И в авторах значится не только Сергей Довлатов, но Александр Пушкин, что логично. Ибо каждый, кто знаком с книгой "Заповедник", представляющей собой некий художественный дневник и рассказывающей в остроумной форме о том, как писатель Довлатов подвизался поработать в Пушкинских горах в Псковской области, при словах "Любите ли вы Пушкина?" рассмеется, не объясняя причин. Читатели Довлатова поймут.

Что интересно - просто перечитать довлатовский "Заповедник" - займет менее часа. Новый спектакль длится три с половиной часа, с одним антрактом. В нем нет модных нынче сценических экранов и спецэффектов. На сцене все просто и сводится к формуле - мосты и подмостки. Два деревянных моста плюс воображаемая река. В этой "воде" спрятано столько бутылок, что можно было бы пошутить на тему, что в спектакле водка течет рекой, но это уже дело фантазии зрителя.

Можно, например, нафантазировать, что зрительный зал хотелось было на этой постановке организовать по другому. Не то, чтобы столики поставить, но в первом отделении хочется огурцов, во втором - яблок. Однако авторы ограничились бочкой сухого виноградного вина - оно в лучших советских традициях продается в фойе.

Два отделения спектакля можно было бы условно разделить на мужское и женское. В первом перед зрителем разыгрываются знакомые многим истории Михал Иваныча Сорокина, ленинградских экскурсоводов (Лев Коткин в роли гения Володи Митрофанова - одно из самых сильных мест спектакля), Валерия Маркова (рассказывают, что реальный Марков, когда прочитал довлатовский "Заповедник", расплакался и произнес фразу "А ведь мы с ним столько пили"). Толик-сосед тут же присутствует.

Во втором на первый план выходят "заповедные девушки" - методист Марианна Петровна, Аврора ("Как вас зовут?" "Аврора". "А я - "Танкер "Дербент"), хранительница "музэя" Виктория Альбертовна, экскурсовод Галя, учительница Натэлла... И туристка, которой достались все самые выигрышные реплики - про дали и том, что мужчин - мало и многие девушки уезжают, так и не отдохнув. Девушки много читают Пушкина, и на все голоса поют романсы. Ощущение того, какие таланты бытуют в русской глубинке - непередаваемое. Весь этот "театр имени Пушкина" смешит и расстраивает одновременно.

На фоне этого развивается семейная история писателя Довлатова, по поводу которой он очень переживает, отъезд из СССР его жены Татьяны (актриса Екатерина Васильева) и дочки Маши - ее в постановке нет. И в начале, и в конце фоном звучит песня Нью-Йорк, Нью-Йорк в исполнении Фрэнка Синатры, словно предвещая перемещение в то место, где в конце концов Довлатов и окажется.

Смотреть этот спектакль не то, чтобы очень легко. Да, смешно и радостно слышать фразы и рифмы человеку, который многие из них знает наизусть. Однако сама постановка требует внутренней работы, потому что режиссер Сергей Женовач вложил в нее не просто много текстов (и каких(!)), но и большое количество смыслов. И переводя все это на язык сегодняшнего дня, многое воспринимаешь, словно находишься в своеобразной "дополненной реальности". Вот, например, довлатовские размышления о том, что художник не примыкает ни к какому лагерю. "Больше всего меня заинтересовало олимпийское равнодушие Пушкина. Его готовность принять и выразить любую точку зрения. Его неизменное стремление к последней высшей объективности. Подобно луне, которая освещает дорогу и хищнику и жертве. Не монархист, не заговорщик, не христианин - он был только поэтом, гением и сочувствовал движению жизни в целом". Как не перенести на день сегодняшний, когда общество снова раскалывается и ведутся споры о том, на какой стороне должен быть творец.

В СТИ есть удивительный спектакль по Венечке Ерофееву "Москва - Петушки" - один из лучших в столичном театральном пространстве. И значительная часть успеха этой постановки в том, как верно подобран исполнитель главной роли. Алексей Вертков за роль Венечки Ерофеева "коронован" "Золотой Маской", и не зря. Даже, если бы он ничего больше не сыграл, одной этой работы хватило бы на целую актерскую карьеру. Явно перед тем, как заявиться с "Заповедником", перед режиссером и командой стоял вопрос выбора главного героя. Причем не меньший, чем перед кинорежиссерами Алексеем Германом-младшим - он долго искал Милана Марича, и Станиславом Говорухиным, который свой фильм "Конец прекрасной эпохи" снимал по мотивам повести Сергея Довлатова "Компромисс".

У Говорухина роль писателя играет Иван Колесников - актер, похожий внешне, но в силу тогдашней молодости еще не наполненный "довлатовскими смыслами". У Женовача главного героя играет заслуженный артист России Сергей Качанов. Ему не впервой играть писателей. Есть в его послужном списке, например, роль Маяковского, сыгранная во времена, когда артист работал в театре-студии "Человек". В спектакле "Заповедник" он - старше всех остальных исполнителей, из-за чего выглядит писателем, который словно вспоминает, что был в его жизни такой период - работа в Пушкинских горах, присутствовали все эти люди... Но все это было давно, и унеслось по реке времени.

При просмотре этого "Заповедника" вспомнился спектакль Псковского Академического театра драмы имени А.С Пушкина "Человек, обреченный на счастье". В образе Сергея Довлатова там предстает актер Всеволод Цурило. Спектакль этот играли прямо в том самом "Заповеднике" на "Довлатов-Фесте", что вот уже несколько лет проходит в сентябре. И, наверное, если бы на очередной Довлатовский фестиваль в Псковскую область приехала со своим спектаклем "Заповедник" СТИ - это было бы правильно. Тем более что в программке особой благодарности удостаивается потрясающая женщина - Наталья Рясенцева, экскурсовод Дома-Музея Сергея Довлатова как раз в тех местах. Она рассказывает столько интересного, что еще не на одну постановку хватит. А если еще при этом по-новому услышать Пушкина...



Рекомендуем почитать

Наверх