Мощи святых (результаты вскрытий) – Проповеди – Re@ligion. Для всех и обо всем Изъятие мощей

Растения, цветы, газоны 27.11.2023
Растения, цветы, газоны
Вскрытие мощей св. Александра Невского. Фото с сайта Православие.Ru. Вскрытие мощей , кощунственная кампания по вскрытию, изъятию и ликвидации святых мощей в - конце 1920-х годов, являвшаяся частью масштабного плана советской власти по ослаблению и дискредитации Русской Православной Церкви , по формированию в народе путем «разоблачений» недоверия к священнослужителям, по искоренению почитания святых мощей, которые рассматривались большевиками как «орудие для затемнения сознания трудящихся» , а также как средство извлечения доходов храмами и монастырями.

Эта кампания шла в русле реализации декрета от 23 января 1918 г. «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» , для проведения которого в жизнь был создан Ликвидационный V (позже VIII) отдел Народного комиссариата юстиции (НКЮ) РСФСР во главе с П. А. Красиковым . Заняла центральное место в программе мер общегосударственного уровня, направленной на выполнение установки VIII съезда РКП(б) (1919) о «полном отмирании религиозных предрассудков» и Церкви.

Толчком для кампании стало известие о разгроме красноармейцами осенью года Троицкого мужского монастыря в Олонецкой губернии, построенный ещё самим преподобным Александром Свирским , хранившиеся в нем его мощи объявили «восковой куклой» . Вскрытие сопровождалось глумлением над мощами, изъятием серебряной раки.

16 февраля года Коллегия НКЮ приняла первое постановление об организованном вскрытии мощей; в нем указывалось, что следует предоставить инициативу местам. Вскрытие мощей объяснялось советской властью «требованиями трудящихся, красноармейцев...» . Для вскрытия мощей создавалась комиссия в составе представителей исполкома, райкома партии, ЧК, врача, духовенства и др. При скоплении публики вскрывалась рака, с мощей снимались облачения. В оскорбляющем верующих виде мощи выставлялись в храме в целях «раскрытия обмана» . В публиковавшихся в центральных и местных газетах протоколах вскрытия внимание акцентировалось на таких, по представлению членов комиссий, отталкивающих верующих деталях, как «почерневшие кости» , «отсутствие останков» , «пыль» , «труха» . Нередко на вскрытие приглашался фотограф. Но часто даже такой «порядок» вскрытия грубейшим образом нарушался.

С начала года вскрытие мощей происходило повсеместно: 28 января года - свт. Тихона Задонского , 3 февраля - свт. Митрофана, еп. Воронежского и Елецкого и др. Опасаясь паломничества, в ряде случаев вскрытые мощи перевозили в местные музеи. Так, в году мощи прп. Феодосия Тотемского из Суморинского Преображенского мужского монастыря перевезены в Вологодский музей.

В ответ на вскрытие мощей верующие направляли протесты и ходатайства на имя председателя ВЦИК. На эти просьбы органы власти отвечали отказами и разъяснениями, что мощи не признаются богослужебными предметами и, следовательно, не могут быть оставлены у «частных лиц для эксплуатации народных предрассудков» .

Надругательство над религиозными чувствами верующих вызвало волну антиправительственных выступлений по всей России. Столкновения произошли, например, в марте года во время вскрытия мощей прп. Саввы Сторожевского в Саввином Сторожевском мужском монастыре близ Звенигорода и в других местах. Возмущение и негодование верующих вызвало вскрытие мощей прп. Сергия Радонежского в Троице-Сергиевой лавре в апреле года. Кощунственный акт властей привлек к мощам прп. Сергия Радонежского и Саввы Сторожевского большое число верующих. С целью воспрепятствовать осквернению святынь свт. Тихон, патриарх Московский и всея Руси, неоднократно направлял письма руководителям Советской России. В письме от 10 мая года председателю Совнаркома В. И. Ленину (Ульянову) патриарх настойчиво просил оставить мощи прп. Сергия Радонежского в Троице-Сергиевой лавре и «возвратить верующим свободу почитания священных останков Преподобного Сергия...» . Но власть продолжала разворачивать кампанию по вскрытию мощей, которая сопровождалась закрытием монастырей.

30 июля года Совнарком принял постановление «О ликвидации мощей во всероссийском масштабе»; циркуляром НКЮ от 25 августа того же года предписывалась полная ликвидация мощей, передача их в музеи; «в случаях обнаружения шарлатанства, фокусничества, фальсификаций и иных уголовных деяний» отделы юстиции должны были возбуждать «судебное преследование против всех виновных лиц» . Это дало повод для новых гонений. Так, 1 ноября года Новгородский ревтрибунал осудил Тихвинского епископа Алексия (Симанского) , будущего патриарха Московского и всея Руси, на заключение в концлагерь на 5 лет по обвинению «в подлогах и обмане» в связи с имевшим место в марте года «освидетельствованием» мощей в новгородском Софийском соборе . «Обман и подлог» заключались в том, что еп. Алексием были удалены из рак «предметы фальсификации нетления» (искусственные цветы, вата для раздачи богомольцам, которая почернела и была негодной, а также лишние пелены).

По официальным сведениям, опубликованным в журнале «Революция и Церковь», с осени по осень года произведено 63 публичных вскрытия мощей. Помимо этого, позднее, были вскрыты мощи свт. Алексия в Чудовом мужском монастыре весной 1919 года, Белгородского и Обоянского свт. Серафима Саровского 17 декабря 1920 года. Мощи последнего, несмотря на массовые протесты верующих, оставили обнаженными для обозрения. В - годах некоторые из вскрытых властью нетленных мощей перевезены в Москву на выставку, организованную Народным комиссариатом здравоохранения.

К году публичные вскрытия мощей почти прекратились, но во время изъятия церковных ценностей при отобрании у Церкви серебряных рак и ковчегов производилось множество неофициальных вскрытий, зачастую без надлежащих протоколов. Так, в марте в связи с изъятием серебряной раки в Андрониковом мужском монастыре вскрыты мощи прп. Андроника Московского и прп. Саввы, игумена Спасского . Несколько раз в 20-х гг. вскрывались мощи св. прав. Симеона Верхотурского . Последние публичные вскрытия мощей состоялись в конце 20-х - начале 30-х годов. К делу о вскрытии мощей св. блгв. кн. Анны Кашинской в году был приурочен громкий антирелигиозный судебный процесс.

Мощи некоторых святых (прп. Серафима Саровского и др.) перевезли в Центральный антирелигиозный музей, открывшийся в году в Страстном женском монастыре в Москве , а после сноса обители - в Музей истории религии и атеизма (находился в закрытом Казанском соборе в Ленинграде). Некоторые св. мощи в годы гонений скрывались верующими и лишь недавно переданы в храмы и монастыри (например, глава прп. Саввы Сторожевского). В конце 1980-х - начале 1990-х гг. некоторые изъятые в музеи мощи русских святых возвращены Русской Церкви . Так, в году идентифицированы и возвращены Церкви мощи прп. Серафима Саровского и свт. Иоасафа Белгородского. Судьба многих св. мощей, изъятых из храмов в советскую эпоху, до сих пор неизвестна. Возможно, часть была ликвидирована или захоронена, другая часть до сих пор находится у верующего населения.

Литература

  • Архивы: ГЛРФ. Ф. 130. Оп. 3. Д. 208; Оп. 4. Д. 206; Оп. 6. Д. 330; Ф. 1235. Оп. 7. Д. 13; Ф. 5263. Оп. 1. Д. 55.
  • «У святых Отцев» // Изв. ВЦИК. 1918. № 270. 10 дек. С. 3;
  • Семашко Н. Л. Вопрос о «мощах» с науч.-метод. точки зрения // Революция и Церковь. 1919. № 1. С. 16-17;
  • Хроника VIII отдела // Там же. 1919. № 1. С. 42; № 2. С. 44; № 3-5. С. 64; № 6-8. С. 110-111;
  • Горев Мих. Вскрытие мощей Тихона Задонского и Митрофана Воронежского // Там же. 1919. № 2. С. 9-28;
  • он же. Троицкая лавра и Сергий Радонежский // Там же. 1919. № 3-5. С. 17-28;
  • он же. «Под спудом» // Там же. 1919. № 3-5. С. 28-32;
  • он же. На «вскрытии» // Там же. 1919. № 6-8. С. 50-58;
  • Красиков П. Религ. хитрость // Там же. 1919. № 2. С. 23-25;
  • Протокол вскрытия // Там же. 1919. № 6-8. С. 58-60;
  • Донесение троицких монахов Патр. Тихону о вскрытии «мощей» // Там же. 1919. № 6-8. С. 60;
  • Циркуляр Наркомюста губисполкомам о ликвидации мощей // Там же. 1919. № 6-8. С. 124-125;
  • Семеновский [П. С.] Данные науки о мумификации трупов // Там же. 1920. № 9-12. С. 35-44;
  • Церковники и их агенты перед нар. революционным судом // Там же. 1920. № 9-12. С. 45-53;
  • Отчет VIII (ликвидационного) отдела НКЮ VIII-му Всероссийскому съезду Советов // Там же. 1920. № 9-12. С. 72-82;
  • Ликвидация мощей Иоасафа Белгородского // Там же. 1920. № 9-12. С. 106.
  • Мощи: Сб. мат-лов, док-тов и разоблачений / Под ред. В. Рожицына. X., 1922. С. 167;
  • Козлов В. Ф. Судьбы мощей рус. святых // Отечество: краеведч. альманах. М., 1991. Вып. 2. С. 136-159;
  • «Непобедимые супротивными силами»: Судьба св. мощей рус. угодников Божиих в XX в. / Публ. Н. Ю. Лазаревой // Дан. Благ. 1998. Вып. 9. С. 20-35;
  • Кашеваров Л. Н. Церковь и власть. СПб., 1999. С. 219-276.

Видео

Документальный фильм Вскрытие мощей прп. Сергия Радонежского. // Коллекция Эдварда Радзинского (2012 год)

Использованные материалы

  • В. Ф. Козлов. Вскрытие мощей. // Православная Энциклопедия. Том 9, стр. 719-721

Редакция текста от: 02.03.2014 14:24:00

Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

На протяжении 1918 года христиане Звенигорода и окрестных селений в тревожном ожидании говорили о предстоящем вскрытии святых мощей прп. Саввы Сторожевского. В течение года во внутреннюю жизнь обители неоднократно грубо вмешивались большевики, в частности, уроженец соседней монастырю деревни Ягунино 27-летний комиссар Константин Макаров. Рабочий Путиловского завода, он прибыл в Звенигород организовать сельский совет с полномочиями Совета народных комиссаров и был назначен комендантом монастыря для того, чтобы взять на учет ценности обители. Разумеется, всем было ясно, что если большевики войдут в монастырь хозяевами, то лишат его главной святыни – мощей прп. Саввы.

15 мая 1918 года Макаров в сопровождении других лиц явился в монастырь под предлогом конфискации хлеба и описания имущества. Он потребовал у наместника ключи. Крестьяне шумно выражали недовольство происходящим. Ситуация все более выходила из-под контроля; началась драка, в результате которой Макаров был убит, его спутники изранены, один из них позже скончался от побоев. По рассказам местных жителей, смерть комиссара была мучительной. Страшно избитый, он был сброшен в мелкий пруд под монастырем и, казалось, утонул, но через некоторое время снова показался из воды, бросил последний взгляд на обитель, широко перекрестился и упал в воду. Так местное предание приписывает Константину Макарову покаяние в последние минуты жизни.

14 февраля 1919 года было опубликовано постановление Народного комиссариата юстиции об организованном вскрытии мощей в Советской России. Через месяц, 17 марта, были вскрыты святые мощи прп. Саввы Сторожевского. Все было тщательно подготовлено; за две недели организационная группа осмотрела все помещения, входы и выходы монастыря. В день вскрытия у ворот, на колокольне и по крепостным стенам были расставлены вооруженные люди. Тем временем в Звенигороде собрался уездный съезд Советов рабочих и крестьянских депутатов. Постановлением съезда было вскрытие мощей в монастыре. Приняв решение, все, кто участвовал в заседании съезда (около ста человек), отправились пешком в обитель. Большевики шумно вошли в храм, где на литургии молились несколько монахов и прихожан. Один из безбожников громко объявил о предстоящем вскрытии и потребовал сократить службу.

«Я в это время был в келье, – вспоминал игумен Иона, – и двое меня вызвали. А около паперти собрана была толпа» Государственный архив Российской Федерации. ФА-353, оп. 4, д. 391, л. 53 об. . Дождавшись, когда в храм подошел наместник о. Иона и собралась вся старшая братия, большевики потребовали приступить к вскрытию раки. Наместник Иона велел одному из иноков принести большое серебряное блюдо, на которое придется складывать косточки. Предчувствуя поругание святыни, о. Ефрем призвал большевиков почтительно отнестись к останкам Звенигородского Чудотворца, но его грубо прервали криком: «Замолчи! Довольно обманывать народ!» Голубцов С.А. Московское духовенство в преддверии и начале гонений. М., 1999, с. 60. . Иноки открыли покров и начали разоблачать святые мощи. Косточки были зашиты в схиму и мантию, которые пришлось распороть. По воспоминаниям одного участника вскрытия, «старший монах не допустил к раке, сам брал кости, целовал и передавал врачу звенигородской больницы, и тот всенародно объявлял, какая это часть скелета» Архив Звенигородского музея. Оп. 1, д., 138. . По просьбе настоятеля врач складывал косточки на принесенное ранее серебряное блюдо. После вскрытия игумен Иона внес святые мощи на блюде в алтарь, за ним в алтарь вошли несколько большевиков, где также позволили себе оскорбительные высказывания и действия. Когда святые мощи вынесли из алтаря и вновь положили в раку, безбожники сами разложили их так, «чтобы посмешнее выглядели» Вострышев М.И. Патриарх Тихон. М., 1995, с. 141. , при этом строго запретив что-либо в раке трогать. Когда духовника обители иеромонаха Савву После закрытия Саввино-Сторожевского монастыря о. Савва в 1920-х гг. служил в московском храме Святителя Николая в Кленниках. В 1929 г. был сослан, в 1937 г. расстрелян в Бутово. , очевидца событий, спросили о происходящем: «Как, отец Савва, было при вскрытии?», он отвечал: «Ужас... все – как в Гефсиманском саду: и поругание, и оплевание...» Государственный архив Российской Федерации. Ф. 353, оп. 4, д. 391, л. 73.

Вскрытия святых мощей в Советской России проходили по-разному: иногда большевики сами вскрывали мощи, в других случаях они стояли в стороне и ждали, пока св. мощи разоблачат иноки; ситуация часто зависела либо от смелости духовенства и мирян, либо от излишней разнузданности большевиков. Почему св. мощи прп. Саввы были вскрыты именно монахом, чья это была инициатива – лояльно настроенного председателя съезда советов или игумена, убежденного в своей правоте?

Немного отвлекаясь от конкретных событий, следует отметить особо, что если святые мощи оказывались нетленными, то вскрытие не предавалось огласке. Совсем иной была реакция безбожников, когда тело святого сохранялось в виде костей, отдельных тканей или в неполном составе. Поэтому, пока сами монахи открывали покровы и разоблачали святые мощи, в храме было относительно спокойно, но как только святые мощи обнаруживались в виде черепа и других костей, большевики принимались насмехаться и даже позволяли себе оскорбительные действия. Вот свидетельство о. Ефрема: «Долгом своей совести считаю со своей стороны заявить, что при вскрытии св. мощей прп. Саввы, производившие сие поступали крайне оскорбительным для религиозного чувства образом: брали и перекидывали из рук в руки со смехом череп прп. Саввы, подносили его мне к носу с кощунственными словами». Несколько часов спустя после осквернения святыни о. Иона написал подробный рапорт о происшедшем Можайскому епископу Димитрию (Довроседову), в ведении которого находилась обитель. В донесении сообщалось, что большевики «вели себя крайне неблаговидно в алтаре, изрыгая ужасные кощунства и касаясь святого престола» Голубцов С.А. Ук. соч. .

20 марта в монастыре и городе были расклеены объявления (они походили больше на требования) с приглашением на осмотр вскрытых мощей. Очевидцы свидетельствовали: «Для этих осмотров с публикой являются лица в воинской форме, которые и теперь позволяют брать в руки кости преподобного Саввы и показывать их знакомым, хотя при этом присутствуют и священного сана лица из монашествующих Саввина монастыря» Государственный архив Российской Федерации. Ф. 393, оп. 1, д. 111, л. 59-60. . Но большинство из приходящих тогда в обитель людей состояло из крестьян и Звенигородцев, для которых молитва к прп. Савве не стала менее глубокой и проникновенной после всех кощунств. Например, крестьянин с Верхнего Посада (часть Звенигорода) Николаев, бывший в Рождественском соборе на другой день после вскрытия, вспоминал: «Я видел косточки в очень плохом виде, они лежали в большом беспорядке, все собранные и смешанные в кучу. Мне было крайне тяжело на это смотреть, и я все время плакал. Я два раза ходил на это смотреть... Пойдешь, посмотришь, поплачешь и пойдешь из собора. Было очень тяжело. Поглядишь, и горько поплачешь» Государственный архив Российской Федерации. Ф. 353, оп. 4, д. 391, л. 246. . Об этом же периоде вспоминал о. Ефрем: «Святые мощи уже 3 недели остаются в беспорядке с растерзанными по гробнице одеждами» Любавин А.Н. Последний ризничий Саввино-Сторожевского монастыря – архимандрит Ефрем. Доклад к международной конференции «Подвиг монашества в отечественной истории». М., 1998. Архив автора, с. 4. .

Чувства верующих были возмущены. Отец Сергий Булгаков писал по поводу поругания святых мощей по всей России следующее: «Может ли кто бы то ни было без содрогания подумать о том, чтобы разрыть могилу своего отца, матери, близких, нарушить могильный покой для того, чтобы расследовать содержимое... Но вот приблизился торжествующий хам и, став перед ракой подбоченясь, в позе наглого вызова, все перевернул, перетряс и заявил, что там ничего нет, кроме пыли и костей... Туда, куда верующие в благочестивом смирении не дерзали поднять очи, где царил священный мрак, было внесено электрическое освещение, и грязные лапы стали разбирать содержимое в святой раке» Цит. по книге: Рогозянский А.Б. Страсти по мощам. СПб., 1998, с. 15. .

В конце марта прихожане составили заявления в наркоматы Внутренних дел и Юстиции с жалобой на оскорбительные действия местных властей, указав, что «грубость и издевательство членов комиссии по вскрытию мощей дошли до того, что один из членов комиссии несколько раз плюнул на череп Саввы, останки которого составляют святыню русского народа». Прихожане просили передать на хранение раку со святыми мощами общине верующих при монастыре; чтобы «местными властями был, чрез посредство монастырских священнослужителей, придан раке преподобного Саввы и его мощам приличествующий вид... обращаемся... с горячею и усерднейшею просьбою передать ей раку с мощами преподобного Саввы, глубоко почитаемого своего молитвенника и благодатного помощника, на хранение – под полную ответственность за сохранность как раки, так и находящихся в ней мощей, саму же раку оставить на том же месте, где она находится в настоящее время. Исполнением таковой просьбы общины будет хоть несколько удовлетворено глубоко оскорбленное чувство православно верующих членов ее» Государственный архив Российской Федерации. Ф. 393, оп. 1, д. 111, л. 59-60. . Заявление подписало 113 человек, из них 6 монашествующих (иеромонахи Нафанаиа, Илиодор, Савва, иеродиакон Иоасаф, архидиакон Тофий, одно имя неразборчиво), три учителя Звенигородского духовного училища (А.Х. Максимов, Т.Л. Яницкий, А.Г. Халанский), жители Звенигорода и окрестных селений (Вороновы, Крашенинниковы, Кругловы, Горюновы, Бабакины, Николаевы, Алексеевы, Уточкины, Богдановы и др.).

Защита прихожанами звенигородской святыни ни к чему не привела. 5 апреля 1919 года святые мощи преподобного Саввы вывезли из монастыря. Подробности этого дня известны из очередного донесения игумена Ионы епископу Можайскому Димитрию (Доброседову). «В монастырь явились несколько членов Звенигородского исполкома с оружием в руках. Расставив стражу, они вызвали наместника монастыря, ризничего и духовника и предъявили им бумагу, в которой предписывалось изъять из монастыря мощи святого Саввы и передать их в музей, причем всякое сопротивление угрожало строгой карой. Члены исполкома потребовали, чтобы представители управления монастыря вынули мощи из раки и передали им, но те отказались. Тогда члены Звенигородского исполкома решили действовать сами. Сами взяли мощи из раки, завернули их в две скатерти и газетную бумагу, а затем увезли из монастыря» Государственный архив Российской Федерации. Ф. 130, оп. 1, д. 213, л. 6-8. .

Прихожане решили до конца защищать свою святыню, и 15 апреля посланцы из Звенигорода пришли на московскую квартиру к профессору церковного права Николаю Дмитриевичу Кузнецову. Это был замечательный человек, юрист по образованию, который бескорыстно помогал верующим из многих приходов сориентироваться в непростой ситуации и выбрать единственно правильный путь в деле защиты православных святынь от посягательств со стороны безбожной власти.

По просьбе верующих из Саввина монастыря Кузнецов составил заявление в Совнарком, которое уже на следующий день было отправлено по адресу. В заявлении содержалась требовательная просьба «произвести дознание по этому делу и привлечь виновных к ответственности... Останки святого Саввы, хотя бы в виде костей его, составляют святыню для русского народа, и они целые века находились в соборном храме монастыря. Увоз же их как обыкновенной вещи в скатерти и газетной бумаге для помещения в музей не только нельзя назвать действием корректным по отношению к православному народу, но он явно оскорбляет религиозное чувство народа. Стоит только послушать, как реагирует на все это местное население, и каждый агент власти поймет, как бестактно он поступил и как вредно. Эта бестактность и грубость может отразиться на отношении народа к власти, которая объявляет себя исключительно народной» Государственный архив Российской Федерации. Ф. 130, оп. 1, д. 213, л.6-8 .

Заявление заканчивается краткими объяснениями со ссылками на святых Отцов и церковную историю, что под святыми мощами подразумеваются любые останки, а не только в виде нетленного тела, поэтому борьба большевиков против так называемого «церковного обмана» нелепа. Вместе с Кузнецовым в составлении письма участвовал последний обер-прокурор Синода, председатель Совета объединенных приходов А.Д. Самарин.

Результатом этих заявлений стало расследование дела о ходе вскрытия святых мощей преподобного Саввы. О начале следствия распорядился лично председатель Совнаркома Ленин. Следствие поручили вести «специалисту по борьбе с религией», следователю VIII-го ликвидационного отдела Наркомата юстиции И. Шпицбергу Кампания по вскрытию и ликвидации святых мощей осуществлялась особым восьмым отделом Наркомата юстиции в ходе проведения в жизнь Декрета «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви». (Рогозянский А.Б. Страсти по мощам. СПб., 1998, с. 11). .

Проводилось следствие в самом монастыре с июня до середины июля 1919 года. О методах ведения следствия Шпицбергом Н.Д. Кузнецов говорил следующее: «Шпицберг их [монахов и прихожан] запугивал, угрожал сгноить в тюрьме. Словом, получилось такое впечатление, что следствие велось по заранее намеченному плану» Государственный архив Российской Федерации. Ф. 353, оп. 4, д. 391, л. 29 об. . Наместник монастыря о. Иона утверждал: «Шпицберг записывал собственноручно и мне не давал читать... Следователь угрожал мне... Меня оскорбил гражданин Шпицберг, который сказал, будто бы я обращался к нему с просьбой: если монастырь закроют, то я не знаю, где существовать. Я никогда не обращался, и Шпицберг совершенно изменил мои слова... Он говорит: «Снимайте сан, переходите на службу, и мы вас обеспечим» Государственный архив Российской Федерации. Ф. 353, оп. 4, д. 391, л. 49 об. 318 об. . Но как бы ни извращал Шпицберг факты и свидетельства, живое слово прорывалось и через ложь. Так, в показаниях 91-летнего иеросхимонаха Владимира (мирское имя – Ульянин Владимир Николаевич) есть такие слова: «Прп. Савва и посейчас является ко мне в келию и со мной беседует и даже произносит мне проповедь, а иногда меня и порицает... Вскрытие мощей для меня – грех» Голубцов С.А. Ук. соч., с. 61. .

Основной вывод Шпицберга после проведенного им в монастыре расследования состоял в том, что саввинские монахи и прихожане хотели дискредитировать советскую власть. Об этом Шпицберг докладывал на заседании коллегии Наркомата юстиции 15 июля 1919 года. В результате действия большевиков были признаны «правильными и соответствующими революционной дисциплине». Профессора Н.Д. Кузнецова постановили привлечь в качестве обвиняемого как «интеллектуального руководителя всей этой компании», а саввинских монахов обвинили в инсценировке событий. Дело признали незаконченным и решили передать в Московский губернский революционный трибунал для дальнейшего расследования.

Полгода спустя, в середине января 1920 года, в Московском губернском революционном трибунале слушалось дело № 386 по обвинению ряда граждан в контрреволюционной деятельности, печально известное как «дело церковников». Значительная часть дела посвящалась звенигородским событиям. Обвинение звучало так: «О распространении клеветнических слухов об оскорбительном для верующих поведении участников вскрытия мощей преподобного Саввы Сторожевского». Некоторым обвиняемым по этому делу был вынесен смертный приговор, затем замененный длительными сроками заключения.

После кощунственного вскрытия и изъятия честных мощей преподобного Саввы, казалось, осиротела Звенигородская земля. Вот тут-то и вспомнилось древнее монастырское предание: незадолго до своей кончины прп. Савва «в одно время заплакал и сказал своей братии: «Придет время, на земле люди забудут Бога и будут над Ним смеяться, к власти придет Антихристова сила. Она выгонит меня из монастыря, но я совсем не уйду. Я переселюсь в другое место, где еще часть людей не забудет Бога, и я буду за них молиться перед концом света»». Это пророчество было даже напечатано в советских газетах тех лет как доказательство контрреволюционности монашества.

Когда увезли святыню – словно сама жизнь ушла из обители. Ни иноки, ни прихожане первоначально не хотели верить, что св. мощи надолго покинули родные стены. Вскоре после того, как святыню вывезли из монастыря, иеросхимонах Владимир говорил, что св. мощи просто сокрыты от поруганий, потом явятся вновь и это будет новое чудо. В июне 1919 года за св. мощами в Москву даже отправился о. Ефрем; во всяком случае, на благополучный исход его поездки надеялись в обители, т.к. прошел слух, что советская власть решила возвратить святыню в монастырь. Но чуда не произошло; более того, в этом же месяце обитель была закрыта, и все ее иноки разогнаны.











Союз воинствующих безбожников возник в СССР лишь в 1925 году, однако борьба с религией в стране велась с момента Октябрьской революции. Начало ей было положено декретом «О земле», посредством которого были национализированы монастырские и церковные земли. Таким образом была проведена секуляризация церковных земель, причем куда более масштабная, чем та, которую реализовала Екатерина II в 1764 году. Кроме того, согласно Конституции 1918 года, монахи и духовные служители церквей и культов лишались избирательного права.

При этом незадолго до этого созвала Поместный собор, установивший привилегированное положение РПЦ в Советской России: в частности, утверждалось, что священники и монахи освобождаются от повинностей, а ряд государственных постов могут занимать исключительно православные. Тем не менее большевики не признали решения собора и активизировали борьбу с церковью.

Вскоре был принят Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви, фактически лишив церковь юридической и экономической самостоятельности.

Следующим этапом стала кампания по борьбе с мощами православных святых. Начало ей положило вскрытие мощей святого , которые увезли из монастыря под конвоем ЧК «в целях беспощадной борьбы с врагами коммунистической идеи и социалистической мысли».

«22 октября 1918 года, при приеме на учет богослужебного имущества Александро-Свирского монастыря Петрозаводской губернии, в литой раке, весящей более 20 пудов, вместо «нетленных» мощей Александра Свирского была обнаружена восковая кукла», — говорилось впоследствии в журнале «Революция и церковь».

По горячим следам было произведено 63 вскрытия мощей. Вскрытие мощей осуществляли специальные комиссии в присутствии священнослужителей.

«Оказалось, что серебряные гробницы, часто блистающие драгоценными камнями, содержали в себе либо истлевшие, превратившиеся в пыль кости, либо имитацию тел с помощью железных, обмотанных тканями каркасов, дамских чулок, ботинок, перчаток, ваты, окрашенного в телесный цвет картона», — заявляли большевики.

В марте 1919 года на VIII съезде РКП(б) было решено, что «партия стремится к полному разрушению связи между эксплуататорскими классами и организацией религиозной пропаганды, содействуя фактическому освобождению трудящихся масс от религиозных предрассудков и организуя самую широкую научно-просветительную и антирелигиозную пропаганду». При этом большевики декларировали, что «необходимо заботливо избегать всякого оскорбления чувств верующих, ведущего лишь к закреплению религиозного фанатизма».

В июне 1920 года состоялось заседание Совета народных комиссаров под председательством Владимира Ленина, который поручил наркомату юстиции разработать положение о ликвидации мощей «во всероссийском масштабе». Работа продолжалась почти два месяца, а постановление «О ликвидации мощей во всероссийском масштабе» было принято 30 июля 1920 года.

Большевики предлагали следующее:


1) Местные исполкомы при соответствующей агитации последовательно и планомерно проводят полную ликвидацию мощей, опираясь на революционное сознание трудящихся масс, избегая при этом всякой нерешительности и половинчатости при проведении своих мероприятий.

2) Ликвидация названного культа мертвых тел, кукол осуществляется путем передачи их в музеи.

3) Во всех случаях обнаружения шарлатанства, фокусничества, фальсификаций и иных уголовных деяний, направленных к эксплуатации темноты, как со стороны отдельных служителей культа, так равно и организаций бывших официальных вероисповедных ведомств, — отделы юстиции возбуждают судебное преследование против всех виновных лиц, причем ведение следствия поручается следователям по важнейшим делам при отделах юстиции или Народном комиссариате юстиции и само дело разбирается при условиях широкой гласности.

Тем не менее реализация постановления проводилась с перегибами — многие мощи попросту уничтожались. Иногда большевики пытались вести с церковью диалог, но это продолжалось недолго.

Так, писал Владимиру Ленину: «Считаю, что официально или полуофициально иметь с попами дела не следует. Выйдет только компрометация». Так зачастую и происходило.

Кампания продолжалась с 23 октября 1918 года по 1 декабря 1920 года, за время которой были конфискованы и уничтожены многие мощи. В некоторых случаях, когда священнослужители и верующие пытались спасти свои реликвии, велась стрельба на поражение.

Вот так описывали свои «находки» сами большевики: при вскрытии мощей Артемия Веркольского они обнаружили «обыкновенный уголь, перегорелые гвозди и мелкий кирпич», констатировав, что «признаков костей нет».

Тогда одна из деревенских женщин, когда увидела то, что было найдено вместо мощей, сказала: «Я-то, дура, прошлый год приходила сюда и, когда подходила к раке, вся дрожала от страха, думая, что здесь действительно нетленный святой, а вот тут смотри, какая дрянь наложена вместо святого».

При вскрытии мощей большевиками были обнаружены «изъеденные молью тряпки, вата, полуразвалившиеся человеческие кости, масса мертвой моли, бабочек, личинок, в черепной коробке в провощенной бумаге недавнего происхождения — русо-рыжеватые волосы». Иногда происходили и еще более интересные казусы: при вскрытии мощей Иулиании Новоторжской обнаружили «кости, между ними найдены кости рук (суставы пальцев), но, по преданию, их быть не должно, так как руки у нее были отрублены и она «приплыла вверх по течению без рук».

Так происходило постоянно, благодаря чему атеистическая кампания имела эффективный результат среди масс. Впоследствии, когда церковь получила больше свобод, начался процесс «обретения» вроде бы навсегда утраченных мощей.

В Феврале 1919 года народны комиссариат юститции РСФСР, издаёт указ, об вскрытии святых мощей по всей стране. 13 Мая 1922 года произошло вскрытия гроба с останками Евфросинии Полоцкой, в Спасо-Ефросиньевском монастыре города Полоцка.

Кампания по освидетельствованию и изъятию святых мощей, как часть антицерковной политики советской власти. Почитание мощей святых являлось одним из незыблемых принципов русского религиозного сознания, недаром именно по нему, в первую очередь, нанесли удар большевики.

Инициированная советской властью в самые первые послереволюционные годы широкомасштабная кампания по изъятию и ликвидации святых мощей, вызванная чрезвычайно сомнительными целями, была, без сомнения, преступным шагом. Она прямо противоречила Декрету об отделении Церкви от государства и являлась грубым попранием прав православных верующих. Как врачебно-научная комиссия освидетельствовала останки Ефросиньи Полоцкой Нетленность останков «врачебно-научная» экспертиза пояснила тем, что «труп мумифицировался вследствие благоприятных почвенных условий». При вскрытии мощей нашли записку иерея Клавдия, в которой было сказано: «...Мы не дерзали никогда раскрывать святое тело преподобной матери нашей Евфросинии, только тогда, когда свидетельствовали ея». Сведения по делу о вскрытии большевиками мощей св, Евфросинии Полоцкой.

Протокол освидетельствования останков Ефросиньи Полоцкой. «Протокол вскрытия и освидетельствования мощей Ефросинии комиссией, выделенной согласно постановлению Полоцкого уездисполкома, утвержденному губисполкомом, состоявшегося 13 мая 1922 г. в гор. Полоцке в Спасо-Ефросиньевском монастыре Присутствовали: от уезд, исполкома т. Хомяков, от у кома т. Лейман, от Союза Молодежи т. Пискунов, от женотдела т. Барановская, от уезд здрава доктор Ленский, ученый-археолог Дейнис, представители красноармейских частей и представители духовенства - священники Черепнин, Покровский, игуменья Елена, казначей общины Ксунина Лариса, монахини, представители верующих, городского населения и крестьян. В 14 час. коллективно, в присутствии вышеперечисленных и членов комиссии уездисполкома т. Ткачева, начальника и военкома 43-х полоцких ком. курсов т. Фабрициуса, военкома 41-го полка т. Дмитриева, представителя губотдела юстиции т. Шефкуна, члена губисполкома т. Григорьева, представителя губполитуправления т. Секса, врачей: Ленского, Христенсена, Лундберга, ученого-археолога Дейниса, игуменьи и монахинь монастыря; последние приступили к освобождению мощей от облачения. По наружному виду в гробу лежит нечто имеющее форму человека. По снятии застежек и схимьи, изготовленной в 1910 г., обнажается другая одежда - мантия. Фигура лежит в голубом шелковом ваточнике, видны сложенные накрест руки, в красных ватных перчатках. Ноги обуты в красные шелковые туфли. Голова завернута - сначала ватный чехол розово-полосатого шелка, затем парчовый колпак и красно-шелковый чехол.

Под снятой одеждой находится хитон, шелковый, лилового цвета. Вся фигура обложена - по заявлению монахинь, во избежание тряски при перевозке - парчовыми скуфьями и разными частями церковных одежд. По снятии шелковой сорочки найдена записка современного происхождения, подписанная иереем Клавдием. Кроме того, найдены четки (янтарные), по заявлению монахинь, привезенные с мощами из Иерусалима. Из-под сорочки обнажается костяк, завернутый в шелковые лоскуты. Череп без волос вплотную приложен к туловищу, но с ним не связан. Грудная клетка изломана, кое-где на остатках ребер сохранились заплесневшие и мумифицировавшиеся части мышечной ткани и кожи. Часть ребер провалилась внутрь и подперта каким-то материалом, по развертывании оказавшимся частями парчовых облачений. На реплику одного из присутствующих «Развязывайте скорее» монахиня Неонила заявляет: «Не торопитесь, вас больше ждали», другая заявляет: «Тут ничего нет, одне косточки». Священник Пестман, оттиснутый присутствующими в сторону, настаивает на своем праве быть впереди и удовлетворяется. Заключение врачебно-научной экспертизы Доктор Христенсен устанавливает, что череп отделен от туловища вследствие разрушения связочного аппарата; разрушения связочного аппарата - от тления. В середине череп пустой. Лицевая сторона черепа замазана какой-то мастикой давнего происхождения в области глаз, век и верхней челюсти, по предположению врачей - с целью туалета, дабы сгладить неприятное впечатление и придать форму лицу. Больше мастики нигде не замечается. На грудной клетке местами покрытая плесенью незначительно высохшая кожа. На суставах сухожилия мумифицировались и связывают некоторые суставы. По мнению врачебной экспертизы, все кости принадлежат одному трупу; волос нигде нет. Зубы имеются лишь только в верхней челюсти. Труп мумифицировался вследствие благоприятных почвенных условий. Давность мумифицированного трупа установить невозможно, но науке известно, что при благоприятных почвенных условиях трупы сохраняются от 10 до 1000 лет, постепенно подвергаясь разрушению. С указанным мнением согласны и вполне солидарны врачи Лянсберг, Калашников и Ленский. Ученый-археолог Дейнис считает, что труп плохо сохранился, так как он видел и более хорошо сохранившиеся мумии египетского происхождения. Возможно, что последние более сохранились вследствие искусственной мумификации, тогда как этот труп подвергался мумификации почвенной. Крест, одетый на костях, недавнего происхождения; в разные моменты произведены фотографические снимки фотографами Бермантом и Соловейчиком. Подписи председателя и членов комиссии» . Увы, но и после этого Ефросиньи Полоцкой не суждено было покоиться с миром. После вскрытия мощи отправили на атеистическую выставку в Москву, а оттуда - в Витебск, где их держали в качества экспоната местного краеведческого музея. Все ценности, какие были при Ефросинье Полоцкой, в том числе 40-пудовая серебряная рака, были конфискованные.

Только во время немецкой оккупации верующим разрешили перенести мощи святой в Свято-Покровскую церковь Витебска, а 23 октября 1943 годы их возвратили в Полоцкий Спасо-Ефросиньевский монастырь, где они остаются поныне.

Полоцкий краевед Бухавецкий Алексей.

Мощи в истории Русской православной церкви занимают особое место, поскольку этим «чудом» очень часто спекулировали. Причем осуществлялось это буквально с самого начала «Крещения Руси». Особое почитание началось в период Ярослава «Мудрого», который, по всей видимости, перекупал некоторые реликвии у греков.

Несколько затормозилась любовь к мощам во времена Петра I, поскольку он считал это предрассудком. Например, до его правления в почитании был святой «Христофор», т.е. человек с головой лошади. Удивительным образом именно в период Петра этот «святой» был исключен из списка. Как и целая кучка самых разных реликвий и мощей, которые поражали своей абсурдностью Петра.

После Петра мощи активнее использовались, однако особенно не пополняли собой церкви. Т.е. оставалась часть старых, которых хватало с избытком. В конце жизни Александра III, и в период правления Николая II, интерес к мощам вернулся. Время было, как известно, жесткое. А благочестивый обман – старое средство.

Именно в начале XX века Николай II желал «возродить» могущество церкви. Оно, понятное дело, и так было запредельным, но, по мнению Николая II, недостаточным. Поэтому в стране в этот период массово строили церкви, «обретались мощи» и т.д.

В частности, в 1903 году по личной инициативе Николая были канонизированы сразу же многие «святые», в том числе Серафим Саровский.

Тут же придумали целый ряд легенд, написали книжки, иконки и все прочее. Видимо, большую часть жизненных описаний «святых» брали из древних греческих источников, поскольку они все, в сущности, однотипны.

Но все это не имеет никакого значения, поскольку вся суть заключалась именно в частях этих «святых» трупов. Т.е. их вырывали, разрезали на части, а затем клали в т.н. «раку» и выкладывали в церквях. Попы отличились тем, что даже не пытались особенно мумифицировать эти части, поскольку в действительности их скрывали, т.е. лежать в этих золотых «шкатулках» могло что угодно.

В православном догматическом богословии указывалось, что мощи обладают некоей «нетленностью»:

«изъятие их чудодейственною силою Божиею из всеобщего закона тления как бы в живой урок нам о будущем воскресении тел »

Причем, что важно, помимо нетленности подчеркивалось, что эти куски трупа могут «исцелять». А дальше, как известно, «дело в шляпе».

Одурачивание продолжалось вплоть до 1919 года, пока новая советская власть не решила проверить эти мощи на «священность», т.е. открыть «тайну». Понятно, что большевики знали заранее, что будет, но вот многие доверчивые крестьяне в действительности считали, что в раке хранятся «нетленные» останки святых попов прошлого.

Вероятно, идея такая возникла сразу после учета богослужебного имущества Александро-Свирского монастыря, когда обнаружили, что вместо самого Александра Свирского в раке находилась кукла из воска…

Кампанию решили начать, дабы окончательно покончить с этим варварством и мошенничеством. При вскрытии были свои правила. Например, обязательная фото и видеосъемка. При вскрытии должны присутствовать ответственные от советского правительства работники, ученые, милиционеры, граждане и попы. Т.е. свидетелей было очень много.

Итоги таковы:

Наименование мощей

Дата вскрытия

Результаты осмотра

Мощи Артемия Веркольского, Архангельская губ.

Разделенный на 3 части гроб, в первой части вата, во 2-й церковное облачение, в 3-й небольшой красный сундук, перевязанный шнуром и запечатанный печатями Веркольского монастыря. По вскрытии сундука обнаружено: обыкновенный уголь, перегорелые гвозди и мелкий кирпич. Признаков костей нет.

При вскрытии присутствовали монахи и архимандрит Иоаникий. Некоторые монахи со словами, вот как нас до сего времени обманывали, начали снимать с себя монастырскую одежду и, бросая в угол церкви, говорили: "довольно нас дурачить". ... Одна из деревенских женщин, когда увидела то, что было найдено вместо мощей, сказала: "я-то, дура, прошлый год приходила сюда и, когда подходила к раке, вся дрожала от страха, думая что здесь действительно нетленный святой, а вот тут смотри, какая дрянь наложена вместо святого".
11-19 г. (Великий Устюг).

Авраамия мученика, г. Владимир

По снятии покровов была обнаружена вата свежего происхождения, в которой лежала группа костей не одного лица, по крайней мере двух. Одна кость по внешнему своему виду отличается от всех других свеажестью, вследствие своей плотности к белизны. Внутри черепа вата.

Князя Георгия, г. Владимир.

В княжеских одеждах недавнего происхождения мумифицированный труп. Длинные белые шелковые чулки с фабричным клеймом.

Князя Андрея, г. Владимир.

Под княжескими одеждами большое количество ваты, в вате кости со следами явного разрушения.

Князя Гавриила, Юрьев-Польский.

Кости скелета, лежащие на слое ваты. Мелкие кости кистей рук и ступеней ног отсутствуют. Обнаружено 2 лишних височных кости. Пяточные кости лежали в позвоночнике. Кроме всего, найдена тонкая кость, похожая на ребро ребенка.

Петра и Февронии, г. Муром.

Ящик, вышиною 5 верш., разделенный деревянной переборкой на 2 половины. Как в той, так и в другой половине человеческие кости, далеко не все, очень немногие, самые крепкие, как-то бедра, плечевые кости, череп. Все это издавало характерный гнилой запах.

Князя Константина, "чад его" Михаила и Феодора, матери Ирины, г.Муром.

Четыре мешка с костями. Вата и тряпки, которым придана форма груди. Но при вскрытии мешка, в котором должна была находиться голова Ирины, оказался череп с провалившейся срединой, набитый, как и другие, ватой и тряпками. На дне раки под головам фигур с левой стороны найдена костяная брошка с надписью "Шура".

Ефросинии Суздальской

Матерчатая кукла с кусками костей.

Евфимия Суздальского

Груда истлевших и рассыпающихся от времени костей.

Служители культа заявили, что они будто бы сами не знали правды о мощах. (Анкета)

Митрофана Воронежского. г. Воронеж.

Череп с прилепленными волосами, несколько костей, груда тряпок и ваты, несколько перчаток и, наконец, вместо центральной части "тела" - мешок, набитый разной трухой без костей.

Тихона Задонского, г. Задонск.

Череп. Высохшая, превращающаяся при прикосновении в порошок часть берцовой кости. Картон, выкрашенный под телесный цвет. Фальсификация рук и ног при помощи ваты и картона. В перчатке прорез, в котором вложен картон телесного цвета, и к нему прикладывались верующие. Дамские чулки, ботинки, перчатки. Вместо груди - железный каркас.

Сергия Радонежского, г. Сергиев, Московская губ.

Изъеденные молью тряпки, вата, полуразвалившиеся человеческие кости, масса мертвой моли, бабочек, личинок. В черепной коробке в провощенной бумаге недавнего происхождения русо-рыжеватые волосы.

Саввы Сторожевского, г. Звенигород

Кукла из ваты. В вате 33 сильно разрушившихся и переломленных кости. Среди "мощей" две денежных марки, одна в 20 к., другая в 10.

Мстислава Удалого, Новгород

Человеческий череп, отделенный от туловища, правой руки нет, левая от туловища отделена. Скелет разрушен, конечностей нет. На месте правого бока груда трухи, истлевших тряпок и почерневших костей.

Князя Владимира, Новгород

Груда чёрных костей, тряпок и трухи, череп, расколовшийся на две половины. Никакого сходства с человеческим скелетом грудь не имеет. На костях никаких конечностей. Остатки кожаных сапог машинного производства. В груде трухи видны коконы засохших червяков.

Анны, жены Ярослава, Новгород

Костяк не сохранился. Кое-где на остатках костей - засохшая кожа. Череп разрушен совершенно, кроме нижней челюсти. Вместо одежды труха, при развертывании которой отделяется масса моли и пыли. Кости лежат в беспорядке.

Иоанна Новгородского, Новгород

В бесформенной груде костей трудно что-либо определить. Полуразвалившийся череп от времени почернел, кожи на остатках костей нет. При развертывании остатков одежды выделяется удушливый запах и масса пыли.

Кирилла Новоезерского, Белозёрск

февраль 1919

Кукла, изображающая человека, с формою лица человеческого и со всеми его частями, как-то: носом, подбородком и т. д. Казалось, что под этим покровом действительно находится человек. Под покровом в действительности нашли лишь груду костей, причем некоторые, как то: бедренная кость, задняя часть головной коробки - сохранили свою форму, все же остальные кости превратились в порошок. В черепе две медных монеты 1740 и 1747 гг.

Александра Свирского. Лодейн. у., Олонецкая губ.

Литая рака, весом в 40 пудов, в раке восковая кукла.

Всеволода-Гавриила

Цинковый ящик, размером 18/10 вершков, в котором оказались остатки разрозненных обгоревших костей, во второй нижней половине мусор из золы, земли, остатков извести и кусочков дерева.

Афонские мученики Ефимий, Игнатий и Акакий. г. Балашев, Саратовская губ.

В серебряном ящике на зеленой бархатной подушке три части отпиленных человеческих костей, одна от локтевой, а две от большой берцовой. Вид костей обычный, какими бывают все кости умерших.

Питирима Тамбовского, Тамбовская губ.

Металлическая кукла, ящик-футляр в форме человеческого тела и длиною в средний рост человека, створчатый, раскрывающиеся спереди и посередине в обе стороны. внутри залитые воском кости. восковой слепок с головы и в нём небольшие обломки теменных, затылочных и височной костей.

Михаила Тверского, Тверь

Под большим количеством покровов обнаружена схима белого цвета и в ней в беспорядочном виде кости. Череп лежит с отделившейся нижней челюстью, позвонки вместе с ребрами.

Окружавшие раку были смущены. Вокруг храма кружки прихожан. Старый крестьянин говорил: "А я верил и ходил на поклонение 18 лет. (Правда, №10)

Ефрема Новоторжского, г. Торжок.

Череп кирпичного цвета, внутри черепа вата. Кости, при чем оказалось 6 лишних костей, 2 бедренных, 2 тазовых, 1 плечевая. Лишние кости по наружному виду свежие.

Иулиании Новоторжской, г. Торжок.

Кости, между ними найдены кости рук (суставы пальцев), но по преданию их быть не должно, так как руки у нее были отрублены, и она "приплыла вверх по течению без рук".

Такое противоречащее житию открытие весьма смутило духовных отцов, и объяснить это "чудо" они затруднились.

Аркадия Новоторжского, г. Торжок.

Несколько штук костей, земля, куски засохшей глины, кусок гнилой доски.

Нила Столбенского, Осташков.

Под двумя густыми слоями ваты, до 2 ф. каждый, груда трухлых костей, переложенных ватой и пересыпанных порошком, предохраняющим от гниения. Кости далеко не все. Череп набит ватой. Кости кофейного цвета и хрупки, давность их, по заключению врачей, не одинакова.

Макария Калязинского, Калязин.

Череп, обе плечевые кости, кость предплечья, кости бедра, все кости голеней, одна лопатка, наполовину истлевшая, несколько позвонков, несколько мелких костей. Все кости переложены ватой, которой и оказалось 5 ф. Кроме того: медных денег 115 шт., серебряных монет 7 шт., ломаная серьга, пуговица, крестик, булавка, гвоздь, две гайки, 5 кусков ладана, 4 бусинки, сушеная грушина, лаврового листа 1 1/2 ф., сосновой стружки 4 ручных пригоршни.

Большинство присутствующих были удивлены раскрытием обмана, но некоторые наиболее пожилые люди были недовольны тем, что разрушена долголетняя иллюзия нетленных мощей. Среди монахов полнейшая растерянность, замешательство и недоброжелательство. Некоторые из монахов делали вид, что не ожидали обмана. (Анкета)

Макария Жабынского. г. Белев., Тульская губ.

Гробница оказалась пустой. Вследствие указания служителей культа, что мощи "почивают под спудом", была разрыта могила под ракой на глубину 5 аршин, никаких признаков "мощей" не найдено.

Князя Феодора, Ярославль.

Скелет, покрытый покровом высохшей кожно-мышечной ткани. На задней стороне туловища ткани нет. Кости ступней отсутствуют, а также две мелких кости. Под скелетом в середине на пелене из холста лежит раздвоенный череп (лишний), неизвестно кому принадлежащий.

Князя Василия, Ярославль, Успенский собор.

Груда обуглившихся костей.

Князя Константина, Ярославль, Успенский собор.

Два деревянных ящика. В одном на парчовой подставке две кости: плечевая левая и малобердовая. Во втором также две кости, распадающиеся с обоих концов. В самом гробе-раке, в котором заключены эти ящики, много обуглившихся мелких костей, остатки обгорелой ваты, кусочки кожи и обгорелой шелковой материи.

Как бы странно это не звучало, но мощи считались у попов «серьезным аргументом» в спорах и публичных диспутах, коих тогда было достаточно много. «Проклятые» большевики отнимали прямо-таки последнее. Важно отметить, что если кому-то кажется, что все это мелочи, то стоит сказать, что кампаний в это время было много разных. Крестьяне были подвержены предрассудкам и безграмотности. Повсюду в деревнях висели плакаты вроде: “Не плевать на пол и не сорить” и проч. очевидные банальности

И если говорить о борьбе с предрассудками, то именно акция с мощами была для крестьян куда более действенной, чем, например, просветительские книжки или лекции. Ведь необразованность тогда была почти повсеместной среди крестьянского населения. Люди могли верить в мощи, приметы, в привидения, домовых и проч. и проч.

О проблемах этого периода немного написано в статье о «Союзе воинствующих безбожников »

По делу о мощах были допрошены некоторые попы. Например, игумен Митрофановского монастыря Владимир Даньшин, иеромонах Феона Трибунский и архиепископ воронежский Тихон.

Из допроса:

- Признаете ли вы себя виновным в подделке мощей в целях эксплоатации религиозных чувств граждан?

- Нет,-отвечает Феона, - я вам скажу коротко об этом так: когда ставят солдата к казенному ящику, то разве он знает, что там лежит и сколько находится денег. Нет! Так и мы. Нас приставили ко гробу, но что там было - мы не знали . Я только одежду сменял. Если бы внутрь гроба заглянул, сейчас было бы доложено начальству, и меня бы растерзали. Ведь у нас в монастыре есть козлы и бараны . Я снимал только две пары перчаток, но их было всего четыре пары или даже пять. (Я хотя и сам вскрывал мощи тогда при вас, но уже не помню, четыре или пять пар там было). Мешочки длинные и вату я положил. Не все, но несколько добавляли к прежним: сделал это, чтобы заполнить пустоту в гробу . Кто наложил мешков внутрь вместо груди и живота - я не знаю. Кто подделал ноги, я тоже не знаю, я даже не обувал их. В таком виде они могли пролежать сто лет. Кто подделал мощи - гробовщики ли или архиерей приказал - я не знаю. Может быть, и те, и другие; я предполагаю, что подделаны они были в самом начале . Когда я с комиссией открывал мощи, то был очень удивлен, когда увидел содержимое. Подпись: игумен Владимир

Интерес представляет мнение гробового иеромонаха Феоны:

- Признаете ли себя виновным?

- Виновным не признаю. Считаю виноватым архиерея и высшее духовенство . Гробовщиком меня назначили лет шесть тому назад. Что здесь была подделка с мощами, я не знал. Не допускал мысли, что там ничего нет. Я только видел через разрез перчатки что-то розоватое, как тело. Это я показывал и богомольцам. А что там были лишь перчатки и вата , я не знал тогда, потому что осматривать дальше первой перчатки мне не разрешалось. Верхнюю перчатку с обоих рук я снимал сам, но дальше были опять перчатки , и я их не имел права трогать. Старший мой, отец Владимир, все собирался при мне снять и вторую перчатку, чтобы научить меня, как обращаться с мощами. Он поговаривал о смерти и ввиду этого и хотел научить меня. Но мощей я не трогал. Видел, что они в туфельках. Что они были подделаны, я не знал. Знал ли это отец Владимир, я не знаю. Кто спиртовал вату, я не знаю, кто виновен во всем этом деле, я не могу указать. Я был слепой, как баран. Меня даже не интересовало, что там есть, я исполнял только дисциплину . Про свою прежнюю жизнь в монастыре могу сказать только одно, что прежде я курил и сильно. Курил украдкой. Выпивал при случаях, когда родственники приезжали или торжество какое происходило. Подпись: иеромонах Феона

И, наконец, архиепископ воронежский Тихон:

Мощей я не видал, я прикладывался к ним перед служением и заходя в собор, но прикладывался я лишь к схиме, покрывавшей череп. Что было под схимой, я не знал. Затем я прикладывался еще к кости, которая была видна в прорезе правой перчатки. Не осматривал я мощей потому, что не сомневался в том, что они там есть. Дело в том, что среди мощей я вырос. Я видел мощи в Новгороде. Ежегодно обмывал их в Москве. В Москве мощи лежат в виде сохранившихся в нетлении отдельных частей тела в ковчежцах. В Новгороде я мощей не вскрывал, но фигура святых видна полностью; притом там не как здесь, рука перчаткой не закрыта. На основании прежде виденных мощей я и верил в то, что и здесь мощи имеются. Особенно я верил в мощи Тихона. Они так рельефно выделились из гроба, что получалось полное впечатление, будто в гробу лежит только положенный человек . Когда я получил извещение от настоятеля Задонского монастыря о том, что оказалось в действительности в гробу, я был очень огорчен, потому что было всеобщее убеждение, что мощи Тихона сохранились вполне . Извещение из Задонска я получил одновременно со вскрытием мощей Митрофана. На происшедшее я смотрю так - мощи при открытии были. Я верю в данном случае акту, составленному открывавшими мощи. Но как они исчезли, я не могу сказать. Думаю, что в данном случае проявили свое действие силы природы. Немало причин я усматриваю и в том, что они хранились в теплом храме и оттого истлели . В других местах, в Новгороде например, они хранятся в холодных соборах. Конечно, я был очень удивлен, когда увидел содержимое гроба, т. е. подделку из ваты, в которой я удостоверился теперь вполне. Эту подделку я считаю делом гробовых. Они видели недостатки в мощах, но не докладывали об этом и заделывали мощи ватой. Меня тоже заинтересовало теперь состояние мощей и именно то, что перчатки были набиты ватой и притом неумело, рука была устроена слишком полной. А потом внутри гроба наложили прямо неестественно. При маленькой головке устроили святому огромное тело. Подделали неискусно, не думая о последствиях. Ввиду всего этого я допрашивал гробовщика Владимира. На вопрос: «давно ли это случилось?» он ответил, что в правдоподобный , если так можно выразиться, вид мощи были приведены перед юбилеем . К юбилею была подложена «подкладка». Разрешение на право заполнять пустоты у меня Владимир не испрашивал. На такое дело смотреть, конечно, грустно и даже очень грустно . Подпись: Архиепископ Воронежский и Задонский Тихон

Все это очень тенденциозно, т.е. почти все попы пытались отвечать в том же стиле. Данная кампания на самом деле очень помогла делу просвещения, поскольку тут прямо показали людям, как их обманывали попы, т.к. вскрытые мощи демонстрировались некоторое время, а затем, как правило, отправлялись в музей.

Важно подчеркнуть, что, несмотря на вскрытия, многие мощи были возвращены церкви назад в начале 90-х годов (именно те мощи, которые были вскрыты). Несмотря на тот факт, что мощи – это явная подделка, церковники и сегодня их активно используют. И сегодня эти всякие «куклы» и «тряпки» продолжают «исцелять» тысячи безымянных граждан.



Рекомендуем почитать

Наверх