Леонтьев смещение мотива на цель. Сдвиг мотива на цель как механизм формирования личности. Уровни построения движений

Оборудование, техника, инвентарь 18.01.2024
Оборудование, техника, инвентарь

Сдвиг мотива на цель – это такая ситуация, когда цель, побуждаемая к осуществлению каким-либо мотивом, становится сама со временем мотивом, приобретая собственную побудительную силу. При этом выполняется следующее правило: в самостоятельный мотив превращается та цель, которая длительно и постоянно насыщалась положительными эмоциями. Проще понять этот механизм на примерах.

Самый простой пример – психология личности ребенка. Первоклассника заставляют делать уроки, поставив условие: пока все не сделаешь, не пойдешь гулять. Этот мотив оказывается действенным, и ребенок добросовестно выполняет задание. Мотив получить хорошую оценку для ребенка недейственен: ему важна лишь возможность пойти гулять. По прошествии некоторого времени ребенок садится за уроки уже по собственному желанию, потому что хочет получить пятерку, а желание гулять отходит на второй план – в этот момент и происходит сдвиг мотива на цель.

Еще один пример, из жизни взрослых. Торговому представителю одной фирмы поручили освоить работу в Интернете. Но спустя время Интернет стал для этого человека важнее его работы торговым представителем. Или начальнику отдела предложили поучаствовать в психологическом тренинге, чтобы научиться мотивировать подчиненных. После тренинга он настолько увлекся психологией, что ушел работать в тот психологический центр, где проводился тренинг. Механизм сдвига мотива на цель не обязательно происходит непроизвольно: можно использовать его в своих целях, чтобы улучшить свою жизнь.

Как научиться получать больше удовольствия от жизни благодаря сдвигу мотива на цель?

Первоначально вам не хочется что-либо делать, но вы понимаете, что это нужно. Например, делать каждый день зарядку или заниматься иностранным языком. Придумайте себе мотив: «Если не сделаю сегодня зарядку – не буду смотреть любимый сериал» или «Если не позанимаюсь языком – не буду сидеть в интернете».

Только неукоснительно соблюдайте эти запреты – для этого вам потребуется развить самоконтроль у себя! И со временем вы заметите, что делать зарядку для вас – не необходимость, а удовольствие, когда вы увидите положительные изменения в своей фигуре и на весах. И научившись читать книги на иностранном языке, для вас это также превратится в удовольствие без дополнительных стимулов!

Истоки проблемы деятельности

Проблема деятельности зародилась не в психологии, а в философии – в работах немецкой классической школы. Наиболее развитую рационалистическую концепцию деятельности построил Гегель. С позиций объективного идеализма он толкует деятельность как всепроникающую характеристику абсолютного духа, порождаемую имманентной потребностью последнего в самоизменении.

Подробно категория деятельности развивалась так же в марксистской философии. Марксизм исходит из целостного понимания деятельности как предметной, как органического единства чувственно-практической и теоретической форм деятельности.

Басов был первым психологом, заимствовавшим категорию деятельности из марксизма, что соответствовало веянию времени (период перестройки психологии на основе марксизма).

С. Л. Рубинштейн

Понимание деятельности и ее структура

Принцип единства сознания и деятельности - человек и его психика формируются и проявляются в его деятельности (изначально практической), а потому изучаться они могут прежде всего через проявления в такой деятельности. Причем Рубинштейн особенно акцентирует внимание на том, что любая деятельность есть именно деятельность субъекта, она является самостоятельной и творческой. На каждом этапе своего развития человек, его цели и мотивы выступают как результат всей предшествующей деятельности, в которой он формируется. Деятельность в строгом смысле слова присуща только человеку, но не животному.

Рубинштейн выделил в деятельности субъекта ее психологически существенные компоненты и конкретные взаимосвязи между ними. Таковы, в частности, действие, операция и поступок в их соотношении с целью, мотивом и условиями деятельности субъекта. Никакой из этих компонентов не может быть однозначно определен вне отношения к психике. Например, одни и те же движения могут означать различные действия и поступки, и, наоборот, различные движения могут выражать один и тот же поступок.

Таким образом, единство сознания и деятельности конкретно заключается прежде всего в том, что различные уровни и типы сознания, вообще психики проявляются и раскрываются через соответственно различные виды деятельности и поведения: движение – действие – поступок. Единство деятельности выступает в первую очередь как единство целей ее субъекта и тех его мотивов, из которых она исходит. Все, что человек делает, всегда имеет определенный общественный эффект: через воздействие на вещи человек воздействует на людей. Поэтому действие становится поступком прежде всего тогда, когда оно осознается самим субъектом как общественный акт, выражающий отношение человека к другим людям.

По мнению Рубинштейна, исходной «клеточкой, единицей», или «ячейкой», психологии является действие. Это означает, что в действии психологический анализ может вскрыть зачатки всех элементов психологии, т.е. зачатки у человека его побуждений, мотивов, способностей и т.д.

А.Н. Леонтьев

Понимание деятельности и ее структура

А.Н. Леонтьев заложил основы так называемого деятельностного подхода в психологии. Он рассматривал предметную деятельность как процесс, внутри которого в качестве необходимого его момента возникает психическое «вообще». Деятельность рассматривалась им как одинаково присущая и человеку, и животным; правда, в последнем случае она трактовалась как жизнедеятельность.

А.Н. Леонтьев исходил из различения внешней и внутренней деятельности. Внешняя деятельность - это чувственно-предметная, материальная деятельность. Внутренняя - это деятельность по оперированию образами, представлениями о предметах или идеальная деятельность сознания.

Согласно взглядам А.Н. Леонтьева, внутренняя деятельность вторична, она формируется на основе внешней предметной деятельности путем ее интериоризации. При этом подчеркивается, что интериоризация состоит не в простом перемещении внешней деятельности во внутренний план сознания, а в формировании самого этого плана.

Целостная деятельность имеет следующие составляющие : потребности - мотивы - цели - условия достижения цели (единство цели и условий составляет задачу) и соотносимые с ними: деятельность - действия - операции- психофизические функции.

Первый пласт деятельности (потребности, мотивы, цели, условия) составляет ее предметное содержание. Это внутренний план ее осуществления, ее образ, то, на основе чего она строится. Второй пласт деятельности (отдельная деятельность, действия, операции) составляют ее структурные элементы. Это реализация деятельности, сама деятельность во плоти. В своем единстве оба эти пласта деятельности составляют ее психологическое содержание. В деятельности есть и третий пласт: взаимные переходы и превращения ее отдельных структурных элементов (мотива - в цель и, соответственно, деятельности - в действие; цели - в условие ее реализации и т.д.). Это уже динамика деятельности, ее трансформация. Содержание целостной деятельности соотносимо с понятиями потребности и мотива, с процессом определения их предметного содержания.

Действия - процесс взаимодействия с каким–либо предметом, который характеризуется тем, что в нем достигается заранее определенная цель. Цель – образ желаемого результата, т.е. того результата, который должен быть достигнут в ходе выполнения действия. Это сознательный образ результата, который удерживается в сознании все то время, пока осуществляется действие (т.е. цель всегда сознательна). Целеобразование – процесс преобразование объективных требований в субъективную цель. Действие – это основная единица анализа деятельности. Могут быть выделены следующие составные части действия: 1. принятие решения; 2. реализация; 3. контроль и коррекция. При этом в принятии решения происходит увязывание образа ситуации, образа действия, интегральной и дифференциальной программ. Реализация и контроль осуществляются циклически. В каждом из них происходит использование как усвоенных, так и индивидуально выработанных средств и орудий. Виды : 1. управляющие, 2. исполнительные, 3.утилитарно–приспособительные, 4. перцептивные, 5. мнемические, 6. умственные, 7. коммуникативные действия. Через понятие действия теория деятельности утверждает принцип активности, противопоставляя его принципу реактивности. Принципы эти различаются по тому, где согласно каждому из них должна быть помещена исходная точка анализа деятельности: во внешней среде или внутри организма. Действия – это не столько реакции на внешние стимулы, сколько акции, направленные на достижение цели с учетом внешних условий.

Операция - исполнительная единица деятельности человека, способ выполнения действия. Характер операций зависит от условий, в которых совершается действие. Под условиями понимаются внешние обстоятельства и возможности, или внутренние средства, самого действующего субъекта. Цель, данная в определенных условиях, называется задачей. Операции возникают путем адаптации, прилаживания, непосредственного подражания или из действий путем их автоматизации. Операции первого рода практически не осознаются, второго рода – находятся на грани сознания.

Психофизиологические функции – Физиологические обеспечения психических процессов. К ним относятся ряд способностей нашего организма: способности к ощущению, к образованию и фиксации следов прошлых воздействий, моторная способность и т.д. (сенсорная, мнемическая и моторная функции). Граница между операциями-автоматизмами и психофизиологическими функциями очень условна.

Источником активности человека, его деятельности выступают многообразные потребности. Потребность - это состояние человека, выражающее его зависимость от материальных и духовных предметов и условий существования, находящихся вне индивида. Предмет потребности есть ее действительный мотив. Мотив - это форма проявления потребности, побуждение к определенной деятельности, это опредмеченная потребность.

Деятельность как целое - это единица жизни человека, активность, отвечающая определенной потребности, мотиву. Деятельность всегда соотносится с определенным мотивом.

Действие выступает как составная часть деятельности. Оно отвечает осознаваемой цели. Любая деятельность осуществляется в форме действий или цепи действий. Действие, имея определенную цель, осуществляется разными способами в зависимости от тех условий, в которых это действие совершается. Способы осуществления действия называются операциями. Операции - это преобразованные действия, действия, ставшие способами осуществления других, более сложных действий.

Основные принципы теории деятельности:

1. Принцип предметности как оппозиция принципу стимульности. Принцип предметности составляет ядро теории деятельности.

2. Принцип активности как оппозиция принципу реактивности. В противовес представлениям о человеке как о «машине» представители теории деятельности с самого начала отстаивали положение о пристрастности, активности психического отражения, опосредствующего деятельность субъекта. Принцип активности - обобщение и развитие представлений о механизмах регуляции движений. Пр. активности состоит из постулирования определяющей роли внутренней программы в актах жизнедеятельности организма. Противостоит принципу реактивности, согласно которомудвижения определяются внешними стимулами. Нет жестко запрограмированных ответных движений, они вариативны и не связанны жестко со стимулом.

Бернштейн подтверждает своими исследованиями положение о роли деятельности в формировании новых возможностей психического отражения, которое, в свою очередь, осуществлялось более высокими мозговыми структурами. Выделял пять уровней построения движений:

(А) Уровень палеокинетических регуляций, самый древний. Или же руброспинальный (от Substantis rubber) - поступление и анализ перцептивной информации от мышц, их тонус, вибрато, удержание определенной позы, непроизвольные движения (дрожь, стук зубами, вздрагивание). Практически никогда не бывает ведущим уровнем построения движений, редко осознается, практически не имеет самостоятельного значения – работает в совокупности с более высокими уровнями. В) Уровень синергий или штампов. Или же таламо-паллидарный. (От Thalamus и Globus pallidaris). Отвечает за высокотлаженные действия, типа ритмических, циклических действий, приседания, наклоны и т.п. Обеспечивает анализ информации о нахождении конечностей и мышц безотносительно к конкретной обстановке. Т.е. может бежать, но не учитывается поверхность, по которой бежит. Отвечает так же за автоматизацию конкретных двигательных навыков - выразительную мимику, пантомимические движения эмоционально окрашенные. C) Уровень пространственного поля - пирамидно-спиральный - (от Piramis, которые в Mielencephalon + экстеропирамидальная система). Обеспечивает ориентацию в пространстве. Движения на этом уровне целевые, т.е. "ведутся откуда-то и зачем-то", соответственно имеют начало, середину и конец. Относятся движения: ходьба, плавание, пианист, машинистка, всовывание предмета в предмет, т.е. все, где требуется учет пространственного поля. D) Теменно-премоторный уровень, субстрат - корковые структуры в теменно-премоторный областях (Lobus temporalis, lobus occipitalis). Уровень предметных действий, т.к. отвечает за многообразные отношения с предметами не как с геометрическими телами, а как с предметами, имеющими определенное значение. Не элипс на параллелепипеде, а чашка на столе. Выступает на передний план функциональное значение: в чашке важна не форма, а признаки - без дырок в дне, ручка. снятие шляпы, завязывание шнурков и т.д. Е) (Возможно, что и несколько уровней) отвечает за "ведущие в смысловом отношении коардинации речи и письма", двигательные задания, ведомые замыслом, лекции, имеющие произвольные по характеру мотивы. Анатомический субстрат (ссылается на А.Р.Лypию - Lobus frontalis). Обычно в действии принимают участие структуры всех уровней. Но могут и не доходить до высоких уровней или же совершаться на разных – пример с раненым, который тянулся к шляпе. Здесь развитие мозга и психическое развитие предстают как единый процесс. принципы регуляции: во-пеpвых, отталкиваясь от концепции ypовней постpоения этих самых движений можно кое-что pодить, во-втоpых, Беpнштейн активно занимался особенностями сенсоpного принципа pегyляции движений. После долгого засилья бихевиоpальных подходов к pегyляции движений по пpинципy S->R, Беpнштейн выводит кольцо: Пpогpамма -> задающий пpибоp, Ist Wert, Soll Wert – сличаются на пpибоpе сличения, дальше чеpез дельтy... -> пеpещифpовка -> коppекция... + вспомнить о кольцах подчинения (линкyються чеpез задающий пpибоp). Пyнктиp от эффектоpа к pецептоpy - пpи аваpийных изменениях состояния pабочей точки (стол yбежал).)

Основным принципом организации деятельности высших животных и человека является целесообразность. Любой акт произвольной деятельность направлен на достижение некоторой цели – предвидению будущего. Эта цель и определяет выбор действия и способ учета условий, в которых она осуществляется. В ходе осуществления действия используются механизмы контроля и коррекции, позволяющие сравнить достигнутый результат с «моделью будущего» и, в случае необходимости, вносить в действие какие-либо изменения.

Основная задача координации движений – преодоление избыточного числа степеней свободы, т.е. уменьшение числа независимых переменных, управляющих движением. Управление тем или иным движением осуществляется на разных уровнях в зависимости от цели и от степени автоматизации. Координация движений «…решается по принципу сенсорных коррекций, осуществляемых совместно различными системами афферентации и протекающих по основной структурной формуле рефлекторного кольца…»

3. Принцип неадаптивной природы предметной деятельности человека как оппозиция принципу адаптивности. Подчиненность активности какой-либо конечной заранее установленной цели составляет ту существенную особенность, на основе которой можно оценить поведение, как адаптивное. Неадаптивный характер предметной деятельности явственно выступает при изучении активности человека, отвечающей формуле «внутреннее (субъект) действует через внешнее и этим сам себя изменяет».

4. Принцип опосредствования как оппозиция принципу непосредственных ассоциативных связей. Центральным здесь является положение Л.С. Выготского об опосредствованном характере высших психических функций, об использовании внешних и внутренних средств, знаков как «орудий», при помощи которых человек овладевает своей деятельностью, переходит к преднамеренной произвольной регуляции поведения.

5. Принцип интериоризации/экстериоризации как оппозиция принципу социализации в зарубежной психологии. Только рассмотрение всех граней принципа интериоризации/экстериоризации (индивидуализация, переход от «мы» к «я», производство внутреннего плана сознания) позволит дать содержательную характеристику представлений о механизмах социализации в теории предметной деятельности.

6. Принцип психологического анализа «по единицам» как оппозиция принципу анализа «по элементам». Суть анализа «по элементам» состоит в том, что предмет исследования разлагается на части, чужеродные по отношению к этому предмету как целому и утратившие присущую ему специфику. Полную противоположность принципу анализа по «элементам» представляет собой принцип анализа «по единицам», существеннейшая черта которого состоит в том, что продукт такого анализа несет в себе все основные свойства, присущие целому. Принцип психологического анализа «по единицам» задает общую стратегию изучения структуры предметной деятельности.

7. Принцип зависимости психического отражения от места отражаемого объекта в структуре деятельности.

Особый аспект анализа деятельности составляют изменения и трансформации самого строения деятельности как целостной системы в процессе ее осуществления. Так, деятельность может утратить свой мотив и превратиться в действие, а действие, при изменении его цели, может превратиться в операцию. Мотив некоторой деятельности может переходить на цель действия, в результате чего последнее превращается в другую деятельность.

Эти трансформации происходят потому, что результаты составляющих деятельность действий при некоторых условиях оказываются более значительными, чем их мотивы. Этот психологический механизм развития действий Леонтьев назвал «сдвиг мотива на цель». Действия, обогащаясь, «перерастают» тот круг деятельностей, которые они реализуют, и вступают в противоречие с породившими мотивами. В результате происходит сдвиг мотива на цели, изменение их иерархии и рождение новых мотивов - новых видов деятельности; прежние цели психологически дискредитируются, а отвечающие им действия или вовсе перестают существовать, или превращаются в операции. В деятельности человека постоянно происходят такие взаимные превращения.

- 221.50 Кб

1. Структура деятельности с позиций теории деятельности А.Н. Леонтьева (действие, мотив, цель, сдвиг мотива на цель).

Согласно А.Н.Леонтьеву, деятельность имеет иерархическое строение, то есть она состоит из нескольких, уровни. Первый уровень- это особая деятельность. Главное, что отличает одну деятельность от другой - это их предметы.
Предмет деятельности есть ее мотив (А.Н. Леонтьев). Предмет деятельности может быть как вещественным и данным в восприятии, так и идеальным.
Объект (идея) становится мотивом, когда он отвечает нашей потребности. Потребность это состояние нужды человека в чем-то.
потребность -> предмет -> мотив
Потребность становится в этом случае другой-определенной, потребностью именно в данном предмете. Поведение приобретает свою направленность. Итак, деятельность побуждается мотивом
Действие - это процесс, направленный на реализацию цели. Цель - это образ желаемого, то есть того результата, который должен быть достигнут в ходе выполнения действия. Постановка цели означает активное начало в субъекте: человек не просто реагирует на действие стимула,(как это было у бихевиористов), но активно организует свое поведение. Действие включает в качестве необходимого компонента акт создания в виде постановки и удержания цели. Но действие есть одновременно и акт поведения, так как человек совершает внешние движения в процессе деятельности. Однако в отличие от бихевиоризма, эти движения рассматриваются А.Н.Леонтьевым в неразрывном единстве с сознанием.
Действие может рассматриваться с позиции, что должно быть постигнуто и как это должно быть достигнуто, то есть каким способом. Способ выполнения действия называется операцией.

Итак, если действие соотносится с целью, то операция-с условиями выполнения действия.
Как же узнать, где мы имеем дело с действием, а где с деятельностью. А.Н.Леонтьев называл деятельностью такие процессы, которые характеризуются тем, что мотив (побуждение к деятельности) совпадает с тем, на что направлен данный процесс в целом. Для иллюстраций этого положения он приводит следующий пример. Учащийся, готовясь к экзамену, читает какую-либо книгу. Что это - действие или деятельность? Необходим психологический анализ этого процесса. Допустим, к нашему учащемуся зашел товарищ и сказал, что эта книга к экзамену вовсе не нужна. Что будет делать наш знакомый? Здесь возможны два варианта: либо учащийся охотно отложит книгу, либо будет продолжать читать. В первом случае мотив не совпадает с тем, на что направлено чтение книги. Объективно, чтение книги направлено на то, чтобы узнать ее содержание, получить новое знание. Однако мотивом является не содержание книги, а сдача экзамена. Поэтому здесь мы можем говорить о действии, а не о деятельности. Во втором случае, мотив совпадает с тем, на что направлено чтение: мотив здесь - узнать содержание книги само по себе, безотносительно к сдаче экзамена. Деятельность и действие могут переходить друг в друга. На примере в цитате книгу вначале только для того, чтобы сдать экзамен, но потом чтение вас так захватывает, что вы начинаете читать уже ради самого содержания книги - появляется новая деятельность, действие превращается в деятельность. Этот процесс называется сдвигом мотива на цель„-или превращением цели в мотив. „сдвиг мотива на цель“. Это - механизм формирования новых мотивов, которая те действия, которые раньше служили для достижения целей, подчиненных какому–то определенному мотиву, приобретают самостоятельное значение и отщепляются от первоначальной мотивации. При этом вспомогательные цели, на которые данные действия были направлены, приобретают статус самостоятельного полноценного мотива.

2. Внешние и внутренние компоненты деятельности.
Интериоризация - это процесс перехода внешних действий во внутренний план, превращения их в внутренние действия.
Экстериоризация - это процесс перехода внутренних действий во внешний план, превращения их в внешние действия. Внутренняя деятельность имеет принципиально то же строение, что и внешняя деятельность, поэтому и возможны такие переходы: из внешней деятельности во внутреннюю (интериоризация) и обратный процесс-из внутренней деятельности во внешнюю (экстериоризация).
Итак, сделаем выводы:
1. Сознание не может рассматриваться как замкнутое в самом себе и познаваемое только с помощью интроспекции. Оно должно быть выведено в деятельность субъекта.
2. Поведение нельзя рассматривать в отрыве от сознания человека. При рассмотрении поведения сознание должно быть сохранено в своей важнейшей функции регуляции человеческого поведения.
3. Категория деятельности объединяет предыдущие противоположные категории (сознание и поведение) и снимает противоречие между ними.
4. Деятельность - это активный процесс, побуждаемый потребностями и мотивами имеющий целью преобразование материальных или идеальных объектов. Деятельность предстает в единстве двух своих сторон: мотивационно-потребностной и операционально-технической.

3. Действия и движения как слагаемые в структуре деятельности.
Деятельность человека имеет сложное иерархическое строение. Она состоит из нескольких неравновесных уровней. Верхний уровень – это уровень особых видов деятельности, затем следует уровень действий, за ним – уровень операций, и самый низкий – уровень психофизиологических функций.
Центральное место в этом иерархическом построении занимает действие, которое является основной единицей анализа деятельности. Действие – это процесс, направленный на реализацию цели, которая, в свою очередь, может быть определена как образ желаемого результата. Необходимо обратить внимание на то, что цель в данном случае – это сознательный образ. Выполняя определенную деятельность, человек постоянно держит этот образ у себя в сознании. Таким образом, действие – это сознательное проявление активности человека. Исключениями являются случаи, когда у человека в силу определенных причин или обстоятельств нарушена адекватность психической регуляции поведения, например при болезни или в состоянии аффекта.
основополагающие принципы психологической теории деятельности:
1. Сознание не может рассматриваться как замкнутое в самом себе: оно должно проявляться в деятельности (принцип «размывания» круга сознания).
2. Поведение нельзя рассматривать в отрыве от сознания человека (принцип единства сознания и поведения).
3. Деятельность – это активный, целенаправленный процесс (принцип активности).
4. Действия человека предметны; их цели носят социальный характер (принцип предметной человеческой деятельности и принцип ее социальной обусловленности).

4 Мотив – вектор, направляющий деятельность.
Данные понятия являются центральными в психологической теории деятельности. Как отмечает Б. Ф. Ломов, "деятельность исходит из тех или иных мотивов и направлена на достижение некоторой цели. Вектор "мотив-цель" выступает, в роли своеобразного "стержня", организующего всю систему психических процессов и состояний, которые в эту деятельность включаются. Динамика перцептивных, мнемических, интеллектуальных и иных психических процессов, а также их взаимоотношения и взаимопереходы в контексте развивающейся деятельности существенно зависят от основной образующей: вектора "мотив-цель". То же можно сказать о динамике работоспособности и эмоциональных состояниях". Ведущая роль понятиям мотив и цель отводится в работах, посвященных психологическому изучению деятельности, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, Д. А. Ошанина, О. А. Конопкина, К. К. Платонова, Дж. Миллера, Ю. Галантера и К.Прибрама и др. Вместе с тем следует отметить, что данные понятия, также как и многие другие в психологии, определены неоднозначно. В связи с этим мы должны оговорить свою позицию и в данном вопросе.
В дальнейшем под мотивом трудовой деятельности будем понимать внутренние побуждения человека к данной деятельности. В качестве таких причин могут выступать потребности личности, мировоззрения, убеждения, идеалы и интересы личности, социальные роли и установки. В достаточно острой форме данную проблему Д, А. Кикнадзе выражает следующим образом: "Материалистическое положение о том, что потребности являются важнейшим фактором активности живого организма, не вызывает среди марксистов никаких споров, когда речь идет об активности животных, но лишь дело касается человека, его общественной, деятельности, как некоторые из них любую попытку объяснить человеческое действие исходя из потребностей, начинают, считать чуть ли не отступлением от марксизма".
Чем же вызвано отмеченное, противоречие? На наш взгляд, его можно объяснить следующими причинами: во-первых, ортодоксальное и последовательное проведение линии на то, что основными факторами активности являются потребности, приводит к тому, что потребности признаются за единственные факторы, динамизирующие поведение. Из системы мотивация устраняются убеждения, идеалы, мировоззрения. Это, естественно, не может быть принято многими учеными и практиками. Во-вторых, человеческие потребности, хотя они и развеиваются на основе биологических, настолько становятся мифическими, социализированными, что, вполне естественно их выделяют в отдельную категорию, не сводимую к биологическим потребностям. Когда же данная специфика начинает отдельными исследователями стираться, это неизбежно вызывает негативную реакцию.
Таким образом, вопрос заключается не столько в том, являются ли потребности основными мотивами, сколько в том, как понимать потребности. На наш взгляд, потребности действительно являются основной побудительной силой, но это потребности личности. Данная же категория до настоящего времени изучена и в теоретико-методологическом и в практическом аспекте недостаточно.
Формирование высших потребностей в определенной мере можно представить как процесс интернализации социальных норм, являющихся выражением общественных потребностей на основе осознания их глубокой справедливости и необходимости выполнения в своей жизни. На первых этапах развития человеческого общества "взаимная зависимость индивидов друг от друга была таковой, что человек не выделял себя из социального целого".
В этот период индивидуальные потребности человека совпадали с потребностями общества. По мере развития общества проходило разделение индивидуальных и общественных потребностей. В классовом обществе индивидуальные потребности представителей угнетенного класса находятся в антагонистических противоречиях с потребностями господствующего класса. Это противоречие общественных и индивидуальных потребностей ликвидируется в социалистическом обществе: общественные потребности выражают интересы всех членов общества. Осознание человеком личностной значимости общественных потребностей, которые, как правило, отражены в социальных нормах поведения, делает возможным процесс перехода этих потребностей в индивидуальные. В результате необходимость соблюдения социальных норм поведения превращается в потребность личности. На этом этапе поведение, человека приобретает истинную свободу.
Таким образом, выражаясь словами С. Л. Рубинштейна, "общественно-значимое может превращаться и сплошь и рядом превращается вместе с тем и в личностно-значимое для индивида, не переставая от этого быть общественно значимым. Становясь и личностно-значимым для индивида, общественно-значимое порождает в нем динамические тенденции более или менее действенной силы".
Вместе с тем следует отметить, что общественно-значимое не всегда становится личностно-значимым. В этих случаях социальные нормы начинают выступать не в форме внутренних причин, а в форме стимулов, внешних регуляторов поведения личности. Следовательно, было бы ошибкой, с одной стороны, отрицать полностью за социальными нормами роль мотивов поведения, с другой стороны, считать, что они всегда выступают как мотивы.

5 Виды человеческой деятельности, их психологический анализ.
Деятельность человека проявляется в различных сферах жизни общества, её направленность, содержание и средства бесконечного многообразны, что обусловлено сложностью системы мотивирующих её источников. По этому при классификации совокупности деятельностей, характерных для человека, исходят из разных признаков: видов и параметров потребностей, объектов преобразования, средств и способов, результатов и целого ряда других. Учитывая, что любая классификация в известной мере условна, рассмотрим лишь те виды деятельности, которые большинством исследователей признаются в качестве основных. К ним относят: общение, игру, учение и труд, объединяемые по признаку участия их в формировании и совершенствовании личности. Все эти виды деятельности включены в процесс индивидуального развития человека и каждый из них приобретает большее или меньшее значение в зависимости от стадии онтогенеза. Начиная от момента рождения индивида, первым видом его деятельности является общение, затем следует игра, учение и труд. Конечно, в реальной жизни такого строгого поэтапного подразделения этих видов социальной активности человека не существует, а наблюдается их тесное взаимопереплетение и взаимодействие.
Следует отметить, что разные виды деятельности имеют свой предмет - объект приложения активности. Так, предметом общения являются люди, животные; предметом игры - сам процесс и определенный результат в условной сфере деятельности; предметом учения - система конкретных знаний; труда - создаваемый материальный или творческий результат.

6. Игра как особый вид развития человеческой деятельности.
свойственные всем людям основные виды деятельности. Они будут соответствовать общим потребностям, которые можно обнаружить практически у всех без исключения людей, а точнее - тем видам социальной человеческой активности, в которые неизбежно включается каждый человек в процессе своего индивидуального развития. Такими видами деятельности являются игра, учение и труд.
Игра - это особый вид деятельности, результатом которого не становится производство какого-либо материального или идеального продукта. Чаще всего игры имеют характер развлечения, преследуют цель получения отдыха. Существует несколько типов игр: индивидуальные и групповые, предметные и сюжетные, ролевые и игры с правилами.Индивидуальные игры представляют собой род деятельности, когда игрой занят один человек, групповые - включают несколько индивидов. Предметные игры связаны с включением в игровую деятельность человека каких-либо предметов. Сюжетные игрыразворачиваются по определенному сценарию, воспроизводя его в основных деталях.Ролевые игры допускают поведение человека, ограниченное определенной ролью, которую в игре он берет на себя. Наконец, игры с правилами регулируются определенной системой правил поведения их участников. Бывают и смешанные типы игр: предметно-ролевые, сюжетно-ролевые, сюжетные игры с правилами и т. п. Отношения, складывающиеся между людьми в игре, как правило, носят искусственный характер в том смысле этого слова, что окружающими они не принимаются всерьез и не являются основанием для выводов о человеке. Игровое поведение и игровые отношения мало влияют на реальные взаимоотношения людей, по крайней мере среди взрослых. Тем не менее игры имеют большое значение в жизни людей. Для детей игры имеют по преимуществу развивающее значение. У взрослых игра не является ведущим видом деятельности, а служит средством общения и разрядки.

7 Психологические особенности вида деятельности – учения
Учение как вид деятельности - это процесс приобретения знаний, умений и навыков.
Знания - это отраженные человеческим сознанием предметы и явления окружающей его действительности в форме фактов, образных представлений и научных понятий. Навыки - доведенные до совершенства путем многократного повторения компоненты деятельности (практические и теоретические действия). Умения - освоенные субъектом способы выполнения тех или иных действий, которые он может самостоятельно применять в различных ситуациях. Знания, навыки и умения являются основными продуктами усвоения индивидом опыта предшествующих поколений. И в связи с этим учение как процесс овладения ими выступает в роли средства, способствующего естественному гармоническому (физическому и духовному) развитию человека, становлению его как социального существа.
По своей направленности учение относится к познавательной деятельности людей, которая всегда включает наличие двух сторон: познающей (субъект познания - человек) и познаваемой (объект познания - предметы и явления окружающего мира). Причем обе эти стороны находятся в тесной взаимосвязи и взаимодействии. Человек познает сущность объективной реальности не в качестве пассивного наблюдателя, а всегда включает ее в свою активность, отражающую организацию самого процесса учения - способы и средства познания, а также особенности психики человека - его восприятия, мышления, позиций, пристрастий, накопленного опыта и т.д. Иначе говоря, познающий субъект находится внутри предметного мира, к которому он как бы подключается через органы чувств, являющиеся, по образному выражению французского писателя-мыслителя Д. Дидро, клавишами, по которым ударяет окружающая природа.
Благодаря органам чувств происходит непосредственное наглядно-образное отражение действующих на человека в данный момент раздражителей окружающей его среды (световых, цветовых, температурных, химических и др.), которое проявляется в форме психических процессов ощущения и восприятия. Эти акты чувственного отображения объективной реальности являются начальным источником всех знаний человека о мире и о внутренних состояниях своего организма. Каждое впечатление или движение, каждое изменение в функциях органов, обеспечивающих энергетику деятельностной активности индивида, записываются, сохраняются и впоследствии воспроизводятся его памятью, опосредуются его мышлением и речью, раскрывающими глубинную сущность предметов и явлений окружающего мира. На основе чувственных образов, которыми оперирует человек, развивается воображение как основа творческой деятельности - источника всего мира культуры, созданного человечеством.
Возникнув и развиваясь в процессе деятельности и длительной эволюции человека, познавательные психические процессы неразрывно связаны с работой головного мозга как материальной основы психики. Многочисленные потоки нервных импульсов, продуцируемых воздействиями раздражителей среды в рецепторных аппаратах органов чувств, являются жизненно значимым условием нормального функционирования мозговых структур, обеспечивающих, с одной стороны, прием, сохранение и переработку поступающей информации. А с другой - создание программ практических действий и контроль за их выполнением. Успешный выбор сигналов среды, существенных для деятельности, сохранение их следов, выработка нужных программ поведения и его саморегуляция возможны лишь при наличии оптимального тонуса - определенного уровня бодрствования коры головного мозга, который поддерживается импульсацией, поступающей от рецепторов. Нехватка любого вида информации (световой, звуковой, тактильной и т.д.) снижает тонус мозговых структур, вызывает явление сенсорного голода (от латинского sensus - ощущение), нарушающего адекватность процесса восприятия человеком окружающего его мира. Это может выражаться в повышенной утомляемости, снижении работоспособности, эмоциональной неустойчивости индивида, а иногда в обманах органов чувств - иллюзиях, галлюцинациях, в потере ощущения собственного "Я". Дело в том, что образы чувственного восприятия зависят не только от действия раздражителей среды, но и от самого воспринимающего субъекта - конкретного живого человека с его мыслями и чувствами, направленностью мотиваций, жизненным опытом. Такая зависимость восприятия от индивидуальных особенностей психики в психологии известна как понятие "апперцепция". Все психические процессы: ощущения и восприятия, речь, память и мышление, воображение, составляющие познавательную сферу личности, никогда не отрываются от наглядно-чувственного опыта, практики, деятельности. И эта связь находит свое выражение в характеристиках различных видов психического отражения, свойственного человеку. Так, в зависимости от преобладающего рода деятельности, различают образную, эмоциональную, двигательную, словесно-логическую память; предметное, наглядно-образное или отвлеченное мышление; непосредственное или опосредованное сознательной целью воображение.
Будучи тесно связанным со всеми психическими явлениями, восприятие несет личностный смысл, опосредуется через "Я - концепцию" индивида и в первую очередь через рациональный компонент (от латинского ratio - разум) его целенаправленной познавательной деятельности. Именно благодаря разуму, способности мыслить, осознавать закономерности объективной реальности человечество овладевает истинными знаниями, совокупность которых представляет собой высшую, интегрирующую форму человеческой психики - сознание. В его структуру входят все знания об окружающем мире, известные человечеству, и преломленные через индивидуальные особенности всех инвариантных свойств каждой отдельной личности, в том числе через специфику её познавательной деятельности.
Во многих областях психологии (общей, возрастной, педагогической, социальной) теоретически обосновано и практически подтверждено положение, свидетельствующее о том, что познавательная деятельность развивается и совершенствуется через процесс учения, который может быть организованным и неорганизованным, стихийным. В первом случае учение осуществляется в специальных образовательных учреждениях по особым правилам, в соответствии с методически обоснованными учебными программами. Во втором - происходит одновременно с другими видами деятельности, попутно, как их побочный дополнительный результат. Довольно часто процесс учения имеет характер самообразования, что обычно свойственно зрелой личности, поведение которой обусловлено сознательными механизмами саморегуляции.
Являясь средством овладения определенной совокупностью знаний в той или иной сфере человеческой деятельности, у некоторых людей учение по механизму "сдвига мотива на цель" становится насущной потребностью. Это приводит к формированию особого типа личности, ориентированного на познание глубинных закономерностей предметов и явлений окружающего мира, на поиски и открытия, лежащие в основе творческой деятельности.

Мир делится на людей, умеющих загораться, получать удовольствие от процесса похода к намеченной цели и достигать ее, на тех, кто способен лишь проживать один из пунктов выполнения задач и тех, кто добирается до поставленных планов, преодолевая многочисленные стрессы и безжалостно тратя здоровье.

А возможно ли научиться первому, не теряя при изучении важных приемов половину жизни? Да. Если раскусить суть такого явления, как сдвиг мотива на цель.

Что это такое в психологии?

Это способность личности к самоорганизации за счет мотивационно-ценностных аспектов .

Иными словами так происходит замещение первичной цели , ради которой проводились определенные действия, на деятельность, ранее имевшую мотивационные характеристики и служившую только вспомогательным инструментом для достижения имевшейся задачи.

Природа этого замещения носит чувственно-смысловой характер и отражает сущностные потребности человека.

Грубо говоря, перемещение мотива на место цели дает возможность все время держать нос по ветру для достижения важного результат, защищает от лишних и позволяет своевременно корректировать алгоритм достижения своих задач.

Кто автор?

Рассматриваемую способность человеческой психики детально изучал Алексей Николаевич Леоньтев — советский психолог, ученик и последователь Льва Выготского, еще одного известного ученого, посвятившего жизнь психологии.

Леонтьев понимал термин «мотив» как объективное нечто, собравшее в себе как текущую , так и то, что способствует ее возникновению. При этом смысл и значение одного и того же явления ученый видел различным для отдельно изучаемых субъектов .

Ведь, например, историческая дата военного события видится учеником и участником рассматриваемого сражения с разных ракурсов.

Поэтому прослеживая цикл превращения мотива в цель, необходимо учитывать личностный смысл , вкладываемый отдельным индивидом в конечную задачу.

Проводимая деятельность и мотивы оказывают расширяющее воздействие на отдел психики, ответственной за способность к осознанию.

Без этой особенности человеку не был бы в состоянии выполнять действия ради цели и по иному начинать относиться к мотивам , за счет изменения их статуса с движущих сил на желаемые и целеполагающие.

Понимание природы перерождения мотивов в цели, упрощает восприятие сути механизма возникновения новых потребностей.

Механизм сдвига

В своих работах, касающихся мотивации, Леонтьев обособлял осознаваемые мотивы от результативных , то есть реально действующих.

Поскольку видоизменение одних в другие происходит лишь в случае, если в процессе реального действия, получаемый результат приносит большее моральное удовлетворение или выгоду, чем цель, ради которой, собственно, и происходил процесс.

Как образуются и видоизменяются мотивы?

Цель из побуждающего фактора превращается в мотив при накоплении в процессе проводимой деятельности.

К поставленным задачам стремятся с помощью операций, выполняемых подсознательно , и действиями, принимаемыми благодаря наличию осознанности .

Но при этом, в процессе работы над достижением выбранной планки, действия могут становиться операциями, если осуществление первых уже возможно проводить на рефлекторном уровне.

Хорошим примером работы этого механизма, являются спортивные тренировки . Чем ответственнее подходить к процедуре, тем быстрее ряд действий можно будет проводить даже не задумываясь над алгоритмом исполнения.

Какие следует различать операции :

  1. Выполняемые автоматически или почти так.
  2. Проводимые по проторенной дороге, путем многократных повторений или не имеющие еще четкого механизма действий, поскольку рождаются благодаря копированию чего-то поведения или необходимости вписываться в существующие обстоятельства.

Любые действия состоят из элементов обоего типа и необходимы для возникновения навыков, являющих собой закрепленный в и алгоритм последовательности операций и действий.

При благоприятных обстоятельствах происходящие становится залогом расширения деятельности человека, освоению ним новых сфер. Но, к сожалению, механизм сдвига мотива на цель формируется в человеческой психике не всегда на пользу и может стать причиной деградации личности.

Примеры

Первый

Ученик мечтает пореже корпеть над учебниками , а побольше проводить времени с друзьями.

Но впереди экзамен по литературе и необходимо готовиться.

В процессе подготовки данных для ответов, на глаза учащемуся попадается материал о пути становления одного из писателей. И в чем-то ребенок увидел связь между собой и биографией известного человека .

Начав более глубоко интересоваться трудами писателя, ученик стал воспринимать литературу уже не с точки зрения человека, вынужденного штудировать тонны «скучной» информации, а превратился в исследователя, получившего доступ к массе интересных данных .

Так желание сдать хорошо экзамен открыло дорогу к новому увлечению, а изучение литературы превратилось из скучной обязанности в привлекательное занятие.

Второй

Закомплексованный молодой человек с излишним весом решил прибегнуть к спорту, чтобы изменить фигуру и стать более .

Но со временем молодой человек стал тренироваться не столько для поддержки привлекательного вида, сколько из-за приятных ощущений , возникающих при понимании, что теперь управлять своим телом, заставлять его выполнять трудоемкую работу гораздо приятнее и легче.

Третий

Для пропитания и возможности платить за кров вчерашний клерк, уволенный из-за сокращения штатов, хватается за первую подвернувшуюся вакансию и устраивается в автосервис рабочим на подхвате.

Благодаря опыту из юношества и родителю с «золотыми руками», имеемый опыт в починке железок и интуиция, позволяют человеку выбиться в мастера на хорошем счету.

При этом сохранилась привычка интересоваться новинками прогресса в сфере, где приходится зарабатывать на хлеб.

В результате мужчина понимает, что умений и знаний достаточно для того, чтобы начать свое дело.

После некоторых раздумий, он увольняется и начинает свой бизнес, который, как выясняется, стал не только источником денег , но и приносит гораздо больше удовлетворения, чем работа, оставшаяся далеко в прошлом.

Случаи с отрицательным сдвигом

Во всем виноваты заболевания, взывающие нарушения в работе психики и нервной системы:

  1. Пример 1. В прошлом человек увлекался музыкой и имел все шансы сделать блестящую карьеру в этом направлении. Но из-за проблем на фоне эпилепсии мечты не получили поддержки и сегодня мужчина зарабатывает на жизнь, переплетая книги. Процесс очень захватывает мастера. Трудится он очень медленно, но качественно, получая удовольствие от каждого действия над очередным заказом.
  2. Пример 2. Борясь за чистоту помещения в котором он проживает, больной может много часов подряд высматривать разный мусор вокруг себя и тщательно собирать увиденное. Однако все подобранное человек раскладывает на своей кровати, добиваясь, чтобы собранные элементы располагались на поверхности ровными и аккуратными рядами.

Как использовать себе на благо?

Как научиться получать больше удовольствия от жизни благодаря сдвигу мотива на цель:


Сдвиг мотива на цель — это очень интересное проявление работы нервной системы человека и его психики.

При уяснении механизма работы этого действия, его даже можно использовать себе на благо, не дожидаясь, пока процесс начнется самопроизвольно при выполнении какой-то определенной задачи.

Теперь, после рассмотрения некоторых исходных теоретических и методологических оснований изучения аномального развития личности, введения этой проблематики в общепсихологический контекст, перейдем к данным конкретных исследований.

Глава IV. Некоторые психологические механизмы аномального развития личности

1. «Сдвиг мотива на цель» как механизм образования патологических черт

Название параграфа, возможно, вызовет недоумение у знающих общую психологию. Действительно, механизм «сдвига мотива на цель», наиболее тщательно описанный А. Н. Леонтьевым (сам феномен, ставший основой выделения данного механизма, известен в психологии давно. Еще у В. Вундта мы читаем о «гетерогении целей», происходящей в тех случаях, например, когда человек приступает к изучению иностранного языка для того, скажем, чтобы иметь возможность немного общаться во время предстоящей поездки за границу с местными жителями, т. е. ставя для этого занятия цель чисто служебную, утилитарную. Но в ходе изучения он настолько увлекается самим по себе языком, что это занятие перерастает во вполне самостоятельное значимое дело, продолжающее существовать и развиваться уже вне зависимости от побудившей его некогда цели. Совершенно аналогичный пример приводит и А. Н. Леонтьев: ученик приступает к чтению учебника, чтобы сдать экзамен по данному предмету, но содержание настолько его увлекает, что кладет начало самостоятельному и долгому интересу к описываемому в книге предмету, иначе говоря, то, что раньше было целью, становится мотивом. Сходные процессы были описаны и другими исследователями, например Г. Олпортом, который отмечал, что при превращении «средств в цели» они могут приобретать силу самостоятельных мотивов), традиционно ассоциируют, связывают с расширением круга мотивов, появлением новых предметов деятельности, словом, с позитивными сдвигами в развитии мотивационной сферы личности. «Рождение новых высших мотивов и формирование соответствующих им новых специфических человеческих потребностей...- писал А. Н. Леонтьев,- происходит в форме сдвига мотивов на цели и их осознания» (СНОСКА: Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. С. 302). Как можно в таком случае связывать данный механизм с развитием патологическим?



Рекомендуем почитать

Наверх