Демонстрационный вариант по истории. Оценивание ЕГЭ по истории

Строительные работы 04.08.2020
Строительные работы

ЕГЭ по истории необходим ученикам, которые планируют продолжить обучение в , и уже выбрали для себя область юриспруденции и права, социологии, истории искусств, культурологии, дизайна или архитектуры. Несмотря на всю популярность данного предмета у выпускников, сдать историю довольно сложно – в этой дисциплине вам не поможет простая зубрежка исторических дат и заучивание фамилий известных личностей.

Для успешного прохождения экзаменации школьники должны оперировать историческими фактами, аргументировано высказывать свое мнение, а также понимать причины и следствия событий. Ваша оценка во многом зависит и от того, насколько хорошо вы знаете структуру КИМов и инновации в билетах последнего образца, поэтому давайте подробно разберемся в данном вопросе.

При сдаче ЕГЭ по истории вам не поможет тупое зазубривание фактов!

Демонстрационный вариант ЕГЭ-2018

Даты ЕГЭ по истории

Итоговые даты, в которые пройдет ЕГЭ, станут известны только в январе 2018 года. До этого момента специалистам из Рособрнадзора придется согласовать расписание ЕГЭ по всем предметам, которые выбраны для экзаменационного контроля. Впрочем, уже сегодня можно очертить примерные периоды, отведенные для итоговой экзаменации по истории в 2018 году:

  • с 22 марта 2018 года стартует досрочный этап экзаменации, который продлится до середины апреля. Стать участниками досрочных ЕГЭ могут строго регламентированные категории выпускников – например, ребята, окончившие общеобразовательное учебное заведение год или два назад, неуспевающие ученики прошлых лет, а также выпускники вечерних школ. На досрочный экзамен могут записаться парни, которые не собираются идти в ВУЗ в этом году, а планируют сначала отслужить в . Зарегистрироваться на досрочную сдачу истории могут школьники, которые меняют место жительства, покидая Россию по личным причинам или для учебы в зарубежном университете. Под исключение также попадают школьники, которые будут отсутствовать на ЕГЭ в основные даты по уважительным причинам. К числу таких причин Минобразования относит участие в спортивных, культурных или научных мероприятиях, а также лечение или реабилитацию в медучреждениях;
  • 28 мая 2018 года начнется основной экзаменационный период. Тестирование по всем предметам продлится до начала июня;
  • с 4 сентября 2018 года в расписании будут проставлены дни, отведенные для дополнительной сдачи ЕГЭ.

Статистика сдачи ЕГЭ по истории

Статические выкладки подтверждают, что история весьма популярна у одиннадцатиклассников. Однако сложность данного экзамена привела к сокращению числа сдающих его выпускников. В 2017 году экзаменацию прошли 110 тыс. школьников (21% от всех учеников), что на 49 тыс. меньше, чем в 2016 году.

Успешность сдачи ЕГЭ по данному предмету существенно увеличилась – только 8,7% учащихся не преодолели пороговый минимум в 32 балла, что в практически два раза меньше прошлогодних показателей (15,9%). Наивысший балл сумели набрать лишь 96 ребят. В среднем данный экзамен в 2016-2017 годах сдали на 46,7-48,2 балла, что соответствует школьному уровню тройки.

Инновации в ЕГЭ по истории

Пока что в структуре и содержании КИМов по истории кардинальных изменений не наблюдается. Конечно, выпускников 2018 года интересует вопрос, будет ли история входить в список обязательных экзаменов для получения аттестата. Слухи о том, что именно этот ЕГЭ может пополнить перечень обязательных, муссируются с 2014 года. Чиновники, представляющие Министерство образования и науки, еще в прошлом году распространили информацию, что ждать внедрения третьего обязательного экзамена стоит уже в 2018 году.


До 2020 учебного года история все еще останется предметом по выбору

Большинство специалистов из профильных комиссий сочли, что история – лучший выбор в этом плане, ведь знание истории своей страны у современных учеников откровенно хромает. Тем не менее, выпускники 2017/2918 учебного года могут вздохнуть с облегчением. Согласно словам Ольги Васильевой, возглавляющей Министерство образования и науки РФ, история действительно станет третьим обязательным ЕГЭ, но произойдет это лишь в 2020 году.

Регламент проведения ЕГЭ по истории

Для работы с экзаменационным листом отводится 235 минут. Действия учеников строго регламентированы, а также утвержден список разрешенных и запрещенных предметов. На истории нельзя использовать любые дополнительные материалы – прежде чем учеников запустят в аудиторию, им придется освободить свои карманы от посторонних предметов, к числу которых относятся не только шпаргалки, но и смартфоны, камеры, наушники, планшеты, смарт-часы и любая другая аппаратура, которую тут же обнаружит рамка металлоискателя.

Экзаменующимся запрещено пересаживаться, переговариваться с соседями, поворачивать голову в надежде подсмотреть ответ или выходить за пределы класса без разрешения специального члена наблюдательной комиссии. Представитель оргкомитета обязательно должен сопровождать школьников в медпункт или туалетную комнату. Любое действие, запрещенное регламентом, приведет к удалению выпускника из аудитории и аннулированию его теста.

Что входит в билет по истории?

КИМы охватывают содержание школьного курса истории России с древних времен и до настоящего времени. Кроме того, в билеты входят задания из всемирной истории, касающиеся войн, дипломатических аспектов, культурных вех и экономических взаимосвязей между странами. Отличительная особенность данного ЕГЭ – огромный пласт заданий, проверяющих знание фактов и дат, а также выявление того, насколько ученики обладают аналитическими и информационно-коммуникативными умениями. Для успешной сдачи ЕГЭ школьники должны:

  • проводить систематизацию исторических фактов;
  • устанавливать связи причинно-следственного и структурного характера;
  • применять на практике навыки работы с текстами, таблицами, иллюстрациями и картами;
  • аргументировать свое мнение, используя для этого исторические факты.

Чтобы сдать , вам придется освежить в памяти курс школьной истории

КИМы по истории структурно представлены 25 заданиями, разделенными на две части:

  • часть 1 – 19 заданий, в которых ученики должны выбрать и записать верные ответы, опираясь на предложенный перечень; расположить данные элементы в определенной последовательности; установить соответствия или кратко записать ответ в виде определенного термина, даты или имени. Всего за эту часть работы можно получить 31 первичный балл (56,4% от всех баллов за билет);
  • часть 2 – 6 заданий, предусматривающих развернутый ответ. Задания такого типа позволяют выявить и оценить комплексные умения и знания учеников. Так, в заданиях №20-22 нужно привести исторический источник, извлекая и анализируя полученную информацию. В заданиях с 23 по 25 вам предстоит изучить исторические процессы и явления, продемонстрировать приемы причинно-следственного, структурно-функционального, временнόго и пространственного анализа, в заданиях 23 и 24 – проанализировать указанную историческую ситуацию, а в задании 25 – написать небольшое сочинение на историческую тематику, выбрав один из трех периодов в истории России. Всего за эту часть работы можно получить 24 первичных балла (43,6% от всех баллов за билет).

Максимальный первичный балл за всю работу равен 55.

Выполнять работу можно будет на протяжении 235 минут. Специалисты из ФИПИ рекомендуют распределять время следующим образом:

  • на каждое задание из части 1 отведите от 3 до 7 минут;
  • для выполнения заданий из части 2 (не считая сочинения) потребуется от 5 до 20 минут;
  • для задания под номером 25 (сочинение) – от 40 до 80 минут.

Оценивание ЕГЭ по истории

Начиная с прошлого года, баллы, которые одиннадцатиклассник получил за ЕГЭ, оказывают влияние на аттестат. Максимальный балл, который можно получить за данный экзамен, равен 100. Если перевести разбалловку в школьную систему оценивания знаний, то картина выглядит примерно так:

  • если ученик набрал 0-31 баллов, то он не знает предмет и получает «двойку»;
  • 32-49 балла тождественны отметке «три»;
  • 50-67 баллов, набранных за тест, позволяют получить оценку «четыре»;
  • от 68 баллов и выше – это отметка «отлично».

Ученики, которые хотят поступить в высшее учебное заведение, должны получить за тест минимум 32 балла, однако это далеко не гарантия поступления. Для прохождения на бюджет в большей части ВУЗов требуют, чтобы история была сдана хотя бы на 70 баллов. Если же речь идет о престижных учебных заведениях, то в этом случае от ученика требуется сертификат с 87 баллами и выше.

Как подготовиться к экзамену?

Подготовка к ЕГЭ по истории – это не просто зубрежка дат и имен, которые встречаются в школьном курсе. Данный предмет предполагает весомую творческую компоненту, так что каждое событие, случившееся в истории России или мира, стоит не просто заучить, но и осмыслить его причины и следствия.

Впрочем, пренебрегать структурной составляющей билета также не стоит – если вы слишком долго будете разбираться в том, как построен билет и как нужно вписывать ответы на задания, то потеряете драгоценное время. Чтобы потренироваться в заполнении КИМов и понять, с какими формулировками и историческими вехами вам предстоит столкнуться на экзамене в 2018 году, проработайте демо-версию билета (см. ссылки в начале статьи).


Сдача ЕГЭ требует длительной и систематической самостоятельной работы

Естественно, зазубривать демо-вариант не нужно – реальный билет будет существенно отличаться от примеров как содержанием, так и наполнением, хотя в целом задания довольно похожи. Кроме того, когда на экзамене вы получите билет, который вам хотя бы примерно знаком, то не будете нервничать и переживать, что не разберетесь и что-то напутаете при выполнении заданий.

Требования к сочинению

Огромную роль играет подготовка к заданию №25. Специалисты из ФИПИ советуют ученикам ознакомиться с темами сочинений за прошлые годы, а затем подготовить по каждой из них небольшой текст. Соблюдайте разработанную методистами схему, чтобы не пропустить ни одну из структурных частей сочинения:

  • введение – в этой части необходимо очертить рамки выбранного исторического периода;
  • основная часть – тут вам придется описать несколько явлений или событий, ставших знаковыми для указанного периода времени. В этой части ученик должен упомянуть двух исторических личностей, сыгравших важную роль в описанных событиях, и раскрыть их влияние на данный исторический период. Далее нужно провести анализ причинно-следственных связей между событиями и последствиями, к которым они привели;
  • выводы – часть, в которой нужно дать общую оценку выбранного периода.

Комиссия будет оценивать сочинение, исходя из следующих критериев:

  • правильность указанных событий (2 балла);
  • правильный выбор исторических личностей и грамотное определение их роли (2 балла);
  • точность причин и следствий тех или иных исторических событий (3 балла);
  • верность оценки влияния этого исторического периода на дальнейшую судьбу России (1 балл);

Спецификация
контрольных измерительных материалов
для проведения в 2018 году единого государственного экзамена
по ИСТОРИИ

1. Назначение КИМ ЕГЭ

Единый государственный экзамен (ЕГЭ) представляет собой форму объективной оценки качества подготовки лиц, освоивших образовательные программы среднего общего образования, с использованием заданий стандартизированной формы (контрольных измерительных материалов).

ЕГЭ проводится в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Контрольные измерительные материалы позволяют установить уровень освоения выпускниками знаний и умений по курсу истории в соответствии с требованиями Федерального компонента государственных стандартов среднего (полного) общего образования, базовый и профильный уровни.

Результаты единого государственного экзамена по истории признаются образовательными организациями высшего профессионального образования как результаты вступительных испытаний по истории.

2. Документы, определяющие содержание КИМ

3. Подходы к отбору содержания и разработке структуры КИМ

Экзаменационная работа охватывает содержание курса истории России с древности по настоящее время с включением элементов всеобщей истории (история войн, дипломатии, культуры, экономических связей и т.п.) и нацелена на выявление образовательных достижений выпускников средних общеобразовательных учреждений.

Задания КИМ включают значительный пласт фактического материала. В то же время особое внимание уделяется проверке аналитических и информационно-коммуникативных умений выпускников. Акцентируется внимание на заданиях, направленных на проверку умений: систематизировать исторические факты; устанавливать причинно-следственные, структурные и иные связи; использовать источники информации разных типов (текстовый источник, таблица, историческая карта, иллюстрация) для решения познавательных задач; аргументировать собственную позицию с привлечением исторических знаний; представлять результаты историко-познавательной деятельности в свободной форме с ориентацией на заданные параметры деятельности. Ориентация на активную деятельность экзаменуемых, а также привлечение широкого круга исторических источников, проблемных исторических материалов создают

возможности для выявления выпускников, в наибольшей степени ориентированных на продолжение образования по данному профилю. Всё указанное выше позволяет качественно дифференцировать участников экзамена по уровню их подготовки по истории.

4. Структура КИМ ЕГЭ

Каждый вариант экзаменационной работы состоит из двух частей и включает в себя 25 заданий, различающихся формой и уровнем сложности.

Часть 1 содержит 19 заданий с кратким ответом.

В экзаменационной работе предложены следующие разновидности заданий с кратким ответом:

  • задания на выбор и запись одного или нескольких правильных ответов из предложенного перечня ответов;
  • задания на определение последовательности расположения данных элементов;
  • задания на установление соответствия элементов, данных в нескольких информационных рядах;
  • задания на определение по указанным признакам и запись в виде слова (словосочетания) термина, названия, имени, века, года и т.п.

Ответ на задания части 1 даётся соответствующей записью в виде цифры или последовательности цифр, записанных без пробелов и других разделителей; слова; словосочетания (также записывается без пробелов и других разделителей).

Часть 2 содержит 6 заданий с развёрнутым ответом, выявляющих и оценивающих освоение выпускниками различных комплексных умений.

20-22 - комплекс заданий, связанных с анализом исторического источника (проведение атрибуции источника; извлечение информации; привлечение исторических знаний для анализа проблематики источника, позиции автора).

23-25 - задания, связанные с применением приёмов причинно-следственного, структурно-функционального, временнόго и пространственного анализа для изучения исторических процессов и явлений. Задание 23 связано с анализом какой-либо исторической проблемы, ситуации. Задание 24 - анализ исторических версий и оценок, аргументация различных точек зрения с привлечением знаний курса. Задание 25 предполагает написание исторического сочинения. Задание 25 альтернативное: выпускник имеет возможность выбрать один из трёх периодов истории России и продемонстрировать свои знания и умения на наиболее знакомом ему историческом материале. Задание 25 оценивается по системе критериев.

Таблица 1. Распределение заданий по частям экзаменационной работы

5. Распределение заданий КИМ ЕГЭ по содержанию, видам умений и способам деятельности

Работа построена на основе требований Историко-культурного стандарта, каждый раздел которого состоит из следующих составных частей: краткая характеристика периода, включающая основные события, явления, процессы; список понятий и терминов; список персоналий; список источников; список основных дат. Каждая из названных частей несёт в себе значительный объём информации, обязательной для изучения в школе. Особое внимание в Историко-культурном стандарте уделяется изучению вопросов культуры. Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории, частью которой является Историко-культурный стандарт, указывает на необходимость работы с исторической картой. Необходимо также учесть общую патриотическую направленность ИКС, что, в частности, проявляется в повышенном внимании к изучению истории Великой Отечественной войны.

Указанные требования Историко-культурного стандарта стали основой для определения структуры экзаменационной работы.

  • Изменения структуры и содержания КИМ отсутствуют.
  • В задании 25 изменены условия выставления баллов по критериям К6 и К7: баллы по этим критериям выставляются только в случае, если по критериям К1–К4 выставлено в сумме не менее 5 баллов.
  • По критерию К6 может быть выставлен максимальный балл – 3, а не 2, как было ранее.

Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 25 заданий.

  • Часть 1 содержит 19 заданий,
  • Часть 2 содержит 6 заданий.

На выполнение экзаменационной работы по истории отводится 3 часа 55 минут (235 минут) .

Ответы к заданиям:

  • 1–19 записываются в виде последовательности цифр или слова (словосочетания).
  • Задания части 2 (20–25) требуют развёрнутого ответа.

Все бланки ЕГЭ заполняются яркими чёрными чернилами. Допускается использование гелевой или капиллярной ручки.

При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике, а также в тексте контрольных измерительных материалов не учитываются при оценивании работы.

Баллы , полученные Вами за выполненные задания, суммируются.

  • 1 балл - за 1, 4, 10, 13, 14, 15, 18, 19 задания.
  • 2 балла - 2, 3, 5-9, 12, 16, 17, 20, 21, 22.
  • З балла - 11, 23.
  • 4 балла - 24.
  • 11 баллов - 25, которое оценивается по .

Минимальный проходной балл – 32.
Максимум можно набрать на ЕГЭ по истории – 55.

Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

После завершения работы проверьте, что ответ на каждое задание в бланках ответов № 1 и № 2 записан под правильным номером.

Сдача ЕГЭ по истории – обязательное условие для поступления на целый ряд престижных профессий: реклама и маркетинг, туристический бизнес, юриспруденция, журналистика. В прошлом году этот предмет выбрал 21% всех выпускников; но достойно пройти это испытание удаётся не каждому. В чём подвох?

ЕГЭ по истории охватывает весь период от эпохи первых древнерусских князей до реформ XXI века. Выполнить все задания необходимо за 235 минут (это почти 3 часа, времени, при рациональном его распределении, вполне достаточно).

История в этом году сдаётся в виде экзамена, состоящего из двух частей:

  • часть I, состоящая из 19 вопросов с выбором ответа;
  • и часть II, куда входит 6 заданий, предполагающих комплексное использование знаний и навыков учащихся.

11 класс сдаёт экзамен по тем же темам, что и выпускники 9-го класса; а вот уровень сложности выше почти на порядок. В ЕГЭ по истории нет тестовых заданий в привычном понимании этого слова, все вопросы предполагают многовариантный ответ. Задания делятся на 3 уровня по степени сложности:

  • Базовый уровень (в кодификаторе он отмечен литерой «Б») – содержит 16 заданий;
  • Повышенный уровень («П») – 8 вопросов;
  • И высокий уровень (В), предполагающий знания за пределами школьного курса: включает в себя 7 заданий.

Проходной порог в этом году составляет 9 первичных баллов (или 32 вторичных, «тестовых»). Для условной «четвёрки» нужно набрать не менее 24 первичных (50 тестовых) баллов. «Пятёрка» начинается от 39 первичных баллов.

Всего же за экзамен можно получить 55 первичных баллов: 31 – за первую часть, 24 – за вторую. При этом задание № 25 при правильном выполнении даёт 11 баллов (почти половина «стоимости» всей второй части).

Досрочный период экзаменации назначен на апрель 2018 года, основной же этап пройдёт в начале июня. Точная дата проведения экзамена будет известна в конце ноября.

Планируемые изменения

Официальных преобразований в ЕГЭ по истории-2018 нет. Сохранилась структура, принятая в 2017 году, формулировки тем и принципы оценивания ответов. Явные изменения в ЕГЭ по истории планируются только со следующего года. Министерство образования настаивает на включение истории в число профильных предметов, наряду с русским языком и математикой. Так что 2018 год может стать последним, когда история сдаётся по выбору.

Некоторую тревогу вызвала демоверсия по истории: ЕГЭ 2018 года, по сравнению 2017, будет более сложным, не в последнюю очередь в связи с увеличением количества вопросов, предполагающих знания по Всеобщей истории. Значительная часть вопросов, особенно второй части, ориентированы на дополнительные занятия с репетитором.

В первой части необходимо дать краткий ответ на каждый вопрос. Это может быть слово (или словосочетание), имя, дата, название местности или события. Все эти вопросы направлены на проверку знания исторических фактов, а также основных умений и навыков. В этой части школьнику будет предложено несколько видов заданий по каждому из временных разделов:

  • Установление хронологической последовательности (вопрос № 1);
  • Выбор верных позиций из списка (№ 7);
  • Установления соответствия между историческим фактом и его характеристикой (№ 2, 5, 9, 11, 17);
  • Нахождение закономерности, по которому сформирован ряд исторических терминов или дат (№ 3);
  • Определение по приведённой характеристике исторического факта: даты, названия, имени, термина и т.д. (№ 4, 8, 10);
  • Краткий анализ текста с выбором правильных суждений из предложенного списка (№ 6, 12);
  • Работа с графическим материалом (№ 13, 14, 15, 16, 18, 19)

2 часть содержит:

  • 3 задания, проверяющих, насколько хорошо учащиеся научились работать с историческими текстами (вопросы 20 – 22);
  • 2 задания, в которых придётся определять причинно-следственные связи, аргументировать свою точку зрения, анализировать исторические факты и точки зрения (№ 23, 24);
  • И эссе на историческую тематику по одной из предложенных эпох(№ 25).

Последнее задание требует использования школьником всех полученных на уроках истории знаний и умений.

Демонстрационный вариант в помощь учащимся

Для успешной подготовки к экзамену начинать работу нужно уже с первых месяцев учебного года. Демоверсия ЕГЭ по истории уже опубликована. Как и в прошлые годы, ориентироваться при подготовке нужно именно на неё.

Состоит демоверсия из трёх частей:

  • Список заданий;
  • Кодификатор с ответами и пояснениями к критериям оценивания;
  • И спецификация, в которой указаны все темы, знания которых необходимо для сдачи экзамена.

Там же выложены и бланки ответов, где на примере показаны особенности заполнения.

Скачать демонстрационный вариант по истории можно на по ссылкам ниже или сайте ФИПИ, где выкладываются как демо-версии текущего года, так и открытая база заданий по всем периодам российской истории.

Сдать экзамен на максимум баллов: тонкости подготовки

Идеальный алгоритм работы для успешной сдачи ЕГЭ таков:

  • Скачать демоверсию ЕГЭ-2018;
  • Внимательно просмотреть все задания, выписать для себя наиболее сложные типы вопросов – именно им нужно будет в дальнейшем уделять больше всего внимания;
  • Изучить спецификацию ЕГЭ по истории (в нём приведён подробный список тем, знание которых необходимо для получения минимального балла);
  • Регулярно проверять свои знания, прорешивая все существующие демо варианты ЕГЭ.

Для проверки своих знаний желательно приготовить подборку вариантов ЕГЭ-2018 с ответами и подробным разбором заданий. Это может быть бумажное пособие по подготовке к экзамену Лабезниковой и Рутковской или сайт, где можно тренироваться онлайн.



Рекомендуем почитать

Наверх