Военно-медицинская академия им. С. М. Кирова: отзывы, проходной балл. Учеба в военно-медицинской академии Учеба в военно медицинской академии

Детские и спортивные приспособления 30.11.2023
Детские и спортивные приспособления

1. Общие положения

1.1. Федеральное государственное бюджетное военное образовательное учреждение высшего образования «Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова» Министерства обороны Российской Федерации ведет образовательную деятельность в сфере профессионального и дополнительного образования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации 1 .

Академия осуществляет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства обороны, подготовку военнослужащих (специалистов) для федеральных органов исполнительной власти.

1.2. Условия и порядок приема в академию граждан Российской Федерации определяются законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами Министерства обороны. Объем и структура приема переменного состава на первый курс для обучения в академии за счет средств федерального бюджета устанавливаются Министром обороны.

1.3. В 2018 году академия осуществляет прием выпускников образовательных организаций среднего общего и среднего профессионального образования на факультеты подготовки военных врачей и факультет среднего профессионального образования.

Прием проводится в соответствии с лицензией на право ведения академией образовательной деятельности по специальностям высшего образования «Лечебное дело», «Медико-профилактическое дело», «Стоматология», «Фармация» и по специальности среднего профессионального образования «Лечебное дело».

Специальность

Контингент обучаемых

Среднее профессиональное образование, квалификация «Фельдшер»

Лечебное дело

выпускники образовательных учреждений среднего общего образования

Высшее образование, квалификация «Врач» («Провизор»)

Специалитет со сроком обучения 6 лет

Лечебное дело

Медико-профилактическое дело

выпускники образовательных учреждений среднего общего и среднего профессионального образования

Специалитет со сроком обучения 5 лет

Стоматология

выпускники образовательных учреждений среднего общего и среднего профессионального образования

Фармация

выпускники образовательных учреждений среднего общего и среднего профессионального образования

1.4. Срок освоения основных профессиональных образовательных программ установлен в соответствии с законодательством Российской Федерации, федеральными государственными образовательными стандартами и составляет для высшего образования по специальностям «Лечебное дело» и «Медико-профилактическое дело» 6 лет, по специальностям «Стоматология» и «Фармация» 5 лет, для среднего профессионального образования по специальности «Лечебное дело» 3 года 10 месяцев.

1.5. Лицам, завершившим обучение и прошедшим государственную итоговую аттестацию по основным образовательным программам высшего образования, выдается диплом государственного образца о высшем образовании, присуждается квалификация врача (провизора) и присваивается воинское звание лейтенанта медицинской службы.

1.6. Выпускникам академии, завершившим обучение на факультете среднего профессионального образования, выдается диплом государственного образца о среднем профессиональном образовании, присуждается квалификация фельдшера.

1.7. Права, обязанности, социальные гарантии и компенсации курсантам определяются законодательством Российской Федерации, общевоинскими уставами Вооруженных сил, нормативными правовыми актами Министерства обороны, Уставом академии и другими локальными актами. Обеспечение соблюдения норм и нормативов социально-бытовых условий учебы и проживания, обучающихся в академии, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства обороны.

1.8. Контроль качества образования и соблюдения лицензионных и аккредитационных показателей в академии осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования и науки, и Министерством обороны.

2. Требования, предъявляемые к кандидатам для обучения курсантами

2.1. На факультеты подготовки военных врачей и факультет среднего профессионального образования в качестве кандидатов на поступление рассматриваются граждане Российской Федерации, имеющие документы государственного образца о среднем общем, среднем профессиональном образовании 2 , годные по состоянию здоровья, из числа:

  • граждан в возрасте от 16 до 22 лет, не проходивших военную службу;
  • граждан, прошедших военную службу, и военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, - до достижения ими возраста 24 лет;
  • военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (кроме офицеров), - до достижения ими возраста 27 лет,

В качестве кандидатов на обучение курсантами по программам со средней военно-специальной подготовкой рассматриваются граждане, имеющие среднее общее образование (11 классов) и среднее профессиональное образование с присвоением квалификации квалифицированного рабочего или служащего (начальное профессиональное образование), до достижения ими возраста 30 лет.

2.2. Не рассматриваются в качестве кандидатов на поступление в академию граждане:

  • в отношении которых вынесен обвинительный приговор и назначено наказание;
  • в отношении которых ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которых передано в суд;
  • имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления или отбывающие наказание в виде лишения свободы;
  • лишенные на определенный срок, вступившим в законную силу решением суда, права занимать воинские должности в течение указанного периода времени;
  • в других случаях, определенных законодательством Российской Федерации.

3. Порядок проведения предварительного отбора кандидатов

3.1. Предварительный отбор кандидатов из числа граждан прошедших и не проходивших военную службу, проводится военными комиссарами субъектов Российской Федерации, призывными комиссиями, создаваемыми в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения, начальниками суворовских военных училищ, нахимовского военно-морского училища, кадетских корпусов, а кандидатов из числа военнослужащих - командирами воинских частей (соединений).

3.2. Мероприятия предварительного отбора осуществляются в целях направления на вступительные испытания кандидатов, соответствующих требованиям, предусмотренным пунктами 2.1, 2.2 настоящих Правил, и включают определение годности кандидатов к обучению:

  • по наличию гражданства Российской Федерации;
  • по уровню образования;
  • по возрасту;
  • по состоянию здоровья;
  • по уровню физической подготовленности;
  • по категории профессиональной пригодности.

3.3. Граждане, прошедшие и не проходившие военную службу, изъявившие желание поступать в академию, подают заявление в отдел военного комиссариата субъекта Российской Федерации по месту жительства (выпускники суворовских военных училищ, нахимовского военно-морского училища, кадетских корпусов подают заявление на имя начальника училища или корпуса, в котором они обучаются) до 20 апреля 2018 года.

Военнослужащие, изъявившие желание поступить в академию, подают рапорт на имя командира воинской части до 1 апреля 2018 года.

3.4. В заявлении кандидата указываются: фамилия, имя, отчество, дата рождения, сведения о гражданстве, реквизиты документа, удостоверяющего его личность (в том числе реквизиты выдачи указанного документа), сведения о предыдущем уровне образования и документе об образовании и (или) о квалификации, его подтверждающем, почтовый адрес места постоянного проживания, электронный адрес и контактный телефон (по желанию кандидата), специальность подготовки, по которой он желает обучаться в академии.

В рапорте кандидатов из числа военнослужащих, кроме перечисленного, указываются: воинское звание и занимаемая воинская должность, а вместо адреса места жительства - условное наименование воинской части.

К заявлению (рапорту) прилагаются следующие заверенные документы:

  • копии документов, удостоверяющих личность и гражданство Российской Федерации;
  • копия свидетельства о рождении;
  • копия документа государственного образца о соответствующем уровне образования (с приложением копии документа с полученными за период обучения оценками);
  • автобиография;
  • характеристика с места учебы, работы или военной службы по установленной форме;
  • три заверенные фотографии размером 4,5 х 6 см;
  • служебная карточка военнослужащего.

Учащиеся школ вместо копии документа о среднем общем образовании к заявлению прилагают выписку из табеля успеваемости за 10 класс и первое полугодие 11 класса. Лица, окончившие первый и последующие курсы образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования, имеющих государственную аккредитацию, представляют справку об обучении или о периоде обучения с отражением текущей успеваемости.

Военнослужащие, проходящие службу по контракту в других федеральных органах исполнительной власти, представляют согласие соответствующего ведомства о переводе их в Министерство обороны Российской Федерации для обучения в случае поступления в академию.

Кандидаты могут представить копии документов, подтверждающие особые права (преимущества) при приеме на обучение в академии и (или) индивидуальные достижения.

Представляемые документы должны быть датированы годом поступления.

3.5. Граждане Российской Федерации, проживающие в воинских частях, дислоцирующихся за пределами Российской Федерации, подают заявление на имя начальника академии до 20 мая 2018 года . К заявлению прилагаются документы, перечисленные в пункте 3.4 настоящих Правил.

3.6. Граждане, проживающие за пределами Российской Федерации, где нет воинских частей Вооруженных Сил, прибывают в академию не позднее 28 июня 2018 года с документом об образовании и (или) о квалификации и документом, удостоверяющим личность кандидата, для их рассмотрения приемной комиссией в качестве кандидата на поступление в академию с оформлением личного дела и решения об их допуске к прохождению профессионального отбора.

3.7. Документы кандидатов из числа граждан прошедших и не проходивших военную службу, перечисленные в пункте 3.4 настоящих Правил, а также справка из МВД об отсутствии перечисленных в пункте 2.2 настоящих Правил оснований для отказа кандидату в участии в профессиональном отборе, карты медицинского освидетельствования и профессионального психологического отбора военные комиссары субъектов Российской Федерации (начальники суворовских училищ, нахимовского военно-морского училища, кадетских корпусов) направляют в академию до 20 мая 2018 года.

Документы кандидатов из числа военнослужащих, перечисленные в пункте 3.4 настоящих Правил, а на военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, помимо этого, - личные дела, направляются в академию до 15 мая 2018 года.

К карте медицинского освидетельствования прикладываются: сертификат о прививках; справки из противотуберкулезного, психоневрологического, наркологического и кожно-венерологического диспансеров; выписка из медицинской карты амбулаторного больного (о перенесенных заболеваниях, травмах, операциях, имеющихся хронических заболеваниях); флюорограмма (рентгенограмма) легких в 2-х проекциях, рентгенограмма придаточных пазух носа; электрокардиограмма в покое и при нагрузке; результаты общего (клинического) анализа крови и общего анализа мочи; результаты исследований на наркотические средства, на RW (сифилис), на ВИЧ-инфекцию, на гепатиты (В и С).

Медицинские документы должны быть датированы годом поступления.

3.8. Приемная комиссия академии на основании рассмотрения поступивших документов кандидатов определяет соответствие отобранных кандидатов установленным требованиям и принимает решение о допуске к профессиональному отбору. Решение приемной комиссии академии о допуске кандидатов к прохождению профессионального отбора направляется в отделы военных комиссариатов субъектов Российской Федерации по месту жительства кандидатов из числа граждан, прошедших и не проходивших военную службу, в суворовские военные училища, воинские части и лично кандидатам в срок не позднее одного дня со дня принятия решения приемной комиссией академии с указанием времени и места проведения профессионального отбора или причин отказа.

3.9. На основании решения приемной комиссии академии о допуске к прохождению профессионального отбора кандидаты из числа граждан, прошедших и не проходивших военную службу, направляются военными комиссариатами субъектов Российской Федерации (кандидаты из числа выпускников суворовских военных училищ - суворовскими военными училищами) в учебный центр академии (г. Красное Село) для прохождения профессионального отбора.

3.10. Кандидаты из числа военнослужащих, соответствующие требованиям, установленным пунктами 2.1 и 2.2 настоящих Правил, направляются в учебный центр академии (г. Красное Село) командирами воинских частей для участия в учебных сборах по подготовке к прохождению профессионального отбора и последующего прохождения профессионального отбора независимо от получения воинской частью решения приемной комиссии академии о допуске к профессиональному отбору: 3

  • поступающие на обучение по программам с полной военно-специальной подготовкой направляются в академию к 1 июня, где с ними проводятся
  • 25-дневные учебные сборы;
  • поступающие на обучение по программам со средней военно-специальной подготовкой направляются в академию к 10 июня, где с ними проводятся
  • 15-дневные сборы.

3.11. Паспорт, военный билет или удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, оригинал документа государственного образца о соответствующем уровне образования и (или) о квалификации представляются кандидатом в приемную комиссию академии по прибытии, но не позднее одних суток до заседания приемной комиссии для принятия решения о зачислении кандидата. При наличии кандидаты представляют оригиналы документов, подтверждающие особые права (преимущества) при приеме на обучение в академию, установленные законодательством Российской Федерации, и (или) индивидуальные достижения кандидата.

4. Порядок проведения профессионального отбора кандидатов

4.1. Профессиональный отбор кандидатов, поступающих в академию для обучения курсантами (среднее профессиональное и высшее образование), проводится приемной комиссией в период с 1 по 30 июля с целью определения способности кандидатов осваивать образовательные программы соответствующего уровня.

4.2. Профессиональный отбор кандидатов для зачисления курсантами в академию включает:

а) определение годности кандидатов к поступлению в академию по состоянию здоровья (медицинское освидетельствование военно-врачебной комиссией), которое организуется в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 июля 2013 г. № 565, Требованиями к состоянию здоровья отдельных категорий граждан, утвержденным приказом министра обороны Российской Федерации от 20 октября 2014 года № 770.

Медицинское освидетельствование граждан, поступающих в академию проводят врачи-специалисты, включенные в состав военно-врачебной комиссии: врач-хирург, врач-терапевт, врач-невролог, врач-психиатр, врач-офтальмолог, врач-оториноларинголог, врач-стоматолог, врач-дерматовенеролог, а при необходимости - врачи других специальностей.

Результаты медицинского освидетельствования кандидатов объявляются не позднее одного дня после вынесения военно-врачебной комиссией заключения о состоянии здоровья кандидата.

В случае признания кандидата не годным по состоянию здоровья к поступлению в академию кандидат и (или) его родители (законные представители) имеют право получить разъяснения и рекомендации врача-специалиста.

б) определение категории профессиональной пригодности кандидатов на основе их социально-психологического изучения, психологического и психофизиологического обследования проводится в соответствии с Руководством по профессиональному психологическому отбору в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденным приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 января 2000 года № 50.

В ходе профессионального психологического отбора оценивается соответствие профессионально важных качеств кандидатов, с целью прогнозирования успешности их обучения и дальнейшей эффективной деятельности на первичных офицерских должностях, а по результатам выносится одно из следующих заключений:

  • рекомендуется в первую очередь - первая категория;
  • рекомендуется - вторая категории;
  • рекомендуется условно - третья категория;
  • не рекомендуется - четвертая категория (абитуриенты информируются о вынесенном заключении индивидуально).

Вынесение заключения о категории профессиональной пригодности кандидатов на основе их социально-психологического изучения, психологического и психофизиологического обследования производится и документируется с использованием автоматизированных рабочих мест специалистов профессионального психологического отбора, принятых на снабжение в Вооруженных Силах.

Кандидаты, отнесенные к четвертой категории профессиональной пригодности, считаются не прошедшими профессиональный психологический отбор и не допускаются к дальнейшему прохождению профессионального отбора. Они информируются о вынесенном заключении индивидуально, а при необходимости с указанными кандидатами проводится индивидуальное психологическое консультирование, в ходе которого даются разъяснения и рекомендации.

Результаты по определению категории профессиональной пригодности доводятся до кандидата и (или) его родителей (законных представителей) не позднее одного дня до окончания профессионального отбора кандидатов.

в) вступительные испытания, состоящие из:

  1. оценки уровня общеобразовательной подготовленности кандидатов.

Для всех реализуемых в академии специальностей подготовки по высшему образованию (специалитет) оценка уровня общеобразовательной подготовленности кандидатов осуществляется по химии, биологии и русскому языку. Профильным предметом оценки уровня общеобразовательной подготовленности кандидатов является химия.

Оценка уровня общеобразовательной подготовленности кандидатов, поступающих на обучение по программам высшего образования, проводится по результатам единого государственного экзамена (далее - ЕГЭ), полученным в 2014 - 2018 годах, а также для выпускников образовательных организаций среднего профессионального образования - по результатам вступительных испытаний, проводимых академией самостоятельно и оцениваемых по 100-балльной шкале.

Кандидаты, имеющие среднее профессиональное образование, могут представить соответствующие результаты ЕГЭ в качестве результатов вступительных испытаний, проводимых академией самостоятельно, по одному или нескольким общеобразовательным предметам.

В качестве минимального количества баллов для всех форм общеобразовательных вступительных испытаний используется минимальное количество баллов ЕГЭ, утвержденное Министром обороны Российской Федерации.

Результаты оценки уровня общеобразовательной подготовленности кандидатов по результатам ЕГЭ объявляются кандидатам не позднее одного дня после окончания проверки достоверности сведений об участии кандидата в ЕГЭ и о результатах ЕГЭ. Результаты вступительного испытания, проводимого академией самостоятельно - не позднее третьего дня после проведения вступительного испытания.

Для кандидатов, поступающих на обучение по программе среднего профессионального образования (фельдшер), при оценке уровня общеобразовательной подготовленности учитываются результаты освоения ими образовательной программы среднего общего образования, указанные в представленных кандидатами документах об образовании.

  1. оценки уровня физической подготовленности.

Уровень физической подготовленности кандидатов оценивается в соответствии с Наставлением по физической подготовке в Вооруженных Силах Российской Федерации (НФП-2009), утвержденным приказом Министра обороны РФ от 21 апреля 2009 г. № 200, по 100-бальной шкале по итогам трех элементов испытания (упражнений):

  • для юношей: подтягивание на перекладине, бег на 100 метров и кросс на 3 км;
  • для девушек: наклоны туловища, бег на 100 метров и кросс на 1 км.

Минимальное количество баллов по результатам выполнения кандидатами упражнений по физической подготовке, подтверждающее успешное прохождение вступительных испытаний по оценке уровня физической подготовленности кандидатами (за исключением офицеров), составляет:

  • по каждому отдельному упражнению - 26 баллов;
  • в сумме, по результатам выполнения трёх упражнений - 120 баллов.

Кандидаты из числа офицеров сдают экзамен в соответствии с нормативами для своих возрастных групп.

В случае не преодоления минимального порога по одному из упражнений или по сумме результатов выполнения трех упражнений, требования к кандидату считаются невыполненными, кандидат признается не годным к поступлению по уровню физической подготовленности и отстраняется от дальнейшего прохождения профессионального отбора.

Упражнения выполняются в спортивной форме одежды.

Результаты оценки уровня физической подготовленности кандидатов доводятся до кандидатов не позднее одного дня после проведения вступительного испытания.

4.3. Приемная комиссия осуществляет контроль достоверности сведений, указанных в заявлении о приеме (об участии кандидата в ЕГЭ и о результатах ЕГЭ, об участии в олимпиадах школьников и др.), и подлинности поданных документов. При проведении указанной проверки приемная комиссия вправе обращаться в соответствующие государственные информационные системы, государственные (муниципальные) органы и организации.

4.4. Кандидатам, из числа победителей и призеров олимпиад школьников, проводимых в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, результаты общеобразовательного вступительного испытания, соответствующего профилю олимпиады, приравниваются к 100 баллам при наличии у них по данному предмету результатов ЕГЭ не ниже 75 баллов.

4.5. Индивидуальные достижения кандидатов к поступлению в академию, подтвержденные документально, учитываются в ходе определения категории профессиональной пригодности кандидатов на основе их социально-психологического изучения.

4.6. Апелляция по результатам вступительного испытания, проводимого в форме ЕГЭ, по химии, биологии, русскому языку может подаваться по месту проведения ЕГЭ, в соответствии с законодательством Российской Федерации. Ответ по апелляции должен быть предоставлен кандидатом в секретариат приемной комиссии не позднее, чем за один день до проведения итогового заседания приемной комиссии по принятию решения о зачислении кандидатов. В противном случае кандидат не допускается к рассмотрению в конкурсном списке.

Кандидаты и их родители (законные представители) в день объявления результатов вступительного испытания, проводимого академией самостоятельно, или в течение следующего рабочего дня имеют право ознакомиться со своей работой (с работой поступающего), а также обратиться в секретариат приемной комиссии с заявлением о разъяснении выставленной оценки в соответствии с порядком, установленным начальником академии.

Апелляция подается в письменной форме в день объявления результатов вступительного испытания или в течение следующего рабочего дня. Рассмотрение апелляции проводится не позднее следующего рабочего дня после дня ее подачи. Кандидаты и их родители (законные представители) имеют право присутствовать при рассмотрении апелляции. Апелляции от вторых лиц, в том числе от родственников, не принимаются и не рассматриваются.

Рассмотрение апелляции не является пересдачей или повторной сдачей вступительного испытания. В ходе рассмотрения апелляции проверяется только соблюдение установленного порядка проведения вступительного испытания и (или) правильность оценивания результатов вступительного испытания.

Обращения, заявления, жалобы кандидатов и их родителей (законных представителей) принимаются к рассмотрению в секретариате приемной комиссии лично, а также через операторов почтовой связи общего пользования или в форме электронного документа. При проведении личного приема кандидатов и их родителей (законных представителей) привлекаются должностные лица приемной комиссии в соответствии с их компетенцией. Порядок и сроки их рассмотрения соответствуют определенным законодательством Российской Федерации порядку и срокам рассмотрения обращений граждан.

4.7. Кандидаты, получившие неудовлетворительную оценку на экзаменах (набравшие количество баллов ниже порогового минимума) или не явившиеся без уважительных причин на один из экзаменов в назначенное расписанием время, к дальнейшим мероприятиям профессионального отбора не допускаются и выбывают из конкурса на поступление в академию. О невозможности сдавать экзамены по состоянию здоровья или другим причинам, документально подтвержденным, кандидат обязан сообщить в секретариат приемной комиссии до начала экзамена.

Повторное проведение с кандидатом мероприятий профессионального отбора не осуществляется.

5. Порядок зачисления кандидатов, поступающих для обучения курсантами

5.1. Кандидаты, прошедшие профессиональный отбор, включаются в конкурсные списки на зачисление кандидатов курсантами в академию и по результатам конкурса зачисляются на обучение.

5.2. Конкурсные списки на зачисление кандидатов курсантами в академию составляются по уровням профессионального образования и специальностям подготовки.

5.3. Кандидаты, поступающие на обучение по программам высшего образования (специалитет), располагаются в конкурсных списках в зависимости от суммы баллов, определяющей уровень их общеобразовательной подготовленности (суммируются баллы по каждому общеобразовательному предмету вступительных испытаний) и уровень их физической подготовленности.

Кандидаты, поступающие на обучение по программам среднего профессионального образования, располагаются в конкурсных списках в зависимости от величины среднего балла аттестата о среднем общем образовании.

При этом кандидаты, отнесенные по результатам профессионального психологического отбора к третьей категории профессиональной пригодности, располагаются в конкурсном списке после кандидатов, отнесенных к первой и второй категориям профессиональной пригодности, независимо от полученной суммы баллов.

5.4. Кандидаты, набравшие равное количество баллов, заносятся в конкурсный список в следующей последовательности:

  • в первую очередь - кандидаты, пользующиеся преимущественным правом при поступлении в военно-учебные заведения;
  • во вторую очередь - кандидаты, получившие более высокий балл по профильному общеобразовательному предмету - химии (кандидаты, поступающие на обучение по программам среднего профессионального образования - получившие более высокий балл при оценке уровня их физической подготовленности);
  • в третью очередь - кандидаты, получившие более высокий балл по общеобразовательному предмету - биология.

5.5. Кандидаты, не прошедшие профессиональный отбор, в конкурсные списки не заносятся. На них оформляются списки кандидатов, которым отказано в приеме в академию, с указанием причин отказа.

К причинам не прохождения профессионального отбора относят:

  • получение кандидатом результатов ЕГЭ или вступительного испытания, проводимого академией самостоятельно, по общеобразовательному предмету (химия, биология, русский язык) менее минимального количества баллов, утвержденного на год поступления по заявленной специальности подготовки;
  • признание кандидата не годным по состоянию здоровья к поступлению в академию;
  • отнесение кандидата к четвертой категории профессионального пригодности;
  • получение неудовлетворительной оценки по уровню физической подготовленности.
  • отказ кандидатом от поступления в академию после начала профессионального отбора;
  • не явка без уважительной причины в назначенное расписанием время на мероприятие профессионального отбора (вступительное испытание);
  • не представление в установленный срок оригинала документа об образовании;
  • отказ кандидату в дальнейшем прохождении профессионального отбора по недисциплинированности.

5.6. Приемная комиссия академии на основании рассмотрения конкурсных списков принимает решение рекомендовать к зачислению в академию установленное расчетом комплектования количество кандидатов. Решение приемной комиссии оформляется протоколом заседания приемной комиссии.

5.7. Кандидаты, рекомендованные приемной комиссией к зачислению, зачисляются в академию и назначаются на воинские должности курсантов приказом Министра обороны Российской Федерации по личному составу с 1 августа года поступления.

Поступившие в академию кандидаты обеспечиваются всеми видами довольствия по установленным для курсантов нормам.

Это в 10 раз больше, чем в прошлом году. На специальность «Лечебное дело» зачислено 38 девушек. О новобранцах Военно-медицинской академии в материале Ольги Фоминой.

Подъем в 6:30, зарядка и - постигать азы военной жизни. Это обычный день курсанта Военно-медицинской академии. Учеба началась в августе с курса молодого бойца. В этом году на факультеты подготовки врачей поступило небывалое количество новобранцев - почти 700 человек. Это в 10 раз больше чем в прошлом году.

Юрий Данилов, помощник начальника Военно-медицинской академии имени С.М. Кирова по работе с личным составом: «Дабы восполнить дефицит специалистов, которые может быть ими станут, мы сделали такой набор. С большим набором справимся. Закупили книги, учебники. Академия готова выполнить обучение сверх курсантов».

Вчерашние школьники на время отложили учебники по биологии и химии - принялись осваивать общевойсковую технику. Для большинства ребят занятия в полевом учебном центре - первый шаг к осознанному выбору профессии. Правда, полевые условия и жизнь в казармах многих не испугали.

Артур Руссов, курсант 1 курса 3 факультета Военно-медицинской академии имени С.М. Кирова: «Я много читал. Особенно, мне нравится Булгаков. Его «Записки врача» привели меня в восторг. В любом военном учебном заведении очень сильная дисциплина и спорт. Я занимался плаванием и не хотел бы потерять навыки. Так же девушки любят военных».

За две недели новобранцы познакомились с бытом военнослужащих, освоили строевой шаг и боевое оружие.

Ольга Фомина, корреспондент: «Попасть в цель со 100-метрового расстояния. На это дается три попытки. Сегодня курсанты Военно-медицинской академии сдают свои первый зачет по огневой подготовке. Стреляют новобранцы боевыми патронами из автоматов Калашникова».

Два десятка секунд и зачет сдан. В теории все просто, на практике - волнуются даже те, кто с детства мечтал о военной форме.

Желание служить не покинуло Юлию Темникову даже после прошлогодней неудачи при поступлении. В этом году девушка пришла на экзамены во всеоружии и с блеском прошла все тесты. Теперь с усердием выполняет наставления педагогов.

Юлия Темникова, курсант 1 курса 2 факультета Военно-медицинской академии имени С.М. Кирова: «У нас были тренировки по правильному выполнению техники - как упасть, как поставить автомат, как прицелиться. У нас хорошие педагоги. Мы их любим».

Взять в руки автомат в этом году пожелали 300 девушек. Попали - 38 лучших. Военное дело женщины осваивают не хуже мужчин, а иногда и лучше.

Геннадий Лукин, старший преподаватель кафедры оперативно-тактической подготовки Военно-медицинской академии имени С.М. Кирова: «Женщины по сравнению с мальчиками переносят это легче. Они более слажены и уверены. У них все быстрее получается. Они к этому стремятся. Им нравится военная форма. Она их красит. Трудностей у них нет. Мальчики завидуют им, тянутся к ним, всегда хотят быть ближе».

После сдачи всех зачетов курсанты примут присягу и начнут свой почти 7-летний путь к мечте - стать военными врачами.

Корреспондент: Ольга Фомина

Им. С.М. Кирова существует уже более 200 лет, и все это время она выпускает высококвалифицированных специалистов в области медицины, которые ежедневно спасают человеческие жизни по всему миру. Многие из выпускников вуза по праву считаются ведущими медиками современности.

История

Официальной датой создания академии считается конец декабря 1798 года, именно тогда император Павел I подписал указ о создании врачебных училищ при существующих госпиталях. Тогда она носила статус училища, впрочем, это было недолго. Начиная с 1808 года вуз получил название "Императорская медико-хирургическая академия".

Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова в свое время повлияла на развитие фармацевтического и ветеринарного образования, именно там можно найти оригиналы первых медицинских учебников, которые считаются фундаментальной основой современной медицины. В период с 1808 по 1904 год академия активно развивалась, ей в этом активно помогали держатели престола, а также титулованные советники и чиновники.

В начале XX века произошел раскол, часть преподавателей не поддержала новую власть и уехала работать за границу. Все оставшиеся помогали новой власти выстраивать взаимоотношения с народом и оказывали помощь раненым в результате Гражданской войны. В начале 20-х годов XX века военно-медицинская академия им. С.М. Кирова сосредоточилась на разработке и дальнейшем преподавании спецдисциплин военного типа.

За всю историю существования академии порядка 300 ее выпускников стали выдающимися учеными в различных областях науки, за что вуз был награжден званием учреждения мирового значения. В 1998 году академия стала одним из особо ценных объектов культурного наследия всех народов РФ.

Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова: как поступить?

Для поступления абитуриенту понадобится предоставить стандартный пакет документов: копию паспорта, копию школьного аттестата или иного документа, свидетельствующего о наличии высшего образования, свидетельства о сдаче Единого Государственного Экзамена, две фотографии 3х4, а также заполнить заявление по установленной вузом форме.

Студентами могут стать граждане РФ в возрасте от 16 до 22 лет при условии, что они не проходили военную службу. Если все же они служили, то возрастная планка увеличивается до 24 лет. Если речь идет о военнослужащих, которые служат по контракту, они могут поступить в академию до 25 лет. Если же абитуриент поступает, чтобы получить среднее профессиональное образование, его возраст должен быть менее 30 лет.

Проходные баллы

Им. Кирова, в которой меняется ежегодно, предлагает абитуриентам, которые не сдавали по тем или иным причинам Единый Государственный Экзамен, пройти его при поступлении. По каждой специальности существуют определенные пороги в баллах, которые должны быть преодолены абитуриентом для участия в конкурсе.

Всего в академии существует четыре специальности: «Лечебное дело», «Медико-профилактическое дело», «Фармация» и «Стоматология». Чтобы пройти на первую специальность, необходимо на ЕГЭ по химии набрать 55 баллов, по русскому языку и биологии - по 50.

Для успешного прохождения на специальность «Стоматология» необходимо по всем трем предметам набрать 50 баллов. На специальности «Фармация» необходимо набрать 45 баллов по химии и 40 по русскому языку и биологии. Для поступления на специальность «Медико-профилактическое дело» достаточно по всем трём предметам набрать 40 баллов.

Помощь новичкам

Военно-медицинская академия им. Кирова, помощь поступающим в которой оказывается постоянно, предлагает всем желающим пройти подготовительные курсы. Именно там можно подтянуть собственные знания по русскому языку, химии и биологии - тем предметам, которые необходимо сдавать на ЕГЭ для поступления.

Существует несколько методик и подготовительных программ, по которым можно обучаться в академии. Обучение является платным, подробную стоимость и расписание занятий можно уточнить в приемной комиссии вуза, которая работает с мая по август. Кроме всего прочего, можно обратиться за помощью к самим студентам вуза, они с радостью подскажут все необходимые для поступления нюансы и помогут справиться с решением всех насущных вопросов.

Отзывы о вузе

Военно-медицинская академия им. Кирова, отзывы о которой оставляют даже иностранные студенты и гости, является настоящим полем для экспериментов, которым могут воспользоваться те, кто жаждет усовершенствовать собственные знания, умения и навыки. Именно поэтому сюда часто приезжают студенты из других стран, желая получить качественное медицинское образование.

Все студенты и выпускники позитивно отзываются об учебном учреждении, которое дало им любимую профессию. Большая часть выпускников работает по специальности, некоторые из них занимаются частной практикой. Достаточно часто выпускники приходят в вуз за советом к своим бывшим педагогам, и те им никогда не отказывают.

Структура вуза

Если говорить о структуре вуза, то военно-медицинская академия им. С.М. Кирова за свою более чем 200-летнюю историю очень сильно разрослась. По состоянию на 2015 год функционирует 7 факультетов, более 40 среднего профессионального образования, два медицинских колледжа, собственное приемное отделение.

Помимо этого в вузе имеется множество лабораторий, где проводятся клинические исследования, экспериментальная клиника, центр фармацевтики, НИИИ военной медицины, консультативный центр, стоматологическая поликлиника, и большое количество прочих медицинских учреждений, каждое из которых открыто для студентов и пациентов круглосуточно.

Прием пациентов

Военно-медицинская академия им. Кирова занимается не только обучением студентов, но и оказанием Так, получить бесплатную помощь имеют право льготные контингенты Министерства обороны РФ, а также иные граждане РФ, право на данную услугу которым гарантируеся федеральным законодательством.

В том случае, если в академию поступает пациент по неотложным показаниям, ему будет оказана медицинская помощь в рамках ОМС. Все остальные категории граждан имеют право воспользоваться медицинской помощью на общих основаниях и в рамках ДМС. В этом случае оказание медицинских услуг будет осуществляться платно, согласно существующему прейскуранту, с которым можно ознакомиться в приемном отделении вуза.

Научная работа

С.М. Кирова постоянно ведет научную деятельность, которая на протяжении уже многих лет остается на высочайшем уровне. Более 80 выпускников и сотрудников вуза носят гордое звание «Заслуженный деятель науки РФ», двое стали членами РАН, а 28 - РАМН. Все это стало возможным благодаря проведению многочисленных исследований и опытов, направленных на совершенствование медицинской отрасли.

Преподавательский штат, которым обладает военно-медицинская академия им. Кирова в СПб, включает в высшей степени профессионалов своего дела. Всего в вузе трудится более 250 профессоров, 450 доцентов, 430 докторов и более 1200 кандидатов наук, которые совместными усилиями поддерживают работу научных школ, занимающихся исследованием ведущих направлений современной медицины.

Внеучебная деятельность

Помимо активной научной и образовательной деятельности студенты вуза успевают принять участие и во внеучебной жизни вуза. Военно-медицинская академия им. Кирова неоднократно становилась лауреатом городских и всероссийских студенческих весен, победителем региональных состязаний КВН и участником различных развлекательных мероприятий.

Каждый студент вуза может рассчитывать на помощь от местной профсоюзной организации. Военно-медицинская академия им. Кирова, фото которой напоминают о былом величии Царской России, периодически проводит экскурсии для всех желающих. Студенты активно участвуют в проведении данных экскурсий, стремясь узнать о своем вузе как можно больше.

Профком также периодически предлагает студентам работу в существующих медицинских учреждениях региона, которую можно совмещать с учебой. Поскольку обучение - основная обязанность студента, профсоюзный комитет строго следит за тем, чтобы работа не мешала учебе и при необходимости помогает обучающимся.

Еще до начала занятий мы ознакомились с кафедрами 1 курса.

Первый день, первая лекция была по анатомии человека. Читал ее академик АМН В.Н. Тонков, автор учебника по анатомии. Этот учебник выдержал 11 изданий.

Первое издание В.Н. Тонков написал в возрасте 26 лет. Лекция нам очень понравилась. Дальнейшее знакомство с историей академии и педагогическими кадрами вызывало у каждого из нас чувство гордости. Возраст академии к тому времени приближался к 150 годам. Она основана в 1798 г. В стенах академии работали такие великие ученые, как Н.И. Пирогов, Бородин, Лебедев, Боткин, Павлов и многие, многие другие, именами которых гордится русская наука. В мою бытность в академии работали такие выдающиеся ученые, как Л.А. Орбели, Е.Н. Павловский, С.С. Гирголав, В.Н. Шамов, П.А. Куприянов, В.И. Шевкуненко и др., внесшие большой вклад в советскую науку. Мы многократно встречались с ними, слушали их лекции, сдавали им экзамены. Занимались мы по учебникам, написанным в основном учеными из академии.

В 1948 г. отмечалось 150-летие академии. Торжественная часть проводилась в Ленинградском театре оперы и балета им. С.М. Кирова (Мариинском театре). Мы, слушатели академии, тоже были приглашены на торжественное собрание. Сотрудники, ученые сидели в партере, мы – на балконах. Сверху мы смотрели на седые головы ученых. И невольно в мозгу проскользнула мысль: «Какая глыба ума сосредоточена в этом партере».

Учиться в академии было очень трудно. Предъявлялись высокие требования. Как правило, по каждому предмету, кроме учебника, давался перечень дополнительной литературы по разделам. Кроме знания учебника требовали знания и дополнительной литературы. Уже на 1 курсе нас начали учить работе с картотекой, привлекали к составлению серьезных рефератов, на старших курсах - к научной и экспериментальной работе.

Учебу по программе серьезно осложняли дополнительные работы. Так, на 1 и 2 курсах мы несли караульную службу в качестве часовых, охраняли склады и др. объекты. Пропущенные занятия, как правило, отрабатывались по всем предметам. Были случаи нападения на посты и часовых. Некоторым приходилось применять оружие. Меня такая судьба миновала. Один из наших товарищей на посту был ранен.

Кроме караульной службы, мы ездили в лес на заготовку дров для академии. Заготовленные дрова в лесу грузили на платформы и привозили их в академию, потом их пилили, кололи.

Много времени отнимали тренировки для подготовки к парадам. Так, 10 сентября начиналась подготовка к параду, посвященному годовщине Октябрьской революции, с 10–15 марта – к первомайскому параду. Тренировки проводились по 2-3 раза в неделю, а накануне праздников – ежедневно. Но никто из нас не жаловался на трудности. Все выполняли приказ и считали эти трудности временными.

Так продолжалось два года. В конце 1947 г. был прислан батальон, который нес и караульную службу, и выполнял хозяйственные работы. Нам стало легче.

Забегая вперед, хочется отметить высочайший класс лекций по большинству предметов. Так, по неорганической химии, скучнейшему, казалось бы, предмету мы излагаемый материал слушали с увлечением. Лекции читал полковник, профессор Слободин, ученик Лебедева, соавтор разработки и производства синтетического каучука. Лекция, как правило, начиналась скучно, затем демонстрировался какой-либо опыт, аудитория оживлялась. Но у профессора бала маленькая слабость. Лаборантка в графинчике приносила лектору «коктейль». Он во время лекции смачивал горло. Лекция становилась интереснее, а к концу нам не хотелось покидать аудиторию. Сотрудники помогали профессору переставлять ноги, а графинчик был пуст. На старших курсах на клинические лекции приходило множество врачей из города и других институтов. Аудитории были переполнены. Люди стояли в проходах. Очень хорошо читали лекции академики Л.А.Орбели, Е.Н. Павловский, профессора Петров (автор разработки кровезамещающей жидкости), Попов (автор противошоковой жидкости).

Проф. Курковский читал лекции по анатомии. Кроме блестящего лекторского мастерства, он очень хорошо рисовал. Излагаемый материал он всегда дополнял рисунком цветными мелками, демонстрировал слайды, интересные препараты. Высочайший класс преподавания определял и высочайшую требовательность. Слушатели академии по уровню подготовки были на целую голову выше своих сверстников из мединститутов.

Курс наш был первым из послевоенного набора. Учиться пришли серьезные люди. Поэтому курс был очень сильный. Так, из 120-130 чел. у нас половина были Сталинскими стипендиатами. Лодырей, если такие оказывались, исключали, не смотрели на чины и ранги родителей. После сдачи госэкзамена по анатомии было исключено 33 чел. В число исключенных попал Герой Советского Союза Вася Коляда и Юра Парашубский, очень толковый, способный, но лодырь, сын начальника сануправления 3-го Украинского фронта. Только тогда нам стали понятны слова В.Н. Тонкова, который говорил, что, несмотря на то, что вы и на 2, и на 3 курсе – конкурс продолжается. Я много работал над собой, просиживал за книгами дни и ночи. Ослабление памяти компенсировал усидчивостью. Успеваемость была хорошая. Идя на экзамен, я боялся получить четверку.

После сдачи летней сессии мы, как правило, выезжали на один месяц в лагеря, в 1946 г. на Корельский перешеек, в остальные годы – в Красное Село. В лагерях проводилась усиленно военно-медицинская подготовка, работа на картах и местности, развертывание медицинских учреждений в полевых условиях, изучались военные дисциплины, методы санитарной обработки войск, топография и ориентирование на местности, хождение по азимуту и др. После лагерей нам предоставлялся месячный отпуск. Мы разъезжались кто куда, а с 1 октября начинался новый учебный год. Снова кропотливая работа над книгой, работа с больным непосредственно в палате, дежурства по клиникам и т.д.

Я был фанатично влюблен в хирургию и из хирургических клиник практически не вылезал. Особенно любил дежурить в тех клиниках, в которых принимали больных и травмированных по скорой помощи. Из каждого такого дежурства я выносил много полезного, приобретая опыт.

К особенностям учебы в академии следует отнести насаждение в сознание слушателя доброго, чуткого, внимательного отношения к больному. На каждом практическом занятии, на каждой лекции нам внушали, что надо к больному относиться с пониманием и взамен получать его расположение к себе. Не больной существует для врача, а врач для больного. Изо дня в день мы повторяли мудрые слова Гиппократа и старались нести их в жизни. В связи с этим вспоминается один случай. На одном из дежурств в клинике госпитальной хирургии, возглавляемой генерал-лейтенантом м/с С.С. Гирголавом, по скорой помощи поступила девушка лет 17-18 с острыми болями в животе, с очень запутанной, неясной клинической картиной, но состояние больной требовало оперативного вмешательства. Для консультации был вызван второй профессор клиники Ванштейн. Во время операции выяснилось, что у больной туберкулезный перитонит, первичный очаг – туберкулезное поражение правого яичника. Яичник был удален, брюшная полость аэрирована и осушена. Во время операции проф. Вайнштейн сказал: «Как бы хорошо было ввести этой больной стрептомицин». Стрептомицин только что появился в нашей фармакопее и он ценился на вес золота. В аптеке академии было всего 26,0 стрептомицина, отпустить который могли только с письменного разрешения начальника академии. После операции прошли сутки. Персонал клиники в приобретении стрептомицина инициативы не проявляет. Больной становилось все хуже и хуже. Тогда за спасение больной взялись мы, слушатели. Нас было трое, в том числе и я. Ночью, на вторые сутки после операции, состояние больной было критическим. И мы втроем, в два часа ночи, решили вначале позвонить, а потом идти на квартиру начальника академии просить стрептомицин. Разрешение на получение 13,0 стрептомицина было получено. Начальник академии нас поблагодарил за чуткость к больной, сделал разнос врачам клиники. В 4 часа ночи, через 28 часов после операции, больной была введена под нашим контролем первая доза стрептомицина. Последний подействовал сказочно. К 10 часам утра на лице больной появилась улыбка. Больная была спасена от верной смерти. В последующем, при нашем содействии больная получила путевку в какой-то южный санаторий, а спустя несколько лет из уст Саши Гущина, одного из нашей тройки, я узнал, что больная выздоровела полностью, через несколько лет вышла замуж и родила двоих детей.

Помимо чисто врачебной подготовки от нас, слушателей, требовали повышения культурного уровня, чтения художественной литературы, особенно из серии о жизни замечательных людей, посещения театров, музеев, выставок, организовывали встречи с артистами, особенно часто с Черкасовым, бывшим в молодости слушателем академии, но покинувшим ее из-за любви к театру. Была организована встреча с Героем Советского Союза А. Маресьевым, мы видели, как он ходил своими ногами по сцене и немножко пританцовывал. Большую роль в становлении нашего курса сыграл начальник курса полковник м/с А.И. Сенкевич, отец Юрия Александровича Сенкевича – известного географа, путешественника, соратника Тура Хейердала. Наш курс помнит Юру озорным мальчишкой 12-13 лет, мешавшим своими проказами нам нормально заниматься.

Сверх обязательных дисциплин в академии преподавалась история народов СССР, организовывались другие лекции по темам искусства, жизни замечательных людей. Иностранные языки были обязательной дисциплиной на первых двух курсах. На старших курсах проводились факультативные занятия. Я изучал французский язык и на 5 курсе свободно переводил медицинскую литературу.

Взаимоотношения с профессорско-преподавательским составом у нас были товарищеские, несмотря на их высокие воинские звания и ученые титулы.

Мое пристрастие к хирургии заметили генерал-майор м/с проф. Беркутов А.Н., начальник кафедры военно-полевой хирургии, генерал-майор м/с И.Л. Крупко, член-корр. АМН, начальник кафедры ортопедии и травматологии. Оба они меня звали просто Сашей, помогали советом и добрым словом. По предложению А.Н. Беркутова я выполнил реферативную работу на тему ««Разлитые перитониты на фоне лучевой болезни» и доложил ее на закрытом заседании хирургического общества Пирогова. После этого доклада Александр Николаевич пророчил мне светлое будущее и прямую дорогу в науку. Но получилось все по-другому. Особой любовью у слушателей и сотрудников академии пользовался начальник академии, генерал-полковник м/с Леон Абгарович Орбели, академик ряда иностранных и наших академий, всемирно известный физиолог, ученик И.П. Павлова. Его любили за глыбу ума, человеческую доброту, справедливость и честность в науке. Даже после известной сессии ВАСХНИЛ в 1948 г., после которой началось гонение на наследственность, вейсманизм, морганизм, когда восторжествовала пресловутая лысенковщина, Л.А. Орбели в числе очень немногих ученых остался верен своим научным убеждениям, за что поплатился своими должностями, научными званиями, а чуть позже и жизнью.

Мне дважды пришлось встречаться с этим великим человеком. Один раз ночью в его квартире, когда мы добывали стрептомицин для больной (см. выше), другой раз в его кабинете в управлении академии.

3 апреля 1947 г. умер мой брат Федя. Я получил скорбную телеграмму. Мне предстояло ехать в Демидов на похороны. Вначале, как положено, я обратился к начальнику курса. Он разрешил поездку. Пошел в строевой отдел оформлять документы. Начальник строевого отдела, генерал-майор Кичаев воспротивился моей поездке. Тогда я самовольно с рапортом в руках, на котором стояла виза Кичаева «отказать», обратился к начальнику академии. Он любезно принял меня. Прочитал рапорт, посмотрел на визу «отказать» и под нос себе пробубнил «бесчеловечно». А мне чуть ли не дословно сказал следующее: «Я только что похоронил свою дочь, представляю ваше горе, сочувствую и соболезную вашей матери. Я отпускаю вас на две недели, если успеете все уладить быстрее, приедете раньше, Вы не заинтересованы пропускать занятия». Я в рапорте просил всего 7 дней. Поблагодарил генерала и пошел на выход. Вдруг он меня останавливает и спрашивает: «А как Вы достанете железнодорожный билет? Ведь с билетами сейчас трудно». И тут же вызывает генерала Кичаева. «У нас есть бронь на Витебском вокзале?» «Есть, тов. генерал». «Выдайте один билет из нашей брони лейтенанту Алексееву для поездки в Смоленскую область на похороны брата». «Есть, тов. начальник академии».

Я был поражен человечностью этого человека: у него нашлось время побеспокоиться о железнодорожном билете для какого-то слушателя. Эта встреча оставила в моей душе глубочайший след на всю жизнь.

Спустя 15-16 лет после окончания академии жизнь заставила меня обратиться за помощью к И.Л. Крупко. Я был уверен, что он меня давным-давно забыл. Оказывается, нет. Примерно году в 1966, когда сыну было более двух лет, он пошел в детские ясли или детский сад фабрики КИМ. Юра не любил сад, всегда закатывал истерики. То ли завхозом, то ли кладовщицей в этом садике работала Мария Васильевна. Ей жалко становилось мальчика, и иногда она его брала к себе, забавляла, кое-чем угощала. Доброту этой женщины мы знали. Как-то раз Мария Васильевна подошла ко мне и поделилась своим горем. Ее девочка Аленка, 6 лет, в двухлетнем возрасте перенесла полиомиелит и с тех пор не становится на ножки, а только ползает. Просит меня посмотреть девочку и дать совет. Я не мог отказать. С моей стороны это было бы сверхсвинством. Когда я посмотрел ребенка, то сложилось впечатление, что еще не все потеряно, но нужны очень хорошие руки и условия. Подумав немного, предложил поехать со мной в Ленинград и показать ребенка И.Л. Крупко. Я подумал, что даже если он меня и забыл, то не откажет в консультации. В Ленинград я поехал по вопросу диссертации, а Аленку взял с собой попутно. Мария Васильевна поехала со мной. Аленку мы попеременно тащили на руках. Добрались до клиники. Мария Васильевна осталась в вестибюле, а я пошел в кабинет проф. И.Л. Крупко, повторяю, он же член-корр. АМН. Стучу, открываю дверь. Иван Леонтьевич смотрит на меня и вдруг: «Саша! Какими судьбами? Сколько лет не видел тебя, как живешь? Где работаешь, рассказывай!» Минут 15-20 мы побеседовали, на большее у него не было времени, и я это понимал. Я ему рассказал об Аленке. Мария Васильевна принесла Аленку к нему в кабинет, он внимательно посмотрел ее. Пригласил посмотреть своих сотрудников. При осмотре были использованы аппараты. Короче говоря, после тщательного исследования все сели вокруг стола и стали советоваться, что можно сделать, где лучше и как? Пришли к выводу, что лучше всего ей можно помочь в институте детской ортопедии. Клиника Крупко уже много лет не занимается детской ортопедией. Иван Леонтьевич звонит директору института: «Лена! Я сейчас пришлю к тебе одного военного с ребенком 6 лет. Очень прошу тебя, посмотри сама, пусть посмотрят твои сотрудники и сделай все, что в твоих силах». Ответ: «Иван Леонтьевич! О чем вы говорите? Будет сделано все возможное. Присылайте».

Мы поблагодарили Ивана Леонтьевича и повезли Аленку в институт. В институте Аленку посмотрели все, кто имел к этому отношение, а Лена, директор института, оказалось женщиной лет 70. Когда оформляли госпитализацию, я увидел, что в этом институте очередь на 3-4 года вперед. Аленку положили в институт, трижды оперировали. Она начала ходить вначале на костылях. Сейчас ходит почти не хромая, поступила в мединститут, окончила его почти на одни пятерки, работала несколько лет педиатром, вышла замуж, родила дочку, защитила кандидатскую диссертацию, сейчас лечит больных и учит студентов. Можно много рассказывать о доброте и человечности других профессоров и преподавателей академии, и каждый из них оставил в наших сердцах след доброты.

Время летело незаметно, один курс сменялся другим. Мы набирались клинического опыта (рис. 4).

Рис. 4. Слушатель 4 курса А.П.Алексеев осматривает больного в терапевтической клинике (1949 год).

В короткие перерывы мы радовались солнцу, фотографировались на память (рис. 5, 6).

Рис. 5. Слушатель 4 курса А.П.Алексеев с другом во дворе военно-медицинской академии (март 1949 год).

На пороге был последний, пятый курс. К этому времени мы выросли во всех отношениях: почти приобрели профессию, окрепли духовно, расширился кругозор. Постоянное общение с умными людьми вырабатывало у нас привычку работать над собой ежедневно, ежечасно. Нам постоянно не хватало времени, его мы приучались беречь и ценить.

Настало время подумать и о семейной жизни. Мне было уже 25-26 лет. Многие слушатели уже женились на 1-2 курсах. Как-то однажды мой близкий товарищ по курсу и по группе сказал, что если я хочу познакомиться с девушкой, то он познакомит меня с одной девушкой, студенткой 5 курса электротехнического института им. Ульянова, подругой его жены Жени. Предложил знакомство организовать в его квартире на Васильевском острове. Коля женился сам еще на 1 курсе. Я дал согласие, знакомство состоялось. Это был 1948 г. Первое впечатление от этого знакомства было приятное. Сима показалась мне простой, скромной, не навязчивой девушкой. Мне она понравилась, я проводил ее домой на Невский проспект и мы договорились о следующей встрече у театра Пушкина. На частые встречи не хватало времени у обоих, и поэтому встречи были примерно раз в неделю. Регулярные встречи, хотя и нечастые, более тесное знакомство постепенно переросли в любовь. Меня стало тянуть на Невский, у Симы появилось желание видеть меня чаще. А однажды, в день моего рождения, в 1949 г., она с кем-то приехала на мою частную квартиру в Озерки и подарила, точнее, оставила моей матери театральный бинокль с гравировкой «дорогому братику». Я в это время был на занятиях. Подарок этот взял за душу, и я стал подумывать о более серьезном намерении. Во время одной из поездок в Петергоф цыганка предсказала нам совместную жизнь. Позже Сима познакомила меня со своими родителями и сестрой Валей, которую я узнал сразу же, когда мне было позволено заходить в квартиру Симы. Какое впечатление я произвел на родителей Симы, не знаю, но я не рисовался, не прикидывался добреньким. Мое же впечатление о будущей теще было благоприятное. Мне она показалась простой женщиной, но не играющей ведущей роли в семье. Мне показалось, что она всю жизнь от кого-то зависима, чем-то придавлена, т.е. в какой-то степени похожа на рабу. А будущий тесть мне показался своенравным и даже эгоистичным человеком, но недалеким. Я посчитал, что у каждого человека есть недостатки, с той только разницей, что у одного их меньше, у другого больше. Я подумал, что с родителями Симы мне не жить, и летом 1949 г. я предложил своей невесте руку и сердце. Сима без колебаний согласилась на брак. Заявление было подано в Куйбышевский ЗАГС г. Ленинграда. Через неделю брак был зарегистрирован. 11 августа 1949 г., по настоянию тещи Марии Васильевны, нас тайно обвенчали в одной из церквей Вырицы. Никакой свадьбы у нас не было. Тогда это было не принято. В Вырице, в доме тестя и тещи, собрались самые близкие: с моей стороны была только мать, со стороны Симы – ее родители, ее сестра Валя и муж Вали – Иван Михайлович. Так началась наша семейная жизнь. К моменту написания этих строк мы совместно прожили более 44 лет. В нашей семейной жизни было все: и радости, и огорчения, иногда и скандалы, чаще всего по пустякам, а иногда и из-за моей матери, которая продолжала с нами жить. Характер у Серафимы Васильевны тяжелый, и чем ближе к старости, то становится все более и более тяжелым. Иногда мне кажется, что только со мной она смогла прожить совместно 44 года, хотя я считаю себя далеко не идеальным человеком.

В первые годы семейной жизни Сима невзлюбила мою мать, у которой не было ни дома, ни квартиры, ни семьи, ни пенсии. Я оставался единственной ее надеждой. Ей некуда было деться, и она вынуждена была жить с нами. Со мной мать жила в Ленинграде до женитьбы. С нами - в Ленинграде, Кировограде, Витебске. Все эти годы Сима требовала, чтобы моя мать уехала, уехала куда угодно, но чтобы от нас подальше. Я оставался между молотом и наковальней. С одной стороны, мне было жалко мать, а с другой стороны – я боялся распада семьи, что жена очень хорошо понимала. Я не мог занять твердую позицию и сказать: «Ты как хочешь, а мать будет со мной». Такая моя нерешительность вызывала законную обиду матери. Мать продолжала жить с нами.

Чтобы не возвращаться к этому вопросу, скажу сейчас, что в 1965 г. 30 июня в 3 часа ночи мать умерла. 29 июня Юре исполнилось два годика. Бабушка поздравила внука с днем рождения. Часов в 10 утра понесла свою одежду, приготовленную на смерть, на улицу, чтобы ее просушить. Часть вещей повесила, часть не успела. Наступило кровоизлияние в мозг, она упала, потеряла сознание. Люди принесли ее домой. Я был на службе, меня долго не могли найти. В бессознательном состоянии она пролежала до 3 часов ночи. Когда я пришел домой и позвал мать, она открыла глаза, но ничего не ответила. Взгляд ее говорил: «Ну, вот, я освободила вас от хлопот». Похоронена мать в Демидове, в одной ограде с сыном Федором, своим братом Терентием, его женой Марковной и племянником Володей. С момента смерти матери прошло более 28 лет. Мать мне очень часто снится по ночам. Видимо, я заслужил ее законную обиду. Признаю свою вину, но поздно.

Шел 1949/50 учебный год. Я учился на 5 курсе (рис. 7).

Рис. 7. Слушатель 5 курса военно-медицинской академии ст. лейтенант А.П.Алексеев накануне госэкзаменов (май 1950 год).

Приближались государственные экзамены. Первым госэкзаменом был марксизм-ленинизм. На подготовку к нему был отведен целый месяц, и курс в полном составе для подготовки к экзамену был отправлен в дом отдыха в Тарховку. Это академический дом отдыха. Готовились серьезно, читали почти все рекомендуемые первоисточники.

В экзаменационном билете у меня было три вопроса:

1. Причины поражения революции 1905 г.

2. Историческое значение работы т. Сталина о диалектическом и историческом материализме.

3. Борьба с космополитизмом.

На все три вопроса я дал исчерпывающие ответы, но кому-то понадобилось меня «подсадить». Мне задали дополнительный вопрос: «А за что был приговорен к смертной казни Достоевский?» Я не знал о его связи с Петрашевским и петрашевцами. Один минус я получил.

Мне задают второй дополнительный вопрос: «А Горький революционер?» «Да, революционер, он написал «Мать», «Песню о Соколе», «Песню о Буревестнике», но у Горького были отклонения, он считал, человек должен верить в Бога, не важно, кто этот Бог. Иисус Христос или кто-то другой. Он создал в Италии школу богоискателей, но потом Ленин вытащил его из этого заблуждения и до конца жизни Горький оставался революционером». Вот о его богоискательстве надо было помолчать. Шел ведь 1950 г. Он не намного отличался от 1937 г. Еще один минус. И, наконец, третий дополнительный: «А кто ответственный редактор газеты Красная Звезда?» Я не ответил. «Так ты что и Красную Звезду не читаешь?» «Да нет, читаю, но кто редактор – не смотрю». Поэтому я получил оценку за экзамен – тройку. Получил тройку по марксизму-ленинизму. Мне, как «политически незрелому» дали назначение врачом автошколы в Прибалтику, в г. Советск, бывший г. Тильзит (Тильзитский мир) в 28 механизированную дивизию. Поэтому я с полным основанием могу утверждать, что эта единственная тройка в приложении к диплому сыграла в моей жизни роковую роль. Остальные экзамены я сдал успешно, но они уже не играли никакой роли в моем будущем. Настроение было отвратительное, вера в справедливость потеряна. После госэкзаменов нам, выпускникам, вручили дипломы. предоставили отпуска. Я с Симой поехал в Демидов, познакомил с женой всех родственников.

Сима окончила электротехнический институт немного раньше. Диплом она защищала в феврале 1950 г. Защита прошла успешно. После защиты работала на одном из заводов в Ленинграде.

Служба в частях

Г. Советск

После возвращения из отпуска я с женой поехал к месту назначения, вначале в Ригу, а затем в г. Советск. Город был разрушен, потрескавшиеся кирпичные стены продолжали разваливаться на глазах. Квартир не было. Какое-то время мы размещались в примитивной гостинице, а когда гостиницу начали ремонтировать, мы вынуждены были переехать в санчасть и поселиться в одной комнате с больными.

У жены Симы беременность была 5 месяцев. Квартирный вопрос стоял так остро, что я вынужден был выступить на одном из партактивов дивизии по квартирному вопросу и покритиковать высокое начальство, которое занимало особняки по 10-14 комнат, в которых жили «каштанки», гуси и др. живность, а офицеры ютились, где попало. Мое выступление закончилось аплодисментами зала и гробовым молчанием начальства. На следующий день мне была предоставлена однокомнатная квартира без элементарных удобств, с печным отоплением. Да плюс ко всему мне пришлось уплатить 1000 руб. ее бывшему владельцу. Была зима. Я заболел паратифом А. Меня поместили в инфекционное отделение госпиталя, а у Симы наступили роды. Роды патологические, преждевременные роды. Поэтому, когда выписывали жену из роддома, я был в инфекционном отделении. Спасибо людям! Они помогли. Спустя несколько дней я выписался из госпиталя. Началось выхаживание дочери. Она была искусственница. Все доктора говорили, что девочка нежизнеспособна. Кроватку обогревали электрическими лампочками. Поочередно дежурили у ее кроватки. Смесей для кормления в то время не было, они просто не изготавливались. Пришлось придумывать самим. Одна женщина, жившая за несколько километров от нашей квартиры, ежедневно приносила свежее молоко для ребенка. Когда Наташе было 5 месяцев, у нее развилась сильнейшая диспепсия. От девочки остались только кожа и косточки. Я у командира медсанбата майора Двали (грузин) выпросил несколько граммов синтомицина, который в то время только появился. И этот синтомицин спас ребенка. Короче говоря, как бы ни было трудно, но мы выходили ребенка.

Летом 1951 г. мы сменили свою квартиру на другую, двухкомнатную, более удобную. Но пожить, в этой квартире нам не удалось. Начальство вспомнило мое озлобленное выступление на партактиве, и моя кандидатура оказалась самой подходящей для направления в ВДВ.

Г. Кировоград

С предписанием на руках я прибыл в Ригу, в штаб Прибалтийского военного округа, прошел медкомиссию на годность к службе в ВДВ и получил направление в Москву, в штаб ВДВ. Прежде чем ехать в Москву, я возвратился в Советск, забрал семью и отвез ее к родителям жены в Ленинград. Была глубокая осень, в вагонах пусто и холодно. Мы очень боялись простудить дочь. Из Ленинграда поехал в Москву, где задержался недели на две, пока мне подобрали место. Предлагали ехать в Ефремов Тульской области, на должность старшего врача полка.

Отказался, я не хотел административных должностей. Потом были другие предложения, и я согласился младшим врачом полка в Кировоград, в 301 парашютно-десантный полк 100 воздушно-десантной дивизии. Кировоград мне был знаком по 1944 г. Наша дивизия участвовала в его освобождении. Кроме того, в ожидании назначения я встретил одного военного в Москве, который служил в Кировограде и многое мне о нем рассказал. Действительно, жизнь в Кировограде была хорошая, на рынке все дешево, материальных затруднений мы не испытывали. Плюс ко всему позже, когда приехала к нам мать, Сима устроилась на работу в заготзерно в техотдел, и лишняя тысяча рублей нам помогала жить безбедно.

Воздушно-десантные войска – войска романтичные. Здесь вырабатывается и смелость, и решительность, и выносливость. Но в то же время для медработников эти войска бесперспективны. Продвижения по службе нет никакого. Высшей инстанцией для врача является медсанбат, а высшим воинским званием – майор м/с. Своих госпиталей ВДВ не имеет. Добиться перевода в наземные войска практически невозможно, что я вскоре ощутил. ВДВ держится за свои кадры смертельной хваткой. Но в то время я всего этого не знал.

Кировоград встретил меня гостеприимно, но возник снова квартирный вопрос. Я нашел частную квартиру в 2-2,5 км от части и занял ее. Привез семью из Ленинграда. Мать в течение года жила на Смоленщине, позже и она приехала к нам в Кировоград. Работал я около года младшим врачом полка. Здесь же совершил первый прыжок с парашютом с аэростата. Помню, волновался как перед экзаменом, боялся, что не раскроется парашют, боялся, что не хватит смелости покинуть гондолу. Сел в гондолу, ноги трясутся, меня успокаивают. Я глянул вниз, стало страшно. Мне кричат: «Вниз не смотри, смотри перед собой». Ветер вверху очень сильный. Аэростат набрал высоту 400 м. Мне подали команду «приготовиться». Я встал на порожек, сгруппировался и прыгнул. Купол парашюта раскрылся, на земле все видно как на ладони, только в мелком масштабе. Кажется, спускаюсь очень медленно. Но это не так – 7-8 м/сек. И вдруг земля. Я стиснул ноги до боли, вынес их немного вперед и врезался в землю. Ко мне подбегают, поздравляют, и тут же командир полка полковник Рыбинцев Василий Иванович вручает парашютный значок. Чтобы преодолеть боязнь к прыжкам с парашютом, мне предложили немедленно совершить второй прыжок. Парашют мне дал начальник ПДС. И так в один день я совершил два прыжка. Был очень доволен собой, радовался своей «храбрости». На седьмом прыжке я порвал связки в левом голеностопном суставе, несколько месяцев не прыгал.

Прослужив около года младшим врачом полка, меня направили на усовершенствование, а точнее на первичную специализацию в Киевский окружной военный госпиталь № 408. Сима снова с дочкой осталась одна на целых полгода. Во время специализации я полностью отдавал себя работе в госпитале. За шесть месяцев я самостоятельно прооперировал 83 больных, в то время как другие только 3-4 человек. Это был рекорд в истории госпиталя. Мое рвение к хирургии заметил главный хирург Киевского военного округа, генерал-майор м/с профессор И.Н. Ищенко. Он ходатайствовал о моем переводе из ВДВ в Киевский окружной военный госпиталь, но штаб ВДВ отказал. Только тогда я понял, какую глупость я совершил, дав согласие на службу в ВДВ.

Нельзя не упомянуть о двух случаях во время специализации в Киеве. Оба случая оставили неизгладимый след в памяти, в моей профессиональной деятельности.

Случай 1. Примерно в октябре 1952 г. в госпиталь был доставлен самолетом офицер-сапер с ранением в область левой ключицы. Ранение получил во время разминирования в Черниговской области. При клиническом и рентгенологическом обследовании было установлено повреждение, а точнее сдавление левой подключичной артерии осколком, с возможным повреждением сосуда. Так как в госпитале никто не имел опыта работы на сосудах, решено было пригласить для операции уже в то время известного хирурга Н.М. Амосова. Последний посмотрел пострадавшего и решил оперировать. Меня поставили третьим ассистентом, т.е. только держал крючки и видел, что делается в ране, но стоял рядом с Амосовым, за одним операционным столом. На операции оказалось, что у офицера пристеночное ранение подключичной артерии. Осколок прикрывал отверстие в стенке сосуда, сдавливал артерию. Стоило только пинцетом прикоснуться к осколку, как началось профузное кровотечение. Фонтан крови залил лампу, лигатуры заранее не были подведены к сосуду. Больной погиб от кровотечения. Н.М. Амосов очень переживал летальный исход, а вместе с ним и мы. Была допущена врачебная ошибка. Возможно, сыграла роль самонадеянность.

Случай 2. Ночью, примерно в конце октября – начале ноября, в госпиталь был доставлен больной солдат с неустановленным диагнозом. Клиника напоминала острый аппендицит. Но со слов больного, его в Чугуеве оперировали по поводу аппендицита. Но больной не знал, удалили ему отросток или нет. В правой подвздошной области был рубец, в глубине брюшной полости справа прошупывалось уплотнение, похожее на опухоль или инфильтрат. Решено было больного оперировать. Операцию поручили мне. Ассистировал начальник хирургического отделения подполковник м/с Меранов, опытный хирург, с большим стажем. После вскрытия брюшной полости в правой подвздошной области было обнаружено какое-то бугристое образование, напоминающее опухоль. Подполковник Меранов предположил, что это рак. Операция большая, сложная, я хотел поменяться местами с начальником отделения, но он сказал: «Трус в карты не играет». Я взялся за резекцию илеоцекального угла. По ходу операции в глубине брюшной полости попался под руки какой-то тяж. Ткани очень сильно изменены, топография тоже изменена. По ходу операции, мы даже не заметили, как вскрыли брюшину на задней брюшной стенке. Пересекли этот тяж. Кровотечения нет. Ну и слава Богу! Операцию закончили. Состояние больного тяжелое, соответствует тяжести операции.

Утром на пятиминутке п/п Меранов докладывает, что молодой хирург Алексеев хорошо справился с тяжелой операцией. Однако к утру состояние больного утяжелилось, появилась мочевая флегмона. К обеду больной был прооперирован повторно, была удалена правая почка, т.к. тяж, который мы перевязали, оказался правым мочеточником. Больного спасли, но на всю жизнь оставили с одной почкой. Из этого случая я сделал два важных вывода:

1. Поднятую руку вовремя останови.

2. Хирургу надо прекрасно знать анатомию во всех ее многочисленных нюансах.

Специализацию окончил с блестящей характеристикой, возвратился в Кировоград, но уже не в 301 полк, а в медсанбат, на должность ординатора операционно-перевязочного взвода. Кадры в медсанбате были хорошие. А душой коллектива был подполковник м/с В.К. Добрадин, командир медсанбата, хороший хирург. Коллектив принял меня хорошо, и я вскоре стал своим человеком. Дружеские связи мы поддерживали долго, а бывший мой командир Ага Али Кусум-оглы Гусейнов (азербайджанец) даже заезжал ко мне на квартиру в Витебск.

Моя очередная квартира располагалась недалеко от медсанбата. Мы занимали две комнаты в отличном частном доме, с отдельным входом. Хозяева, в прошлом состоятельные люди (имели свою кондитерскую фабрику), относились к нам как к родным детям. С ними мы поддерживали переписку на протяжении многих лет после нашего убытия из Кировограда. В нашей квартире часто собирались врачи медсанбата, делились впечатлениями, а нередко распивали и бутылку. Кусок сала у нас всегда был в запасе. Моя супруга Серафима Васильевна любила спорить с Гусейновым. Когда он ее не мог переспорить, то говорил: «Какое ты право имеешь со мной спорить? Ты женщина!» Т.е. проявлялось его кавказское самолюбие. Тогда моя половина так расходилась, что чуть не выгоняла спорщика – мужчину, т.е. проявляла свое русское самолюбие в русском стиле. Поспорив, расходились мирно.

Наташа ходила в гарнизонный детский сад. По пути в сад нам всегда навстречу попадался Б.М. Лыткин, подполковник м/с, врач медсанбата. Он шел в это время на работу. Он всегда с Наташей шутил, и она эти шутки принимала за чистую монету. Работая в медсанбате, я часто ходил на операции в областную больницу.

Служба в Кировограде осложнялась нашим ежегодным выездом в лагеря под Кривой Рог. Выезжали мы обычно в первых числах мая, возвращались на зимние квартиры к 7 ноября. Ежегодно все лето Сима с Наташей оставались одни. Я за лето к семье мог приехать только два раза на два-три дня. Здесь, в Криворожских лагерях, я успешно выдержал экзамен на профессиональную зрелость.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27



Рекомендуем почитать

Наверх