Чем запомнился xix съезд коммунистической партии кнр. XIX съезд Коммунистической партии Китая вернул нации вождя? Социализм с китайским лицом

Фрукты и овощи 10.07.2020
Фрукты и овощи

Участники XIX съезда Коммунистической партии Китая (КПК), который откроется в Доме народных собраний на площади Тяньаньмэнь 18 октября, уже съехались в китайскую столицу. Партию, насчитывающую 89 млн 447 тыс. членов (крупнейшая политическая организация такого рода в мире), представляют 2287 делегатов от партийных организаций всех провинций, автономных районов, городов центрального подчинения, партийных и государственных органов, госпредприятий, армии и народной вооруженной полиции.

В течение недели они обсудят насущные вопросы деятельности КПК, изберут новый состав Центрального комитета и Центральной комиссии КПК по проверке дисциплины. Затем на первом пленуме ЦК 19-го созыва будет избран новый состав Политбюро ЦК КПК. Венчает эту руководящую пирамиду Постоянный комитет Политбюро (ПК ПБ), насчитывающий в настоящее время семь членов, из которых в силу негласных возрастных ограничений (возраст ухода на пенсию — 68 лет) должны смениться пять. Впрочем, число членов ПК ПБ также может измениться.

Представляется несомненным, что во главе партии, а следовательно — страны в целом и ее вооруженных сил — останется нынешний генеральный секретарь ЦК КПК Си Цзиньпин (64 года), являющийся также председателем КНР. Наблюдатели не сомневаются, что вторым членом нынешнего «пятого руководящего поколения» останется 62-летний премьер Госсовета Ли Кэцян.

КПК - правящая партия, круг ее интересов охватывает социально-экономическую сферу, отношения с внешним миром, а также идеологию страны с населением свыше 1,3 млрд человек. Проблематика форума своей сложностью соответствует положению второй, а по ряду показателей — первой экономики мира. Как высший орган партии, съезд должен определить ее линию и политику, иначе говоря, как жить Поднебесной на протяжении по меньшей мере ближайших пяти лет.

Экономическая сфера

Китай благодаря политике реформ и открытости за последние почти четыре десятилетия утвердился в роли ведущего мирового производителя, постоянно растет уровень жизни населения. Можно сказать, что впервые за свою историю Срединному государству удалось накормить, одеть и обустроить свое население, успешно ведется борьба с крайней бедностью, в которой, по официальным данным, еще пребывают около 40 миллионов человек. Китайцы уверенно осваивают высокотехнологичные производства, в освоении космоса Китай конкурирует с США и Россией, инвестиции КНР за рубежом уже превосходят иностранные капиталовложения в собственной стране. В нынешних сложных международных условиях Китай сохраняет положительную динамику развития.

Однако ряд аналитиков обращает внимание на общую тенденцию к замедлению темпов роста китайской экономики. В здешнем экспертном сообществе признают, что эпоха стремительного развития китайской экономики заканчивается, да и само руководство заявляет, что с проведением ХIX съезда страна «в полной мере вступит в новый этап развития социализма с китайской спецификой».

Сотрудник Центра развития Госсовета КНР Цзян Юй называет его третьим: первый этап, по его словам, начался после основания КНР в 1949 году, для него характерно достижение политической и экономической независимости Китая. На втором этапе с провозглашением реформ и открытости наблюдался небывалый экономический рост и развитие рыночной экономики при сохранении общего социалистического начала. Третий этап, начавшийся пять лет назад, полагает эксперт, завершится к середине XXI века, он подразумевает дальнейшее углубление реформ, еще большую открытость социалистической системы при укреплении лидирующей роли партии, нарастании социальной справедливости, общей успешности рыночной экономики. «Детальные ответы на вопросы, как реализовать задачу построения современной социалистической страны, — резюмирует аналитик, — предоставит XIX съезд».

«Экономическая трансформация Китая будет успешной», — уверен Лю Хэ, глава канцелярии рабочей группы ЦК КПК по финансам и экономике. Его считают ключевой фигурой в группе экономических советников Си Цзиньпина. Эксперты указывают на дискуссию вокруг дорожной карты по переходу к экономике предложения, которая подразумевает снижение налогов и государственного регулирования в целом. Но никто не берется предсказать, на какие меры пойдет китайское правительство ради ее реализации.

Смена парадигмы экономического развития заставит пойти на отказ от целевого показателя темпов роста ВВП, и измерять успешность новой экономической политики можно будет только самым главным критерием — улучшением жизни лаобайсин, «почтенных ста фамилий», то есть самого китайского народа. Населению предлагается жить в условиях «новой нормальности», согласно которой темпы роста — не самое главное, важнее повышение качества жизни.

Впрочем, как раз рост внутреннего потребления может способствовать поддержанию роста ВВП Китая и даже небольшому ускорению экономики. Как заявил председатель Народного банка Китая (Центробанк) Чжоу Сяочуань, во второй половине 2017 года темпы роста благодаря этому фактору могут немного возрасти и достичь 7% в годовом выражении.

Среди наиболее существенных мер в рамках программы перестройки экономики — сокращение производства в сталелитейной и угольной промышленности, некоторых других традиционных отраслях. Приоритет будет отдаваться высокотехнологичным сферам, индустрии обслуживания, цифровой экономике. Поднять экономическую эффективность предполагается за счет более широкого участия частных капиталов и инициативы в целом, развития государственно-частного партнерства.

Однако нужно учитывать, что сталь и уголь — опорные столпы социалистической экономики, где заняты миллионы рабочих. Помимо этих тружеников, неясной оказывается судьба многочисленных управленцев, чиновников как на местах, так и в центре. По мнению некоторых наблюдателей, Си Цзиньпин будет проводить меры своего экономического штаба с достаточной осторожностью. Съезд должен продемонстрировать единство и стабильность при общей готовности к переменам, и вряд ли в формуле «реформы и стабильность» произойдут какие-то радикальные сдвиги.

Строгое управление партией

Первые пять лет руководства Си Цзиньпина и его команды запомнятся, прежде всего, кампанией борьбы с коррупцией. Дисциплинарные органы КПК рассмотрели более миллиона дел, а различным наказаниям подверглись более 1,4 миллиона государственных и партийных деятелей. Кроме «мух» - мелких нарушителей государственной и партийной дисциплины — наказаны 240 «тигров», коррупционеров высокого уровня. Среди первых, еще до начала председательства Си Цзиньпина, был арестован Бо Силай, бывший министр коммерции, губернатор провинции Ляонин, секретарь парткома одного из крупнейших китайских городов — Чунцина. Был приговорен к пожизненному заключению бывший член постоянного комитета Политбюро ЦК КПК Чжоу Юнкан, ранее занимавший посты министра общественной безопасности и секретаря политико-юридической комиссии ЦК КПК. Он считался покровителем «нефтяного лобби» в китайском истеблишменте.

Буквально перед открытием съезда ЦК КПК огласил «позорный список» из дюжины руководителей разного уровня, исключенных из рядов партии за коррупцию. Во главе перечня фигурирует Сунь Чжэнцай — возглавлявший партком мегаполиса Чунцин. Он обвиняется в «злоупотреблении должностными полномочиями, использовании их не по назначению для оказания влияния на тех или иных лиц в корыстных целях». В списке также бывший глава города Тяньцзинь (Северный Китай) Хуан Синго, экс-председатель Комитета по делам Сянгана (Гонконга), Макао (Аомэнь), Тайваня и проживающих за рубежом соотечественников Сунь Хуайшань, бывшая министр юстиции У Айин, экс-губернатор восточной провинции Фуцзянь Су Шулинь, экс-секретарь парткома северо-западной провинции Ганьсу Ван Саньюнь, бывший председатель Комитета по контролю и управлению страхованием КНР Сян Цзюньбо, экс-заместитель губернатора провинции Цзянсу (Восточный Китай) Ли Юньфэн, бывший генерал Народно-освободительной армии Китая (НОАК) Ван Цзяньпин, экс-политкомиссар ВВС Тянь Сюсы, бывший вице-губернатор северной китайской провинции Хэбэй Ян Чунъюн и экс-глава антикоррупционного комитета Министерства финансов Мо Цзяньчэн.

Все они ранее были обвинены в нарушении партийной дисциплины, злоупотреблении служебными полномочиями, несоблюдении норм общепринятой морали. Некоторым из исключенных из партии вменяется в вину нарушение трудового законодательства, «разведение бюрократизма и праздной безынициативности, взяточничество и сводничество», «незаконное присвоение материальных благ в чрезвычайно крупных объемах». Решение об их исключении из КПК было принято заранее, однако перед 19-м съездом оглашено как окончательный вердикт.

Кампания затронула и армию — из генералитета вслед за скончавшимся в 2015 году под следствием бывшим заместителем председателя Центрального военного совета (ЦВС) Сюй Цайхоу был приговорен к пожизненному заключению второй бывший зампред ЦВС - генерал-полковник Го Босюн.

Си Цзиньпин инициировал принятие «Правил из восьми пунктов» и «шести запретов», которые значительно ужесточили нормы устава КПК и, по сути, стали новым регулятором партийной жизни. Эти требования пресекали банкеты и подношения за казенный счет, исключали оплату праздничных дней, пышные церемонии встреч и проводов, ограничивали использование служебных помещений и транспорта. На сегодняшний день эти регламентации вылились в положение о «суровом управлении» партией. Население к упорядочению партийной жизни, судя по отзывам с мест, относится одобрительно.

Однако некоторые аналитики указывают, что антикоррупционные меры ведут к снижению активности на местах, в том числе экономической. Иные местные руководители избегают хозяйственных экспериментов, не идут на контакты с предпринимателями, полагая, что «лучше не рисковать». В своей речи в июле Си Цзиньпин отметил успехи в «самоуправлении» партийных организаций, однако предостерег от «слепого оптимизма». Движение по сокрушению коррупции, сказал лидер, должно пройти еще долгий путь.

Ожидаются изменения в уставе

В сфере идеологии Си Цзиньпин и его соратники предлагают «китайскую мечту» о «великом национальном возрождении». Ключевую речь об этом генеральный секретарь ЦК КПК произнес в Национальном музее спустя две недели после своего избрания. Вероятно, этот тезис прозвучит и на XIX съезде как подкрепление призывов к реализации второй «цели столетий» - превращения Китая в процветающее, мощное, демократическое, продвинутое в культурном отношении и гармоничное современное социалистическое государство к столетию образования КНР (2049 год). О достижении к столетию Компартии Китая (2021) первой «цели столетий» - построения общества «сяокан», что трактуется как средний достаток, сравнительное благополучие — будет заблаговременно объявлено на предстоящем съезде.

В самой партии говорят о готовящемся внесении на съезде поправок и дополнений в устав КПК. Они уже прозвучали на недавнем заседании Политбюро и пленуме ЦК. Судя по опубликованному информационному сообщению, поправки включают «ключевые теории и стратегические идеи», которые будут представлены на съезде, новейшее развитие марксизма, новую концепцию управления (представление о ней можно получить из книги Си Цзиньпина «О государственном управлении»).

По неофициальной информации в ходе поправок предполагается внести имя Си Цзиньпина в основополагающий документ партии. Если эти данные подтвердятся, то он станет третьим политиком, увековеченным в уставе Компартии после Мао Цзэдуна и Дэн Сяопина. К тому же, он станет вторым человеком после Мао Цзэдуна, имя которого будет внесено в партийную «конституцию» при его жизни.

В действующей редакции устава сказано, что КПК руководствуется в своей деятельности марксизмом-ленинизмом, а также «идеями Мао Цзэдуна, теорией Дэн Сяопина, важными идеями тройного представительства (производительных сил, культуры и широких слоев населения) и научной концепцией развития». По традиции, лидер каждого руководящего поколения должен привнести в этот список что-то свое, концептуальное. 6-й пленум ЦК КПК 18-го созыва официально определил статус генерального секретаря Си Цзиньпина как руководящего «ядра» ЦК КПК, и возможно, это положение также будет внесено в устав.

По мнению некоторых местных аналитиков, включение имени Си Цзиньпина в устав КПК, а также положение о «ядре партии» могут послужить политической основой для продления его пребывания у власти после 2022-2023 годов. Однако пока это всего лишь предположения.

Кто стоит на пороге?

И все же главной интригой съезда остается состав высшего звена партии — Постоянного комитета Политбюро ЦК КПК. Согласно сложившейся в последние десятилетия традиции, в него должны войти два деятеля моложе 57 лет, которые будут готовиться в преемники глав партии/государства и правительства. Кроме них в состав ПК ПБ должны войти еще пять важных фигур. По прежнему раскладу, они распределят между собой посты глав Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП, высший законодательный орган страны), Всекитайского комитета Народного политического консультативного совета Китая (ВК НПКСК, высший консультативный орган, представляющий Единый патриотический фронт), один политик на должности старшего члена Секретариата ЦК КПК будет курировать сферу идеологии и пропаганды, еще один возглавит партийную спецслужбу — Центральную комиссию КПК по проверке дисциплины, седьмой в качестве вице-премьера будет заниматься экономическими вопросами.

Однако Си Цзиньпин и здесь может проявить свои неординарные подходы к партийной жизни. Осведомленные люди утверждают, что на недавнем совещании в Бэйдайхэ (этот курортный городок на берегу Бохайского залива Желтого моря традиционно служит местом летних встреч высшего китайского руководства) прозвучало предложение сократить число членов ПК ПБ с семи до пяти человек. При этом в качестве вероятных членов нового состава якобы были упомянуты нынешний глава Канцелярии ЦК КПК (аналог администрации главы государства) Ли Чжаньшу, секретарь парткома экономического центра страны Шанхая Хань Чжэн и партийный руководитель богатой южной провинции Гуандун Ху Чуньхуа.

Эксперты называют еще несколько имен, среди которых глава Организационного отдела ЦК КПК Чжао Лэцзи, вице-премьер Госсовета Ван Ян, который недавно был награжден российским Орденом Дружбы «за большой вклад в укрепление отношений».

Среди относительно «молодых» и перспективных политиков выделяется 57-летний секретарь парткома Чунцина Чэнь Миньэр. Однако он пока не прошел «обкатку» в Политбюро, что снижает его шансы на попадание в его Постоянный комитет.

Ранее говорилось, что из нынешних членов синклита, кроме Си Цзиньпина и Ли Кэцяна, в высшем партийном звене, несмотря на достижение негласного пенсионного порога, может задержаться и начальник дисциплинарного партийного органа Ван Цишань. Однако слухи о коррупции в его окружении, а также возможной серьезной болезни политика, похоже, снимают вопрос.

Но кто может стать преемником Си Цзиньпина, будущим лидером «шестого поколения» руководителей Китая? Легче сказать, кто не станет — это смещенный накануне съезда с должности главы парткома города центрального подчинения Чунцин Сунь Чжэнцай. Ему еще с 2012 ветераны партии прочили пост следующего председателя или, как минимум, премьера Госсовета КНР. Однако в ходе недавнего пребывания в мегаполисе инспекционной группы из центра к Сунь Чжэнцаю были предъявлены серьезные претензии. После внутрипартийного расследования его дело было передано в судебные органы.

По этой причине вопрос «преемника» остается открытым. На фоне слухов о «третьем сроке» Си Цзиньпина не факт, что ситуация прояснится по итогам XIX съезда.

Кампания по выборам делегатов 19-го съезда КПК (18-24.10 2017) проводилась с ноября 2016 года в соответствии с принятым Политбюро ЦК КПК месяцем раньше специальным циркуляром. Во всех регионах КНР, кроме Тибета и Синьцзяна, выборы проходили при превышении числа кандидатов над числом выделенных для данного региона на съезд мест в среднем на 15%. В Тибете и Синьцзяне число кандидатов соответствовало числу выделенных мест.

Участие руководителей партии, включая генерального секретаря Си Цзиньпина, в выборной кампании должно было, согласно вышеуказанному документу, отвечать интересам проведения в жизнь требований всестороннего строгого управления партией и т.д. Члены действовавшего на тот момент Постоянного комитета Политбюро избирались на съезд в провинциях Шэньси, Юньнань, во Внутренней Монголии и других районах запада Китая.

Си Цзиньпина единогласно выбрали делегатом съезда на партконференции в пров. Гуйчжоу, которую до недавнего времени возглавлял Чэнь Минъэр (секретарь парткома города Чунцин; по итогам 19-го съезда стал членом Политбюро ЦК КПК).

Особое внимание уделялось кандидатам на должности в руководящих органах партии нового созыва. Со всеми кандидатами на посты членов Политбюро ЦК КПК встречался и беседовал лично Си Цзиньпин, в члены и кандидаты в члены ЦК КПК – начальник орготдела ЦК партии Чжао Лэцзи.

В центре внимания руководства КПК в период подготовки и проведения съезда были кадровые вопросы.

С начала текущего года были заменены первые руководители 12 министерств и ведомств системы Госсовета КНР, назначено, по меньшей мере, по одному новому заместителю в Центральную комиссию по проверке дисциплины и всех четырех отделов ЦК КПК. Из 31 административно-территориальной единицы провинциального уровня в 23 были заменены секретари парткомов и в 24 – губернаторы. Из 376 членов и кандидатов в члены ЦК КПК 18-го созыва 38 (порядка 10%) подверглись чистке.

За пять лет были сняты и, как правило, привлечены к ответственности за различные злоупотребления более 60 генералов, заменены командующие видами вооруженных сил. Незадолго до съезда сняты с занимаемых постов начальник Объединенного штаба и начальник Управления политической работы Центрального военного совета. Ликвидирована система двойного подчинения военизированной полиции Центральному военному совету и Госсовету КНР, теперь эти войска подчиняются только ЦВС, то есть лично Си Цзиньпину. 90% из 300 делегатов съезда от армии участвовали в съезде КПК впервые.

На самом съезде, несмотря на разного рода проекты реорганизации высших органов партии, информация о которых сливалась в предшествовавший съезду период в гонконгскую печать, их структура сохранилась. Осталась прежней численность Политбюро ЦК КПК (25 чел.) и его Постоянного комитета (7 чел., из которых 5 – новые). Число секретарей Секретариата ЦК КПК увеличено с 5 до 7 (6 – новые). С 11 до 7 человек сокращена численность Центрального военного совета КПК.

В ЦК КПК 19-го созыва избрано 204 члена, из которых 126 человек – впервые. Избраны также 172 кандидата в члены ЦК КПК и 133 члена Центральной комиссии по проверке дисциплины. В Политбюро ЦК КПК 15 человек вошли в этот партийный орган впервые, из них 11 работали, учились с Си Цзиньпином либо являются его земляками. Из 10 оставшихся в Политбюро на второй срок 7 – члены его Постоянного комитета, а также заместитель председателя Центрального военного совета Сюй Цилян, начальник отдела единого фронта ЦК КПК Сунь Чуньлань и секретарь парткома пров. Гуандун Ху Чуньхуа.

Основным документом съезда является доклад о работе ЦК КПК 18-го созыва, с которым выступил Си Цзиньпин. Он сохраняет определенную преемственность с аналогичным документом предыдущего съезда и содержит политические установки руководства КПК по широкому кругу вопросов внутренней и внешней политики, идеологии, культуры, партстроительства и т.п.

В докладе, в частности, сказано, что за последние пять лет ВВП КНР увеличился с 54 трлн до 80 трлн юаней, по его размерам Китай «стабильно занимает второе место в мире». Период до 2020 года определен как «время периода победы в строительстве общества всестороннего среднего достатка».

Время с 2020 до 2050 года, – заявил Си Цзиньпин, – можно подразделить на два этапа. На первом, с 2020 по 2035 гг. на базе построенного общества всестороннего среднего достатка нужно будет в основном осуществить социалистическую модернизацию. Второй этап – с 2035 года до середины столетия, во время которого необходимо на основе всесторонней модернизации превратить Китай в «богатую, мощную, демократическую, цивилизованную, гармоничную, прекрасную социалистическую модернизированную державу». Среди немногих известных на сегодняшний день ее параметров – руководящая роль КПК, наличие «первоклассных по мировым меркам вооруженных сил», большой ВВП и нахождение Китая «в центре мировой арены».

К 2050 году Китай, как сказал генеральный секретарь ЦК КПК, по комплексной государственной мощи и международному влиянию должен стать «ведущим» государством мира.

Предупреждения о необходимости работать в условиях снижения темпов экономического роста в докладе Си Цзиньпина заменены тезисом о том, что количественный рост экономики перешел в качественный. Было заявлено также о приверженности КПК продолжению реформ. Однако, отмечает газета «Нью-Йорк таймс», «его понимание реформы вряд ли будет слишком похоже на прежние элементы либерализации, которые запускали в 1980-1990-е годы Дэн и другие высшие руководители. Тогда партия постепенно обращалась к рыночным силам и откровенному капитализму, отказываясь при этом от своей власти над многими секторами экономики. Версия реформ Си Цзиньпина указывает в противоположном направлении: направлении активизации и всестороннего укрепления партийного контроля». Действительно, как заявил Си Цзиньпин в докладе на съезде, «партия, правительство, вооруженные силы, народ, система образования, восток, запад, юг, север, центр, – партия руководит всем». Эта фраза включена и в Устав КПК.

В докладе Си Цзиньпина было объявлено о «вхождении китайского самобытного социализма в новую эпоху». В этой связи современные китайские ученые-теоретики выделяют в истории Китая после 1949 года три этапа. На первом, связанном с именем Мао Цзэдуна, страна «встала во весь рост», на втором, связанном с именем Дэн Сяопина, – разбогатела, на третьем, связанном с именем Си Цзиньпина, – «стала сильной» и «пошла навстречу великому возрождению китайской нации».

Данная тема была продолжена в докладе о внесении изменений в Устав КПК. Главный смысл этого документа заключается во включении «идей Си Цзиньпина о самобытном китайском социализме новой эпохи» в число «руководящих идей» КПК. Они объявлены в документах съезда «новейшим достижением в китаизации марксизма», «квинтэссенцией коллективной мудрости партии и народа».

Кроме того, Устав КПК подвергся доработке с включением в него практически всех появившихся после 18-го съезда КПК (2012 г.) политических установок и концепций. Например, в него вписаны «две столетние цели» и «великая цель возрождения китайской нации», добавлено понятие «культура самобытного китайского социализма».

Далее, в Устав КПК включены положения о решающей роли рынка в распределении ресурсов, о структурной реформе предложения, о строительстве системы законности самобытного китайского социализма, развитии системы консультативной демократии , об укреплении «мягкой» силы Китая и пр. Выделены также положения об «абсолютном» руководстве вооруженными силами со стороны Компартии Китая и необходимости проведения в жизнь «идей Си Цзиньпина о сильной армии». В Уставе КПК подчеркнуты важность борьбы с коррупцией и «строгого управления партией».

Согласно уставным положениям, главным социальным противоречием современного Китая является «противоречие между с каждым днем растущей потребностью народа в прекрасной жизни и несбалансированным, неполным развитием».

Один из разделов доклада Си Цзиньпина посвящен вопросам военного строительства и строительства вооруженных сил. В частности, поставлена задача к 2035 году «в основном осуществить модернизацию обороны государства и вооруженных сил» и к середине текущего столетия – «полностью превратить народную армию в первоклассные по мировым меркам вооруженные силы», «конкретно и надлежащим образом вести подготовку к военной борьбе на всех стратегических направлениях».

Внешнеполитический раздел документа сохраняет преемственность с аналогичным разделом доклада, делавшегося на предыдущем съезде. В нем, однако, отсутствует использованная пятью годами ранее формула об «отношениях нового типа между великими державами», то есть между КНР и США. Вместо неё появилась другая: «Продвигать координацию и сотрудничество между великими державами, создавать рамки отношений между великими державами, основанных на общей стабильности и сбалансированном развитии».

В настоящее время в Китае в соответствии с принятым ЦК КПК Постановлением начата широкая кампания по изучению и пропаганде материалов 19-го съезда КПК, в адрес которого поступили тысячи поздравительных телеграмм и писем.

В них, по словам заведующего Отделом международных связей ЦК КПК Сун Тао, дается высокая оценка внутренней и внешней политике Китая, подчеркивается «возрастающая с каждым днем роль» Компартии Китая в жизни мирового сообщества.

Имеется в виду усиление роли Народного политического консультативного совета Китая (НПКСК).

Накануне XIX съезда Компартии Китая эксперты дружно прогнозировали дальнейшее усиление аппаратных позиций лидера китайских коммунистов и председателя КНР Си Цзиньпина. Реальность превзошла все самые смелые ожидания. Впервые после смерти «великого кормчего» Мао Цзэдуна и его наследника-реформатора Дэн Сяопина в Китае назвали лидера, идеологические установки которого становятся ориентиром для партии и нации. Это товарищ Си Цзиньпин.

Идеи Си Цзиньпина стали «богатством» партии

Его доклад съезду партии уже одним своим названием задал тон всем последовавшим преобразованиям - «Мысли Си Цзиньпина о социализме китайского образца в новой эре». Теперь мысли генсека ЦК КПК (о развитии марксизма-ленинизма, идей Мао Цзэдуна, теории Дэн Сяопина, об экономике, обществе, армии и пр.) органично вошли в решения съезда китайской Компартии.

Они нашли своё отражение даже в уставе китайских коммунистов. Принятая на съезде поправка в текст устава подтверждает «богатство идей Си Цзиньпина в новой эре социализма с китайской спецификой» и делает их маяком для всей партии. Следует отметить, что при жизни в устав КПК вносили только имя основателя Китайской народной республики Мао Цзедуна. Дэн Сяопин такой чести удостоился только после смерти. Так что товарищ Си реально второй после председателя Мао.

Чем же так пронял китайских коммунистов Си Цзиньпин за пять лет своей работы во главе страны и Компартии? Отчасти ответ кроется в его продолжавшейся 3,5 часа речи на съезде. В ней Си Цзиньпин призвал довести до конца «новое путешествие по построению социализма с китайской спецификой». В практическом плане это означает добиться построения общества среднего достатка и превратить к 2050 году Китай в богатое, могущественное, демократическое и модернизированное социалистическое государство.

Пропагандисты Компартии уже отшелушили излишние для мира метафоры своего лидера и сформулировали цели товарища Си коротко и просто: Дэн Сяопин стремился сделать Китай богатым, Си Цзиньпин - сильным. То, что товарищ Си может добиваться заявленного результата, китайцы убеждались в течение пяти лет его работы на высших постах в государстве и партии.

Здесь стоит отметить, что после долгого и весьма неоднозначного правления Мао Цзедуна, китайские коммунисты выработали форму коллективного управления партией. Теперь при авторитетном и признанном лидере Компартии функционирует весьма влиятельный постоянный комитет Политбюро ЦК КПК. Вдобавок, Генсек партии может быть у власти не более двух сроков - 10 лет.

Так получилось, что Си Цзиньпин возглавил Компартию Китая при здравствующих сразу двух своих предшественниках - Цзянь Цзэмине и Ху Цзиньтао. Формально бывшие руководители Китая отошли от дел. Но в партии, правительственных структурах и армии остались их соратники, которые продолжили политическую линию Цзяна и Ху, осложняя принятие самостоятельных решений новому китайскому лидеру.

Си Цзиньпина, судя по всему, такое положение не устраивало. Первое, что он сделал, - сократил состав постоянного комитета Политбюро ЦК с девяти до семи членов. Тем самым снизились возможности кланов, представляющих интересы бывших лидеров влиять на принятие политических решений.

Запад пугает «однопартийная диктатура»

Вторым шагом Председателя Си стала широко развернутая им борьба с коррупцией. Она не только оздоравливала партийный и государственный аппарат Китая, но и разрывала финансовые взаимоотношения внутри кланов. Уже в первый год кампании по обвинению в коррупции было арестовано свыше 160 000 китайских чиновников и партийных руководителей.

За пять лет, как считают эксперты, число привлечённых к ответственности коррупционеров достигло миллиона человек. Под суд пошли многие министры, губернаторы, руководители региональных партийных организаций и т.д. Это был болезненный процесс. Би-би-си приводит в этой связи заявление главы китайского государственного Комитета по контролю над ценными бумагами Лю Шиюя, которое он сделал на специальном заседании Комитета, посвящённом подготовке к съезду.

Лю сообщил, что шестеро бывших высокопоставленных чиновников планировали сместить лидера Коммунистической партии Си Цзиньпина. Он назвал бывшего министра общественной безопасности Китая Чжоу Юнкана, приговоренного в 2015 году к пожизненному заключению. Двумя годами ранее такое же наказание получил бывший руководитель партийной организации промышленного центра Чунцин Бо Силай.

В нынешнем июле по этой же причине арестовали бывшего члена Политбюро ЦК КПК Сунь Чжэнцая. Он лишен всех партийных постов. Кроме них Лю назвал высокопоставленных военных и подвел итог: «Си Цзиньпин справился с этими проблемами и устранил опаснейшую тайную угрозу партии и стране».

Этим заявлением Лю Шиюй фактически подтвердил, что внутри Компартии Китая идёт перманентная борьба за влияние и, судя по итогам закончившегося съезда КПК, Си Цзиньпин ведёт её весьма успешно. Дело здесь не только в состоявшемся возвышении товарища Си над партией через фиксацию его политических идей в уставе КПК.

Не меньшее значение эксперты придают формированию новых выборных органов партии. Так, из семёрки членов постоянного комитета Политбюро ЦК Си Цзиньпин заменил пятерых. Формальным основанием для этого стал возраст отправленных в отставку руководителей. Им больше 68 лет. По неписаному в КПК правилу в этом случае ветераны должны уступить дорогу более молодым выдвиженцам.

На самом деле, проведённая ротация практически выбила из высшего руководящего органа Компартии Китая ставленников Цзянь Цзэминя. Теперь руководство КНР полностью состоит из людей, вошедших в Политбюро и ЦК уже при Си Цзиньпине - в 2012 году и позже. Часть из них принадлежит к лояльному Си клану Ху Цзиньтао. Остальные - явные креатуры самого Генсека.

Теперь Си Цзиньпин спокойно и уверенно формирует свой собственный клан. В экспертной среде даже сложилось впечатление, что китайский лидер видит своё политическое будущее за пределами второго выборного срока. В пользу этого говорит факт, что «богатство идей Си Цзиньпина» и планы сделать Китай «могущественным государством» стали после прошедшего съезда официальной доктриной Компартии Китая. Такое по наследству не передаётся.

Но не менее важно другое. «Ни один из руководителей партии после Мао Цзэдуна не сконцентрировал в своих руках столько власти, сколько происходящий из старой семьи функционеров Си Цзиньпин в первые пять лет своего правления», - отмечает обозреватель Deutsche Welle Маттиас фон Хайн.

Следует добавить, что после прошедшего съезда партии концентрация власти у товарища Си возросла ещё больше. Ведь кроме перестановок в высшем руководящем звене китайской Компартии на 70 процентов обновился её Центральный Комитет. Такого в партийных органах Китая не было с 1969 года. Прямые аналогии напрашиваются сами собой.

ЦК КПК теперь не только разделяет программные цели своего руководителя, но и общественные настроения нации. Недавний опрос общественного мнения показал, что 70 процентов китайцев положительно оценивают деятельность Мао Цзедуна. Эксперты считают: эти данные опроса говорят о готовности нации к «однопартийной диктатуре» Председателя Си.

Готов к ней и Си Цзиньпин. По крайней мере, на съезде он заявил о намерении ввести «систему контроля социального качества» для каждого из 730 миллионов китайских интернет-пользователей. Любое их действие будет награждаться начислением специальных баллов или, наоборот, наказываться их снятием. Похожие планы есть и по другим социальным проектам.

Запад озаботился. Собранная после съезда КПК в единый кулак экономическая и политическая воля Китая позволит Председателю Си не только успешно конкурировать с западной моделью общественного и экономического развития, но и существенно превзойти её. Возможно, эти экспертные прогнозы уже скоро станут реальностью…

Эксперты Карнеги отвечают на вопросы, как начавшийся в Пекине XIX съезд КПК и последующие политические назначения могут повлиять на политику Китая и его роль на мировой арене

18 октября начался XIX съезд Коммунистической партии Китая, по итогам которого определится, кто войдет в новое поколение руководителей страны. Такая ротация происходит в Китае каждые пять лет, но сейчас она особенно важна, учитывая растущие экономические амбиции Китая и рост его значения на мировой арене. Кроме того, вскоре ожидается первый визит президента США Дональда Трампа в Азию — это на фоне обострения обстановки вокруг Северной Кореи. Международное сообщество ждет, какой курс выберет Китай под руководством Си Цзиньпина, а кадровые назначения покажут, насколько Си удалось консолидировать власть и насколько популярна его политическая программа.

Эксперты Карнеги отвечают на вопросы, как итоги съезда могут повлиять на политику Китая и его роль на мировой арене.

Каковы будут последствия съезда для политики Пекина в отношении Северной Кореи?

Пол Хенле, директор Центра изучения мировой политики Карнеги-Цинхуа

Китайское руководство по-прежнему не считает, что КНДР — это его проблема, и XIX съезд в этом отношении ничего не изменит. Безусловно, Пекин выступает против провокаций Пхеньяна и надеется, что Ким Чен Ын остановит ядерную программу. Но пока действия КНДР не угрожают легитимности КПК в глазах китайских граждан, крайне маловероятно, что подход Пекина к северокорейскому вопросу фундаментально изменится. Молодые китайцы все больше считают КНДР обузой, а Пхеньян постоянно портит Си репутацию на международной арене. Однако ни то ни другое ничего не решает для Пекина.

Более серьезный повод для беспокойства в том, что северокорейские ядерные испытания могут привести к выбросу радиоактивных материалов на китайскую территорию. Опасно для Китая и то, что КНДР может реализовать свою главную угрозу — взорвать над Тихим океаном ракету с ядерной боеголовкой. Это может привести к нестабильности политического режима КПК и негативно скажется на национальных интересах Китая. Это единственное, что может окончательно вывести из себя китайское руководство. Поэтому станет ли КНДР проблемой для Китая, зависит не от результатов съезда или твитов Трампа, а от действий самого Ким Чен Ына.

Ускорятся ли после съезда экономические реформы?

Юкон Хуан, старший научный сотрудник программы исследования Азии Фонда Карнеги

Некоторые эксперты ожидают, что после обновления управленческой команды реформы ускорятся. Но это зависит от того, удастся ли новому руководству разрешить главное противоречие в решениях третьего пленума ЦК КПК 2013 года. Итоговый документ того пленума гласит, что рынок должен играть «решающую роль» в распределении ресурсов, но при этом подтверждает «руководящую роль» государства в экономике. Эта двусмысленность тормозит разработку и реализацию важных реформ, в том числе в госсекторе, в области урбанизации и борьбы с коррупцией.

Проблема китайского долга прежде всего обусловлена неэффективностью ряда государственных компаний. Но поскольку многие крупные госкорпорации считаются «национальными чемпионами», реформы откладываются.

Урбанизация — один из главных источников роста китайской экономики. Но Пекин не позволяет людям самим выбирать, где работать. Правительство, опираясь на систему прописки, перенаправляет потоки рабочих в небольшие города и не допускает их в мегаполисы. Это снижает производительность труда.

Китайская антикоррупционная кампания — ответ на важную социальную проблему, но из-за нее чиновники опасаются принимать решения, что тормозит экономическую активность. Возможно, для решения проблемы нужно изменить роль государства в коммерческой деятельности.

Китай добился впечатляющих экономических успехов благодаря опоре на рыночные механизмы. Теперь вопрос в том, найдет ли новое китайское руководство верный баланс между «решающей» ролью рынка и «руководящей», но переосмысленной ролью государства.

Что может сделать новое руководство Китая для деэскалации северокорейского кризиса?

Джеймс Эктон, содиректор программы изучения ядерной политики Фонда Карнеги

Какой бы привлекательной ни казалась идея ядерного разоружения КНДР, в краткосрочной перспективе эта цель едва ли достижима. Приоритетом должно быть снижение остроты этого кризиса и уменьшение вполне реального риска войны между Северной Кореей и США. Прямого контакта между Вашингтоном и Пхеньяном ждать не стоит, поэтому необходимо, чтобы в процесс включилась третья сторона. Китай может и должен сыграть эту роль.

В частности, Китай может предложить КНДР и США примерно следующее: КНДР отказывается от ядерных экспериментов в атмосфере и ракетных испытаний над Японией и Южной Кореей, а США в ответ воздерживаются от учебных полетов своих стратегических бомбардировщиков на определенном расстоянии от северокорейского воздушного пространства. Такая договоренность позволит Пхеньяну, сохранив лицо, отказаться от своих угроз взорвать ядерную боеголовку над Тихим океаном или запустить ракету в направлении Гуама. В качестве дополнительного стимула Китай может предложить КНДР экономическую помощь, подчеркнув при этом, что санкции опять введут, если Пхеньян не выполнит свои обязательства по сделке.

Контекст

Пекин ведет серьезную политическую игру

The Guardian 04.09.2017

Почему китайцам запретили обсуждать Путина в соцсетях

23.10.2017

Почему Китай инвестирует в Европу больше, чем в США

23.10.2017

Система распознавания лиц. Как в Китае готовятся арестовывать за будущие преступления

23.10.2017 Изменится ли после съезда подход Пекина к спорам в Южно-Китайском море?

Майкл Суэйн, старший научный сотрудник программы исследования Азии Фонда Карнеги

После съезда существенные перемены в позиции Китая маловероятны. Пекин по-прежнему будет выступать за мирное разрешение территориальных споров путем переговоров и за то, чтобы сформулировать нормы поведения участников таких конфликтов.

Но это совсем не означает, что Китай не станет с новой силой укреплять свои военные и дипломатические позиции в регионе. Пекин может начать расширять свое военное присутствие на искусственных островах архипелага Спратли, размещать объекты на спорных, но никем не занятых рифах. Возможно, Китай попытается усилить давление на рыболовецкие и военизированные суда других стран, предпримет дипломатические попытки остановить бурение и другую деятельность своих оппонентов. Вероятен и более жесткий ответ на военную активность США, в том числе на операции по обеспечению свободы мореплавания.

Среди менее вероятных, но все же возможных шагов — создание опознавательной зоны противовоздушной обороны, а также проведение прямых исходных линий вокруг островов Спратли. Однако многое будет зависеть от того, как Пекин воспримет поведение других сторон конфликта, в том числе США. Также большую роль сыграет общее состояние политико-дипломатических отношений КНР с США и другими странами региона. В целом из-за отсутствия понятных всем правил поведения уровень напряженности может увеличиться.

Чего стоит ожидать от съезда президенту Трампу?

Дуглас Паал, вице-президент по исследованиям Фонда Карнеги

После съезда для Трампа могут открыться новые стратегические возможности, но над этим нужно будет поработать. В последние несколько лет Китай в своих отношениях с США в основном старался нивелировать спорные моменты, не допускать обострений, но не пытался добраться до сути этих проблем. После съезда партии и вплоть до Всекитайского собрания всенародных представителей в марте 2018 года будет происходить кадровая перетасовка, а это откроет возможность по-новому взглянуть на старые противоречия.

Например, китайские интересы на Корейском полуострове. С одной стороны, Пекин добивается стабильности и более приличного поведения от Пхеньяна, а с другой — давит на Сеул в связи с развертыванием системы THAAD. В результате особых успехов нет. Во время визита в Пекин Трамп должен донести до Си: пора мыслить стратегически, обсудить, как ослабить напряжение в регионе и как решать беспокоящие всех проблемы.

Следует ли Си дорогой Путина?

Александр Габуев, директор программы «Россия в Азиатско-Тихоокеанском регионе» Фонда Карнеги

Чем ближе был съезд, тем сильнее китайская политическая вселенная замыкалась на Си. Его роль в политической системе Китая почти беспрецедентна, но есть аналог по соседству — Россия Владимира Путина. У президента РФ высокий рейтинг, он контролирует государственные институты и системы коммуникации, на важнейших постах находятся его протеже и союзники, так что даже цари могли бы позавидовать его власти.

Неизвестно, рассматривает ли Си Путина, с которым у него хорошие личные отношения, как образец для подражания, но их стили руководства все больше походят друг на друга. Речь идет о расширении государственного контроля и нарастающей активности государства в самых разных сферах, от экономики до внешней политики. И все подается как борьба за то, чтобы вернуть стране величие. Несмотря на недостатки нынешней России, консолидация государственной власти при Путине обеспечила россиянам немыслимое ранее сочетание благосостояния и личных свобод. Поэтому для Си может быть привлекательна путинская модель управления, особенно идея неоспоримого авторитета верховного лидера, корнями уходящая в российское (и китайское) монархическое прошлое.

Однако в следующие пять лет Си нужно будет избежать недостатков путинского режима, из-за которых Россия встала на путь долгосрочной стагнации. Длительное пребывание у власти помогает консолидировать ресурсы, но когда оно слишком затягивается, система становится хрупкой, утрачивает способность выжить без ключевой для нее фигуры. Кроме того, одержимость стабильностью — еще одна негативная особенность путинского режима, — может помешать проведению многих необходимых реформ.

Что консолидация власти Си значит для Европы?

Франсуа Годеман, старший научный сотрудник программы исследования Азии Фонда Карнеги

Укрепление власти Си было заметно еще в первой половине 2013 года, и уже тогда можно было предположить, что идея коллективного лидерства в Китае теряет популярность. Удивительно, насколько эти предположения сбываются. Противоположные прогнозы о том, что сильная личная власть породит и сильную оппозицию, не сбылись.

Четкая иерархия китайской власти положительно сказывается на отношениях с внешними партнерами. Си — первый руководитель Китая, побывавший с визитом в структурах ЕС. Он лично продвигал в Европе два проекта: «Один пояс — один путь», конечная точка которого находится в Европе, и торговое соглашение с ЕС, которое поможет преодолеть препятствия в экономических отношениях. На Всемирном экономическом форуме в Давосе Си выступил за многополярный мировой порядок и верховенство права, что было бальзамом на душу европейцев.

Но расхождения между этими словами и реальной политикой Пекина становятся все более очевидными. Накануне последнего саммита ЕС — Китай стало ясно, что о компромиссе по торговым вопросам речи пока не идет. Инициатива «Один пояс — один путь» в основном касается группы новых восточных государств ЕС, сотрудничающих с Китаем в формате 16+1, а не Европейского союза в целом. Китай все активнее продвигает собственное понимание международного порядка, и Евросоюзу ничего не остается, кроме как воспринимать его как восходящую мировую державу и надеяться на благоприятные перемены в политике Пекина.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

"90290"

24 октября в Пекине завершился XIX съезд Коммунистической партии Китая (КПК). Делегаты съезда избрали новый состав Центрального комитета КПК и Центральной комиссии КПК по проверке дисциплины. На первом пленуме ЦК КПК 19-го созыва, который прошёл сразу после закрытия съезда, сформирован новый состав Постоянного комитета Политбюро ЦК КПК из семи человек во главе с генеральным секретарём ЦК КПК Си Цзиньпином.

Съезд стал примечательным событием не только для Китая. Центральным пунктом оглашённой на съезде стратегии развития КНР является понятие «социализма с китайской спецификой в новую эпоху». Признано, что «новая эпоха» наступит с 2020 года и будет длиться 30 лет - до 2050 года. Содержание «новой эпохи» КПК определяет как построение к 100-летию образования КНР (1949) полностью модернизированного социалистического общества всеобщего благосостояния (всеобщей зажиточности) с высоким по мировым меркам уровнем материальной, политической, духовной культуры. По совокупной «национальной мощи и международному влиянию» КНР к этому времени должна войти в число мировых лидеров.

Этой цели намечено добиться в два этапа. Первый этап - с 2020 по 2035 год, когда планируется полностью завершить построение общества среднего достатка и в основном осуществить социалистическую модернизацию. КНР достигнет технологической независимости и сможет сама стать донором инновационных технологий мирового уровня. На этой основе планируется обеспечить значительный прирост доли населения со средним уровнем доходов, резко сократить разрыв в уровне развития города, села и регионов, обеспечить равный доступ к основным общественным услугам (всеобщее пенсионное обеспечение и медобслуживание), а также существенно сократить имущественное расслоение. Возрастёт в эти годы и китайская "мягкая сила".

Второй этап (2035-2050 гг.) должен завершить социалистическую модернизацию Китая, превратив его, как говорится в партийных документах, в общество полной всеобщей зажиточности с преодолённым в основном имущественным расслоением населения и разрывом в уровне развития регионов.

На съезде были обобщены выявившиеся за прошедшую пятилетку проблемы нового этапа развития Китая. Они сформулированы как основное противоречие китайского общества: между постоянно растущими потребностями народа и неравномерностью, неполнотой развития. Имеются в виду два рода разрывов: экономический разрыв между богатыми приморскими и отстающими центральными и западными провинциями, а также разрыв в доходах между городом и деревней и, как следствие, не решённая в сельских районах проблема бедности.

Сейчас способом борьбы с бедностью в Китае является массовая выдача нуждающимся целевых микрокредитов на сумму менее 50 тыс. юаней сроком на три года без ипотеки, без поручительства, с базовой процентной ставкой. В целом уровень бедности в КНР сокращается. Так, в 2012-2016 гг. от бедности были избавлены 55 млн человек, а всего по состоянию на конец 2016 г. в Китае насчитывалось 43 млн. бедняков.

Опережающее развитие насыщенных портами приморских провинций было изначально определено в качестве макроэкономической стратегии китайских реформ. Однако сейчас разрыв в развитии регионов приобретает угрожающие формы, оборачиваясь безработицей в центре страны и едва сдерживаемой миграцией работников в перенаселённые восточные (прибрежные) провинции. Поэтому Си Цзиньпин и говорил в докладе на съезде о необходимости «создать новый, более эффективный механизм согласованного развития регионов». Потенциал восточных провинций будет в большей степени, чем раньше, перенаправляться с помощью государственных стимулирующих мер на ускорение экономического развития центральных и западных районов Китая.

Съезд подтвердил, что основной упор будет делаться на ускоренном развитии реального сектора экономики, а экономический рост планируется обеспечить за счёт форсированного внедрения научно-технических инноваций. Китай все последние годы наращивает вложения в НИОКР, в 2016 году они составили 2,1% ВВП. По докладу Всемирной организации интеллектуальной собственности за 2017 год, КНР является единственной страной со средним уровнем дохода в мировом списке 25 самых инновационных экономик, занимая 22 место .

Наиболее общим условием экономического роста признано совершенствование системы социалистической рыночной экономики. Специально уточнено, что конкуренция должна идти на справедливой и упорядоченной основе.

Си Цзиньпин подтвердил, что на международной арене Китай будет продолжать политику открытости. Прозвучал также тезис о том, что международная безопасность не может быть достигнута играми с нулевой суммой и ни одна страна не может себе позволить действовать исключительно из собственных интересов.

Китайский государственный капитализм стал основой быстрого, впечатляющего экономического роста, при этом капитализм и стимулы рынка, как явствует из документов КПК и выступлений руководителей компартии, являются лишь инструментами создания материальной базы социализма. Поэтому такое большое внимание от съезда к съезду уделяется в Китае экономической деятельности государства и обеспечению роста доходов населения. Ведь социализм нельзя построить в бедной стране.

Выполнение этих масштабных планов предъявляет повышенные требования к качеству партийно-государственного руководства. Отсюда состоявшееся на съезде официальное закрепление особой роли генерального секретаря ЦК КПК Си Цзиньпина. При этом сам принцип коллективного руководства сохраняется, а гадания о наличии/отсутствии в Китае преемника Си Цзиньпина ни к чему не ведут, лишь заслоняя действительно важные стратегические решения, принятые в Пекине на XIX съезде КПК.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.



Рекомендуем почитать

Наверх