В процессе воображения новые образы. Психологические механизмы воображения. Развитие воображения у детей

Декор, ландшафтный дизайн 17.12.2023

Позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Оно во многом помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны. Например, при моделировании абстрактных процессов и объектов.

Разновидность творческого воображения - фантазия . Воображение - одна из форм психического отражения мира. Наиболее традиционной точкой зрения является определение воображения как процесса (А. В. Петровский и М. Г. Ярошевский, В. Г Казаков и Л. Л. Кондратьева и др). Согласно М. В. Гамезо и И. А. Домашенко: «Воображение - психические процессы , заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте». Отечественными авторами это явление также рассматривается как способность (В. Т. Кудрявцев, Л. С. Выготский) и как специфическая деятельность (Л. Д. Столяренко, Б. М. Теплов). Принимая во внимание сложное функциональное строение, Л. С. Выготский считал адекватным применение понятия психологической системы.

По мнению Э. В. Ильенкова, традиционное понимание воображения отражает только его производную функцию. Главная - позволяет видеть то, что есть, то, что лежит перед глазами, то есть основной функцией воображения является преобразование оптического явления на поверхности сетчатки в образ внешней вещи.

Классификация процессов воображения

По результатам:

  • Репродуктивное воображение (воссоздание действительности такой какая она есть)
  • Продуктивное (творческое) воображение:
    • с относительной новизной образов;
    • с абсолютной новизной образов.

По степени целенаправленности:

  • активное (произвольное) - включает воссоздающее и творческое воображение;
  • пассивное (непроизвольное) - включает непреднамеренное и непредсказуемое воображение.

По виду образов:

  • конкретное;
  • абстрактное.

По приёмам воображения:

  • агглютинация - соединение несоединимых в реальности объектов;
  • гиперболизация - увеличение или уменьшение предмета и его частей;
  • схематизация - выделение различий и выявление черт сходства;
  • типизация - выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях.

По степени волевых усилий:

  • преднамеренное;
  • непреднамеренное.

Четырёхэтапная модель творческого процесса Уоллеса

Основная статья: Творчество как процесс
  • Стадия приготовления, сбор информации . Заканчивается ощущением невозможности решить проблему.
  • Стадия инкубации. Ключевая стадия. Человек сознательно не занимается проблемой.
  • Инсайт (озарение).
  • Проверка решения.

Механизмы воображения

  • агглютинация - создание нового образа из частей других образов;
  • гиперболизация - увеличение или уменьшение объекта и его частей;
  • схематизация - сглаживание различий между объектами и выявление их сходств;
  • акцентирование - подчеркивание особенностей объектов;
  • типизация - выделение повторяющегося и существенного в однородных явлениях.

Существуют условия, способствующие нахождению творческого решения: наблюдательность, легкость комбинирования, чуткость к проявлению проблем.

Гилфорд вместо понятия «воображение» использовал термин «дивергентное мышление». Он означает порождение новых идей с целью самовыражения человека. Характеристики дивергентного мышления:

  • беглость;
  • гибкость;
  • оригинальность;
  • точность.

Развитие воображения у детей

Через творчество у ребёнка развивается мышление . Этому способствуют настойчивость и выраженные интересы. Отправной точкой для развития воображения должна быть направленная активность, то есть включение фантазий детей в конкретные практические проблемы.

Развитию воображения способствуют:

  • ситуации незавершенности;
  • разрешение и даже поощрение множества вопросов;
  • стимулирование независимости, самостоятельных разработок;
  • позитивное внимание к ребёнку со стороны взрослых.

Развитию воображения препятствуют:

  • неодобрение воображения;
  • жесткие полоролевые стереотипы ;
  • разделение игры и обучения;
  • готовность к изменению точки зрения;
  • преклонение перед авторитетами .

Воображение и реальность

Мир воспринимается как интерпретация данных, поступающих от органов чувств. Будучи таковым, он воспринимается реальным в отличие от большинства мыслей и образов.

Функции воображения

  • представление действительности в образах, а также создание возмож­ности пользоваться ими, решая задачи;
  • регулирование эмоциональных состояний;
  • произвольная регуляция познавательных процессов и состояний чело­века, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций;
  • формирование внутреннего плана действий - способности выполнять их внутри, манипулируя образами;
  • планирование и программирование деятельности, составление про­грамм, оценка их правильности, процесса реализации.

Воображение и когнитивные процессы

Воображение является познавательным процессом, специфика которого состоит в переработке прошлого опыта.

Взаимосвязь воображения и органических процессов наиболее ярко проявляется в следующих явлениях: идеомоторный акт и психосоматическое заболевание . На основе связи между образами человека и его органическими состояниями строится теория и практика психотерапевтических воздействий. Воображение неразрывно связано с мышлением. Согласно Л. С. Выготскому, допустимо высказывание о единстве этих двух процессов.

И мышление, и воображение возникают в проблемной ситуации, мотивируются потребностями личности. Основу обоих процессов составляет опережающее отражение. В зависимости от ситуации, запаса времени, уровня знаний и их организации одна и та же задача может решаться как с помощью воображения, так и с помощью мышления. Различие состоит в том, что отражение действительности, осуществляемое в процессе воображения, происходит в виде ярких представлений, в то время, как опережающее отражение в процессах мышления происходит путем оперирования понятиями, позволяющими обобщенно и опосредованно познавать окружающее. Использование того или иного процесса диктуется, прежде всего, ситуацией: творческое воображение работает, в основном, на том этапе познания, когда неопределенность ситуации достаточно велика. Таким образом, воображение позволяет принимать решения даже при неполноте знания.

В своей деятельности воображение использует следы прошлых восприятий, впечатлений, представлений, то есть следы памяти (энграммы). Генетическое родство памяти и воображения выражается в единстве составляющих их основу аналитико-синтетических процессов. Принципиальное различие между памятью и воображением обнаруживается в различном направлении процессов активного оперирования с образами. Так, основной тенденцией памяти является восстановление системы образов, максимально приближенной к ситуации, которая имела место в опыте. Для воображения, напротив, характерно стремление к максимально возможному преобразованию исходного образного материала.

Воображение включается в восприятие, влияет на создание образов воспринимаемых предметов и, в то же время, само зависит от восприятия. Согласно идеям Ильенкова, главной функцией воображения является преобразование оптического явления, состоящего в раздражении световыми волнами поверхности сетчатки, в образ внешней вещи.

Воображение тесно связано с эмоциональной сферой. Эта связь имеет двойственный характер: с одной стороны, образ способен вызвать сильнейшие чувства, с другой - возникшая однажды эмоция или чувство может стать причиной активной деятельности воображения. Данная система подробно рассмотрена Л. С. Выготским в его работе «Психология искусства». Основные выводы, к которым он приходит, можно изложить следующим образом. Согласно закону реальности чувств, «все фантастические и нереальные наши переживания, в сущности, протекают на совершенно реальной эмоциональной основе». На основе этого Выготский делает вывод, что фантазия является центральным выражением эмоциональной реакции. Согласно закону однополюсной траты энергии, нервная энергия имеет тенденцию к тому, чтобы растрачиваться на одном полюсе - или в центре или на периферии; всякое усиление энергетической траты на одном полюсе немедленно же влечет за собой ослабление её на другом. Таким образом, с усилением и усложнением фантазии как центрального момента эмоциональной реакции её периферическая сторона (внешнее проявление) задерживается во времени и ослабевает в интенсивности. Таким образом, воображение позволяет получать разнообразный опыт переживаний и оставаться при этом в рамках социально приемлемого поведения. Каждый получает возможность прорабатывать излишнее эмоциональное напряжение, разряжая его с помощью фантазий, и компенсируя, таким образом, неудовлетворенные потребности.

См. также

  • Сила воображения

Примечания

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Воображение // Философский энциклопедический словарь. М.: Инфра-М, . - 576 с.
  • Николаенко Н. Н. Психология творчества. СПб.: Речь, . - 288 с. (Серия: «Современный учебник»)
  • Egan, Kieran . Imagination in Teaching and Learning. Chicago : University of Chicago Press , .
  • Гамезо М. В. , Домашенко И. А. Атлас по психологии. М.: Педагогическое общество России,
  • Выготский Л. С. Психология искусства. Анализ эстетической реакции. М.: Лабиринт , .
  • Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение , .
  • Петровский А. В. , Беркинблит М. Б. Фантазия и реальность. М.: Политиздат , .
  • Ильенков Э. В. О воображении // Народное образование. . № 3.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :
  • Шаб-Ниггурат
  • Ричард Шарп

Смотреть что такое "Воображение" в других словарях:

    ВООБРАЖЕНИЕ - фантазия способность человеческого сознания создавать образы, не имеющие непосредственных аналогов в действительности. Философия изучает творческое продуктивное В., которое, отталкиваясь от наличной вещи с ее случайными признаками и особенностями … Философская энциклопедия

    воображение - психический процесс, выражающийся: 1) в построении образа, средств и конечного результата предметной деятельности субъекта; 2) в создании программы поведения, когда … Большая психологическая энциклопедия

    ВООБРАЖЕНИЕ - правит миром. Наполеон I Богатство ассоциаций не всегда свидетельствует о богатстве воображения. Кароль Ижиковский Многие путают свое воображение со своей памятью. Генри Уилер Шоу Все мы герои своих романов. Мэри Маккарти (см. ВЫМЫСЕЛ И ФАНТАЗИЯ) … Сводная энциклопедия афоризмов

Наряду с образами памяти, которые являются копия­ми восприятия, человек может создавать исовершенно новые образы. В образах может предстать и то, чего мы непосредственно не воспринимали, и то, чего вообще не было в нашем опыте, и даже то, чего в такой именно фор­ме в действительности не существует. Это образы вообра­жения. Итак, воображение - это познавательный процесс, который состоит из создания новых образов, на основе которых возникают новые действия и предметы.

Каждый образ созданный в воображении, является в ка­кой-то степени и воспроизведением и преобразованием дей­ствительности. Воспроизведение -основная характеристика па­мяти, преобразование - основная характеристика воображе­ния. Если основная функция памяти - сохранение опыта, то основная функция воображения - его преобразование.

Образы воображения опираются на представления па­мяти. Но эти представления подвергаются глубокому из­менению. Представления памяти - это образы предметов и явлений, которых мы в данный момент не воспринимаем, но когда-то воспринимали. Но мы можем, исходя из зна­ний и опираясь на опыт человечества, создать себе пред­ставления о таких вещах, которых никогда раньше сами не воспринимали. Например, я могу себе представить пес­чаную пустыню или тропические леса, хотя бывать там мне не приходилось. Воображение - это создание того, что в опыте человека ещё не существовало, что он не воспри­нимал в прошлом и с чем раньше не встречался. Тем не менее все новое, созданное в воображении, всегда так или иначе связано с реально существующим. Все представления воображения строятся из материа­ла, полученного в прошлых восприятиях и сохранённого в памяти. Деятельность воображения всегда является пере­работкой тех данных, которые доставляются ощущениями и восприятиями. Из «ничего» воображение творить не мо­жет (слепой от рождения не может создать цветовой об­раз, глухой - звуков). Самые причудливые и фантастичес­кие продукты воображения всегда строятся из элементов действительности.

При помощи воображения человек отражает реальную действительность, но в иных, необычных, часто неожи­данных сочетаниях и связях. Воображение преобразует дей­ствительность и создаёт на этой основе новые образы. Во­ображение тесно связано с мышлением, поэтому способ­но активно преобразовывать жизненные впечатления, полученные знания, данные восприятия и представления. Вообще воображение связано со всеми сторонами психи­ческой деятельности человека: с его восприятием, памя­тью, мышлением, чувствами.

Как же возникают образы воображения, по каким за­конам осуществляется их построение?

Воображение - познавательный процесс и имеет в сво­ей основе аналитико-синтезическую деятельность челове­ческого мозга. Анализ помогает выделить отдельные части и признаки предметов или явления, синтез - объединить в новые, до сих пор не встречавшиеся комбинации. В ре­зультате создаётся образ или система образов, в которых реальная действительность отражается человеком в новом, преобразованном, изменённом виде и содержании. Физиологическая основа воображения - образование новых сочетаний из временных нервных связей, уже сфор­мировавшихся в коре больших полушарий мозга.



Психологи выделяют виды воображения по следующим основаниям.

1. Степень активности создания человеком новых обра­зов и осознанности этих образов:

Непроизвольное или пассивное воображение - новые об­разы возникают под воздействием малоосознанных или неосознанных потребностей. Это сновидения, галлюцина­ции, грёзы, состояния «бездумного отдыха».

По оригинальности произвольное (активное) вообра­жение разделяется на воссоздающее, или репродуктивное, и творческое.

Воссоздающее, или репродуктивное, воображение - это по­строение образа предмета, явления в соответствии с его словесным описанием или по чертежу, схеме, картине. В процессе воссоздающего воображения возникают новые об­разы, но новые субъективно, для данного человека, а объек­тивно они уже существуют. Они уже воплощены в опреде­ленных предметах культуры. При чтении художественной и учебной литературы, при изучении географических, исто­рических и других описаний постоянно оказывается необ­ходимым воссоздавать при помощи фантазии то, о чем го­ворится в этих источниках. Любой зритель, читатель или слушатель должен обладать достаточно развитым воссозда­ющим воображением, чтобы увидеть и почувствовать то, что хотел передать и выразить художник, писатель, рас­сказчик. Отличной школой развития воссоздающего вооб­ражения служит изучение географических карт. К. Паустов­ский писал: «Еще в детстве у меня появилось пристрастие к географическим картам. Я мог сидеть над ними по несколь­ку часов, как над увлекательной книгой. Я изучал течение неведомых рек, прихотливые морские побережья, прони­кал в глубину тайги... Постепенно все эти места оживали в моем воображении с такой ясностью, что, кажется, я мог бы написать вымышленные путевые дневники по разным материкам и странам».

Суть воссоздающего воображения в том, что мы воспро­изводим то, что сами непосредственно не воспринимали, но что нам сообщают другие люди (речью, чертежами, схе­мами, знаками и пр.). Мы как бы расшифровываем сигналы, символы, знаки. Например, инженер, рассматривая чертеж (систему линий на листе), восстанавливает образ машины, которая «зашифрована» условными обозначениями. Воссоздающее воображение играет важную роль в жиз­ни человека, оно позволяет людям обмениваться опытом, без чего немыслима жизнь в обществе. Оно помогает каж­дому из нас овладеть опытом, знаниями и достижениями других людей.

Творческое воображение - это самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных про­дуктах деятельности. Образы создаются без опоры на гото­вое описание или условное изображение.

Роль творческого воображения огромна. Создаются но­вые оригинальные произведения, которых никогда не было. Однако их персонажи (у художников, скульпторов, писа­телей) настолько жизненны, реальны, что начинаешь от­носиться к ним, как к живым (вспомним Дон Кихота, Андрея Болконского, Наташу Ростову, Анну Каренину, Татьяну Ларину, Григория Мелехова, Василия Теркина, братьев Турбиных...).

В образах, возникающих в воображении, всегда есть чер­ты уже известных человеку образов. Но в новом образе они преображены, изменены, соединены в необычные соче­тания:

Акцентирование – подчёркивание какой-либо детали (шарж, карикатура).

Типизация – выделение существенного, повторяющегося в однородном и воплощение их в конкретном образе. (профессиональный образ)

Схематизация – сглаживание различий, проработка основных сходных черт, (схематический рисунок).

Гиперболизация – парадоксальное увеличение или уменьшение предмета или его частей (карлик Нос, Гулливер)

Агглютинация – склеивание различных, несоединимых в повседневной жизни частей. (Кентавр)

Сущность воображения заключается в способности под­мечать и выделять в предметах и явлениях специфические признаки и свойства и переносить их на другие предметы.

Т е м а 5

ВООБРАЖЕНИЕ

Наряду с образами памяти, которые являются копия­ми восприятия, человек может создавать и совершенно новые образы. В образах может предстать и то, чего мы непосредственно не воспринимали, и то, чего вообще не было в нашем опыте, и даже то, чего в такой именно фор­ме в действительности не существует. Это образы вообра­жения. Итак, воображение - это познавательный процесс, который состоит из создания новых образов, на основе которых возникают новые действия и предметы.

Каждый образ, созданный в воображении, является в ка­кой-то степени и воспроизведением и преобразованием дей­ствительности. Воспроизведение - основная характеристика па­мяти, преобразование - основная характеристика воображе­ния. Если основная функция памяти - сохранение опыта, то основная функция воображения - его преобразование?

Образы воображения опираются на представления па­мяти. Но эти представления подвергаются глубокому из­менению. Представления памяти - это образы предметов и явлений, которых мы в данный момент не воспринимаем, но когда-то воспринимали. Но мы можем, исходя из зна­ний и опираясь на опыт человечества, создать себе пред­ставления о таких вещах, которых никогда раньше сами не воспринимали. Например, я могу себе представить пес­чаную пустыню или тропические леса, хотя бывать там мне не приходилось. Воображение - это создание того, что в опыте человека еще не существовало, что он не воспри­нимал в прошлом и с чем раньше не встречался. Тем не менее все новое, созданное в воображении, всегда так или иначе связано с реально существующим.

Все представления воображения строятся из материа­ла, полученного в прошлых восприятиях и сохраненного в памяти. Деятельность воображения всегда является пере­работкой тех данных, которые доставляются ощущениями и восприятиями. Из «ничего» воображение творить не мо­жет (слепой от рождения не может создать цветовой об­раз, глухой - звуков). Самые причудливые и фантастичес­кие продукты воображения всегда строятся из элементов действительности;

Воображение - одна из фундаментальных характеристик человека. В нем наиболее наглядно проявляется отличие че­ловека от животных предков. Философ Э.В. Ильенков писал: «Сама по себе взятая фантазия, или сила воображения, при­надлежит к числу не только драгоценных, но и всеобщих, универсальных способностей, отличающих человека от жи­вотного. Без нее нельзя сделать ни шагу не только в искусст­ве... Без силы воображения невозможно было бы даже перей­ти улицу сквозь поток автомашин. Человечество, лишенное фантазии, никогда не запустило бы в космос ракеты». Д. Дид­ро восклицал: «Воображение! Без этого качества нельзя быть ни поэтом, ни философом, ни умным человеком, ни мыс­лящим существом, ни просто человеком... Воображение - это способность вызывать образы. Человек, начисто лишенный этой способности, был бы тупицей».



При помощи воображения человек отражает реальную действительность, но в иных, необычных, часто неожи­данных сочетаниях и связях. Воображение преобразует дей­ствительность и создает на этой основе новые образы. Во­ображение тесно связано с мышлением, поэтому способ­но активно преобразовывать жизненные впечатления, полученные знания, данные восприятия и представления. Вообще воображение связано со всеми сторонами психи­ческой деятельности человека: с его восприятием, памя­тью, мышлением, чувствами.

Как же возникают образы воображения, по каким за­конам осуществляется их построение?

Воображение - познавательный процесс и имеет в сво­ей основе аналитико-синтезическую деятельность челове­ческого мозга. Анализ помогает выделить отдельные части и признаки предметов или явления, синтез - объединить в новые, до сих пор не встречавшиеся комбинации. В ре­зультате создается образ или система образов, в которых реальная действительность отражается человеком в новом, преобразованном, измененном виде и содержании.

Физиологическая основа воображения - образование новых сочетаний из временных нервных связей, уже сфор­мировавшихся в коре больших полушарий мозга.

Виды воображения

Психологи выделяют виды воображения по следующим основаниям.

1 . Степень активности создания человеком новых обра­зов и осознанности этих образов:

Непроизвольное или пассивное воображение - новые об­разы возникают под воздействием малоосознанных или неосознанных потребностей. Это сновидения, галлюцина­ции, грезы, состояния «бездумного отдыха».

Так, образы во сне рождаются непреднамеренно. К от­крытию тайны сна люди пришли лишь в конце XIX -начале XX в. Обрывки воспоминаний прошлого причуд­ливо сочетаются всновидениях, они рождаются непред­намеренно, вступают в неожиданные, иногда совершен­но бессмысленные сочетания. В полусонном, дремотном состоянии может происходить то же самое. Сеченов го­ворил, что сновидения - это «небывалые комбинации бывалых впечатлений». Когда человек спит, его созна­ние как бы отступает на задний план, так как прекра­щают работать те участки головного мозга, которые ве­дают сознанием, контролируют наши впечатления и представления. Сон - это разлитое торможение больших полушарий. Когда происходит полное и глубокое тормо­жение, сон бывает глубоким, без сновидений. Но тор­можение происходит неравномерно, особенно в началь­ной стадии сна и в последней перед пробуждением. Сно­видения вызываются работой группы клеток, оставшихся незаторможенными. Характерными для сновидений яв­ляются:

Чувственная достоверность. Когда я вижу сон, я ни на минуту не сомневаюсь, что все это происходит со мной наяву. Лишь проснувшись, «стряхнув» с себя сон, я смогу критически отнестись к приснившимся фантазиям;

Невероятная причудливость, необычность связей и сочетаний образов;

Явная связь с насущными потребностями человека. Например, Татьяна пишет Онегину: «Ты в сновиденьях мне являлся». Влюбленная в Евгения, она постоянно ду­мает о нем, и вот его образ - во сне.

Несмотря на всю фантастичность сновидений, в них может содержаться лишь то, что было воспринято челове­ком. Сегодня известны некоторые механизмы сновидений.

Например, поводом для сновидений могут послужить раздражения, которые получает организм спящего чело­века: сдвинулось одеяло - замерзли ноги, может приснить­ся, что ты замерзаешь, что под тобой проломился лед, или что ты по колено в воде и бреднем ловишь рыбу. Вари­аций может быть множество.

На этом основана методика изучения содержания сно­видений: испытуемого подвергают (конечно, с его согла­сия) во время сна тем или иным раздражениям, а потом расспрашивают о том, что ему снилось. Так, освещение лица спящего красным светом может вызвать во сне обра­зы грозы, вспышки молнии, отблески лесного пожара. Если поднести к носу спящего флакон с духами, возможен об­раз цветущего сада или праздника, когда люди дарят друг другу букеты цветов. Или: лицо спящего закрыли одеялом, стало труднее дышать, а ему снится, что на него набро­сился бандит и душит его.

Иногда причиной сна являются бурные события, про­исшедшие за день - сон снится на ту же тему, в продолже­ние этих событий. Приснившийся сон может сигнализиро­вать о какой-либо болезни. Так, одну женщину долго пре­следовал сон: она ела сырую или испорченную рыбу. При медицинском обследовании у нее оказалась острая форма гастрита. Есть еще много разных причин сновидений, о которых вы можете, если заинтересуетесь, узнать из спе­циальной литературы.

Сон - продукт здоровой психики. Сны видят все люди. Исследования последних лет приводят ученых к мысли о том, что сновидения даже необходимы для нормальной работы нашего мозга. Если лишить человека сновидений, это может привести к расстройству психики. Продуктом боль­ной или нездоровой психики являются галлюцинации.

Галлюцинация - это тоже пассивное, непреднамерен­ное воображение. У людей, психически ненормальных или не совсем здоровых, образы фантазии приобретают чер­ты реальности. У душевнобольного они конкурируют с тем, что он действительно воспринимает. Если ему пред­ставляется давно умерший родственник, он разговарива­ет с ним, как с живым, ни на минуту не сомневается в реальности последнего. Такие «сны наяву» и называются галлюцинациями.

А.С. Пушкин очень тонко описывает помешательство старого мельника в результате сильнейшего эмоциональ­ного потрясения из-за самоубийства дочери («Русалка»):

Я продал мельницу бесам запечным,

А денежки отдал на сохраненье

Русалке, вещей дочери моей.

Они в песке Днепра-реки зарыты,

Их рыбка-одноглазка стережет.

Галлюцинации появляются при различных психичес­ких заболеваниях, под влиянием сильных переживаний -чувства тоски, страха, навязчивых мыслей.

При слуховых галлюцинациях больной слышит голоса, музыку, звуки. Голоса то угрожают ему, то о чем-то про­сят. При этом голоса бывают тихими, громкими, «прика­зывающими», в результате чего человек совершает не­ожиданные поступки. Это психическое расстройство часто возникает на почве алкоголизма.

Зрительные галлюцинации обычно возникают при таких болезнях, как эпилепсия, истерия, а также у алкоголи­ков, дошедших до состояния белой горячки.

Эти явления объясняются тем, что значительные участки мозга душевнобольного постоянно в большей или мень­шей степени заторможены. Следы прошлых восприятий, комбинируемые в образах фантазии, вызывают такую же реакцию, как и реальные раздражители.

Грезы - это пассивное, но преднамеренное воображение. Это мечты, не связанные с волей, направленной на их вы­полнение. Люди грезят о чем-то приятном, радостном, за­манчивом, причем в грезах отчетливо видна связь фантазии с потребностями и желаниями. Вспомним Манилова - ге­роя повести Н.В. Гоголя «Мертвые души». Манилов пользу­ется грезами и бесплодной мечтательностью как завесой от необходимости что-то делать: вот он вошел в комнату, сел на стул и предался размышлению. Незаметно мысли занес­ли его бог знает куда. «Он думал о благополучии дружеской жизни, о том, как бы хорошо было жить с другом на берегу какой-нибудь реки, потом через реку начал строиться у него мост, потом огромнейший дом с таким высоким бель­ведером, что можно оттуда видеть даже Москву, и там пить вечером чай на открытом воздухе и рассуждать о каких-нибудь приятных предметах...»

Произвольное, или активное воображение - это процесс преднамеренного построения образов в связи с сознательно поставленной целью в той или иной деятельности. Этот вид воображения возникает в раннем возрасте и наиболь­шее развитие получает в детских играх. В игре дети берут на себя разные роли (летчика, шофера, доктора, Бабы-Яги, брокера и т.д.). Необходимость построить свое поведение в соответствии с приятной на себя ролью требует активной работы воображения. Кроме этого надо вообразить недо­стающие предметы и саму ситуацию игры.

По оригинальности произвольное (активное) вообра­жение разделяется на воссоздающее, или репродуктивное, и творческое.

Воссоздающее, или репродуктивное, воображение - это по­строение образа предмета, явления в соответствии с его словесным описанием или по чертежу, схеме, картине. В процессе воссоздающего воображения возникают новые об­разы, но новые субъективно, для данного человека, а объек­тивно они уже существуют. Они уже воплощены в опреде­ленных предметах культуры. При чтении художественной и учебной литературы, при изучении географических, исто­рических и других описаний постоянно оказывается необ­ходимым воссоздавать при помощи фантазии то, о чем го­ворится в этих источниках. Любой зритель, читатель или слушатель должен обладать достаточно развитым воссозда­ющим воображением, чтобы увидеть и почувствовать то, что хотел передать и выразить художник, писатель, рас­сказчик. Отличной школой развития воссоздающего вооб­ражения служит изучение географических карт. К. Паустов­ский писал: «Еще в детстве у меня появилось пристрастие к географическим картам. Я мог сидеть над ними по несколь­ку часов, как над увлекательной книгой. Я изучал течение неведомых рек, прихотливые морские побережья, прони­кал в глубину тайги... Постепенно все эти места оживали в моем воображении с такой ясностью, что, кажется, я мог бы написать вымышленные путевые дневники по разным материкам и странам».

Суть воссоздающего воображения в том, что мы воспро­изводим то, что сами непосредственно не воспринимали, но что нам сообщают другие люди (речью, чертежами, схе­мами, знаками и пр.). Мы как бы расшифровываем сигналы, символы, знаки. Например, инженер, рассматривая чертеж (систему линий на листе), восстанавливает образ машины, которая «зашифрована» условными обозначениями.

Воссоздающее воображение играет важную роль в жиз­ни человека, оно позволяет людям обмениваться опытом, без чего немыслима жизнь в обществе. Оно помогает каж­дому из нас овладеть опытом, знаниями и достижениями других людей.

Творческое воображение - это самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных про­дуктах деятельности. Образы создаются без опоры на гото­вое описание или условное изображение.

Роль творческого воображения огромна. Создаются но­вые оригинальные произведения, которых никогда не было. Однако их персонажи (у художников, скульпторов, писа­телей) настолько жизненны, реальны, что начинаешь от­носиться к ним, как к живым (вспомним Дон Кихота, Андрея Болконского, Наташу Ростову, Анну Каренину, Татьяну Ларину, Григория Мелехова, Василия Теркина, братьев Турбиных...).

Особый вид воображения - мечта. Мечта всегда на­правлена на будущее, на перспективы жизни и деятельно­сти конкретного человека, конкретной личности. Мечта позволяет намечать будущее и организовывать свое пове­дение для его осуществления. Представить себе будущее (т.е. то, чего еще нет) человек не мог бы без воображения, без умения строить новый образ. Причем мечта - это такой процесс воображения, который всегда направлен не про­сто в будущее, а в желаемое будущее. В этом смысле Плюш­кин - образ творческого воображения Н.В. Гоголя, но не его мечта. А вот герои «Алых парусов» А. Грина - мечта писателя о людях, какими бы он хотел их видеть.

Мечта не дает немедленного объективного продукта деятельности, но всегда является толчком к деятельно­сти. К.Г. Паустовский говорил, что сутью человека явля­ется та мечта, которая живет у каждого в сердце. «Ничто человек так глубоко не прячет, как свою мечту. Может быть, потому, что она не выносит самого малого осмея­ния и уж, конечно, не выносит прикосновения равно­душных рук. Только единомышленнику можно поверить свою мечту».

К образам такого рода, как мечта, относятся идеалы человека - образы, служащие ему образцами жизни, по­ведения, отношений, деятельности. Идеал - это образ, в котором представлены наиболее ценные, значимые для данного человека черты и свойства личности. В образе-иде­але выражается тенденция развития личности.

Еще один вид творческого воображения -фантазия или мечтательность. Здесь желаемое будущее не связывает­ся непосредственно с настоящим. К образам фантазии от­носят сказочно-фантастические и научно-фантастические образы. В фантазии представлены объекты и явления, ко­торых в природе нет. И сказки, и научная фантастика -результат творческого воображения. Но их авторы не видят путей достижения того, что рисует им их воображение.

Каждый предмет, каким бы будничным и далеким от фантазии он ни казался, в той или иной мере результат работы воображения. В этом смысле можно сказать, что любой предмет, сделанный руками человека, - это осуще­ствленная мечта. Новое поколение использует вещь, о ко­торой мечтали и которую создали их отцы. Осуществленная мечта вызывает новую потребность, а новая потребность порождает новую мечту. Сначала каждое новое достижение кажется прекрасным, но по мере его освоения люди начи­нают мечтать о лучшем, большем. Так, 4 октября 1957 г. у Земли появился искусственный спутник. Исполнилась меч­та К.Э. Циолковского, великого мечтателя нашего време­ни, который писал, что сначала неизбежно идут мысль, фантазия, сказка, за ними шествует научный расчет и, на­конец, - исполнение. Прежде чем появился спутник, воз­никла реактивная авиация, ракеты взлетали в стратосферу, изучая ее строение и состав, создавались новые жароустой­чивые сплавы, новые виды ракетного топлива и т.д. Потом в космос полетел человек - это было удивительно и пре­красно, но сейчас уже все к этому привыкли, и люди меч­тают о полете на другие планеты.

Существует большая зависимость между воображением и умом человека. Развитие воображения неразрывно связа­но с развитием личности в целом. Воображение можно тре­нировать и развивать, как любую сторону психической де­ятельности человека. Воображение развивается прежде все­го в той деятельности, в которой нельзя обойтись без воображения. В каждом человеке заключен какой-то «кусо­чек фантазии», но у каждого фантазия, или воображение, проявляется по-разному, в зависимости от направленности личности - ее интересов, знаний, эмоционального настроя.

Психологические механизмы воображения

В образах, возникающих в воображении, всегда есть чер­ты уже известных человеку образов. Но в новом образе они преображены, изменены, соединены в необычные соче­тания.

Сущность воображения заключается в способности под­мечать и выделять в предметах и явлениях специфические признаки и свойства и переносить их на другие предметы. Выделяют несколько техник воображения.

Комбинирование - сочетание отдельных элементов раз­личных образов предметов в новых, более или менее не­обычных комбинациях. Комбинирование - это творческий синтез, а не простая сумма уже известных элементов, это процесс существенного преобразования элементов, из которых строится новый образ. Помните у А.С. Пушкина:

У лукоморья дуб зеленый,

Златая цепь на дубе том,

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом.

Идет направо - песнь заводит,

Налево - сказку говорит...

Там чудеса, там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит...

Частный случай комбинирования - агглютинация - спо­соб создания нового образа путем соединения, склеива­ния совершенно разных объектов или их свойств. Напри­мер, кентавр, дракон, сфинкс - лев с головой человека или ковер-самолет, когда способность летать перенесли от птицы на другой предмет. Это сказочный образ: не учи­тываются условия, при которых ковер мог бы летать. Но само воображаемое перенесение способности птиц к по­лету на другие тела - оправдано. Потом изучили условия полета и осуществили мечту - появился самолет. Мино­тавр - чудовище с туловищем человека и головой быка, русалка... Такие соединения разных объектов существуют не только в искусстве, но и в технике: троллейбус, аэро­сани, танк-амфибия и т.д.

Акцентирование - подчеркивание тех или иных черт (на­пример, образ великана). Этот способ лежит в основе со­здания карикатур и дружеских шаржей (умный - очень высокий лоб, недостаток ума - низкий).

Акцентирование проявляется в нескольких специфичес­ких действиях:

а) утрирование - намеренное подчеркивание особенно стей внешнего облика человека;

б) преувеличение или приуменьшение (Мальчик-с-пальчик, Дюймовочка, семиглавый Змей-Горыныч);

в) типизация - обобщение и эмоциональная насыщен­ность образа. Это наиболее сложный путь создания образа творческого воображения. A.M. Горький писал, что талант­ливыми можно считать тех литераторов, которые хорошо владеют приемами наблюдения, сравнения, отбора наи­более характерных особенностей людей и включения «во­ображения» этих особенностей в одно лицо. «Как строятся типы в литературе? - спрашивал А.М. Горький. - Они стро­ятся, конечно, не портретно, не берут определенно како­го-нибудь человека, а берут 30-50 человек одной линии, одного ряда, одного настроения и из них создают Обломова, Онегина, Фауста, Гамлета, Отелло и т.д. Все это -обобщенные типы».

Индивидуальные особенности воображения определя­ются:

1) степенью легкости и трудности, с какой человеку вообще дается воображение;

2) характеристикой самого создаваемого образа: неле­пица или оригинальная находка решения;

3) в какой области ярче, быстрее происходит создание новых образов (личностная направленность).

Мышление и речь

Исключительно важная особенность мышления - его неразрывная связь с речью. Выделяя нечто общее в предме­тах и явлениях окружающего мира, человек обозначает его словами. Через слово человек впервые узнает о том, чего еще не видел (а возможно, никогда и не увидит!)

В замечательной книге «Слово о словах» Л. Успенский пишет: «С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком. Ребенок еще не научился как следует говорить, а его чистый слух уже ловит журчание бабушкиных сказок... Подросток идет в школу. Юноша шагает в институт или университет. Целое море слов, шумный океан речи подхватывает его там, за широкими дверями. Сквозь живые беседы учителей, сквозь страницы сотен книг впервые видится ему отраженная в слове необъятно-сложная вселенная... Новый человек род­нится с древними мыслями, с теми, что сложились в го­ловах людей за тысячелетия до его рождения. Сам он обре­тает возможность обращаться к правнукам, которые будут жить спустя века после его кончины. И все это только бла­годаря языку».

В системе языка за каждым словом исторически закреп­лено определенное значение. Значение слова - это всегда обобщение. Человек мыслит при помощи языка, пользу­ясь словами. Речь есть форма мышления. Мысли всегда об­лекаются в речевую форму. В тесной связи речи и мышле­ния может убедиться каждый, если поставит перед собой вопрос: На каком языке думают?

Речь является не только формой, но и орудием мышле­ния. Выражая мысли в развернутой словесной форме, мы способствуем успеху мыслительной деятельности. Речь по­могает мыслить. Необходимость выразить мысль словами, сообщить ее другому часто требует дополнительного, тща­тельного продумывания ее. В этих случаях мы замечаем, что кое-что из того, что нам казалось уже ясным, понят­ным, нуждается в уточнении, в более глубоком и основа­тельном обдумывании. Подбор слов и выражений, необхо­димых для сообщения, побуждает нас вдумываться в дета­ли мысли, иногда даже в тончайшие оттенки ее содержания. Рассказ о чем-либо другому человеку часто является луч­шим способом уяснить себе собственную мысль, до конца продумать ее содержание. Неразрывная связь мышления с речью не означает, однако, что мышление сводится к речи. Мышление и речь, мысль и слово - не тождественны друг другу. Одну и ту же мысль можно выразить на разных язы­ках. Одно и то же слово может выражать разные понятия -это омонимы, например, ключ, коса, ручка и др. И одно понятие может быть выражено разными словами - это си­нонимы; например, путь - дорога, задира - забияка, гра­ница - рубеж и др.

Как и все психические процессы, мышление представ­ляет собой деятельность мозга. Это сложная аналитико-синтетическая деятельность, осуществляемая совместной работой обеих сигнальных систем. При этом, поскольку мышление - это обобщенное при помощи слова отраже­ние действительности, ведущую роль в этой деятельнос­ти играет вторая сигнальная система. Ее постоянное и тесное взаимодействие с первой с/с обусловливает не­разрывную связь обобщенного отражения действительно­сти, каким является мышление, с чувственным позна­нием объективного мира путем ощущений, восприятий, представлений.

Физиологические механизмы собственно речи - это второсигнальная деятельность коры, которая является слож­ной координированной работой многих групп нервных клеток коры головного мозга.

Творческое преобразование действительности в воображении подчиняется своим законам и осуществляется в соответствии с определенными способами и приемами. Новые представления, благодаря операциям анализа и синтеза, возникают на основе того, что уже запечатлено в сознании. Таким образом, процессы воображения состоят в мыслительном разложении исходных представлений на составные части (анализ) и последующем их соединении в новых сочетаниях (синтез), т.е. носят аналитико-синтетический характер. Перечислим приемы и способы процесса воображения.

  • 1. Комбинирование – сочетание отдельных элементов разных образов в совершенно новых комбинациях.
  • 2. Агглютинация – "склеивание", комбинация, слияние отдельных элементов или частей нескольких предметов в один образ.
  • 3. Акцентирование, или заострение, – выделение и подчеркивание какой-либо части, детали в создаваемом образе; выделение тех или иных черт, свойств частей объекта. Данный способ создания образов широко используется при создании шаржей, карикатур. При акцентировании используют следующие приемы: а) утрирование – намеренное подчеркивание особенностей внешности или поведения (например, Карлик-Нос, Гаргантюа); б) преувеличение или преуменьшение (мальчик-с-пальчик, Великан, Дюймовочка, Гулливер в стране лилипутов); в) типизация – обобщение и эмоциональное насыщение образа (например, Отелло – обобщенный образ ревнивца).

Образы воображения

Учитывая, что продуктом, или результатом, процесса воображения являются образы воображения, следует отметить их специфику. Образы воображения могут возникнуть как в соответствии с инструкцией, указаниями другого субъекта, так и произвольно – на основе просмотра фотографий, картин, кинофильмов, природных воздействий и др. В отличие от процессов памяти прошлый опыт в воображении преобразуется (обобщается, дополняется, перекомбинируется, приобретает иную эмоциональную окраску, изменяется его масштабность). В отличие же от мыслительных образов (понятий, суждений, умозаключений) в воображении значительно снижена функция контроля. Воображение относительно свободно, ибо не сковано задачей оценки правильности того, что продуцирует наше сознание или подсознание. Новизна образов в воображении носит не абсолютный, а относительный характер. Образ воображения является новым по отношению к увиденному, услышанному, воспринятому в какой-то момент времени или точке зрения, подходу к трактовке какого-либо человека. В процессах творчества этой новизны больше, в воссоздающем воображении – меньше. Характерным отличием образов воображения является их наглядность (представляемость), отнесенность к какой-либо модальности (зрительной, слуховой, тактильной, вкусовой и т.п.).

Формы воображения

Их можно подразделить на две большие группы: непроизвольные и произвольные.

Непроизвольные формы воображения не зависят от целей и намерений человека, их протекание не контролируется работой сознания, они возникают при снижении степени его активности или расстройстве работы мозга. К данной группе относятся следующие явления мира психического:

  • а) сновидения – эти образы рождаются нашим подсознанием или связаны с остаточной активностью отдельных участков коры головного мозга;
  • б) бред – данная форма воображения порождается расстройством работы сознания. Образы воображения, возникающие в бредовых состояниях, как правило, имеют отрицательную эмоциональную окраску;
  • в) галлюцинации – они возникают под влиянием некоторых токсических и наркотических веществ и представляют собой обостренное нереалистическое восприятие действительности, искаженное сниженным контролем сознания и преобразованное воображением;
  • г) гипнотические образы воображения – они возникают под влиянием гипноза (отключение контроля сознания но приказу другого лица) и напоминают реальное восприятие, но являются внушенными, т.е. существуют только в психике гипнотизируемого человека, исчезают и появляются в соответствии с установкой гипнотизера.

Промежуточное положение между непроизвольными и произвольными формами воображения занимают грезы. С непроизвольными формами их роднит время появления: они возникают в момент снижения активности сознания в расслабленном состоянии или полудреме. Сходство грез с произвольными формами воображения обусловлено наличием намерения и возможностью управлять процессом по желанию самого человека. Грезы всегда имеют положительную эмоциональную окраску.

Произвольные формы воображения подчинены творческому замыслу или задачам деятельности и возникают на основе работы сознания. Основу этой формы воображения составляют фантазии, вымыслы или измышления, научное, художественное, техническое творчество взрослых, творчество детей, мечты и т.д.

Фантазия – это конструирование вымышленных, часто далеких от реальности образов (создание легенд, мифов, сказок, фантастических картин иных миров). Образы фантазии призваны осуществить новый синтез элементов ранее приобретенного опыта, найти образное объяснение непонятным явлениям, восполнить информационный дефицит.

Мечта – это образ желаемого будущего. Она обладает колоссальной побудительной силой: человек стремится к ее осуществлению, невзирая на препятствия и разного рода барьеры. Существуют люди, для которых мечта выступает в качестве замещения деятельности: в этом случае мечта становится сознательным, произвольным процессом, не имеющим практического завершения.

Вымыслы, иногда именуемые ложью, обычно преследуют цель получения некоторой личной выгоды за счет преднамеренного искажения действительности. Но, чтобы солгать, сначала надо создать в своем воображении трансформированный образ действительности, отвечающий интересам или расчетам автора. Детские фантазии и вымыслы, например страхи, игры и др., опираются на замещающую функцию воображения. Они могут быть изменены, трансформированы как воздействиями извне, так и по желанию самого ребенка.

Творческое воображение - это самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных продуктах деятельности. Творческое воображение - это продуцирование оригинального образа без опоры на готовое описание или условное изображение. Этот вид воображения играет важную роль во всех видах творческой деятельности людей.

Особой формой воображения является мечта. Мечта всегда направлена на будущее, на перспективы жизни и деятельности конкретной личности. Мечта позволяет человеку намечать будущее и организовывать свое поведение для его осуществления. Представить себе будущее (т.е. то, чего еще нет) человек не мог бы без воображения, без умения строить новый образ.

Образы, которые человек создает в своих мечтах, отличаются ярким, живым, конкретным характером и в то же время - эмоциональной насыщенностью, привлекательностью для субъекта. Однако мечта, воображение полезны лишь тогда, когда они повседневно связывают желаемое будущее с настоящим. Если этого нет, то из стимула действия мечта может превратиться в заместителя действия и переродиться в мечтательность, в фантазию.

Внимательный анализ созданных воображением образов отмечает в них черты известных субъекту образов. Но в новом образе они преображены, изменены, соединены в необычных сочетаниях. В этой особенности новых образов и представлений психологи усматривают основной механизм работы воображения. Сущность воображения заключается в способности подмечать и выделять в предметах и явлениях специфические признаки и свойства и переносить их на другие предметы. Принято считать, что воображение как способность создавать новые образы и предметы возникла на заре человечества вместе с трудом. Первые акты работы воображения были связаны с созданием элементарных орудий труда и предметов обихода. Их создание стало возможно на основе переноса функций руки и прочих органов тела на другие предметы. Например, чашка возникла как результат отделения от руки функции захвата жидкости и перенесения этой функции и формы сложенных ладоней на другой материал - на глину. Человек перенес на глину функцию, ей не свойственную, сотворил новую, оригинальную вещь, необходимую для удовлетворения потребностей. Психологически в основе всякого изобретения лежит работа воображения, умение отделить одни свойства предметов и перенести на другие.

Как возможно создание новых образов в процессе воображения? Иначе говоря, что является психологической предпосылкой описанного механизма воображения?

В психологии хорошо известна такая характерная черта образов и представлений об окружающем, как их гибкость и динамичность. "Образы, - писал С. Л. Рубинштейн, - являются нестатичными, неизменными, мертвенными вещами; они динамические образования. Стоит сделать попытку фиксировать какой-нибудь образ, чтобы убедиться в том, как он каждый раз на наших глазах изменяется, сдвигается, в какой-то мере трансформируется: то одни его стороны выступают на передний план, то другие; выступающие в один момент отступают, стушевываются, сходят на нет в следующий. Образ-представление по своей природе лабильное, динамическое, каждый раз изменяющееся образование. Поэтому оно легко поддается преобразованию". Если человек отделяет одни черты образа от других (здесь работает репродуктивное воображение), то в какой-то момент он может перенести их на другие предметы, даже на такие вещи, которые сами по себе этими чертами не обладают. Когда это произойдет, получится образ новой вещи, которой еще не было.

В этом переносе, позволяющем строить новые образы, и заключается работа творческого воображения. Иными словами, процесс воображения состоит в отчленении какого-либо свойства образа от других его свойств и в переносе этого свойства на другой образ. Если перенесенные свойства (или функции), включенные в состав свойств (функций) существующего образа, не могут быть реализованы в том или ином предметном материале, то новый образ так и остается образом воображения (например, кентавр, дракон, сфинкс и т.п.).

Достаточно долгое время сказочным предметом оставался образ ковра-самолета. Люди отделили способность к полету от тела самих птиц и перенесли ее на другой предмет - на ковер. Это сказочный образ потому, что он не учитывал условий, при которых ковер мог бы действительно летать. Он оказался не тем предметом, в котором могла бы осуществиться переносимая на него способность птиц к полету. Но само воображаемое перенесение способности птиц к полету на другие тела было оправданным. Когда люди научно установили условия полета, они осуществили мечту. В случае предметной реализации переносимых свойств или функций человек действительно создает новую вещь.

Создание образов воображения связано с использованием ряда приемов. Одним из них является комбинирование - сочетание отдельных элементов различных образов предметов в новых, более или менее необычных комбинациях. Комбинирование - это не простое перемещение или перегруппировка элементов, не механическое сочетание сторон разных предметов, а процесс существенного преобразования элементов, из которых строится новый образ.

Перенос свойств одного образа в другой делает его разнородным. В свете требований этого нового для него свойства необходимо превратить такую разнородность в новую однородность. В результате комбинирования получается не просто новое суммирование, а целостный новый образ, в котором отдельные элементы преобразованы и обобщены. Писатели, художники, ученые, изобретатели целенаправленно подбирают элементы и преобразуют их, руководствуясь определенной идеей, замыслом, общей композицией.

Частным случаем комбинирования является агглютинация - создание новых образов на основе "склеивания" представлений. На основе агглютинации были созданы мифологические образы: кентавр, Минотавр (чудовище с туловищем человека и головой быка). Пегас; сказочные образы - русалки, драконы и т.п. Агглютинации проявляются не только в искусстве, но и в технике: троллейбус, аэросани, танк-амфибия созданы этим способом.

Другим приемом воображения является акцентирование - подчеркивание тех или иных черт (например, образ великана). Это достигается на основе выделения, абстрагирования и преобразования существенных особенностей предмета или явления.

Но и при акцентировании преобразуется не только выделенное качество или свойство, но и все остальные. При этом одни из них опускаются вовсе, другие упрощаются, освобождаются от ряда частностей, деталей. В результате преобразуется весь образ, он приобретает обобщенный характер, становится обобщенным образом.

6. Психология внимания

В предисловии к "Хрестоматии по вниманию" ее редакторы А. А. Пузырей и В.Я Романов пишут: "Трудно, по-видимому, найти другое понятие, столь же привычное для обыденного сознания и вместе с тем имеющее столь же сложную и драматическую судьбу в психологии, как понятие внимания".

Можно указать на еще один момент, связанный с понятием внимания, но относящийся уже к юридической практике. Трудно найти другое психологическое понятие, столь же часто используемое юристами для объяснения особенностей показания свидетелей. Пожалуй, лишь понятие "интерес" употребляется так же часто, как и понятие "внимание". Нередко они понимаются как синонимы, что психологически вполне объяснимо.



Рекомендуем почитать

Наверх